Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Как не запереть Садовое кольцо: «прямоход» Долгоруковская – М. Дмитровка
crusandr

В декабре 2013-го Саша Шумский proboknet написал о новом запланированном властями светофоре на перекрестке Садового кольца, Долгоруковской улицы и Малой Дмитровки. Цель планируемого светофора – «спрямить» траекторию движения общественного транспорта – в частности, троллейбуса №3, который сейчас выписывает вот такие кренделя.
1

2Людям, далеким от организации движения, может показаться, что дело плевое. Подумаешь, светофор! Да их в Москве по 30-50 штук в год строят. Но конкретно здесь все совсем непросто.

Во-первых, мало кто помнит, но до середины 90-х светофор и прямой проезд между Долгоруковской улицей и Малой Дмитровкой уже был! А затем его убрали, организовав разделительный газон и «оттянутые развороты» под и над Садовым (справа фото перекрестка сейчас, взято у gelio: прямой проезд невозможен). Такое решение было вынужденным: поток с Долгоруковской уже тогда регулярно запирал Садовое кольцо! Это при тогдашних-то потоках и уровне автомобилизации. Отсюда первый вопрос: как при возврате "прямохода" не допустить запирания Садового?

Во-вторых, сейчас нет не только прямого проезда с Долгоруковской на Малую Дмитровку, нет и поворота с Долгоруковской улицы на Садовое кольцо в обе стороны. На внутреннюю сторону приходится выезжать через Оружейный переулок и «бутылочное горлышко» над тоннелем, на внешнюю – и вовсе через Краснопролетарскую улицу, предварительно повернув на ул. Палиха. А значит, второй вопрос: создавать ли эти повороты, как при этом настраивать светофор и как именно при этом "прорезать" газон.

В-третьих, в 300 метрах от перекрестка расположен светофор с Каретным рядом и Краснопролетарской улицей! По меркам магистрали 300 метров – это совсем рядом. Значит, надо увязать работу двух светофоров, существующего и новго, чтобы не «рвать» поток на Садовом и не рушить его пропускную способность двойной остановкой транспорта. Третий вопрос - в том, как это сделать.

Все эти вопросы крайне серьезные. О них нужно подумать и позаботиться заранее, до передачи узла в проектирование, на стадии предпроектных проработок. А значит, ДО рабочего проектирования разработать принципиальную схему организации движения и работы светофоров, да еще проверить ее, промоделировав. И делать это стоит не проектировщикам, а Центру организации дорожного движения! Потому что без ответа на эти вопросы невозможно ни учесть риски изменений ОДД, ни подготовить адекватное техническое задание на проектирование, ни оценить объем работ и затрат.

Не знаю, начинал ли ЦОДД эту работу. Во всяком случае, в публичном пространстве ее результатов пока нет. Потому, пока суд да дело, мы решили проработать узел Долгоруковской и Малой Дмитровки сами. Вот предлагаемая Probok.net схема организации движения.

3

Как мы бы ответили на первые 2 поставленных выше вопроса.
1. Прямой проезд c Долгоруковской и с Малой Дмитровки, как ни грустно, следует разрешить только общественному транспорту. Улица Малая Дмитровка слишком узкая (с учетом парковки всего по 1 полосе в каждую сторону) и даже сейчас не справляется с потоком с Садового кольца. Если же пустить на нее 2 или даже 1 полосу с Долгоруковской улицы, произойдет то же, что было здесь в 90-е, с поправкой на мощный рост трафика. Хвост с Долгоруковской улицы не будет успевать проезжать широкое Садовое кольцо и запрет движение на нем. Есть возражения и против общего прямохода в обратную сторону, с Малой Дмитровки на Долгоруковскую. Во-первых, будет сильно затруднен выезд направо с Малой Дмитровки на Садовое кольцо: с учетом парковки узкая проезжая часть М. Дмитровки не позволит организовать движение прямо и направо по разным полосам. Ну а фазу 4 (выезд с Малой Дмитровки, см. ниже) придется делать гораздо длиннее, тормозя Садовое кольцо.

Из-за особой важности Садового кольца важно исключить риск запирания Садового проезжающими прямо. Для этого надо не только запретить "общий" прямой проезд, но и поставить камеры видеофиксации над этой полосой. А в начале участка Малой Дмитровки нужно обособить полосу делиниаторами, чтобы ОТ с Долгоруковской в центр всегда мог бы свободно завершить маневр, не запирая Садовое кольцо (красным на схеме – делиниатор).

2. Зато с Долгоруковской нужно разрешить выезд на обе стороны Садового кольца – как налево, так и направо. Эти выезды необходимо хорошо канализировать, чтобы увеличить скорость и свести к нулю риск запирания Садового кольца. Особенно это важно при выезде на внутреннюю сторону Садового кольца: 2 полосы "на прием" Долгоруковской должны быть всегда свободны. Красным на схеме – делиниатор, который это обеспечит.

3. Что касается схемы работы нового светофора в увязке с соседним: к западу от Краснопролетарской улицы есть регулируемый пешеходный переход через Садовое и прямоход Каретный ряд - Краснопролетарская. Так что Садовое кольцо все равно останавливается, причем секунд на 35-40 (из-за скорости движения пешеходов).

Именно в этой фазе, разбив ее на две, можно выпускать и Долгоруковскую с Малой Дмитровкой. Для этого надо старый и новый светофоры синхронизировать, связав их в единый цикл. Тогда они будут работать как один светофор, и пропускная способность Садового не пострадает! Более того, это совсем не сложно технически. Главное - не забыть заложить это в проект заранее.

Предлагаемая Probok.net схема пофазного разъезда (по клику она же с движением по полосам)
4

Несколько нужных пояснений:
-       Синие стрелки – движение ОТ.
-       На схеме не отображены промежуточные фазы. Например, после фазы 2 придется включить промфазу «всем красный» на 10 секунд, чтобы освободить пространство перед тоннелем для выезжающих.
-       В фазе 4 на схеме включен правый поворот с Долгоруковской на внешнее Садовое. Не исключено, что его в этой фазе придется закрыть, чтобы у выехавших в фазе 3 была возможность «втянуться» в тоннель за время фазы 4 и не мешать прямому ходу Садового в фазе 1. Это требует проверки на модели и на практике.

Что дальше с этими предложениями?
Эти предложения мы подали в ЦОДД и Департамент транспорта в составе очередного пакета локальных предложений "Карманы-уширения-развороты", том 4. К сожалению, никакого ответа пока нет.

Вместо постскриптума
Приглашаю Центр организации дорожного движения и Департамент транспорта готовить и публиковать аналогичные схемы движения и пофазного разъезда перед тем, как вывешивать «голосования» по поводу выделенной полосы на Садовом кольце. Только в этом случае можно будет проверить и оценить все узкие места, все риски. Потому что в организации дорожного движения все решает не идеология, а технические детали и грамотность их применения.

Всего это не так долго, дорого и сложно. Например, подготовка схем и пофазников, которые выложены выше, у аналитика Probok.net Григория заняла пару недель. Примерно столько же заняла подготовка схемы организации движения на Зубовском бульваре и Крымском мосту (да-да, та самая, которую мы промоделировали).

Предлагаемая схема ОДД на Садовом от Б. Пироговской до Ленинского проспекта (кликабельна)
5

Длина этого участка 2 км, общая длина Садового 15,5 км. Так что на весь пакет предложений по Садовому кольцу у Григория ушло примерно 3 месяца.

Уверен, что ЦОДД со штатом около 600 человек (а считая с водителями «парконов» и техническим персоналом - до 1900 человек) вполне может себе позволить выполнить эту работу.


  • 1
В этом месте же хроническая пробка по внешней стороне из-за тоннеля под Тверской. Страшно представить что там будет со светофором.
По хорошему нужно конечно полностью реконструировать весь тот участок, снеся дом над тоннелем и сделав нормальную развязку. Я бы например предложил длинный четырехполосный тоннель для прямого хода садового кольца, который бы начинался до Каретного ряда и выходил после Триумфальной площади, а наверху уже бы городил светофоры.

Edited at 2014-06-18 07:10 am (UTC)

наконец мы признаем, что дома мешают машинам!

А что у кого-то были сомнения, что старую рухлядь надо сносить?

Для основного хода Садового особо не поменяется. Поток перед тоннеле как тупил, так и будет тупить. Просто движение будет более канализированным, а в тоннель получит прямой доступ Долгоруковская - в той фазе, в которой Садовое и сейчас стоит. Зато разгрузится разворот над тоннелем и Краснопролетарская.

Но согласен, что дополнительное моделирование не помешает. Возможно, для потока с Долгоруковской в тоннель также надо будет предусмотреть 2 "прикрытых" ряда, гарантированно не заполняемых потоком Садового. Чтобы не допустить хвоста.

персонал ЦОДД не может позволить себе выполнить никакую работу, кроме как полизать попу и наворовать денег.

Ощущение именно такое.
В фазе 4 хорошо бы добавить переход по светофору. И если забубенить остроки - то до островков будет хватать.
А если в фазе 2 ещё притормозить поток в "верхнем" проезде и на долгоруковскую - то переход в два цикла вполне реальен

Edited at 2014-06-18 10:05 am (UTC)

Интересное предложение. Моделирование не помешает

Не помешает. Но тут желательно еще и макромоделирование. Чтобы оценить количество тех, кто, едя по Дмитровскому шоссе, выезжает на Садовое-внешнее другими маршрутами. Через Краснопролетарский или Самотечную.

Верно. Меня всегда обламывало отсутствие поворота направо, приходилось очень заковыристые маршруты изобретать

Правый поворот там реально нужнее чем сквозной проезд. Это разгрузит ряд прилегающих улиц и частично даже садовое кольцо между Триумфальной и Самотечной. На месте вредного сужения садового кольца перед тоннелем сделать направленный съезд и разделить трафик. Светофоры тупо повесить на один контроллер.

Боюсь после реального ввода такого съезда (на внешнее Садовое) мы увидим пробку на Долгоруковской. Помимо упомянутых Краснопролетарской и Самотёчной, ещё есть вариант через Белорусский и одну из Брестских. Это если принимать решение на дальних подходах.

А сейчас Долгоруковская -- это улица в никуда, её ширина избыточна, ехать по ней -- упираться в пробку над тоннелем, поэтому там никто не ездит.

Не думаю, что местные обитатели сильно расстраиваются по этому поводу.

Я как обитатель этих краёв по этому поводу расстраиваюсь и иногда езжу на внешнее кольцо с нарушением через перекрытый проезд у тоннеля.

Куда интереснее было бы иметь возможность повернуть с внутреннего Садового на Долгоруковскую. Сейчас это лишних 2 километра. Нельзя ли придумать разворот перед Каретным?

Если отказаться от левого поворота с Долгоруковской - такое возможно. Использовать "карман" слева для накопления и выпускать в фазе 3 и 4, под переход. Но одно и второе одновременно нереально. Получатся ножницы, которые все заткнут нафиг.

Я голосую за левый поворот с Долгоруковской!

:)

А кстати, почему эта возможность "куда интереснее"? Что, она так востребована? Я вот всегда поворачиваю направо с Садового на Б. Каретный, там разворачиваюсь и дальше проезжаю на Краснопролетарский. Обычно так быстрее, чем через Новослободскую по Долгоруковской продираться.

Ну там перепробег больший, вероятность дважды на светофоре постоять. Плюс выезд из-под моста под "марковку" не на отдельную полосу, а сразу в поток. Т.е. ещё один повод постоять.
А заезд к Триумфалке обычно более менее равномерно ползёт, особенно после того, как там здравый смысл восторжествовал (я помню, что не без вашей помощи).
Хотя если вспомнить про 47 троллейбус, то убрать ему заезд к Триумфалке было бы интереснее. Хотя консерваторы из МГТ, скорее всего, только 3-ку по прямой сделают.

47-й на Триумфальной я бы оставил, на нем, конечно, не толпы, но народ едет от/к Маяковской

Тут вопрос, где спрос больше. Но вариант интересный, подумаем.

Спрос сильно от предложения зависит. Это всё-таки не безальтернативное место. На самом деле, какой поворот тут сделают, тот и будет пользоваться большим спросом.

Мне понравилось. Я и предполагал, что единственный разумный способ в данном случае - действовать по принципу "всем не угодишь". Если сделать так, как описано, станет намного лучше, полагаю.

Жаль, что из-за делиниатора не получается прямой проезд с Долгоруковской на Петровку Каретный ряд, ну да ладно. Оружейный же останется в прежнем режиме, и там станет много свободнее.



Edited at 2014-06-18 12:32 pm (UTC)

Маневр с Долгоруковской на Каретный Ряд однозначно будет вреден и запирать кольцо.

Да, не допускать таких "ножниц" через 6 рядов - вторая задача делиниатора.

1) В фазе 4 специально закрыт выезд с Дмитровки на Садовое? Зачем?
2) На мой взгляд еще имеет смысл добавить в фазе 2 наземный переход через Дмитровку, улица неширокая, многие предпочитают перебежать, а не спускаться под землю.

1. Да, незачем. Ошибка. Вернем.
2. Пока что каждое такое предложение требует политического решения. А в целом согласен.

Edited at 2014-06-18 01:53 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account