Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого
crusandr
Хорошие новости от отдела оптимизации дорожного движения ЦОДД. В сентябре 2015 г. был реализован целый комплекс наших проектов по переразметке проспекта Вернадского у метро Юго-западная и перед улицей Лобачевского. Буквально за месяц удалось значительно повысить безопасность движения в сложнейшем транспортном узле, увеличить пропускную способность… и что самое удивительное, снизить количество нарушений правил стоянки и остановки!



Экспресс-анализ
Проблемы с движением у метро Юго-Западная начались еще в конце 80-х, до начала взрывной автомобилизации и масштабной жилой, торговой и офисной застройки в этом районе. Причин несколько.

Прежде всего, эта точка на проспекте Вернадского издавна является крупнейшим транспортно-пересадочным узлом, обслуживающим несколько крупных спальных районов столицы внутри и снаружи МКАД, а также пригородные направления Подмосковья. Здесь ходят и разворачиваются десятки маршрутов автобусов и троллейбусов. Добавим «прелести» маршрутных и обыкновенных такси: парковка в 2-3 ряда, под углом, в неположенных местах: несмотря на постоянную работу по наведению порядка, узел настолько привлекателен, что на место разогнанных нарушителей тут же прибывают новые. Наконец, проспект Вернадского является одной из главных вылетных магистралей юго-запада столицы.

Надо сказать, вскоре нагрузку на этот ТПУ планируется значительно снизить за счет строительства метро. Первой ласточкой стало открытие станции Тропарево, где теперь отстаиваются большинство маршрутов городского наземного транспорта. А после открытия «замкадных» станций Румянцево и Саларьево и новой линии в Солнцево большая пассажирско-пересадочная нагрузка уйдет в зону новых станций, количество автобусов и маршруток на Юго-западной снизится.

Впрочем, хотя проблемы ТПУ и удастся «растворить» новыми станций метро, уже в 2016-м транспортный узел у Юго-западной ожидают новые испытания: скоро достроят и откроют эстакаду между Рябиновой и Никулинской улицами через Киевское направление ж/д.




Это тут же создаст своеобразную дорожную юго-западную мини-хорду от Можайского шоссе до Севастопольского проспекта, которая пройдет аккурат по улице Покрышкина и 26-ти Бакинских комиссаров!


Если учесть, что Рябиновая улица станет частью Северо-западной хорды, которую активно строят и планируют сдать через 3-4 года, нагрузка на этот маршрут возрастет еще больше.

Ситуацию усугубляет своеобразная схема организации движения: участок проспекта Вернадского у метро можно назвать частным случаем кругового движения. Такой способ организации движения хорош саморегулированием, но при большой нагрузке это может сыграть злую шутку, независимо от приоритетов движения: стоит запереться одному из направлений, как узел блокируется целиком.



В данном случае разворотов целых три, и все они востребованы. С двух сторон к проспекту примыкают улицы Покрышкина и 26-ти Бакинских Комиссаров, между которыми нет прямого проезда; нет и левых поворотов на эти улицы с проспекта Вернадского. Все эти маневры возможны только через развороты. Кроме того, ими очень активно пользуется общественный транспорт, включая автобусы- «гармошки». Ситуацию усугубляет малый радиус разворотов и отсутствие прикрытых переходно-скоростных полос на въездах и выездах.

Решить проблему разворотов в 2012-2013 гг. собирались радикально, соорудив две километровые эстакады вдоль проспекта Вернадского и выведя на них транзитный прямоходный поток.

Но сделать это не удалось. Во-первых, опоры эстакады пришлось бы вписывать прямо в станцию метро. Во-вторых, резко против транспортного потока на уровне 3-го этажа выступили жители района. В итоге до недавнего времени никакого плана действий по Юго-западной не было.

Оптимизации - быть!
Новый проект ОДД подготовлен в нашем стиле "максимум эффекта минимальными средствами": удалось придумать решение, ограниченное разметкой и знаками, без уширения проезжей части. Его преимущество – возможность быстрой и недорогой реализации; все, что связано с уширениями, требует значительно более длительных сроков и куда больших затрат.

Для комплексного эффекта мы не ограничились узлом у метро, а проработали еще повороты на улицу Коштоянца и на улицу Лобачевского. В обоих случаях емкость карманов на левый поворот была недостаточна, и хвост из них постоянно блокировал левый ряд. Кстати, за эту информацию должен поблагодарить одного из гостей моего ЖЖ.

Что было сделано
Вот итоговые проекты организации движения у метро и перед улицей Лобачевского.



Какие решения мы применили и что это дало?
1. Все развороты теперь прикрыты переходно-скоростными полосами за счет разумного сужения рядов в критичных сечениях. В результате в зоне разворотов полос общего пользования теперь не 2, а 3 полосы. А средний разворот мы «оттянули» как можно дальше, чтобы на 20 метров увеличить зону перестроения.

Так стало. Для исключения ошибок водителями снова применены «разворотные» стрелки.


А вот так было еще месяц назад: оба ряда, и на въезд и на выезд с разворота - не прикрыты!


Теперь выезжать из разворотов гораздо быстрее и безопаснее. Ожидающие разворота, даже образуя «хвост», теперь дожидаются своей очереди, не блокируя прямоходный ряд. А едущие прямо по проспекту Вернадского тоже в выигрыше: они могут оставаться в своей полосе, не объезжая вставших на разворот.



2. Два крайних разворота мы сделали двойными, отдав внешний радиус только для общественного транспорта, а внутренний – всем остальным.

Раньше было так.


Эффект от этого решения тоже двойной. Общественному транспорту теперь обеспечен собственный ряд с большим радиусом поворота, причем по удобной траектории, особенно если остановки близко. А все остальные теперь могут разворачиваться в «прикрытую» полосу, не дожидаясь освобождения разворота крупногабаритным транспортом!




Впрочем, общественный транспорт может воспользоваться и общим разворотом.


3. Мы увеличили количество и длину левоповоротных рядов в двух нагруженных местах, тоже за счет сужения ширины полос. Левого поворота на улицу Коштоянца теперь можно дожидаться из 2-х рядов.

Раньше ряд был только один. Время от времени все желающие в нем не помещались, хвост блокировал проезд прямо.


Еще более важный карман для левого поворота с проспекта Вернадского на улицу Лобачевского теперь имеет длину 200 метров вместо 50!

Слева - было, справа - стало.


Очередь поворачивающих налево теперь не забивает один из двух рядов прямо. Раньше это регулярно происходило из-за малой длины кармана.


Во всех этих мерах нового не так много, три из них я описал в статье Дорожная разметка: 3 метода оптимизации движения. Вся хитрость в их грамотном применении, которое позволило из существующей проезжей части (12,5 метров) выжать максимум.

Реализация
Надо сказать, на быструю реализацию мы и не рассчитывали; после отрисовки обсудили проект с коллегами из Управления по организации дорожного движения ЦОДД и отложили в сторону для учета на будущий год. Но тут как раз началась замена асфальта на проспекте Вернадского, и мы решили воспользоваться ситуацией, чтобы улучшить движение уже сейчас – ведь разметку лучше всего наносить по свежему асфальту! Проекты были отправлены на комиссию ДТиРДТИ по согласованию ПОДД, после небольших правок утверждены к исполнению. Затем я лично отвез их в ГБУ «Автомобильные дороги» для нанесения разметки. А отдел разметки ГБУ «Автомобильные дороги» в сентябре реализовал все задуманное.

В итоге благодаря слаженным действиям участников процесса, на одном из сложнейших узлов оптимизация движения заняла всего 2 месяца от идеи до реализации.

Что дальше?
Конечно, новая схема организации движения еще не всем привычна и потребует "раскатки". Например, пока некоторые водители используют «разворотную» полосу для проезда прямо. Побороть это можно желтыми водоналивными блоками на углах островков безопасности.

Также в наших планах отрегулировать светофоры на перекрестке с улицей Лобачевского: скоро утром и днем тут появится «веерная» фаза, в которой поток со стороны МКАД сможет ехать сразу в 3-х направлениях – прямо, налево и направо, за счет небольшого уменьшения фазы «в область».

Небольшой оптимизации требует и светофор проспекта Вернадского с Тропаревской улицей, особенно в вечерний час пик.

Впрочем, комплексный результат уже сейчас превзошел ожидания. В районе метро Юго-западная не просто стало меньше заторов, но и больше порядка на выделенной полосе! Таксисты и маршрутки теперь нарушают гораздо реже меньше: если в 7-метровой выделенке они постоянно торчали в 2 ряда, под углом и вообще наперекосяк, полоса нормальной шириной 3,5 метра дисциплинирует: встать в ней значит перекрыть ее, а это психологически некомфортно. Разумная организация движения сама приучает водителя к соблюдению плавил дорожного движения, тем самым повышая безопасность и пропускную способность.

Надеюсь, нам удалось сделать немного лучше жизнь и автомобилистов, и пассажиров. Всем удачи на дорогах! Будьте внимательны, осторожны и взаимно вежливы, и расскажите об изменениях знакомым.

Статья подготовлена при участии Григория Пескова, автора проекта.

Краткая версия статьи на Едином транспортном портале.


Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

Познали дзен на Юго-западной? :)

спасибо, стало лучше!

Вам спасибо за идею перед Лобачевского.

кстати, после открытия эстакады рябиновая/никулинская, не планируеся ли разведение на разные уровни этой самой мини-хорды и Мичуринского? Ведь этот перекрёсток (мичура-никулинская) довольно напряжённый уже сейчас, а что будет, когда откроют соединение с рябиновой?

Пока не планируется. Да, будет сложнее.

Действительно ли стоило на Коштоянца делать два ряда поворота?
[В свое время] правый ряд на этой улице занят припаркованными авто, выходит что повернув с двух рядов с Вернадки, водители вынуждены заталкиваться в одну полосу.

Кстати да - может стоило метров на 30-70 запретить остановку?

У меня в районе такого вот бреда понарисовали - 2 в фактически 1.
Причём ЧСХ ещё недавно там где сейчас начертали парковку никто и не ставил. Но - тк "кресты" то велкам новая пробка на ровном месте.

Круто!

А вот интересно - согласовывали ли вы новую разметку на ул. Декабристов? Там разметили парковку и в сторону Алтуфьевского ш. теперь постоянная пробка от метро до перекрестка с ул. Бестужевых. Может там можно нарисовать левый карман для поворота на ул.Бестужевых?

там как раз сроду никто не парковался, за исключением уширения у остановки. Нахера там места разметили - большой вопрос.

А есть какие-то реальные возможности борьбы с любителями припарковать свое такси /маршрутку на А-полосе и уйти по делам/ждать появления стоячих пассажиров, затыкая собой 1-2 ряда?

Самый эпик с этим на Комсомольской..

3к за каждый случай? И эвакуация если штрафов например 10-20?

тут однозначно читать удобнее, чем на портале.

По теме - это хорошо. А не моделировали, может имеет смысл соединить две разрезанные улицы? В конце концов если грамотно настроить светофоры на проспекте, то дополнительный перекрёсток не критично изменит ситуацию.

Да, это сейчас прорабатывается и шанс на утверждение большой. Светофор и прямой проезд в 2 полосы. Но это не быстро, года 1.5-2 как минимум.

Спасибо, что так отреагировали быстро. Оптимизация просилась давно.
А удалось ли переразметить участок проспекта Вернадского от Коштоянца до Лобачевского на 3+А?

Переразметили только 200 м перед карманом на Лобачевского. От Коштоянца смысла в 3+А нет, т.к. держит перекресток перед Лобачевского. А перед ним ширина 14,5 метров, 5 полос не сделать без уширения.

Светофором сначала протянем, думаю, станет сильно лучше.

Развернулся из центра на внутреннем развороте

всё равно лезут внутрь разметки. И вообще, ещё не понял, насколько лезут через разметку по дороге. Но буду смотреть, идея, конечно, позитивная.

Но хотел сказать всё-так о другом, в юбилейный раз. На Профсоюзной вы своим разворотом перед Коньково сделали хрень. Уже вторую аварию там вижу. А всё потому, что из внутриквартального проезда лезут через все ряды прямо на разворот. Заипался повторять уже тут про этот косяк, и не слушаете ведь. На проезде нужен знак "только направо!"




Edited at 2015-10-07 03:26 pm (UTC)

Re: Развернулся из центра на внутреннем развороте

Это я лезу через все ряды на разворот. Водители, как правило, пропускают. Разворачиваться по стрелке около Островитянова, так там стрелку эту не дождешься. Вот бы еще перед выездом на Профсоюзную из внутреннего квартала на Профсоюзной установить светофор, работающий синхронно со светофором перед пешеходным переходом.Тогда проблема продирания на разворот решится легко.

ухты,у нас начали слушать жителей при строительстве эстакад) может и кантемировскую ул обратно переразметят по тому же принципу.

там ТАКИЕ митинги были...
А скорее всего в доме с окнами на эстакаду живёт НЕКТО, почему-то не хотящий переехать. Вот и отказались.
Ну или ракушку этого некто должны были при стройке снести...
На людей как было плевать так и осталось.

Уже оценили, поскольку ездим там ежедневно. Спасибо большое! Стало реально легче и как-то стало Европу напоминать с грамотной разметкой и полосами адекватной ширины.

Видна качественная и продуманная работа в отличие от "реконструкции" Пятницкой.

Спасибо на добром слове!

Пристегнуть бы еще одну проблемку: с Островитянова при движении в сторону Ю-Западной нет полноценного поворота в сторону Киевского шоссе. Водители в четыре ряда ждут окошка для разворота. Разворот по стрелке около церкви - так там тоже на поворот огромные очереди. А можно было бы организовать с Островитянова сразу за эстакадой под Ленинским проспектом правый поворот по дороге, где съезжают с Ленинского проспекта на Пр. Вернадского. Там вполне места хватит для встречного движения.

Знаю, проблема давняя, но решается только локалкой, не разметкой.

Спасибо, хоть что-то!

На системный взгляд на транспортные проблемы округа, увы, рассчитывать не приходится. Разом перерыли или перекрыли или оставновили "выделенкой" все радиальные и кольцевые магистрали югозапада...

Зато как смотрится, все две полосы стоят мертвяком, в зеркало видно лихо приближающийся автобус из неведомой пустоты, он пролетает мимо и опять уходит в неведомую пустоту А-полосы) Ты в это время проехал только 20 метров. ))

Классно, хоть что то радует... Вот бы еще захваченный кусок ул.Ак.Анохина отвоевали и сделали, как должно быть от ул.Коштоянца по прямой до слияния с Ленинским, вот это бы разгрузило здорово.

Там по кадастру, НЯП, давно уже не земля под УДС, что сильно затрудняет "отмену захвата".

Хорошая работа! Молодцы.


выделенки надо с южки убирать и сделать подземные пешеходные переходы, особенно с той стороны что макдоналдс и новый торговый центр. Там из-за того что эти бараны кидаются под колёса и нет регулировки светофором постоянные пробки на поворот на Покрышкина(

+ по обоим тезисам

Только сегодня там был, порадовался, как здорово новую разметку нанесли, минимум перестроений, никто не толкается, каждый в своём ряду едет, куда ему надо.

Еще подумал, сами сделали, или пробконетовцы помогли.

Оказалось - вы.

Андрей, как всегда, спасибо вам и вашим коллегам за отличную работу!

Зы. Вот только на Кутузовском в область после смены асфальта между м. Славянский бульвар и Рублевским ш. полный трэш нарисовали. Особенно в одном месте, перед заправкой татнефть, из 4х полос делают разметкой 3, а через 50 метров - опять 4. Ну что за хрень, руки выдернуть проектировщикам, которые продолжают слепо исполнять гост, без реального выезда на место, и чертят на геоподоснове.

На Кутузовском от Арки до Минской улицы уверенно умещаются 5 полос с избыточными 3,75 метра. Вечернюю пробку от Арки можно здорово растворить, нужно лишь смещение осевой, даже спец.полоса смертников останется на своем месте.
Вот сюда бы отдел оптимизации ЦОДД. При должно аргументации и ФСО согласится с переразметкой, там же тоже люди. Да и на Новом Арбате от Набережной до Садового 4-ый узкии ряд как то легко добавили. Значит можно и реально.

Вопрос на будущее.

Андрей, а возможно ли переразметить бол. Юшуньскую улицу. С нынешних 2+2, до парковка+1+1+парковка. Потому что один хрен с обеих сторон парковка на обе правые полосы обоих направлений, поэтому рабочие полосы только по 1 с каждой стороны. Но при этом двойная сплошная, и всякие еле-едущие автобусы или становящиеся раком перед конечной не обогнать не нарушая ПДД. А этот автобус может и 20 минут так стоять и все едут через двойную сплошную.

Re: Вопрос на будущее.

А нарисуйте схему. Быстро не обещаю, но может за зиму успеем к сезону сделать.

Все прикрытие надо выполнять не разметкой, а физически, иначе появляются особоумные.
Стоит также подумать об установки делиниаторов в местах сплошных линий, тогда особо умные не полезут на поворот из 2 ряда.

Делинеаторы. Правильно деоленеаторы. А с другой стороны, если не с 2 рядов, то как ездить.

А как лучше всего обратиться с движением по Ленинградке от Беломорской до Сокола? Там каждый год проводят улучшения, провели большую реконструкцию, но субъективно всё стало только хуже + выделенку убрали. На работу теперь быстрее всего только на велосипеде.

У нас уже есть такой проект, пока не публичил здесь, т.к. не утвержден. И он потребует отмены выделенки на мосту Победы.

Хорошая работа. Уже проехал раз туда и обратно.

Ну, про проблемы перекрестка с Лобачевским я писал много раз. Например, когда собирали предложения по отмене ВП (благополучно замыленные). А до этого вообще был запрет что-то предлагать по магистралям, которые якобы собирались реконструировать.
Продление кармана перед перекрестком, увы, мало что изменило. Не далее как сегодня там стоял. Кстати, до введения ВП пробки там наблюдались только в утренний час пик, а теперь они днем всегда.

Дам развернутый ответ основываясь на этих тезисах.
1. О возможностях написал выше, работаем в тех рамках - которые заданы. ВП - это ВП. Точка. Надеюсь не нужно в детали углубятся...
2. Да, надеялись на гигапроект, который с моей точки зрения был излишнем и громоздким (как и многие другие). После угасания данного проекта и под наплывом жалоб жителей появилось некое шевеление и нам удалось БЕСПРЕЦЕДЕНТНО сработать в РЕКОРДНЫЕ для Москвы сроки! Около 2-ух месяцев от первой линии на чертеже до пользовании всеми на дороге :)
3. Конкретно о Лобачевского. Как водится, проблема тут оказалась комплексная (ВП не трогаем - забыли о ней). Продление кармана дало огромный эффект, хотя к данной затее некоторые специалисты априори относятся с опаской, из за "баранов". Да, бараны протягиваю и лезут в ОХ (основной ход). Но я не могу оптимизировать ОДД с постоянной оглядкой на людей, которые ездят вдоль и попрек. Например на Лобачевского практикуется левый поворот на Вернадского через оттянутый поворот и вставанием перед теми, кто стоит согласно ПДД на стоп линии. Таких примеров грубой езды масса - и искоренять её можно только системной и кропотливой, постоянной работой. Правильное и разумное ОДД (Организация дорожного движения) - единственный метод приучения к соблюдению. Методы физических обособлений сейчас не обсуждаем - в моем инструментарии на данном объекте эти методы не заложены.
4. Эффект. Эффект уже ощутим. Но тут возник интересный и пронозируемый момент. Выявились СО (Светофорные объекты) в районе узла, которые после оптимизации не справляются (производительность не синхронна с возможностями оптимизации). По этому вторую неделю совместно со светофорным управлением плотно занимаюсь тонкой перестройкой этих СО. Один это Лобачевскокго - там уже введена утреняя веерная фаза и в комплексе ситуация кардинально улучшилась. Причем судить об этом можно увы не стоя именно там, а мониторя ситуацию на узле. До этого ОТ (общественный транспорт) в "пик" (7-30 - 8-30) регулярно высаживал пассажиров в пробке, которые шли пешком до метро. Теперь удалось обеспечит подвоз людей к вестибюлям - что считаю хорошим результатом.
5. Имеется ещё "вечерняя" проблема на СО с Тропаревской улицей. Решение просчитано и будем и там править ситуацию. В течении одного, двух месяцев узел будет тонко отсроен и выведен его на максимум своих резервов в нынешних рамках возможностей.

PS. Прошу читателей ЖЖ Андрея меня заведомо простить. Отвлекся специально в эту тему дать 2 сильно развернутых ответа, для четкого описания ситуации в общем - через конкретный узел и работу по нему. В будущем не смогу так развернуто общаться - нужно работать, водопад проблем велик - времени совсем мало.
Удачи на дорогах и не ругайте отдел оптимизации дорожного движения. Мы делаем максимум возможного для Москвичей и гостей столицы.

Edited at 2015-10-09 06:03 am (UTC)

<-Ведь этот перекрёсток (мичура-никулинская) довольно напряжённый уже сейчас, а что будет, когда откроют соединение с рябиновой?
- Пока не планируется. Да, будет сложнее.>

Хи-хи. «Сложнее» там уже сейчас: и утром и вечером очередь на поворот с Мичуринского (от МКАДа) на Никулинскую, бывает, растягивается метров на 200. Тогда стояк на Никулинской, начинается прямо от Мичуры.

Соответственно, желающие попасть на Никулинскую с проезда № 1980 (т.е. прямо, по мини-хорде) не успевают миновать перекресток и запирают его наглухо. Сейчас это относительно небольшой поток: выезжающие из Очакова, часть ОТ и желающие повернуть с Мичуры из центра налево (стрелку зачем-то ликвидировали года три назад). И этого транспорта порой вполне достаточно для полного коллапса.

Поэтому людей с Рябиновой тут никто не ждет. Когда они появятся, всякое движение здесь прекратится само собой.

Ну это преувеличение. Светофорами проблемное направление вытянем, самозапирания не будет.

О, а я то думал, чёй-то перед Лобачевского по выходным пробка меньше стала в сентябре.... От всей души, огромное Вам спасибо, Андрей!!!

То ли еще будет ))

?

Log in