Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Поворот на красный по ошибке, или Как власти игнорируют ГОСТ Р 52282-2004
crusandr
В организации движения на российских дорогах много нелепостей. Мы каждый день на них смотрим, но часто их не видим и не осознаем. Однако на дороге мелочей не бывает. А цена иным нелепостям – человеческие жизни.

Несколько месяцев назад я написал статью об опаснейших левых поворотах на просачивание на 6-8 полосных дорогах. [Схема и краткий дайждест]Это когда на светофоре всего 2 фазы и все поворачивающие налево и направо «просачиваются» через встречный поток и через пешеходов (а в рассматриваемом случае - еще и через трамваи). Поскольку дорога очень широкая и скорости большие, на рассмотренном перекрестке аж 43 «точки аварийности», в каждой из которых возможно столкновение. Такая организация движения провоцирует боковые удары и смертельно опасна для пешеходов.
0-1bs 0-2bs

Причина такой организации движения – низкая квалификация ответственных должностных лиц. Ни местные «гражданские» органы власти (отвечающие за организацию дорожного движения), ни местные подразделения ГИБДД (выполняющие задачу надзора за ОДД) по простоте душевной не подозревают, что на светофоре может быть больше 2-х фаз! А ведь если увеличить количество фаз всего на 1-2, число конфликтных точек можно свести к минимуму и даже к нулю!
Надо сказать, что в этой ситуации у ГИБДД и «организаторов движения» есть оправдание: двухфазный цикл на перекрестке любой ширины ГОСТу формально не противоречит! (Впрочем такое положение дел продлится еще неделю, до 28.02.14, а затем десятки тысяч подобных светофоров по всей стране окажутся «вне правового поля»; но об этом отдельный пост).

Теперь разберем пример иного рода: когда практически все должностные лица страны требование действующего ГОСТа игнорируют. Речь идет о белых контурных экранах на светофорах с дополнительными светофорными секциями.

Зачем нужны белые экраны на светофорах
Все просто: если "стрелка" не горит, а экрана нет, в темное время суток водитель может "стрелку" просто не заметить. И повернет налево или направо на основной зеленый, регулирующий движение в других направлениях.
Сравните 2 иллюстрации: светофор с белым контурным экраном и светофор без него. На первом очевидно, что поворот направо выполняется под дополнительную стрелку. На втором секция теряется на темном фоне.
01 02

Стрелку без экрана легко проморгать не только в темноте. Вам может помешать погода (туман, дождь, снег) или любой темный предмет на фоне стрелки (темный щит, столб, дерево, здание). Между тем, по ПДД поворот при негорящей стрелке равносилен проезду на запрещающий сигнал и наказывается штрафом 1000 рублей (повторный проезд на красный - 5000 рублей или 4-6 месяцев лишения прав). Но беда не только в наказании без вины, а еще в опасности, которую нарушитель создает пешеходам и автомобилистам, идущим и едущим на свой разрешающий сигнал. Раз видимость столь плоха, что водитель не заметил стрелку – он и переходящего пешехода в черном за поворотом может не заметить!

Сколько ДТП происходит в год из-за того, что белых экранов нет и водители едут не на свой сигнал? Понятия не имею. Но не сомневаюсь, что такие ДТП есть. Не сомневаюсь и в том, что большинство опытных водителей, порывшись в памяти, припомнят ситуации, подобные описанной Александром Евсиным АКА eugenyshultz в недавнем посте: «Я в темноте не заметил, что у светофора есть дополнительная секция и видя лишь зеленый свет основной секции, повернул налево. Я даже видел на островке безопасности автомобиль ГИБДД и инспектора, а вот дополнительной секции не видел, ибо было темно и фонари не работали».

Что в нормативах и как они не исполняются
Требования ГОСТ Р 52282-2004, п. 4.2.10, однозначны: установка белого экрана на светофоры со стрелкой обязательна! "При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения. При этом светофор должен быть оборудован экраном белого цвета прямоугольной формы (либо повторяющей контур светофора) с закругленными краями и выступающим за габариты светофора не менее чем на 120 мм."

Однако чудесным образом городские и областные власти, подчиненные им организаторы движения и надзирующие подразделения ГАИ как будто дружно и молчаливо договорились на ГОСТ и белые экраны забить большой болт. Приятное исключение составляют только Москва и Санкт-Петербург, хотя и в этих мегаполисах экраны стоят не на всех светофорах со стрелками.

Часто бывает и так, что процитированный выше пункт ГОСТа ответственные (безответственные?) за организацию движения умудряются на одном светофоре нарушить аж дважды. Они не только не ставят белый экран, но и контурные стрелки на основную секцию порой не наклеивают!

светоф

Результат: мало того, что дополнительную секцию плохо видно, так еще и не всем очевидно, нужно ли для поворота направо ждать зеленого сигнала доп.секции или можно проехать на основной зеленый во всех направлениях, пропустив других участников движения.

Считаете проблему надуманной? Посмотрите интересную дискуссию и опрос по "зеркальной" ситуации (поворот налево на основной сигнал при не горящей левой доп. секции) на форуме drom.ru. 60%, даже видя доп. секцию, повернули бы на основной сигнал, т.к. на нем нет стрелок, а лишь 40% предпочитают подстраховаться и дождаться сигнала секции. Излишне говорить, что такая двусмысленность не только опасна для пешеходов и встречных автомобилистов, но и служит настоящей "кормушкой" для недобросовестных инспекторов ДПС.

В чем причина? Стоимость экранов и контурных стрелок крайне невелика, так что обычная отговорка «нет денег» тут не проходит. Думаю, речь идет о смеси пофигизма и саботажа со стороны разных органов власти на местах. Строители-установщики светофоров экраны не ставят. Заказчики (органы власти) их не требуют. А подразделения ГИБДД, которые имеют право предписывать устранять нарушения ГОСТов, своими обязанностями пренебрегают.

Что делать, если видите светофор не по ГОСТу
В Москве за светофоры отвечает ГКУ «ЦОДД». Служба эксплуатации обязана оперативно исправлять любые несоответствия светофоров ГОСТу. Сейчас, по данным ЦОДД, ремонт технической поломки светофора занимает от 1 до 36 часов. Отсутствие белого экрана на светофоре с дополнительной секцией – такое же нарушение ГОСТ, как перегоревшая лампочка в светофоре или неработающая вызывная пешеходная кнопка! И оно должно быть оперативно устранено.

Для этого достаточно потратить несколько минут и написать на сайт http://gucodd.ru/ или позвонить по телефону диспетчерской ЦОДД (495) 625-08-50. Этот телефон многие сотрудники Probok.net забили себе в мобильный и не стесняются туда звонить каждый раз, видя сбитый знак, сломанный светофор или светофор без белого экрана. Если на вашу заявку не отреагируют в течение 1-2 недель, можно написать на сайт повторно, сообщив фамилию диспетчера и дату подачи жалобы. А если и это не поможет, тогда можно написать в ГИБДД Москвы, чтобы они выдали ЦОДД предписание установить белый экран.

Что касается остальных регионов России, обратиться можно как в местные органы власти, ответственные за организацию движения (аналог нашего ЦОДД, в каждом регионе он свой и называется тоже по-своему), так и в ГИБДД (в порядке дорожного надзора).

Еще я бы предложил написать письмо в ГИБДД России с просьбой выдать всем территориальным подразделениям строгое указание: за наличием белых экранов на светофорах следить и выдавать предписания местным органам власти их устанавливать. Probok.net, кстати, 1,5 года назад такое письмо в ГАИ России направил, но результата на местах не последовало.

А как обстоят дела с белыми экранами на светофорах в вашем регионе? Как быстро устраняют другие неисправности светофоров и знаков? Есть ли у вас опыт жалоб в местные органы власти и ГАИ?

  • 1
если увеличить количество фаз, то может образоваться пробка.
Пример приведу. На пересечении Елецкой и Воронежской встречные потоки разделили фазами, то есть сначала едет один поток, затем другой. В результате фазы сократились, машины накапливаются. Никакой аварийности там не было, все прекрасно поворачивали налево без стрелки, пропуская встречных.
То же самое на пересечении Орехового бульвара и генерала Белова. А если учесть что наворотили на Ореховом дальше ближе к Каширке, там вообще ад!

не надо так делать.

Опасны не все левые повороты на просачивание, а только на многополосных дорогах. Именно их и надо запрещать. Подробнее: http://crusandr.livejournal.com/8865.html. Когда по 1-2 полосы в каждую сторону, надо смотреть по ситуации.
Этот пост про другое.

Тут есть ещё один интересный ньюанс. Очень часто бывает так, что светофоры стоят спиной к друг-другу на одной палке. И у одного из них есть доп. секция и белый экран, у другого нет ни того, ни этого. Вот пример: http://goo.gl/maps/hHbjw
Ну чем не доп. правая секция, издалека (да даже и близко в плохую видимость)?
Теперь смотрим совсем близко на него: http://goo.gl/maps/tnyGz
На лицо непреднамеренное введение в заблуждение. Я всё это к тому, чтобы было бы неплохо как-то избегать таких моментов. Либо красить тыльную сторону экрана в чёрный цвет (но это тоже не всегда хорошо - ибо белый сзади тоже инфу несёт, что встречные под стрелку поворачивают). Либо как-то располагать светофоры так, чтобы не казалось что на них на обоих есть экраны (выше или ниже или по горизонтали как-то смещать). Но имхо самый лучший вариант - это чтобы задние крышки доп. секций были белыми. Тогда они будут сливаться с экраном и не казаться секцией, обращённой к тебе. Вот обфотошопил это для наглядности:
White Section


Edited at 2014-02-19 06:43 am (UTC)

Полезная информация, спасибо. Не встречал такого пока.
Предложенные способы борьбы разумны - или белая задняя крышка, или располагать светофоры по-другому. Есть еще вариант: на светофор без секции поставить белый экран. Это ГОСТу не противоречит и тоже устранит двусмысленность.

По поводу дополнительной фазы, поддержу предыдущего оратора: на пересечении проезда Дежнева и Полярной улицы, при движении на восток, на поворот налево поставили стрелку
http://www.openstreetmap.org/#map=17/55.87075/37.63756

Раньше было странно: стрелки не было, и но в конце зеленой фазы встречка переставала ехать (у них наступал красный), и налево поворачивали все кто могли.

Теперь там сделали явную стрелку, и из желающих повернуть налево стали выстраиваться хвосты. Потому как встречный поток далеко не всегда плотный и часто машины заканчиваются раньше чем им загорится красный. При наличии стрелки приходится все равно ждать...

// Вообще было бы идеально, если бы был какой-то знак, что можно повернуть налево, при горящем зеленом прямо, пропустив всех. Такой знак плюс стрелка был бы лучше чем без стрелки или стрелка без знака. Но, увы, такого знака нету.

Edited at 2014-02-19 06:44 am (UTC)

>>>Раньше было странно: стрелки не было, и но в конце зеленой фазы встречка переставала ехать (у них наступал красный), и налево поворачивали все кто могли.
Это на сленге называется "придерживание встречного потока", обычный прием.

>>>Теперь там сделали явную стрелку
Скорей всего, было какое-нибудь большое ДТП. Перекресток широкий, да еще и трамвай здесь.

>>>Из желающих повернуть налево стали выстраиваться хвосты. Потому как встречный поток далеко не всегда плотный и часто машины заканчиваются раньше чем им загорится красный. При наличии стрелки приходится все равно ждать...
Можно на перекрестке сделать то же, что мы предлагаем для Осташковской, Енисейской и Широкой: переразметить с 6 полос на 7 за счет их небольшого заужения: http://crusandr.livejournal.com/28282.html Причем со всех сторон перекрестка.
С трех сторон получится 1 полоса налево, 2 прямо, 1 прямо и направо (+1 полоса прямо)
С четвертой - 3 полосы прямо, 1 направо (+1 полоса).
Подскажу Никите Злобину, он аналитик по СВАО и автор программы.

>>> Вообще было бы идеально, если бы был какой-то знак, что можно повернуть налево, при горящем зеленом прямо, пропустив всех. Такой знак плюс стрелка был бы лучше чем без стрелки или стрелка без знака. Но, увы, такого знака нету.
Проблема в том, что если дорога 3+3 полосы и шире, а перекресток широкий вы можете быть 100% уверены, что на встречке никого нет и вы всех пропустили. Повернули - а вам в правый борт все равно влетели. Такие случаи разобраны тут: http://crusandr.livejournal.com/8865.html

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Не следует ли из этого, что если основной сигнал без стрелок - то при его загорании можно ехать в любом направлении ,не запрещенном знаками? Ибо узнать направление на доп сигнале решительно невозможно (там не обязательно стрелка "направо").


Мое мнение - нет, не следует. И ГОСТ такой ситуации просто не допускает, тот же пункт
п. 4.2.10: "При наличии дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала наносят контурные стрелки направлений движения. При этом светофор должен быть оборудован экраном белого цвета прямоугольной формы (либо повторяющей контур светофора) с закругленными краями и выступающим за габариты светофора не менее чем на 120 мм."

Но! 60% участвовавших в опросе на drom.ru заблуждаются вместе с вами, руководствуясь среди прочего и этим пунктом.

Извините, Евгений, но мне кажется, что нужно упростить по максимуму для водителя восприятие.

Эти светофоры, сделаны для поживы гаишников
В Южной Америке, о! унылые отсталые, ставят и красную, и желтую стрелку.
И вся история. Никто не напрягается, никто не ошибается.
То есть, когда не горит зеленая, горит красная, направо или налево. Сегодня, с LED, это стоит копейки.
Зачем такие выдумки, как отражатели, и прочие -ятели.

Когда не горит зеленая, должна гореть красная.

И еще одна особенность в ЮА, которая могла бы спасти жизни тысячам:
Последовательность светофора.

Здесь идет зеленый (может мигать перед изменением), потом 3 сек желтого, а потом красный, а вот ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЗАЖЕГСЯ КРАСНЫЙ, у пересекающей стороны, зажигается желтый.

Я столько роликов аварий в РФ видел, когда 2 не думающих на желтый поехали


Вы - спец.

Подумайте о моих Южноамериканских предложениях и выскажите Ваше мнение.

Это не только в ЮА, очень во многих странах ставятся красные стрелки, чтобы исключить подобные случаи.

Полностью поддерживаю. Иногда вообще не понятно, есть ли у светофора доп секция, особенно если он расположен на другой стороне перекрестка.

Не стоит ли нам посмотреть на европейский опыт - и ставить красные стрелки, если при основном зеленом какое-то направление нужно запретить? Красная горящая стрелка намного заметнее.
Кстати, за всю Европу не скажу, но доводилось довольно много ездить в Польше - там основной зеленый без нанесенных на него контуров разрешает движение во всех направлениях, не запрещенных знаками, а зеленая доп секция (если она есть) загорается только при основном красном. Т.е. при основном зеленом секция не горит, однако поворот разрешен. Поначалу тупил на этом моменте с непривычки, но потом определенную логику здесь увидел.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!


С Днем Рождения!

385-ФЗ делает следование букве ГОСТ делом добровольным и совсем не обязательным.

А поподробнее?

Да, актуальная проблема. Дважды так попадался, когда в темноте не было видно эту долбаную стрелку.

З.Ы. Сам всегда считал, что если нет контура, то можно ездить во всех направлениях.

еще один интересный светофор на персечении Краснопрудной и Красносельской.
Там поставили пешеходный таймлер - сколько осталось времени до перехода без светофора пешеходам и разметки пешеходный переход.

Раньше был "переход" только до становки трамвая посредине краснопрудной.
Теперь вроде как переход есть через всю улицу, а вроде как и нет.

В штатах, где организация дорожного движения на два порядка лучше нашей, такого бреда со слепой стрелкой нет. Или горит красная стрелка, или зеленая. Единственный нормальный вариант.

Хочется заметить, что нынешние контурные стрелки на основных сигналах светофора порой видны очень плохо, если светофор светодиодный. Получается, что "световое поле" у светодиодной секции не однородное, а как бы пятнистое. Тонкая контурная стрелка с ним сливается.

Решение: делать изображение стрелки на основных сигналах с заливкой, а не контурным. Или как минимум увеличивать толщину штриха контурного изображения стрелки.

Очень здорово сделано в Белоруссии. Во-первых там сами по себе светофоры - произведение искусства (Изящные и тонкие).
И в частности среди всяких разных "ништяков", там у секции стрелки когда ее фаза не активна, в этой секции горит красный кружок по периметру.

Неистово плюсую. Надо сделать именно так. А рамки-уямки и прочие хрени - в топку.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account