Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Занимательная топонимика Москвы (2)
crusandr
Первая статья по теме, «Занимательная топонимика Москвы (1)», вызвала живой интерес и заявки на продолжение. В помощь многие читатели прислали изрядное количество материала. С удовольствием публикую вторую.

Сначала загадка. Как называется московская улица на фотографии? Подсказка: в названии 4 буквы. Ответ в конце статьи.


Начнем с разорванных улиц. Очень многие вспомнили проезд Шокальского на северо-востоке и Окскую улицу на юго-востоке.






И впрямь, соединение обеих улиц позволило бы здорово повысить связность дорожной сети и не нарезать бессмысленные петли с перепробегами. Это даже есть в планах стройкомплекса, но не в ближайшее время. Потому как в обоих случаях требуются эстакады: на Шокальского «наземной» ликвидации парадокса помешали неглубоко зарытые тоннели метро, на Окской – грузовой двор и железнодорожные пути.

А вот разделенная Смольная улица вряд ли когда-нибудь воссоединится: ее части разделяет парк Дружбы, церковь, жилые дома и много зелени.


Мало что светит и Средней Калитниковской улице, посреди которой вольготно расположилось Октябрьское трамвайное депо.


Впрочем, «двухчастные» улицы в Москве не редкость. Куда реже попадаются порванные улицы из 3-х частей, как упомянутая в первой части Путейская. Один из таких раритетов - Жулебинский бульвар на юго-востоке.


Еще пример - проезд Черепановых на севере.


Будут ли они соединены и когда, науке не известно.

Самая странная форма
Богата столица улицами уникальной морфологии. Скажем, Флотская улица на севере Москвы прихотливо и неожиданно прерывается и изгибается.


Щелкановская улица в парке Останкино имеет форму рогатки, особенно дикую на фоне строгой компасной геометричности соседних улиц.


Но всех их легко бьёт улица Василия Петушкова в Тушине. Ее форма просто неописуема, но каким-то мистическим образом рифмуется с руслом речки Сходни в парке по соседству.


Таинственное Боровское
Это шоссе на юго-западе Москве сделало серьезную заявку сразу в двух номинациях, «порванные улицы» и «улицы-призраки». Дело в том, что известная «замкадная» трасса, продолженная в Москве Мичуринским проспектом, еще в 40-х годах проходила восточнее и вливалось в Калужское шоссе!

Боровское шоссе на карте 1929 года отмечено ярко-красным; Старо-Калужское – бордовым


Ниже примерная трассировка старого Боровского шоссе на современной карте: серым отмечены уже не существующие участки, синим 3 сохранившихся.


Интереснее всего судьба участка севернее улицы Удальцова: часть бывшего шоссе стала пешеходной аллеей парка 50-летия Октября, а часть до сих пор проходит в гаражных просторах между проспектами Вернадского и Мичуринским. Кому интересны подробности, Википедия в помощь.

Старо + шоссе = топонимическая традиция
Былое название в пределах МКАД сохранил лишь южный участок Боровского шоссе, второй стал частью улицы Академика Анохина, а третий, от Лобачевского до Удальцова, вообще стал безымянным.


А ведь ему бы очень подошло название «Староборовское шоссе». Именно приставку «Старо-» в Москве принято придавать незадействованным ответвлениям старых трасс.

Скажем, узенькое Старокалужское шоссе между улицей Наметкина и улицей Обручева когда-то было частью Калужского тракта. Староможайское шоссе чуть южнее Кутузовского проспекта в районе Парка Победы – продолжением Можайского шоссе.


А старый ход Каширского шоссе раньше поворачивал строго за запад и вливался в Варшавское шоссе чуть южнее нынешнего Нахимовского проспекта. Сейчас он ожидаемо называется Старокаширским шоссе и заканчивается тупиком с подземным переходом. Когда-то здесь был автомобильный переезд через пути Павелецкого направления.


Изрядно пополнилась с прошлого раза коллекция фонетической путаницы топонимов. Некоторые «звуковые дублеры» разделяют километры, как Ружейный и Оружейный переулки, Красноказарменную улицу и Казарменный переулок, Булатниковскую и Болотниковскую улицы. Другие - Дубнинскую и Дубининскую, Кетчерскую и Керченскую, Планерную и Планетную улицы - десятки километров.

Ленинский и Ленинградский проспекты тоже служат мощным источником мешанины, особенно страдают гости столицы. Впрочем, вот этот прекрасный щит на съезде с Кутузовского проспекта на ТТК способен ввести в ступор и метание даже самых коренных и автомобилизированных москвичей.


Хватает проблем с одноименными улицами-проездами-аллеями. Например, Новая площадь недалеко от Кремля, Новая улица - в районе Дегунино у МКАД, Новый проезд - в Преображенском районе, а неподалеку улица Новая дорога, разрубленная пополам речкой Яузой. Кстати, Яузская улица и Яузский бульвар в центре Москвы, а Яузская аллея – далеко на северо-востоке, в парке Лосиный остров. Площадь Марины Расковой у метро Сокол, одноименная улица у Динамо. Улица Ясеневая весьма далека от района Ясенево, хотя тоже возле МКАД.

Еще один прекрасный способ приехать не туда – назвать таксисту улицу Бабушкина. Этих улиц в Москве две – Летчика Бабушкина на северо-востоке и Ивана Бабушкина на юго-западе. Вопрос на засыпку: как звали летчика и кем был Иван?[Ответ под спойлером.]Полярного летчика Бабушкина звали Михаилом, а Иван Бабушкин был революционером - был захвачен и расстрелян при перегоне состава с оружием.

Очень доставляет обилие и нелогичность улиц, названных в честь переворота-революции 1917 года. Первой ласточкой стала улица 10-летия Октября неподалеку от метро Спортивная. Затем событие оставили в покое на 30 лет - в 1937 и 1947 гг. было как-то не до того. Но в 1957-м не удержались и в районе Люблино появился «проспект 40 лет Октября». Кстати, звания проспекта эта тихая улица достойна куда меньше, чем соседняя Люблинская улица.


Через 10 лет «не вынесла душа поэта» и появилась улица 50 лет Октября, на сей раз в Солнцеве, а до кучи парк 50-летия Октября на юго-западе. Еще через декаду возник уже проспект 60-летия Октября: так назвали 6-ти полосное продолжение Профсоюзной улицы. В этой истории интересно еще и чередование «лет / -летия». Видимо, не могли определиться, как лучше звучит :)

Много в Москве и примеров индустриального-топонимического хардкора, яркими представителями которого являются упомянутые ранее Кирпичные выемки и шоссе Фрезер. Некоторые из них создают путаницу созвучием, как Электродный и Электролитный проезды. Другие – созвучием или смыслом, как Промышленная улица в Царицыне, Промышленный проезд в Филях, Производственная улица в Солнцеве и Индустриальный переулок у проспекта Мира. Хороши также Высоковольтный проезд, улица Газопровод по соседству с Кирпичными выемками, улица Промзона Силикат в Котельниках.

Топонимов с прекрасным названием Карьер в столице целых две: есть просто улица Карьер в южной части МКЖД, а есть улица Песчаный карьер в Печатниках. Последнюю не следует путать с Песчаной площадью, Песчаной улицей (их тоже 3 штуки), Песчаным и Малым Песчаным переулками: это семейство живет в Хорошевском районе.

Шарикоподшипниковской улицей хорошо пытать иностранцев, особенно англоязычных и азиатских. Кузнечный тупик в Люблине имеет несколько адресов по Деповскому типику (это его прошлое название). А на Газгольдерной улице самый низкий в Москве автомобильный тоннель - всего 1,6 метра!


А недавно тут поставили даже знак 1,3 метра. Наверное, кто-то застрял.


Еще улицы-призраки
На восточном берегу Борисовских прудов есть так называемая Наташинская улица. На деле здесь нет ни улицы, ни дороги, ни домов, это просто пешеходный маршрут. Северный участок хоть благоустроили плиткой и фонарями, вот как он выглядит с улицы Борисовские пруды.


Ну а южный участок «улицы» – просто пешеходная тропинка в зарослях, с проваливающимся под ногами Наташинским (!) мостом через речку Городню. Что интересно, рядом есть приличный Наташинский проезд.


Впрочем, что говорить об улицах? В городе Долгопрудном к северу от столицы есть целое шоссе-призрак - Московское. Оно уникально тем, что проезжая часть кое-где вообще отсутствует! Что не мешает числиться по этому «шоссе» десяткам домов на протяжении 3 км вдоль Савёловского направления железной дороги.


Интересно, что Московская же улица в Долгопрудном вполне себе тянет на статус шоссе. Хоть она и узкая, это один из двух выездов из города на Дмитровское шоссе. Именно ее продолжит до проспекта Пацаева путепровод в Водниках, который уже начали строить.


Несколько шоссе, которые не соответствуют высокому званию ни по расположению, ни по ширине, есть и в Москве. Подольское шоссе находится между Третьим и Садовым кольцом. Сусоколовское шоссе – кривой и узкий проезд во Владыкине. А Пакгаузное, Карачаровское и Медведковское шоссе - вообще тупиковые.

Начало Медведковского шоссе, вид с проспекта Мира. Погубленная мечта объезжаста.


Загородное шоссе – очередной случай оксюморона и парадокса в одном флаконе. Оно большей частью не шоссе, а жилая улица, к тому же совсем не за городом, а чуть южнее Малого кольца Московской железной дороги. Впрочем, еще в 30-е годы это действительно был пригород столицы.

Не соответствуют своему названию и многие проспекты. И проспект 40 лет Октября еще не самый узкий: ему далеко до Измайловского, пешеходно-велосипедно-дворового.

Бабуля идет по проезжей части «проспекта»


И эта пеше-вело-дорожка - тоже Измайловский проспект!


На этом фоне уже не вызывают удивления «дворовые улицы» без разметки, не отличающиеся от многочисленных безымянных проездов. В одном лишь Таганском районе таких с десяток (Качалинская, Иерусалимская, Дуброво-Ильинская, Сосинская улицы, Беленовский, Моревский, Иерусалимский проезды), хватает их в Люблине (проезды Высотный, Котельный, Кирова) и других районах, даже и не исторических. Тогда еще было принято давать названия любому более-менее прямому участку дороги.

Но самая интересная «дворовая» улица – Благуша из ВАО. В ней замечательно все: забавное название, планировка, виды.




Впрочем, бывает и наоборот, и ой как бывает. Вот этот проспектище на 8 полос скромно называется 3-м Крутицким переулком.


Когда-то давно он и выглядел как переулок, затем его расширили, а название, вопреки советской традиции, почему-то оставили.

Неплохой пример топонимического оксюморона - Просторная улица и Открытое шоссе… которые заканчиваются тупиком в парке Лосиный остров! Учитывая, что Лосиный остров – особо охраняемая природная территория, шансы на продление практически отсутствуют.


Погонный - Прогонная - Скотопрогонная
На фоне всех этих несуразностей закономерно-фатально взаимное расположение Скотопрогонной улицы и станции Бойня.

Впрочем, находящаяся неподалеку Скорбященская церковь названа так совсем не поэтому. Созвучные Скотопрогонной улице Погонный проезд и 1-ая и 2-ая Прогонные улицы живут в районе Богородское.

Напоследок обещанный ответ к верхней фотографии. Это улица Жужа в парке Коломенское. По шкале забавности близка к Благуше.

Окончание следует.
Чтобы не пропустить, добавляйтесь в друзья



Можете подписаться на мой блог в соцсетях:
- в Facebook
- в Twitter

Эх... Ещё бы эти порванные улицы соединялись бы...
Всё логично, все понимают, что так - неправильно, но...
Ничего не происходит... :(
PS
ПО проезду Черепановых - думаю, что эта ситуация случайно сюда попала. На самом деле разрыва улицы нет, просто такой неудачный "фарватер" у неё...

По мнению Яндекса, "соединительные" участки относятся к другим улицам.
Пьяная дорога, что возьмешь...

Вот тоже вымораживает - направо/налево. Нет бы написали - внешнее/внутреннее. Было бы сразу понятно. Так же и со МКАДом.

Я не замерял, но тоннель на Газгольдерной, кажется, с течением времени проседает - сейчас там знак 1,3, раньше был 1,8, а еще раньше я собственными глазами на Яндекс-картах видел знак 2,1. Чувствую, он скоро совсем схлопнется, станет тоннелем для котиков :)

Асфальт подкладывают :)

Дополню чудом градостроительной мысли - 3-я Новоостанкинская улица. Она дважды проходит через жилые дома.

Ул. Ленина в Красногорске доставляет.

Что с ней не так?

Добавлю в список дворовых улицу Заречную (ту самую, где всегда весна) Проходит с обоих сторон дома номер 7, и трафик там весьма напряженный.

Пол-жизни прожил в том самом доме Заречной. Действительно, улица маленькая, дворовая и малоизвестная, помню в 90-х врачам в поликлиниках приходилось доказывать, что такая улица есть в Москве, а в 2000-х Яндекс и Гугл карты отправляли по такому названию куда-то в Зеленоград.

Вообще по-хорошему изначально проезжая часть с обратной стороны дома, а передний фасад — двор. Жильцы постоянно устанавливали бетонные блоки перед домом, но любители сквозного проезда их постоянно убирали. Сейчас сила скорее за сторонниками сквозного проезда, увы.
Траффик к счастью все же небольшой, разве что в моменты пробок на Новозаводской, но это бывает нечасто.

Фильм про весну снимался в Запорожье, тогда в Москве и улицы такой не было.

Погонный проезд, кстати, упирается в Мясниковские улицы, так что все тут логично :)

А Открытое может быть через Вербную в Гольяново продлено, все же.

Там тоже ООПТ, так что вряд ли.

Ещё есть Старомарьинское шоссе (по одной полосе в каждую сторону) длиной около 700 метров.

Главное, чтобы никому в голову не пришло по новой всё переименовывать.

Из разорванных улиц забыл упомянуть Тушинскую ул. (она даже во 2-х "Парадоксах" была):
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.828293&lon=37.438188&z=17&m=b&show=/street/502538/ru/Тушинская-ул-
Разорвана на 2 части при постройке северного выхода из м.Тушинская (только пешеходный проход остался). То есть метро убило улицу получается, хотя как местный житель-автомобилист скажу, что мне улица там важнее была бы (да и не мешали бы они друг-другу, по большому счёту).

Ещё есть Элеваторная-Бирюлевская, если свернуть с Липецкой на Элеваторную, то слева будут дома по ул.Элеваторная, а справа - новостройки по ул.Бирюлевская.Потом Бирюлевская поворачивает налево, а Элеваторная идёт прямо

Этот тоннель на Газгольдерной - проклятое место и рассадник идиотов.
Дело в том, что при проезде со стороны Газгольдерной висит знак "Уступи дорогу", а со стороны Грайвороновской - "Преимущество перед встречным движением". Так вот, те, кто едет со стороны Газгольдерной, не замечают "Уступи дорогу" и прут в тоннель, несмотря ни на что.
Сам там не раз был свидетелем "стояния на реке Угре", когда въехавший со стороны Газгольдерной упрямо пёр вперед, видя перед собой заезжающий в тоннель автомобиль со стороны Грайвороновской. Ну и сам там пару раз стоял внутри тоннеля, не давая проехать идиоту.
Бывает, там инспекторы ГИБДД стоят, но дураку закон не писан.
Рекомендую посетить это место - посмотреть на балаган. И, по-хорошему, знак "Уступи дорогу" надо перевесить так, чтоб он стал более заметен.

По-хорошему, там бы светофор поставить для реверсивного движения. То одним, то другим попеременно зеленый включать.

По поводу улицы Жужа в Коломенском.
К сожалению, как мне кажется, изображенной Надвратной башни ограды Николо-Карельского монастыря уже несколько лет нет. из трех рядо стоящих строений - домика Петра, башни и башни Братского острога остался только домик Петра.
Приходите посмотреть, пока хотя бы он есть.

Бывал там и не раз, живу рядом.

Edited at 2015-04-15 01:26 pm (UTC)

из прерывистых еще лебедянская, дорожная (при этом длиной 7 км, состоит из 3 кусков, при этом чтобы проехать разрыв в 150 метров надо объезжать 2 км), до недавнего времени загорьевский проезд состоял из 3 частей.

Про Дорожную писал в части 1: http://crusandr.livejournal.com/78548.html
А Загорьевский что, уже соединили? Есть ли фотки? О проекте знаю, но не знал, что уже реализовали.

Нарвская ул.

Запутанная ситуация с ул.Нарвская. Я как-то искал на ней нужный мне дом с нечетным номером. Проехал ее всю вдоль - справа только дом 2, а слева последующие четные номера. Нечетных нет вообще вдоль улицы! Оказалось, ее нечетные номера расположены не с другой стороны от четных, как обычно, а с той же, но поглубже! Скорее всего, когда-то ранее эта улица проходила (или планировалась) между четными и нечетными, но реально она проходит так, что те и другие оказались с одной стороны!

?

Log in

No account? Create an account