Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Вечерний прогон Липецкой и Бакинской
crusandr
После успехов светофорной оптимизации нескольких узлов Москвы я решил замахнуться на вечернюю «протяжку» целого направления длиной 6 километров – Липецкой и Бакинской улиц. Тем более транспортная нагрузка на них увеличилась после нашей осенней переразметки Пролетарского проспекта с 6 полос на 7 и недавней регулировки светофоров с Нагатинской улицей на Варшавском шоссе и проспекте Андропова.

512951_original

Липецкая и Бакинская улицы – часть недомагистрали от Таганской площади до М-4 «Дон». Единого названия у этого коридора нет - неудивительно, ведь он проходит аж по 10 улицам и проспектам! [посмотреть все]улица Большие Каменщики, Новоспасский проезд, улицы Симоновский Вал, Велозаводская, Сайкина, проспекты Андропова Пролетарский, Кавказский бульвар, улицы Бакинская и Липецкая Но важность этой дороги для юга Москвы трудно переоценить:
-  это одна из двух магистралей с востока от Павелецкой железной дороги, переездов через которую нет;
-  она проходит по одному из трех мостов через Москва-реку в ЮАО;
-  это единственная дорога, ведущая в огромный жилой район Бирюлево-Восточное;
-  в Московской области ее продолжает 8-полосная «олимпийская» трасса М-4 Дон

Несмотря на все это, никаких серьезных работ в коридоре Таганка – Бирюлево (кроме нескольких «пробокнетовских» локальных мероприятий) не проводилось и пока не планируется. Зато дорогу «осчастливили» выделенной полосой. Конечно, в участке этой выделенки от МКАД до Кантемировской есть транспортный смысл, но водителям и пассажирам личного транспорта от этого не легче. Надежда на разгрузку Липецкой и Бакинской появится после открытия эстакады Подольских курсантов – Элеваторная улица, которая даст возможность въезжать в Бирюлево-Восточное с Варшавского шоссе. Но к строительству этой эстакады только что приступили и открыть ее по контракту должны лишь в мае 2016 года - а судя по темпам работ, это произойдет даже позднее.

Единственный способ быстро улучшить движение - светофорное регулирование.«Протянуть» Липецкую с Бакинской вечером оказалось и сложнее, и проще, чем Варшавское шоссе. Сложнее потому, что пришлось проанализировать сразу 13 светофоров. А проще потому, что все они на этой дороге уже подключены к «Интеллектуальной транспортной системе» и синхронизированы друг с другом. И еще потому, что сами фазы менять не понадобилось, только их длину, а ей в ЦОДД могут управлять дистанционно.

В итоге задачу удалось успешно решить в рекордные сроки. Скорость проезда на Бакинской и Липецкой выросла, длина пробки и время ее наблюдения - сократились, а люди экономят вечером от 10 до 20 минут!

Было до регулировки. Вечер 3 февраля Стало после регулировки. Вечер 10 февраля
было-стало


[Анализ причин и реализованные предложения]Как я анализировал
Этап 1. Понаблюдал динамику (хотя точнее будет назвать это «статикой») потока в вечерний час пик. Выяснилось следующее:
-  «Красная (5-10 км/ч)», а порой и «бордовая» (2-5 км/ч) пробка начиналась на Пролетарском проспекте от метро Кантемировская.  Столь же жестко стояли и все возможные объезды-подъезды: улицы Бехтерева и Севанская, Каспийская, Тимуровская.
-  Все это продолжалось до слияния с Каспийской улицей (Царицынский путепровод), на котором все «желтеет», а после перекрестка с 6-й Радиальной и «зеленеет».
-  Дальше серьезные затруднения наблюдались уже перед Лебедянской улицей.
Запомним 3 критичные точки из 13: Бакинская – Севанская, Липецкая – 6-я Радиальная, Липецкая – Лебедянская.

Этап 2. Запросил в ЦОДД существующие режимы работы (на жаргоне «пофазники» с «повремянками»). Режимы работы оказались в виде таблиц вот такого вида. Зеленым внизу 13 закладок с таблицами по всем светофорам.

таблица

А вот пофазник к этой же таблице. Таких просмотрел тоже 13 (впрочем, большинство из них попроще):
пофаз
Этап 3. Нанес все светофоры на карту и проанализировал причины проблем. Красным отмечены самые критичные перекрестки.

512951_original

Выяснилось много интересного. Для начала, длина вечернего цикла на всех перекрестках Липецкой и Бакинской оказалась очень маленькой, всего 160 секунд. Хотя на большинстве радиальных магистралей вечерний пиковый цикл от 180 до 210 секунд. 160 секунд на Липецкой тем более нелогичны, что здесь, в отличие от какого-нибудь Ленинского проспекте, почти нет сильно нагруженных примыканий и пересечений: ее просто некуда и неоткуда пересекать.

Получила "числовое" объяснение проблема на перекрестке Бакинской и Севанской: «зеленый» в область горел лишь 42% времени цикла, остальное время «съедали» пешеходная фаза, фаза Севанской и левый поворот из области. Схожая картина на перекрестке Липецкой и Лебедянской: тоже 4 фазы, только там Липецкая в область едет 53% времени. При этом на всех остальных перекрестках Липецкая едет 75-80% времени цикла в те же 2 полосы!

Интересная картина наблюдалась на перекрестке с 6-й Радиальной. Раньше там было 2 фазы: прямой ход Липецкой и левый поворот на 6-ю Радиальную с пешеходами через Липецкую. Но длина левоповоротного кармана очень небольшая, он быстро переполнялся и начинал «держать» одну из прямоходных полос в область.
2

Чтобы этого избежать, в вечерней программе ЦОДД еще в прошлом году сделал длинную «веерную» фазу. В ней карман и проезд прямо в область едут одновременно и переполнения не происходит.

Но и это еще не все. Оказалось, что Липецкая и Бакинская были объединены в одну зону координации со всеми светофорами на Пролетарском и Андропова аж до Нагатинской. А менять длину цикла можно только во всей зоне сразу.

Что я предложил
1. Увеличить вечерний цикл с 160 до 190 секунд на всех 13-ти светофорах Бакинской и Липецкой. А чтобы не разгонять цикл на Пролетарском проспекте, вывести их в новую, 3-ю зону координации, отделив их от 2-й зоны, которая начинается от Нагатинской.
2. «Протянуть» Липецкую и Бакинскую в область прежде всего и насколько возможно на перекрестках с Севанской и Лебедянской. На первом получилось увеличить длительность зеленого в область с 42 до 53% времени (с 67/160 до 100/190 секунд), на втором – с 53 до 57% времени (с 84/160 до 109/190).
3. Все остальные перекрестки «подтянуть» под новую длину цикла. Еще важно было не слишком зажать остальные направления (левые повороты и выезды), не забыть про минимальное время пешеходной фазы и т.д.

Что получилось
Все рекомендации и новую программу расписал по 13 таблицам. И Центр организации дорожного движения после небольших корректив внедрил все это буквально в течение недели.

О результатах уже написал вначале. Добавлю лишь, что значительное улучшение ситуации подтверждается и камерами ЦОДД, и данными Яндекса, и наблюдениями участников движения. Но разумеется, есть одно большое «но»: при любом ДТП тут же блокируется минимум одна из двух полос и наступает коллапс, невзирая ни на какое светофорное регулирование. А ДТП тут не редкость. Особенно в месте выезда с Каспийской на Липецкую, где плохой обзор и маленький радиус выезда.

1

Возможное решение – "оптимизировать" (убрать) выделенную полосу в область на участке 1,8 км от моста хотя бы до Элеваторной улицы и «прикрыть» для выезжающих с Каспийской правую полосу, что позволило бы свести ДТП к минимуму. Если это не удастся, есть еще одна светофорно-разметочная идея для этого перекрестка, но она требует моделирования. (Подсказка: нечто похожее мы предложили для узла ТТК – Ленинградский.)


Что еще можно и нужно сделать на Липецкой и рядом?
Саму светофорную вечернюю программу координации я бы больше не трогал: «работает – не трожь». Максимум, о чем можно подумать – добавить Липецкой и Бакинской еще 10-20 секунд, увеличив цикл. Все остальные изменения надо делать строго точечно для решения конкретных проблем, если они появятся.

Впрочем, кое-что на самом южном участке Липецкой можно сделать разметкой: за счет сужения полос переразметить Липецкую из 6 полос на 8 от МКАД до Липецкого путепровода, чтобы облегчить въезд с МКАД в Бирюлево-Восточное. На проспекте Андропова нужно выполнить целый комплекс разметочно-уширительных мер. Очень поможет югу столицы и переразметка Каширского шоссе от Пролетарского проспекта до Борисовских прудов в область с 4 полос до 5, если обеспечить 3 полосы для левого поворота на Борисовские пруды.

Надеюсь, что-то из этих мер удастся реализовать уже в этом году. Конечно, при условии, если наладившуюся работу с ЦОДД по светофорам нам  удастся распространить и на организацию дорожного движения. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но пока не буду забегать вперед.

Расскажите о ваших впечатлениях от изменений на Липецкой и Бакинской. Что и почему вы бы здесь еще поменяли?

АПДЕЙТ. Читать продолжение про светофоры Бакинской и Липецкой.

И еще. Насколько вам интересны подробности рабочего процесса под спойлером? А то есть мнение, что это скучно, нудно и доступно лишь для 0,1% особо въедливых. Если вам все это интересно, добавляйте мой блог в друзья.


  • 1
Огромное спасибо за такой труд!
Отрегулировать 13 светофоров в связке - это работа на годы!
Также фраза "Цодд реализовал посчитанный проект за 1 неделю" вообще фантастика! Изменения по Андропова и Нагатинскому мосту хотя бы до лета произвести было бы здорово А тут такой объем! Браво!

будет лучше. Это только начало.

>> Насколько вам интересны подробности рабочего процесса под
спойлером?

Только ради этого ваш блог и читаю.

Спасибо. Интересно вот, много ли подобных вам... или про 0,1% - правда )

анализируются ли пешеходные потоки при изменении фаз? Иногда ощущение, что на пешеходов кладется болт, потоки не анализируются, в итоге не желая ждать 3 минуты созерцая стоячую пробку/пустую улицу - пешеходы идут между машин в ней на красный.

Edited at 2015-02-27 08:33 am (UTC)

Пешеходные потоки здесь очень маленькие. И пешеходы все равно в привилегированном положении: им ждать самое большее 2,5 минуты (это если неудачно подошел как раз к началу красного). А водители и пассажиры тратят на проезд критичных перекрестка по 10-15 минут (было 20-30). Так что дорога стала лишь немного справедливее.


Спасибо за труды. Имхо в этот блог приходят в основном сильно заинтересованые, прохожие читают только пробокнет. Насчет ул Борис пруды, ее саму давно пора расширять или делать равязку с каширским ш. Липецкая в центр при сьезде с мкада все равно стоит

Edited at 2015-02-27 08:49 am (UTC)

Развязка Каширки с Бор. прудами решила бы проблему, но это долго (2-3 года), дорого (1-2 млрд) и мешает ООПТ Царицыно. А переразметка - способ решить проблему на 80% за 2-3 месяца. Кстати, сами Бор. пруды даже не обязательно расширять: они сейчас имеют запас пропускной способности. Надо только горловину к Каширки расширить до 3 полос от перекрестка: http://crusandr.livejournal.com/40403.html

По упомянутой Варшавке

Напоминаю переписку месячной давности
>>Через год-другой займутся перекрестком Варшавка-Чонгарский...
Не, этим раньше. Думаю месяц-другой. (я оптимист...)

Так ничего и не сдвинулось, а у Нагатинской по утрам из области Варшавка так и стоит, по вечерам в область тоже уже не так быстро получается, не говоря уже о пробище перед Варшавка-Чонгарский

На самом деле сдвинулось. 10 дней назад по перекресткам Варшавка-Чонгарский, Варшавка-Черноморский и Варшавка-Сумской ЦОДД выписал технические задания. Теперь служба эксплуатации должна их внедрить.

Что до Нагатинской - тут 2 СО пока никак не могут синхронизировать, это правда. По техническим причинам. Место как заколдованное.

Есть список улиц и районов где уже внедрена интеллектуальная система? Когда будет подробный пост о ней?

Конкретно интересует СВАО

Edited at 2015-02-27 09:04 am (UTC)

В этом я не копенгаген )
Это больше к Александру (http://eugenyshultz.livejournal.com) вопрос.

Подробности интересны, но файл в Экселе нужно обдумывать :) А вообще любая проффесиональная область скучна и нудна для непосвященных.

конечно интересны подробности! Так что пишите обязательно, а за Липецкую просто ГРАНД-респект!

Edited at 2015-02-27 10:14 am (UTC)

А подскажите, карту строек восстановите или она все?

Восстановим, но возможно по другому адресу. Напишу об этом, как будет конкретика.

Блин, ну так хотелось похвалить.
Но в конце поста всё испортили.

Жду пока по погоде опробуете Енисейскую. Или Пролетарский )

Спасибо, это вы молодцы.
Глянул сейчас в Яндексе - краснит от (1) до (5), и выезд с Каспийской аж до платф.Царицыно. Похоже (5) точка осталась главной затычкой на выезде, и там нет светофора. Идея с отменой выделенки от (5) до (7) вполне здравая, и ее нужно проталкивать. ДТП там случаются часто, неплохо бы взять из ГИБДД все протоколы по этому участку за год, и проанализировать обстоятельства ДТП. Выезд там неудобный, в горку на 180, едут наверняка в два-три ряда вместо одного, вот и тыкаются. Если так, то проблему мог бы решить дугообразный отбойник на повороте, чтобы был 1 ряд. Но там автобусы ходят, нужно радиус смотреть, чтобы вписывались. Если ширина проезда получится больше 5 метров, то смысла нет, ибо 2 легковушки поместятся.

Да, по пятнице надо режим вечерний включать раньше, где-то с 14.30 вместо 16. Предложим это.

привет) хорошей пятницы)

добавил вас в друзья)

Спасибо Вам за оптимизацию.
Эффект конечно не так заметен как хотелось бы, но тем не менее имеется. Поворот с Кавказского бульвара на Бакинскую не стоит как раньше, по субъективным ощущениями.

Хотел бы обратить внимание всё же на участочек Кавказского бульвара между кругом и Бакинской, где имеются два пешеходных перехода в 30 метрах друг от друга. Один теперь со светофором и невостребованный, а второй между остановками без светофора и востребованный. Не сказал бы что сильно затрудняют движение - максимум теряется 2-3 минуты времени, что не слишком критично. Но это место просто опасно на мой взгляд. Автобусы и троллейбусы часто загораживают собой обзор перехода, плюс с появлением светофора появилось и желание проскочить его на зелёный и водители не слишком обращают внимание на пешеходов на соседнем нерегулируемом переходе. Как-нибудь бы переразметить это место... сейчас оно какое-то реально неправильное.

Тут не так много можно сделать. Просто и быстро - отменить востребованный, но неудобно пешеходам.
Дороже и сложнее - осветофорить востребованный и запустить в одном режиме с невостребованным. Года 2 как минимум...

Спасибо. Хоть кто-то в Пробок.нет еще занимается проблемами автомобилистов. Шумский-то окончательно "сломался" на трамвайчиках и поездке на работу на велосипеде зимой.

Добавляйтесь в друзья )

Спасибо! А что же не рассказали про измененный режим работы пешеходного светофора на Липецкой 40? Если не ошибаюсь, у него убрали ручной режим, и красный у пешеходов горит минимум секунд 80. Благодаря этому утром на участке МКАД-Элеваторная чисто, и вечером стало тоже свободнее!

Да, с тем светофором была отдельная эпопея. Его все никак не могли синхронизировать с Липецкой-Лебедянской, а когда это все-таки удалось, сразу все поехало. Но это было немного раньше, еще в позапрошлом году. Кстати, тоже с нашей подачи. Потом временно все поломалось (ИТС налаживали), затем отладили снова.

А почему нельзя вывести на МКАД

Михневский проезд? Всё, гиббддунские заморочки отменены, посты сняли. Тогда весь строящийся район, да и вообще самая густонаселённая часть, сможет уехать на МКАД мимо Липецкой. Да и заехать тоже.

Re: А почему нельзя вывести на МКАД

Этой дороги нету в проекте планировки МКАД. А пригодилась бы, да.

Эх, три года бы назад всё это счастье, когда я там каждый день катался... буду залётно там, расскажу свои впечатления.

>И еще. Насколько вам интересны подробности рабочего процесса под спойлером? А то есть мнение, что это скучно, нудно и доступно лишь для 0,1% особо въедливых.

я думаю, процент больше - поначалу выглядит эдаким "многабукф", но после изучения двух-трёх постов в этой теме на уровне читателя разбираешь, и дальше уже гораздо интереснее читать такой вот "деятельный" подход, нежели обычную воду "ну мы типа сделали, ок".

>>я думаю, процент больше - поначалу выглядит эдаким "многабукф", но после изучения двух-трёх постов в этой теме на уровне читателя разбираешь, и дальше уже гораздо интереснее читать такой вот "деятельный" подход, нежели обычную воду "ну мы типа сделали, ок".

Популяризация всей сферы организации движения - одна из задач, которые я себе ставил, заводя блог. Рад, что это работает.

В ленте вконтакта уже начинают появляться крики ненависти местных по поводу того, что вы охренели с 6 минутами на переход улиц.

И что новые трупы будут именно на вашей совести. А они будут - мало кто готов ждать 3 минуты для перехода небольшой узкой улицы.

Нету там никаких 6 минут, ожидание не более 2,5 минут. Исключение - 2 перехода на Бакинской - Севанской. Там будет ТЗ на учащение перехода через Севанскую, уже обсуждали.

А какого примерно числа произошла перенастройка?

Где-то 8-9 февраля.

  • 1
?

Log in