Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Как сэкономить в общественном транспорте Москвы
crusandr
Оригинал взят у korund в Как сэкономить при повышении цен на транспорт
С 1 февраля цены на проезд в очередной раз повысились, а приоритеты тарифного меню усложнились.

В связи с этим банальный ответ на вопрос друзей или родственников "они меня совсем запутали, объясни какой же билет выгодней покупать" превратился в аттракцион на доверии "делай как я и не задумывайся". Мне, как профессиональному финансисту, было очень неловко столь неаргументированно отвечать. Пришлось сесть и провести подробные расчёты, возможно их результат и вам поможет оптимизировать свои расходы во время кризиса.

Итак, сначала нужно примерно представить, сколько поездок на метро и сколько на наземном транспорте в месяц Вы совершаете. Затем посмотреть на таблицу ниже (она кликабельна).

По оси вправо идёт число поездок на метро, по оси вниз - на наземном транспорте.
В соответствующей ячейке будет минимальная сумма в рублях, которую придётся потратить на билеты.
Цветом выделен тип билетов, который выгоднее всего приобретать.

Схема 1. Минимально возможные расходы на транспорт, руб. в месяц
Схема_1_МТ-2015_МИН
Примечание:
"ТАТ 60" - билет на наземный транспорт на 60 поездок.
"Безлимит ТАТ" - безлимитный проездной на наземном транспорте на 90 дней за 2400 рублей (800 рублей в месяц).
"Тройка" - оплата проезда денежными средствами в электронном кошельке Тройки.
Схема 1 составлена для поездок без пересадок или с нерегулярными пересадками. Про регулярные ежедневные поездки с пересадками (ТАТ+метро и т.д.) речь пойдёт на Схеме 3.


Таблица получилась довольно сложная, нынешняя система тарифов на проезд действительно способна сломать мозг нормальному человеку. Поэтому была составлена её упрощённая версия.

Схема 2. Самые практичные типы билетов из имеющегося меню, расходы руб. в мес.
Схема_2_МТ-2015_ОСН

Часть вариантов требует сочетания двух типов билетов, например Единый 60 + ТАТ 60.
Удобнее всего оба билета записать на одну карту Тройка, тогда в метро автоматически будет списываться Единый, а в автобусе ТАТ. Записать сразу оба билета на карту можно в большинстве наземных киосков Мосгортранса (в которых есть терминалы Тройки). В метро, к сожалению, ТАТ не записывают :(

Практичность билетов определялась исходя из минимальных потерь времени на их приобретение и максимально простого выбора из ограниченного числа вариантов. Схема 2 чуть менее выгодна, чем Схема 1, но не намного.[Лишь в отдельных случаях речь идёт об увеличении расходов на 40 рублей в месяц...]
Схема 2а. Рост расходов при выборе билета из Схемы 2 по сравнению со Схемой 1, руб. в мес.
Схема_2а_МТ-2015_ОСН_Дельта_к_МИН


В этих таблицах не показаны ещё два типа билетов:

1. Годовой безлимит за 18200 рублей. Если поделить его цену на 11 рабочих месяцев, то он практически равен безлимитному билету на 90 дней. Тут не нужны сложные таблицы, каждый сам выберет, на квартал или на год ему удобней покупать. Аналогично можно поступить с годовым ТАТ. Безлимитные билеты на 30 дней и меньше не выгодны по сравнению с квартальным безлимитом, они нужны ограниченному числу пользователей.

2. Билеты "90 минут". Они выгодны только тем, кто ежедневно ездит с пересадками маршрутами ТАТ+метро или ТАТ+метро+ТАТ. В этом случае на схеме появляется зелёный "галстук", в зоне которого и выгодны 90-минутки.

Схема 3. Зона оптимального использования билетов 90-минут
Схема_3_МТ-2015_90минут

Обратите внимание, "галстук" очень узкий. Это означает, что 7 нестандартных поездок в месяц (только метро или только наземный транспорт) делают билет "90 минут" невыгодным. Схема 3 показывает только вариант с одной пересадкой ТАТ+метро. Число таких пересадок в рамках билета "90-минут" может быть и больше, тогда "галстук" будет выглядеть иначе.

Но основной вывод из Схемы 3 для билетов "90-минут" не изменится: минимальный тариф по билету "90-минут" (35 рублей) выше максимального тарифа по Тройке (30 рублей) для одиночной поездки без пересадок. Поэтому, если ставить задачу минимизации затрат, то придётся использовать два разных билета: один "90-минут" и отдельный билет для одиночных поездок (выбранный по Схеме 1 или Схеме 2 исходя из числа таких поездок). Также можно сравнить сумму расходов на два билета с ценой безлимита (1667 рублей в месяц) и, возможно, проще будет купить его и не забивать себе голову выбором нужной карточки перед турникетом.

К сожалению, билет "90-минут" нельзя записать вместе с другими билетами на одну Тройку.

В качестве побочного результата этих расчётов посмотрел, как изменились тарифы за последние годы.
Схема 4. Изменение минимальной суммы расходов, в % к 2014 году:
Схема_4_МТ-2015_изм_к_2014

Как видно, в этом году сильнее всего подорожал проезд для "90-минутчиков".
Сильнее всего подешевел квартальный безлимит.

А вот изменение цен за три последних года (эффект перехода к новому тарифному меню).
Схема 5. Изменение минимальной суммы расходов, в % к 2012 году:
Схема_5_МТ-2015_изм_к_2012

Сильнее всего подорожал проезд для тех, кто ездит мало и для тех, кто ездит много только на метро или только на наземном транспорте (красные области по углам). Ещё сильнее пострадали те, кто раньше покупал годовой проездной на метро за 11200 (его просто отменили).

Неожиданным для меня фактом стало то, что несмотря на все повышения цен для множества людей появилась возможность тратить меньше денег, чем в 2012 году (зелёные области).

Причины, по которым после повышения цен ежемесячные расходы на проезд становятся ниже:
1. Увеличили срок действия билетов до 90 дней, в результате чего стало выгодно покупать билеты на 60 поездок, по которым тариф ниже.
2. Усложнили структуру тарифного меню, в результате чего стало очень сложно выбирать билет, но появилась возможность оптимизировать затраты.
3. Появились "Единые" билеты, по которым можно ездить и на наземном транспорте, а также "90-минутки".

Для сравнения, насколько проще была схема оптимальных тарифов всего три года назад.
Схема 5. Минимально возможные расходы на транспорт в 2012 году, руб. в месяц
МТ-2012

Следует отметить важный минус тарифной сетки 2015 года: если ошибиться в планировании числа поездок, то неиспользованные поездки сгорят, а затраты окажутся выше оптимального уровня. Если Вы часто пользуетесь общественным транспортом, то стоит свои фактические расходы сравнить с суммой в 1667 рублей в месяц. Если чувствуете, что тратите больше - покупайте безлимит на 90 дней за 5 тыс. рублей. Судя по изменениям тарифной политики именно на безлимиты будут постепенно выдавливать большинство москвичей при каждом новом повышении цен.

ps. За идею визуализации благодарю anderson_mike

UPD. Большое всем спасибо за замечания и найденные ошибки в предыдущей версии. Схемы и текст обновлены.



  • 1
Непонятно такое пренебрежение к билету "90 минут".
На схеме кучу места (наверное, больше половины общей площади) занимают комбинации типа "Единый 60 + ТАТ 60", "Тройка + ТАТ 20" и т.д. При этом комбинации с участием 90-минутных билетов не рассматриваются в принципе. А мне для моей структуры поездок (регулярно по 2 поездки на метро в день, но в отдельные дни бывает от 5 до 10 поездок разными видами транспорта) представляется оптимальной именно комбинация "Единый 60 + 90минут 20".
Про преимущества и недостатки 90-минутных билетов писал здесь.

Почему пренебрежение?
Одну схему выделил.

Мало места? Но это просто изображение того факта, что билеты получились нишевыми (под конкретную задачу). Они не интегрированы в общую систему билетов, т.е. в целях поиска выгодного решения нужно считать отдельно поездки с пересадками и отдельно без пересадок.

Повторюсь. Основной вывод из Схемы 3 для билетов "90-минут" не изменится: минимальный тариф по билету "90-минут" (35 рублей) выше максимального тарифа по Тройке (30 рублей) для одиночной поездки без пересадок. Поэтому, если ставить задачу минимизации затрат, то придётся использовать два разных билета: один "90-минут" и отдельный билет для одиночных поездок (выбранный по Схеме 1 или Схеме 2 исходя из числа таких поездок). Также можно сравнить сумму расходов на два билета с ценой безлимита (1667 рублей в месяц) и, возможно, проще будет купить его и не забивать себе голову выбором нужной карточки перед турникетом.

(Deleted comment)
Блин, вот это схемы.

Кроме того, что на 3 и 4 нарисован ХУЙ, положенный на пассажиров Москвой, я ничего не понял.

Или это тесты на дальтонизм?:)

ПС.
Где-то видел удобный калькулятор расчета, что купить.

Как бы не на сайте дептранса.

Никогда галстук не видели?

Это карающий меч Дептранса )

Edited at 2015-02-06 08:53 am (UTC)

Проведенный среди коллег обоих полов блиц-опрос показал, что сначала все краснеют и видят хуй, а уж потом некоторые не очень честные говорят о галстуке.

А я таки разобрался :)

Единственное, еще не понял чем 1 и 2 различаются.

А что делать тому, кто пользуется каждый день РЖД - Метро?((
Там вообще вилы.
Плюс вводят непонятную карту Подмосковья.

Электрички давно пора интегрировать в единую систему тарифов и оплаты. И единый тариф по Москве сделать.

Можешь объяснить это Саше Чекмареву? У меня не получается.

Это от него зависит крайне мало. И первый шаг в любом случае - унификация тарифа (30 рублей внутри Москвы), а это у него есть. Без этого интеграция бессмысленна.

Андрей, от каждого из нас зависит крайне мало, но вместе мы добились уже многого!
Более того, это не только к нашему проекту относится. Сейчас пишу пост про остановочные павильоны на Симферопольском бульваре, которые пробили без нашего участия два муниципальных депутата и несколько десятков неравнодушных жителей района Зюзино.

Cначала надо снизить-уницицировать ж/д тарифы, потом уже объединять все в "Тройку".
И да, Александр правильно отметил - еще сначала придется оборудовать турникетами все платформы.

Edited at 2015-02-06 10:27 am (UTC)

Если вдруг, когда то назреет пост о ЖД, то вот один из удивительных моментов - проезд в Московской зоне стоит дороже, чем проезд Москва - Область))
Пример: станция Петровско-Разумовская (Москва), станция Ховрино (Москва), станция Химки (Область).
Химки находится дальше от Москвы, чем Ховрино.

Стоимость Москва-Москва
http://s017.radikal.ru/i405/1502/fb/dd257a3ed370.jpg

Стоимость Москва-Область
http://i058.radikal.ru/1502/3e/a7d7ab55017f.jpg

Да, есть такое.
Вызвано именно тем, что по Москве ввели единый тариф, отличный от зонного.

Из той же оперы прикол

Маршрут: Бутово-Истра - 228 руб.
Маршрут Бутово-Трикотажная, Трикотажная-Истра 30р.+95р.=125р.

+ миллион, и желательно зону единого тарифа до 50 км от вокзалов дотянуть. Или хотя бы две ступени по 25 км.

А сколько правительсво Москвы за это готово заплатить железнодорожникам? Хотя бы порядок величины? Сейчас от , напримре, от Долгопрудного до Тимирязевской проезд стоит 38 р, дальше на метро - 21 р. по 60-поездочному. А с единым тарифом будет уже 19 р до первой остановки в Москве, а потом те же 20р. И самый загруженный перегон в метро останется таким же загруженным. Возможно имело бы смысл начать единый тариф вводить по участкам от вокзала до последней станции метро, т.е. Тушино - Царицыно, например. может быть известно, сколько сейчас Москва платит ЦППК (если вообще платит)?

Вот отличная иллюстрация к тому, что проще поехать на машине, чем в путанице неудобных билетов разбираться.

И, вроде, не так давно было время, когда казалось, что вот-вот доделают нормальную сетку билетов, ограниченных зонами и временем, но не типом обслуживающего маршрут транспорта и не количеством входов в салон/проходов через турникет (что ловко подменяют словом «поездка»). С тех пор стало только хуже.

У меня "Тройка", т.к. метро пользуюсь нерегулярно, а НОТом почти никогда.

Крутейшая визуализация!

Мне отчего-то напомнило
Сокращение количества пиратов

Мне когда надо было часто ездить на автобусе - я покупал на месяц билет, а когда ненадо - мне и тройки хватает.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account