Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Московские хорды: есть ли свет в конце тоннеля?
crusandr
Схема дорог Москвы из Генплана 1971 г.
89464_original
Начну с нескольких общеизвестных фактов об улично-дорожной сети Москвы.
- Исторически сложившаяся структура столичных дорог радиально-кольцевая. Причем плотность, площадь, связность дорог, их длина на 1000 жителей в столице в 2-3 раза ниже, чем в любом другом развитом мегаполисе мира.
- Особенно плохо с дорогам обстоят дела между ТТК и МКАД: этот сектор города «разрезан» рекой и железными дорогами на транспортно-изолированные «дольки».
- Неудивительно, что в центр из отделенного спального района добраться порой легче, чем в соседний спальный район. Средний перепробег при поездках по Москве 1,5-1,6 раза (при норме 1,2-1,25), а при поездках между спальными районами может оказаться и 2-4 раза. Из-за дефицита МКАД и ТТК перегружены вынужденным трафиком.
(Подробнее в цифрах и иллюстрациях: Почему дорожное строительство в Москве неизбежно)

Решить эти проблемы должны хордовые дороги. Они повысят связность магистральной УДС в Москве, разгрузят Третье транспортное кольцо, радиальные магистрали и МКАД от вынужденного трафика с перепробегом. (Подробнее: Почему 4 хорды лучше Четвертого кольца). Но главное – хорды стимулируют поездки между соседними округами по периферии без заезда в центр. Это даст мощный стимул комплексному развитию периферийных территорий, создаст условия для переноса рабочих мест из центра (сейчас до 50% людей в Москве работают в пределах ТТК!) на периферию города. Ведь никакой инвестор не будет вкладываться в транспортно-изолированный кластер.

Не все знают, что в советском Генплане 1971 года планировалось строительство десятка хорд. К сожалению, эти планы по разным причинам так и не были реализованы. А многие коридоры, некогда зарезервированные под дорожное строительство оказались застроены в 80-е и 90-е.

Движение в сторону хорд началось лишь в конце «нулевых» и окончательно оформилось уже при Собянине. Сейчас в работе у Департамента строительства целых 3 хорды - Северо-восточная, Северо-западная и Юго-западная (Южная рокада).

хорды

Еще недавно казалось, что эти долгожданные магистрали стали однозначным приоритетом дорожного строительства Москвы. Но скорость проектировочных и строительных работ, к сожалению, убеждает в обратном.

Для отслеживания всех дорожных строек Москвы Probok.net сделал специальную карту, скорее даже «базу данных» со схемами, сроками, исполнителями и т.д. Ниже обзор по материалам этой базы.

Северо-восточная хорда (СВХ)

Эта дорога стоит особняком среди хорд. Дело в том, что кроме общей для всех них цели повышения «магистральной» связности УДС и сокращения перепробегов, СВХ должна решить еще одну, очень конкретную задачу: стать «внутригородским» продолжением двух новых загородных платных магистралей, М-11 Москва – Санкт-Петербург и Москва – Ногинск. Причем если магистраль Москва – Ногинск отсутствует даже в проекте (хотя небольшой ее участок в Косино-Ухтомском уже есть и даже работает), первый участок трассы Москва – Санкт-Петербург 15-58 км будет достроен уже к концу 2014 года!

Казалось бы, при таких исходных данных строительство этой магистрали должно быть в однозначном приоритете. Но в апреле 2014 года при отмене Департаментом строительства нескольких конкурсов на строительство среди отмененных оказались и конкурсы на строительство 3 участков Северо-восточной хорды: от шоссе Энтузиастов до МКАД, от Измайловского до Щелковского шоссе и от Щелковского до Открытого шоссе.

СВХ01

Не легче судьба и остальных участков. Строительство участка от ул. Фестивальной до Дмитровского шоссе отложили на 2016-2018 гг.

СВХ02

Следующие два участка, от Ярославского до Дмитровского шоссе и от Открытого до Ярославского шоссе, еще раньше вообще были заморожены на неопределенный срок. В АИП их больше нет.
СВХ03

Таким образом, сейчас строятся всего 2 участка СВХ.
Первый из них, от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы (включая мост Фестивальная – Талдомская), должны достроить уже к 2015-му году, почти одновременно с вводом участка платной трассы 15-58 км. Но без продолжения хорды этот участок лишь создаст иллюзию «городского продолжения» трассы Москва – Санкт-Петербург! А дальше весь этот поток упрется в узенькие Фестивальную и Талдомскую улицы, по которым без вариантов «приедет» на и так перегруженные Ленинградское и Дмитровское шоссе.

Второй строящийся участок СВХ, от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе – тот самый «лужковский» кусок 4ТК, который при Собянине был «перепрофилирован» в Северо-восточную хорду. С ним все еще интереснее: как я уже писал, в начале года его стоимость в АИП 2014-2016 внезапно выросла на фантастические 33 млрд рублей (с 44 до 78 млрд), а окончание строительства с 2015-го перенеслись на 2017 год! Но главная беда в том, что без соседних участков все эти 77 млрд. будут потрачены чуть менее чем напрасно: транспортное значение этого участка без продолжений невелико.

В конце мая история получила продолжение, а ребус – разгадку. Похоже, московские чиновники решили сделать Северо-Восточную хорду платной, отдав ее строительство в концессию инвесторам! По данным М24 со ссылкой на заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, хорду вновь выставят на торги в течение года, однако на этот раз объявят концессионный конкурс на строительство всей трассы целиком. Не исключено, что дорога станет платной.

Каким образом взимать плату с десятков тысяч людей в сутки в стесненных городских условиях; за чей счет будут достраивать начатые объекты; какие гарантии, что найдется инвестор, желающий строить такой большой объект с непросчитанными рисками в виде собственников и коммуникаций; наконец, когда же начнется и закончится строительство – ответов на все эти вопросы нет. И похоже, в ближайшее время и не предвидится.
(Другие подробности о Северо-восточной хорде и ее схемы).

Северо-западная хорда (СЗХ)

С этой хордой, одним из первых больших проектов команды Собянина, проблем ничуть не меньше.
Участки, проходящие по улицам Большая Академическая и Народного ополчения, включая многострадальный Алабяно–Балтийский тоннель, сейчас строятся «на бумаге», поскольку генподрядчик НПО «Космос» - банкрот. Кто и когда всё это будет достраивать – пока вопрос открытый. Глава Департамента строительства Андрей Бочкарев объявил об очередном переносе сроков полного открытия тоннеля: на сей раз речь идет о конце 2014 года. Учитывая, что этот срок переносился уже раз 20, поверить как-то не получатся.

СЗХ01

Следующий участок, проходящий по ул. Мневники (от ул. Народного ополчения до Крылатской), быстро строить и не собирались. А вот участок от Крылатской до Можайского шоссе заморозили, просто выкинув строительство из АИП!

СЗХ02

По следующему участку (от Можайского до Рябиновой) есть повод для оптимизма: он уже строится. Скоро должны выйти на еще одну важную стройку: путепровод от Рябиновой.

СЗХ03

Что касается сроков окончания работ, Марат Хуснуллин обещает сдать всю Северо-западную хорду к 2016-му году. Но разрешите не поверить. Судя по взятым темпам, более реалистичный прогноз – 2018-й. И то если на все участки выйдут в ближайшее время.

Юго-западная хорда (Южная рокада)

Недавно был реконструирован существующий участок, от МКАД до Варшавского шоссе. Впрочем, реконструкцией это можно назвать довольно условно: реконструировали Рублевское шоссе (которое и так неплохо ехало) и построили развязку с Мичуринским проспектом (не самый проблемный перекресток). А все главные перекрестки с радиальными магистралями - Ленинским, Профсоюзной, Вернадского, Севастопольским остались нетронутыми. Как результат, привлекательность хорды для транспорта выросла незначительно. А на некоторых участках, из-за ввода выделенной полосы, даже снизилась.

Теперь Южную рокаду уже который год пытаются продлить за восток, «перебросив» через ж/д Павелецкого направления. Ранее в АИП было два участка: от Балаклавского до Кантемировской и от 1-го Котляковского переулка до Пролетарского проспекта. Участок до 1–го Котляковского давным-давно спроектирован и можно было бы уже начать строительство. Однако МосГосЭкспертиза отказалась согласовать проект, велев «строить сразу до Пролетарского проспекта». В результате многострадальный участок отдали в перепроектирование. Сроки строительства неутешительные – 2016-2017.

ЮР01

ЮР02

По участку Южной рокады от Пролетарского проспекта до МКАД пока тишина.

2

Впрочем, и к лучшему: это единственный участок хорд, транспортный эффект от которого совсем не очевиден! Новоегорьевское шоссе (на которое хотят в перспективе вывести рокаду) уже сейчас перегружено, а между Братеевским мостом и МКАД по меркам Москвы не очень большое расстояние и нет мощных точек притяжения трафика. К тому же в 2008-м году планы по строительству Южной рокады на этом участке вызвали большой резонанс среди жителей Кантемировской улицы и улицы Борисовские пруды, которые предполагалось многократно расширить. Наконец, участок Южной рокады от проспекта Вернадского до Варшавского шоссе сейчас уже сильно перегружен, т.к. все пересечения с главными радиальными магистралями в одном уровне (а радиальным магистралям при светофорном регулировании отдают приоритет).

Учитывая все это, чем «тянуть» хорду от Пролетарского до МКАД, гораздо разумнее было бы:
-       Реконструировать Кантемировскую улицу от Пролетарского проспекта до Каширского шоссе, причем полностью в тоннельном варианте (сохранив существующую улицу для местных поездок). Улицу Борисовские пруды вообще не трогать, ограничившись строительством автобусных и левоповоротных карманов и пары переходов.
-       На пересечении Южной с Каширским шоссе построить большую многоуровневую тоннельно-эстакадную развязку, которая бы «выбрасывала» основной поток с Южной рокады на Каширское шоссе (впрочем, с ответвлением на Борисовские пруды). Каширское шоссе только что реконструировали и на участке от Борисовских прудов до МКАД оно имеет неплохой резерв пропускной способности. А его развязка с МКАД сейчас как раз на реконструкции.
-       Построить развязки на существующем участке Южной рокады с главными радиальными перекрестками - проспектами Вернадского, Ленинским и Севастопольским, Профсоюзной улицей. Без этого транспортный эффект от рокады будет ничтожен: время проезда каждого из этих перекрестков даже сейчас от 10 до 25 минут (даже не в час пик), и ездить по ТТК куда выгодней.

Юго-Восточная хорда

Вообще-то когда-нибудь хорд будет не 3, и 4. Но по Юго-восточной хорде, которая пройдет вдоль Курской ж/д и соединится с Северо-восточной где-то у шоссе Энтузиастов пока нет никакой ясности и никаких четких планов. Единственный (и крайне нужный!) ее участок – мост Каспийская-Шоссейная из АИП тоже выкинули. Хотя между ближайшими мостами через Москву-реку здесь по реке аж 14 км – анти-рекорд!
ЮВХ01_sm ЮВХ02_sm

Мы будем продолжать мониторить ситуацию с дорожными стройками Москвы. На очереди обзоры по реконструкции развязок на МКАД, по радиальным магистралям, по локальным дорожным связкам и по многому другому.

  • 1
Северо-восточная хорда очень нужна. Иначе идея платной дороги в СПб один большой фуфел.
На который можно будет заехать только со МКАДа, который образует в свою очередь приличные хвосты и заткнет МКАД.

А Южная рокада - вообще не понял.
По вашей же карте реконструкция с запада до Коломенской ее завершена.

А там светофоров ... Тот же Нахим Х ПРофсоюзная ставит всю идею колом.

Да, эту тему я что-то не затронул, допишу. "Реконструкция" западной части Южной рокады от МКАД до Варшавки - тоже, по большому счету фуфел. Построили эстакаду на Рублевке, развязку с Мичуринским и несколько подземников. Развязок с главными магистралями так и не появилось.

За все время, даже когда были деньги, Собянин построил 70 км дорог. До "развитых мегаполисов мира" это 100-200 лет.

СВХ накладывается на СЗХ, а это ненормально.

Это нормально

Дело в том, что в основе проектов как СВХ, так и СЗХ лежит лужковских еще времен проект 4ТК. Который просто максимально порезали в целях удешевления - и в результате получился гибрид, годный разве что для пиара. Ибо реальной транспортной пользы от него - практически ноль, поскольку создания новых транспортных связок эти хрюкады практически не предусматривают, в основном представляя из себя реконструкцию существующей УДС. Со всеми вытекающими "радостями".

Был нормальный и проработанный проект 4ТК. Дорогой, но зато и с огромной транспортной пользой - связка Минская-Народного Ополчения и участок от Коломенского проезда до шоссе Энтузиастов городу нужны позарез.
Весто этого идею зарезали и трансформировали в убогую реконструкцию существующей УДС - вместо строительства новых дорог. В результате мы получили уродца в виде тоннеля c Алабяна на Большую Академическую без выездов на Балтийскую, начатые и брошенные "космонавтами" тоннели на той же БА и НО... вместо коридора по МКМЖД и ул. Берзарина - которые мы, видимо, не получим уже никогда.
Я уж не говорю об отсутствии нормальных развязок и наличии кучи светофоров на этих хрюкадах - "благодаря" чему транзита они на себя оттянут гораздо меньше, чем могло бы оттянуть 4ТК.

Так что хватит уже отстаивать эту изначально гиблую идею. Ладно, Собянин со своими ручными Дептрансом и ЦОДД губят город - другого от них и не ожидалось, но вам-то оно зачем?
Хотя, учитывая тенденции последнего времени...

Re: Не смешно

Я помню, что против хорд и за 4ТК выступают те, кому нужна дорога вдоль МКЖД до Сити и тоннель от Минской до Мневников. Но кто сказал, что строительство этих дорог возможно только в рамках 4ТК? Нужно добиваться этих "плюшек" отдельными проектами:
http://maps.yandex.ru/?um=yl7x5uKNf83ZwRwFYEy0ji14XbEWxAHU&ll=37.500108%2C55.781233&spn=0.355682%2C0.106221&z=12&l=map

Не быстро, ага. Но и хорды, как видим, не быстро. Во всяком случае, это более продуктивно, чем тосковать по 4ТК, которого уже точно не будет.

Обожаю наблюдать, как лихо чертятся линии (последнее фото).
Вроде как 14 км конечно в 2 раза длиннее, чем 7 км.

Как обстоит дело с жилыми застройками в этом контексте?
Ну вдруг у какой-нибудь головы возникнет мысль проложить прямую, как стрела, магистраль?!
Условия проживания людей в соседстве с магистралью как-то рассматриваются?
Может быть в проектные решения уже автоматом вносятся шумозащитные решения?
А может даже, чего уж там, это будет 7-микилометровый тоннель?

Задаю эти глупые вопросы, потому что недавно читал ответ из Депстроя по вопросу
мероприятий по шумоизоляции на пересечении Люблинской и Волгоградского проспекта в свете реконструкции этой развязки.

Оказывается даже целых 16 домов будут остеклены шумонепроницаемыми стеклопакетами. Шумопоглощающие экраны признаны неэффективными и строиться не будут.

Из этого я заключаю, что экологи, если с ними проходило согласование реконструкции, поколдовали и создали вокруг домов, мимо которых увеличится проходящий траффик, безвоздушное пространство, которое исключит шумовое и вибрационное воздействие на жилые постройки.

Ну а в сами дома будет по трубопроводам подаваться свежий воздух из подмосковных лесов.

Живу с окнами на Профсоюзную над перекрестком крупных дорог.

Я вас уверяю, что если будет эстакада - мне будет ничуть не хуже.

Потому что ночные шумахеры без глушителей так и будут летать, пробка так и будет коптеть, а на светофоре перестанут биться перекрестные потоки.

От идеи СЗХ пора уже отказаться совсем. Не годятся выбранные улицы для пропуска большого объёма транспорта. Достроить Алабяно-Балтийский тоннель и успокоиться на этом.
Освободившиеся деньги пустить на метрострой и (да, да, я сектант) строительство трамвайных линий.
Остальные дороги, возможно, будут и полезными. Тут мне сложно сходу судить.

Сектантов - к Кацу.

А СЗХ в таком виде и правда не нужна. Нужно вернуться к трассировке времен 4ТК... а лучше - прекратить пороть горячку и реанимировать этот проект. И все будет хорошо.

Окуда это?:
"Однако МосГосЭкспертиза отказалась согласовать проект, велев «строить сразу до Пролетарского проспекта». В результате многострадальный участок отдали в перепроектирование."

Разьве дело МосГосЭкспертизы влазить в объемы строительства и говорить чего строить, а чего нет?

Строители поняли, что нет смысла строить трехуровневую развязку - Балаклавский-Варшавка, тем самым сократили затраты, и перекинули их до Пролетарского.

А чье же это дело? Именно МГЭ. Ну еще ФАС где-то, может быть.
"Строители поняли" - на стадии после проектирования так не бывает.

как-то очень позитивненько. Вот только ни слова о вырубках на Сколковском шоссе, которое собираются расширить и подарить жителям Можайского р-на тот же кошмар, что и на Б. Академической. Ни слова о продлении Мосфильмовской улицы, которая развяжется с Южной рокадой на разных уровнях под окнами жилых домов, при том, что с другой стороны жд предостаточно места и нет жилой застройки. Преимущество с точки зрения связности районов очевидно, но все не так однозначно.

1. Не считаю вырубки на Сколковском шоссе трагедией. Практически все, что в Москве построено - и дороги, и дома - построено на месте лесов, которые тут были 100-200-500 лет назад. Зелени в Москве на единицу площади больше, чем в большинстве мегаполисов, а вот дорог в 2-3 раза меньше. А ответвление на Сколковское шоссе от СЗХ неизбежно - как еще попадать с хорды в "инновационный центр"? Причем это даже не московское решение, а федеральное.
2. Что касается продления Мосфильмовской, там все не так. Мосфильмовскую, по моим данным, никуда не продляют, а собираются строить Южный дублер Кутузовского. Но - платным и за частные деньги. Кстати, вот эта дорога (Южный дублер Кутузовского) действительно малополезна. С учетом реконструкции Кутузовского и строительства метро в Солнцево через Очаково по ней просто некому будет ездить. Да и некуда (в Сити упрется).

ндааа, Крым вернули, а Москву без пробок решили пока не возвращать...

Это не связанные вещи. АИП порезали на 30% еще в сентябре, до всякого Крыма.

Очень надеюсь, что строительство этих бесполезных проектов прекратят окончательно. Бессветофорные магистрали в жилых кварталов - это вредительство и издевательство над местными жителями. Если и строить дороги, то только мосты через Москву-реку и железные дороги. Остальные деньги направить на развитие ОТ

Исключено. Лишь вопрос времени. И денег.

"Строительство участка от ул. Фестивальной до Дмитровского шоссе отложили на 2016-2018 гг."
Как ни странно, заказ до сих пор висит.

"Участки, проходящие по улицам Большая Академическая и Народного ополчения, включая многострадальный Алабяно–Балтийский тоннель, сейчас строятся «на бумаге», поскольку генподрядчик НПО «Космос» - банкрот."
АБТ вполне себе достраивают потихоньку. На НО тоже возобновили вялые ковырялки.

На НО работ не ведется, езжу там два-три раза в неделю. Один охранник на весь объект, 3 сваезабивалки в неподвижности уже пол года. Ни техники, ни людей.

Не совсем в тему НО

После прочтения первого абзаца у меня возник один вопрос.

Почему расчеты исходят из количества км дорог на 1000 человек, и предлагается увеличить количество дорог.

Вместо того чтобы расчеты исходили от количества человек на 1 км дороги и предлагалось бы снизить количество людей(плотность населения) на этот участок дороги?

Неужели до сих пор построить в плотной застройке еще больше дорог дешевле и проще чем расселить этот улей?

Edited at 2014-07-29 07:35 am (UTC)

Re: Не совсем в тему НО

Во-первых, застройка в Москве на самом деле не плотная. По плотности населения на км2 (без учета новой Москвы) город находится примерно в середине списка мегаполисов. А дорог в 2-3 раза меньше. Кликайте на ссылку в первом абзаце, там подробно.

Во-вторых, насильно расселить никого и никуда не получится. У нас, поди не Северная корея.
Люди едут в Москву, потому что здесь работа и деньги. Можно и нужно создавать рабочие места на периферии страны. И в том же среднем и дальнем Подмосковье. Но это процесс долгий и от Москвы не зависит.

В-третьих, да, "расселить" будет дороже, чем дороги построить. Потому что выбор будет не "дома на периферии" или "дороги в Москве", а "дома + дороги + ж/д инфраструктура на периферии" или "только дороги в Москве"

Кстати, насчёт прокола под ж/д и продления Рябиновой до Мичуринского и далее на Никулинскую
лично меня эта новость очень обрадовала (мне станет сильно удобнее в целом ряде моих маршрутов, т.к. не нужно будет выезжать на мкад), но на разных местечковых форумах раздавались мнения что "поток фур с рябиновой хлынет на тесную Никулинскую и там всё встанет".
Моё мнение - что если бы фурам нужно было на никулинскую - они бы и сейчас туда доехали, а раз их там нет - значит и потом не будет (там нет мест притяжения для них).

Ну а всё-таки - есть ли такая опасность? или будут запрещать знаками въезд для фур, или какие-нибудь арки ставить чтобы они по высоте проехать не могли (так-то никулинская и вправду узкая и тесная).

Думаю, ничего страшного на Никулинской не будет. Кому надо, и так доезжают.
Ну сделают уширения, в конце концов.

>Впрочем, и к лучшему: это единственный участок хорд, транспортный эффект от которого совсем не очевиден! Новоегорьевское шоссе (на которое хотят в перспективе вывести рокаду) уже сейчас перегружено, а между Братеевским мостом и МКАД по меркам Москвы не очень большое расстояние и нет мощных точек притяжения трафика.

Как это не очевидно ?
Чтоб проехать от Люберец, Дзержинского, Капотни и других ЮВ районов, до Варшавки, Профсоюзной и вообще на средний(МКАД-ТТК) югозапад , нужно ехать через всю Волгоградку+ТТК+югозападная магистраль или через всю Каширку+Нахимовский+ЮЗ магистраль или-же огромный крюк по МКАДУ и затем в центр.
ЗАЧЕМ ТАКИЕ ПЕРЕПРОБЕГИ, если можно будет проехать ПО-ПРЯМОЙ(!!!!) ??

Не верю, Андрей, что ВЫ этого не понимаете...не верю. Едва-ли какая-либо их хорд, сможет так помочь связности города, как Ю-рокада.

Вспомните к примеру, когда едешь по Б.Прудам к Каширке, мы видим многоэтажки в Чертаново, они нам кажутся совсем рядом, но на самом деле знаем,что до них очень далеко и долго придется ехать....ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО !

Вы не поняли. Я двумя руками ЗА участок Юрокады от Варшавского до Пролетарского. И еще за эстакаду Подольских - Элеваторная, которая пройдет южнее.

Но конкретно участок Юрокады от Пролетарского проспекта до МКАД значительно менее эффективен, чем мост Шоссейная - Каспийская.

Потому что:
- Между мостами Братеевским и метромостом 7 км по прямой, 14 по реке. А между Братеевским и МКАД - 3,5 по прямой и 5 по реке. Вопрос - где перепробеги больше и мост больше нужен? ответ очевиден.
- Каширское шоссе от МКАД до Борисовских прудов (если построить развязку с Бор. прудами) имеет отличный запас пропускной способности. А на участке МКАД от Волгоградского до Каширского надо реконструировать 2 развязки (Бесединскую и с Верхними полями).
- Таким образом, если построить нормальную развязку Каширки с Бор. прудами, дав прямой выезд на Кантемировскую и прямоход Бор.пруды-Кантемировская (которую можно будет расширить, например, до 3+3), и построить участок Юрокады от Балаклавского до Пролетарского, можно получить практически тот же транспортный эффект, что от строительства Юрокады до Верхних полей. Но куда дешевле, быстрее, с максимальным использованием существующих дорог и без жесткого клинча с местными жителями (Кантемировской и Бор. прудов).

"Каким образом взимать плату с десятков тысяч людей в сутки в стесненных городских условиях"

виньетка, нет?!

Трасса Очаково-Мытищи!

На планах застройки Лосиного острова выявились интересные особенности:
http://sergey-senator.livejournal.com/674.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account