Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Платный въезд и проезд по дорогам: нео-феодализм на марше
crusandr
1

«…Они так любят обсудить,
Как бы все взять и поделить
И сообща определить границы гетто,
Закрыть ворота для чужих –
Но кто они, чтоб слушать их
Кто они все, чтоб слушать их?..»

«Границы гетто» (группа «Тараканы»)
В сентябре 2014 года с подачи Минтранса России Правительство внесло в Госдуму проект федерального закона «Об организации дорожного движения». СМИ тут же окрестили его «законом о платном въезде и проезде»: ведь статья 10 наделяет региональные и муниципальные органы власти правом брать плату за проезд по 95% дорог и за въезд в любой регион и населенный пункт!

710520030Среди ряда федеральных экспертов и простых граждан эта идея вызвала шок. Платный въезд и проезд по дорогам общего пользования многие сочли крайне опасной и вредной затеей, угрозой территориальной целостности России. Так, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, зампред комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, считает эту затею антиконституционной:  «У нас есть Конституция — закон прямого действия, единое экономическое и транспортное пространство, которые предполагают свободное перемещение товаров и услуг по всей России. Платный въезд в Москву — абсолютный нонсенс… тогда всю страну заставим шлагбаумами, плату за въезд в свой город захотят брать и другие».

Схожей точки зрения придерживается и Евгений Москвичев, председатель комитета Госдумы по транспорту. А известный борец против привилегий на дорогах Петр Шкуматов считает, что в результате принятия подобных законов «Россия вернется к состоянию феодальной раздробленности, когда за въезд на территорию соседнего княжества надо было платить. Кроме как диверсией, направленной на деконструкцию Российской Федерации как единого государства, я эти действия назвать не могу». Эта аналогия напрашивается: в Киевской Руси XII-XIII вв. «главным видом пошлин было мыто - плата с воза или ладьи за пропуск в определенном месте, своего рода таможенная пошлина».

К теме феодальной раздробленности и ее последствий мы еще вернемся в конце статьи. А пока обратимся к планам платного въезда и проезда по Москве. Информация об этом неполна и противоречива, что позволяет лоббистам платного въезда «ловить рыбку в мутной воде», ссылаясь на якобы имеющуюся поддержку общественности. Попробуем внести хоть какую-то ясность, проанализировав открытые данные, просочившиеся в блогосферу и СМИ.

Плата за въезд и проезд по Москве: наиболее вероятный сценарий

Платный-въезд11. Платить за въезд придется всем, включая москвичей
Многим жителям «нерезиновой» почему-то кажется, будто платный въезд собираются сделать только для машин с не-московскими номерами. Однако на деле платить придется всем – и москвичам, и жителям Подмосковья, и жителям других регионов. Возможно, исключение сделают для отдельных категорий транспорта (например, для автобусов и такси). Но и только.

2. Платным будет въезд и в пределы МКАД, и в пределы Третьего кольца
Планируется создать две «тарифные зоны»: МКАД и ТТК. Въезд в пределы каждой из них будет стоить 200 рублей. Если вы живете в Бутово, а работаете на Тульской, поездка обойдется в 400 рублей в день. Цифры, конечно, предварительные и могут быть скорректированы (есть основания полагать, что в них заложили запас на «уступку общественному мнению»), но едва ли разница между замыслом и реализацией окажется кратной.

3. Платным будет не только въезд в пределы «тарифных зон», но и проезд транзитом по ТТК и МКАД
Огорчу и тех, кто думает, «вот доеду до ТТК и объеду центр по нему, а внутрь ТТК мне не надо». Ведь проезд по ТТК обойдется в те же 200 рублей, что и въезд внутрь Третьего кольца!

Что до проезда по МКАД, здесь ясности меньше. По одной из версий, плату будут брать с каждого въезжающего внутрь МКАД, независимо от того, откуда и когда он на магистраль попал (выехал из Бирюлево или из Видного, въехал в Строгино – плати); проезд же по МКАДу транзитом «из области в область» останется бесплатным (якобы потому, что у жителей Подмосковья обычно нет иных вариантов). По другой версии, все будет наоборот: поездки по кольцевой между районами «внутримкадья» останутся бесплатными, а с жителей Подмосковья будут брать плату за транзит независимо от того, съезжают они внутрь МКАД или вовне. Стоить проезд, вероятно, будет те же 200 рублей за поездку. Впрочем, не стал бы исключать и покилометровую схему оплаты.

4. Платить придется независимо от времени и направления поездки
Никакой «тонкой регулировки» (которая вообще-то должна быть неотъемлемой частью транспортной политики) не предполагается. С изяществом бегемота оплату будут взимать и с тех, кто ездит в непиковое время в непиковых направлениях. Например, если вы живете в Бутово, а работаете в Видном, платить придется все равно. Хотя вы едете в противоход пробкам и основному потоку!

5. Взимать плату будут с помощью камер
Шлагбаумов, конечно, не будет, будут контрольные камеры. Наиболее вероятно, что для оплаты всех заставят покупать специальные предоплатные карты или транспондеры, откуда деньги будут списываться автоматически. Как вариант, возможно автоматическое списание со света мобильного телефона. Про то, как это будут контролировать, отдельный вопрос,на который ответа нет.

6. Вводить все это могут уже с августа 2015 года
Беспрецедентная спешка: скажем, Лондон готовил свой платный въезд в центр несколько лет!

7. Сумма доходов Москвы от платного въезда и проезда может составить 100-200 млрд рублей в год
О вероятной «прозрачности» расходования этих средств можно судить по печальному опыту с платными парковками. Вы где-нибудь видели подробный полный и регулярно обновляемый финансовый отчет о доходах с парковок (по зонам и месяцам) и о том, куда были израсходованы все эти деньги (с адресами и титулами вложений)? Я тоже нет.

Что думает общественность?

Вопреки сообщениям о «многочисленных просьбах жителей и общественности ввести платный въезд», люди против предлагаемой реформы. Самое смешное, что это видно по тому же опросу ВЦИОМ, который приводят как доказательство поддержки платного въезда!

Первый вопрос сформулирован так: «Поддержите ли вы при ухудшении ситуации с пробками введение платного въезда автомобилей в некоторые районы Москвы?» Однозначную поддержку такой идее выразили 27%, поддержат при определенных условиях 22%, не поддержат ни за что 44%, затруднились с ответом 6%. Думаете, все очевидно и можно делать вывод: «49% поддерживают платный въезд»? Как бы не так: на следующий вопрос «В какую зону должен быть платный въезд?», лишь 13% опрошенных предложили платный въезд в пределы МКАД и 14% в пределы Третьего транспортного кольца. Что неожиданно, мнения пассажиров ОТ и автомобилистов по этому вопросу почти совпали. А если учесть, что этот вопрос проводили лишь среди тех 63% опрошенных, которые поддержали расширение зоны платных парковок, и что вопрос платного проезда по МКАД и ТТК в этом опросе вообще не поднимался (это важно!), эти проценты можно умножить на 0,63, а потом разделить как минимум на 1,5.

Выходит, реальный уровень поддержки платного въезда и проезда по МКАД можно оценить в 5,5%, а по ТТК – в 6% опрошенных. В сумме 11,5%. Это полностью соответствует результатам опроса, который мы с Петром Шкуматовым провели в эфире радиостанции РСН: после получасовых разъяснений о вероятных параметрах реформы лишь 11% людей поддержали идею с платным въездом и проездом, а 89% высказались против.

Возможно, такая правда устраивает не всех, поэтому говорят: «решение о введении платного въезда будет принято вместе с жителями». Судя по всему, это означает что-то вроде общественных слушаний. Но такой формат «учета мнения жителей» далеко не самый объективный; он даже менее объективен, чем соцопросы! Потом что когда стоит задача обеспечить на слушаниях нужное решение по резонансному вопросу, многое решают подготовленные специалисты «художественного говорения ртом», которые направляют настроения людей в нужное русло. Помогает и приглашение большого количества статистов, которые «правильно» проголосуют.

Потому единственным объективным способом учесть мнение жителей («именно москвичи должны принять решение») является проведение референдума. Причем надо его проводить не по голой идее «платного въезда не пойми куда», а по конкретному проекту с деталями. Как показывают опросы выше, люди разберутся. Причем не только в Москве, а и в Московской области: Московская агломерация - единый транспортно-экономический организм, границы тут не при чем. Ну а если такой референдум вы проводить не планируете - не надо прикрываться мнением общественности. Десяток ручных общественников и несколько сот отобранных "жителей" не имеют никакого права говорить от имени всех жителей.

К чему приведет платный въезд и проезд

Почти уверен, что авторы закона мало задумываются о вредных последствиях и побочных эффектах. А зря: их хватает и помимо «феодальной раздробленности», и они ударят по людям, по экономике, по социальной стабильности.

Последствия для Московской агломерации

1311. Рост заторов в секторе между ТТК и МКАД. Раз проезд по ТТК и МКАД будет платным, живущие между этими магистралями начнут их объезжать по всем остальным дорогам. А этих дорог крайне мало и пропускная способность их гораздо ниже, чем у ТТК и МКАД! В результате получится парадокс: транзитные магистрали большой пропускной способности разгрузятся, зато нагрузка на узкие жилые улицы между ними вырастет!

2. Социальное недовольство в Московской области. Больней всего платный въезд ударит по жителям Подмосковья. Каждый день несколько сот тысяч из них въезжают в Москву на работу не от хорошей жизни: в Подмосковье пока недостаточно рабочих мест, а те что есть, не так хорошо оплачиваются. Если забрать у людей транспортную свободу, они окажутся перед выбором: увеличить расходы на 6-8 тысяч рублей в месяц; потерять в комфорте или времени в пути, пересев на перегруженный общественный транспорт; искать место работы по месту жительства. И то, и другое, и третье – очевидный повод для социальной напряженности. Интересно, что об этом думает правительство Московской области.

3. Катастрофическая перегрузка московских электричек и метро. Рельсовый транспорт Москвы и Подмосковья давным-давно работает с перегрузкой. Количество пассажиров в часы пик не соответствует даже весьма «плотным» отечественным нормативам. Интервалы движения на метро сократить уже нельзя: поезда встанут в тоннелях. Подвижной состав электричек почти не обновлялся, запас провозной способности также минимален, к тому же они лишь подвозят к ближайшей станции метро, но почти не перевозят по Москве. Все это приведет к еще большей перегрузке обоих рельсовых систем на многие годы вперед. Надеяться на пересадку людей в автобусы не стоит: их роль в основном также подходящая, а не перевозящая, стабильность и провозная способность гораздо ниже, чем у рельсового транспорта. К тому же наземный общественный транспорт так же обречен на перепробеги из-за несвязности улиц.

Последствия для страны в целом

1. Удар по социальной справедливости и качеству жизни. По сути дела, плата за проезд – третий налог на автомобилистов (после ежегодного транспортного налога и топливных налогов и акцизов, составляющих до 70% цены). При ежедневном пользовании автомобилем сумма может составить 6000-8000 рублей в месяц и более. Что это, как не имущественный ценз, «налог на бедность»?
Посмотрим на это и с другой стороны: почему люди выбирают автомобиль? Соображения престижа играют далеко не главную роль. Основные факторы предельно прагматичны: на автомобиле часто и быстрее, в нем комфортнее, здоровее, часто и предсказуемее. А значит, принудительное пересаживание людей в общественный транспорт ухудшит качество жизни сотен тысяч людей невысокого достатка. Они будут тратить больше времени, иметь меньше комфорта, чаще болеть. Снизится уровень личной мобильности людей по всей стране: «от феодализма к крепостному праву».

2. Удар по экономике, особенно по обрабатывающим производствам. У нас принято говорить, что стране пора слезать с нефтяной иглы и сетовать, как мало мы производим. Но платный въезд в города затормозит обновление автопарка в масштабах всей страны (и без того упавшее из-за стагнации экономики). Уже идущее падение производства автомобилей может стать драматическим, что ударит по всей цепочке обрабатывающих производств – изготовителей автокомпонентов.

3. Рост инфляции. Поскольку платным станет не только въезд личных автомобилей, но и курьерские и грузовые перевозки, все дополнительные издержки будут переложены на потребителей, то есть будут разгонять и без того растущую инфляцию.

4. Платные дороги в регионах как способ рейдерства. «Синие ведерки» уже прогнозируют использование платного проезда для  захвата бизнесов. Берется безальтернативная дорога через деревню Жабкино, по которой возит грузы какая-нибудь «вкусная» компания. «По многочисленным просьбам жителей деревни» вводится платный проезд через нее, причем сумма оплаты для грузовиков назначается, например, 10 тыс. рублей за поездку. А в кулуарах компании-владельцу груза намекнут, что неплохо бы немножко поделиться бизнесом, тогда эти ограничения его не затронут. Таким способом можно «нагнуть» практически любой бизнес, связанный с грузоперевозками. И чем дальше от столицы, тем желающих негодяев будет больше.

Но как же побороть пробки в Москве?

В некоторых выступлениях звучит тезис «если вы, жители, не поддержите введение платного съезда – тогда не критикуйте правительство Москвы за то, что пробок становится больше». Мол, больше ничего придумать нельзя, остались только запреты и ограничения.

На деле проблема пробок – часть большой проблемы передвижения по городу. И у нее нет и не может быть одного волшебного «инновационного» решения. А есть комплекс программ разной стоимости и сроков реализации, предполагающие вполне традиционные проверенные меры: и развитие общественного скоростного транспорта, и развитие дорожной инфраструктуры, по которой Москва отстает от всех мегаполисов мира в 2-4 раза. В сфере рельсового транспорта это строительство метро (+150 км линий и 70 станций за 10 лет, включая Третий пересадочный контур), строительство дополнительных ж/д путей для пригородных электричек (+240 км), перевод МКЖД на пассажирский трафик и создание тем самым еще одного пересадочного контура, создание ТПУ и перехватывающих парковок. В сфере дорожного строительства (необходимого, замечу, не только личному, но и общественному транспорту, и грузоперевозчикам, и машинам экстренного реагирования!) это строительство хорд, реконструкция развязок на МКАД, повышение эстакадами связности периферийных районов. И все это уже реализуется, хотя медленней, чем хотелось бы.

Могут возразить: но ведь все это очень долго, эффекта можно ждать 5-7 лет, а ездить хочется уже сейчас! Есть и быстрый способ. Называется он кайдзен и означает «постоянное улучшение» за счет постоянной оптимизации, использования незадействованных резервов и возможностей. В дорожной сфере воплощение «кайдзен» - дешевые и быстрые адресные локальные мероприятия, которые Пробок.нет продвигает все время своего существования. Отрегулировать светофор, перечертить разметку, поработать со знаками, построить уширение, открыть или построить небольшую дорожную связку – каждое из этих дел реализуется быстро и дает хороший, а порой отличный эффект, расшивая узкие места. Да, одно мероприятие улучшит эффект лишь в одном узле. Но секрет в количестве таких мер: если их делать по 500 штук в год, улучшение будет еще как заметно в масштабах всего города.

Итак, для быстрого и комплексного решения накопленных проблем Москве остро нужна программа «500 улучшений в год»! Продвигаемая на самом верху и последовательно реализуемая в течение нескольких лет. Никаких финансовых препятствий для этого нет: среднюю стоимость одного такого мероприятия я бы оценил в 3-4 млн. рублей (бывают локальные меры за 50 тысяч рублей, а бывают и по 50 млн.). Значит, 500 таких локальных мероприятий – это всего 1,5-2 млрд рублей в год. Лишь 2-3% «дорожно-строительного» раздела Адресной инвестиционной программы!

Где же взять столько предложений? Да хотя бы у нас: «в столе» только у Пробок.нет более 500 нереализованных предложений. Их можно отдавать в проектирование хоть завтра, вот вам и программа на первый год. Если нужно, каждое из них мы готовы обсудить, выехать на место, дополнительно обосновать. Давайте вместе отрегулируем светофоры, оптимизируем разметку в узких местах, построим нужные уширения (не по принципу «лишь бы больше асфальта», а там, где нужнее!), откроем и построим десятки новых небольших связок. Все это отлично дополнит реализуемую Департаментом строительства программу дорожного строительства и реконструкции: ведь увеличенный поток с новых дорог и развязок примут только предварительно оптимизированные улицы.

А что сейчас? Сейчас делают всего лишь по 100 локальных улучшений в год, что для масштаба Москвы очень мало. Программу локальных мероприятий никто во власти не продвигает, к ней относятся как в падчерице. Увы, такая кропотливая адресная работа не медийна, а потому властям малоинтересна: то ли дело глобальные проекты с громкими названиями. А некоторые чиновники вообще считают, что автомобилистов надо гнобить и унижать, а потому любые улучшения дорожного движения вредны.

Вместо эпилога

Вроде бы решение о платном въезде в Москве еще не принято. Но и не совсем похоронено, к нему наверняка вернутся уже в ближайшее время. Придется ли людям платить за воздух и станет ли «внутримкадье» отдельным феодом, будет зависеть от двух вещей. Первое: когда и в какой редакции пройдет в Госдуме Минтрансовский закон о платном въезде и проезде. Второе и главное: насколько активно свою позицию выскажут жители Москвы и Подмосковья. Например, письмами в адрес мэрии Москвы и руководства страны. Поверьте, письма там читают и уж точно - учитывают их количество. И кстати, 7 декабря пройдет первый митинг против платного въезда и проезда по Москве.

Напоследок еще пара слов о феодальной раздробленности. Тем, что считает ее чем-то вроде федерации с широкими полномочиями, напомню: в прошлый раз вся эта развеселая княжеская вольница на Руси закончилось нашествием татаро-монголов, которые разгромили русские княжества поодиночке и установили иго на 250 лет. В той «крупнейшей геополитической катастрофе XIII века» страна потеряла значительную часть населения, жители Южной Руси были истреблены или изгнаны почти полностью. Прекратилось строительство из камня, исчезли сложные ремесла, экономически страна оказалось отброшена на несколько столетий назад. Уцелевшие княжества попали в вассальную зависимость от Орды и были обложены данью.

Кем бы ли были авторы и лоббисты идеи платного проезда, эту идею вам лучше слить. Аккуратно, но быстро. Пока на самом верху властной вертикали всерьез не занялись вашими «революционными» инициативами и их мотивами. Слишком уж похоже введение платного въезда на провокацию российского Майдана.


Если вам понравилась эта статья, добавьте мой блог в друзья.


> Катастрофическая перегрузка московских электричек и метро.

Давайте назовём это иначе: повышение прибыльности поездов РЭКС.

По чистому, но очень удачному для кого-то совпадению Дептранс вдобавок отменяет областные автобусные маршруты - так что прибыль поездам обеспечена.

Можно синих бобиков запустить по МКЖД! :)

Александр, тут есть несколько соображений.
1. Руководство страны не привыкло идти навстречу самостоятельному протесту граждан и считает это слабостью.
2. Системного подхода в верхах в части развия страны нет, пятнадцать лет это показали.
3. Программа золотого миллиона автомобилей вполне может быть в чьей-то голове: вранья про те же платные парковки мы слышали преизрядно.

Он Андрей, а не Александр :)

> Надеяться на пересадку людей в автобусы не стоит: их роль в основном также подходящая, а не перевозящая

И перевозящая (между районами), и подвозящая (к станциям метро).
Но надежду на этот транспорт подрывают не его особенности, а вредительская политика Дептранса (отмена маршрутов, саботирование выделенок, нежелание отказываться от турникетов, согласование антиавтобусных дорожных проектов и карманов).

> стабильность и провозная способность гораздо ниже

Из-за пробок. Но если платный проезд снизит пробки - автобусы поедут быстрее?

> наземный общественный транспорт так же обречен на перепробеги из-за несвязности улиц.

Уточню - не из-за "несвязности", а из-за северо-западной хорды и прочих подобных хуснуллинских проектов. Доклад Вучика Вы видели, на других участках тоже всё плохо.

> идущее падение производства автомобилей может стать драматическим, что ударит по всей цепочке обрабатывающих производств – изготовителей автокомпонентов.

Личные автомобили - это вредный драйвер экономики. Лучше бы космосом занялись, полётами на Марс и т.д.
(вместо этого НПО "Космос" предпочитает копать космические ямы в московском бюджете)

> Поскольку платным станет не только въезд личных автомобилей, но и курьерские и грузовые перевозки, все дополнительные издержки будут переложены на потребителей

Грузовики (и автобусы) следовало бы освободить от этой платы.

> и развитие дорожной инфраструктуры, по которой Москва отстает от всех мегаполисов мира в 2-4 раза.

А почему Вы думаете, что Собянин прекратит строить дороги? Боюсь, не прекратит даже с платным проездом.

Edited at 2014-12-04 07:39 am (UTC)

угу, победим СЗХ и всё везде полетит

Андрей, а что с предложением "разрешить поворот на красный" оно загнулось или так медленно реализуется?

Edited at 2014-12-04 07:31 am (UTC)

Идёт же эксперимент на 4 поворотах

один я даже видел своими глазами, поворот с Мосфильмовской на Воробьёвское шоссе. Там это к месту, но вот в большинстве остальных повлечёт массовые ДТП с гибелью пешеходов.

Не может быть ничего хуже чем ввести такой вид платного въезда.
Если с вьездом в самый центр еще можно соглашаться. То тотальная оплата всего и вся это будет бум похлеще майдана. Сам пойду бить морды этим отморозкам.

Пусть вводят, наконецто у людей глаза разуются))

Все очень просто: все кто хотел, уже посчитали что и как, а вы занимаетесь дешевым популизмом (можно кстати бесплатную колбасу включить в вашу программу?).

Вот, например, товарищ Хуснуллин заявил что увеличит за 2014-2017 плотность дорог на 0.3 км/км2, а обеспеченность жителей на 0,025 км/тыс.чел.
Те до недружелюбного к автомобилистам Токио 35-50 лет.
А до чуть более дружелюбного НьюЙорка - 69-107.

Да, легче плакать 'мы умрем' и придумывать, как посильней нагадить, чем делать реальные дела. 80% пробок можно устранить без проектов депстроя. А Токио все равно догонять придется, если хотим по качеству жизни хоть приблизиться к ним.

Про Майдан тоже задумались в этой связи на радио "Говорит Москва" http://jackykid.livejournal.com/4570.html

скорее бы уже.

а внутрь бульварного вообще не пускать рыдваны дешевле трёх миллионов. всякое быдло на кредитопомойках мешает успешным людям красиво жить.

Кстати. Надо отменить плату в электричках! А то это безобразие - платить за въезд город 200 рублей в неудобной и переполненной электричке.


>2. Социальное недовольство в Московской области. Больней всего платный въезд ударит по жителям Подмосковья. Каждый день несколько сот тысяч из них въезжают в Москву на работу не от хорошей жизни: в Подмосковье пока недостаточно рабочих мест, а те что есть, не так хорошо оплачиваются. Если забрать у людей транспортную свободу, они окажутся перед выбором: увеличить расходы на 6-8 тысяч рублей в месяц; потерять в комфорте или времени в пути, пересев на перегруженный общественный транспорт; искать место работы по месту жительства. И то, и другое, и третье – очевидный повод для социальной напряженности. Интересно, что об этом думает правительство Московской области.


Полная ерунда на самом деле. Пробки делают электрички практически безальтернативными, с их урезанием появится возможность сесть еще и в автобус. Жители же задрищ будут доезжать до электрички. Со всех сторон сплошная польза.

3. Катастрофическая перегрузка московских электричек и метро.

На фоне реально обслуживаемой загрзуки 2% никто не заметит. Скорее нужно бояться, что замкадыши начнут сбивать цены на перегретом московском рынке труда.

какие нах 2%?
по данным ДТ - в день по улицам рассекает 2кк авто.
А ОТ перевозит 8кк. ВЕСЬ ОТ. Вообще весь.
Но поездка автобус-метро и вечером метро-автобус это считается как ЧЕТЫРЕ пассажира.
То есть 8кк надо как минимум делить на 2 (туда и обратно пассажир считается дважды) и получаем 4кк

А авто - надо аналогично умножать на 2 (туда и обратно, независимо от пробега и количества поездок авто считается один раз), и получаем 4кк.

То есть получаем что ЛТ перевозит примерно СТОЛЬКО ЖЕ сколько и ОТ.

Забавно, однако.

Почему-то все думают что если понастроить дорог и убрать светофоры - то все сразу поедет. Даже 1000 улучшение в год ничего не изменят. Если привлекательность передвижения на машине увеличится, больше людей пересядут на авто. Больше людей - опять пробки. В случае Москвы единственный выход - это снижение привлекательности личного, и повышение привлекательности общественного транспорта.
Платный въезд - один из вариантов. Конечно, параллельно надо улучшать ОТ.

В случае Москвы есть и ещё вариант: снижение привлекательности Москвы. Огромная страна, а всех засасывает в Нерезиновку, аки в чёрную дыру.

Нет, ну это уже черезчур. Люди начнут запасаться покрышками.

Диванными покрышками? ;) У нас ведь сплошь и рядом диванные войска. Даже на митинг против платной парковки не могут собраться. Строчат в каждом втором сообщении, что нет смысла приезжать на митинг. Трусы!

А может, создавать офисы и производства за пределами пересыщеной Нерезиновой? Этак и проблема решится! Но нет, это долго. И потом: «Как это: "не в Москве"? А нафига всю жизнь сюда стремился?»

у меня только один вопрос - они там уху ели что ли?...

Это такая дестимуляция использования Москвы получается в чистом виде. Мол ищите работу у себя под носом, нищеброды, т.к. платить ежедневно по 400-800 р просто за возможность до работы доехать смогут не все. Придется менять или жилье, или работу. Вынужденно и наверняка с потерями уровня жизни.

Верной дорогой к майдану идем, товарищи.

Вот это и печалит...

?

Log in

No account? Create an account