Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Проспект Вернадского у метро «Юго-Западная»: порядок и безопасность быстро и недорого

Хорошие новости от отдела оптимизации дорожного движения ЦОДД. В сентябре 2015 г. был реализован целый комплекс наших проектов по переразметке проспекта Вернадского у метро Юго-западная и перед улицей Лобачевского. Буквально за месяц удалось значительно повысить безопасность движения в сложнейшем транспортном узле, увеличить пропускную способность… и что самое удивительное, снизить количество нарушений правил стоянки и остановки!



Экспресс-анализ
Проблемы с движением у метро Юго-Западная начались еще в конце 80-х, до начала взрывной автомобилизации и масштабной жилой, торговой и офисной застройки в этом районе. Причин несколько.

Прежде всего, эта точка на проспекте Вернадского издавна является крупнейшим транспортно-пересадочным узлом, обслуживающим несколько крупных спальных районов столицы внутри и снаружи МКАД, а также пригородные направления Подмосковья. Здесь ходят и разворачиваются десятки маршрутов автобусов и троллейбусов. Добавим «прелести» маршрутных и обыкновенных такси: парковка в 2-3 ряда, под углом, в неположенных местах: несмотря на постоянную работу по наведению порядка, узел настолько привлекателен, что на место разогнанных нарушителей тут же прибывают новые. Наконец, проспект Вернадского является одной из главных вылетных магистралей юго-запада столицы.

Надо сказать, вскоре нагрузку на этот ТПУ планируется значительно снизить за счет строительства метро. Первой ласточкой стало открытие станции Тропарево, где теперь отстаиваются большинство маршрутов городского наземного транспорта. А после открытия «замкадных» станций Румянцево и Саларьево и новой линии в Солнцево большая пассажирско-пересадочная нагрузка уйдет в зону новых станций, количество автобусов и маршруток на Юго-западной снизится.

Впрочем, хотя проблемы ТПУ и удастся «растворить» новыми станций метро, уже в 2016-м транспортный узел у Юго-западной ожидают новые испытания: скоро достроят и откроют эстакаду между Рябиновой и Никулинской улицами через Киевское направление ж/д.




Это тут же создаст своеобразную дорожную юго-западную мини-хорду от Можайского шоссе до Севастопольского проспекта, которая пройдет аккурат по улице Покрышкина и 26-ти Бакинских комиссаров!


Если учесть, что Рябиновая улица станет частью Северо-западной хорды, которую активно строят и планируют сдать через 3-4 года, нагрузка на этот маршрут возрастет еще больше.

Ситуацию усугубляет своеобразная схема организации движения: участок проспекта Вернадского у метро можно назвать частным случаем кругового движения. Такой способ организации движения хорош саморегулированием, но при большой нагрузке это может сыграть злую шутку, независимо от приоритетов движения: стоит запереться одному из направлений, как узел блокируется целиком.



В данном случае разворотов целых три, и все они востребованы. С двух сторон к проспекту примыкают улицы Покрышкина и 26-ти Бакинских Комиссаров, между которыми нет прямого проезда; нет и левых поворотов на эти улицы с проспекта Вернадского. Все эти маневры возможны только через развороты. Кроме того, ими очень активно пользуется общественный транспорт, включая автобусы- «гармошки». Ситуацию усугубляет малый радиус разворотов и отсутствие прикрытых переходно-скоростных полос на въездах и выездах.

Решить проблему разворотов в 2012-2013 гг. собирались радикально, соорудив две километровые эстакады вдоль проспекта Вернадского и выведя на них транзитный прямоходный поток.

Но сделать это не удалось. Во-первых, опоры эстакады пришлось бы вписывать прямо в станцию метро. Во-вторых, резко против транспортного потока на уровне 3-го этажа выступили жители района. В итоге до недавнего времени никакого плана действий по Юго-западной не было.

Оптимизации - быть!
Новый проект ОДД подготовлен в нашем стиле "максимум эффекта минимальными средствами": удалось придумать решение, ограниченное разметкой и знаками, без уширения проезжей части. Его преимущество – возможность быстрой и недорогой реализации; все, что связано с уширениями, требует значительно более длительных сроков и куда больших затрат.

Для комплексного эффекта мы не ограничились узлом у метро, а проработали еще повороты на улицу Коштоянца и на улицу Лобачевского. В обоих случаях емкость карманов на левый поворот была недостаточна, и хвост из них постоянно блокировал левый ряд. Кстати, за эту информацию должен поблагодарить одного из гостей моего ЖЖ.

Что было сделано
Вот итоговые проекты организации движения у метро и перед улицей Лобачевского.



Какие решения мы применили и что это дало?
1. Все развороты теперь прикрыты переходно-скоростными полосами за счет разумного сужения рядов в критичных сечениях. В результате в зоне разворотов полос общего пользования теперь не 2, а 3 полосы. А средний разворот мы «оттянули» как можно дальше, чтобы на 20 метров увеличить зону перестроения.

Так стало. Для исключения ошибок водителями снова применены «разворотные» стрелки.


А вот так было еще месяц назад: оба ряда, и на въезд и на выезд с разворота - не прикрыты!


Теперь выезжать из разворотов гораздо быстрее и безопаснее. Ожидающие разворота, даже образуя «хвост», теперь дожидаются своей очереди, не блокируя прямоходный ряд. А едущие прямо по проспекту Вернадского тоже в выигрыше: они могут оставаться в своей полосе, не объезжая вставших на разворот.



2. Два крайних разворота мы сделали двойными, отдав внешний радиус только для общественного транспорта, а внутренний – всем остальным.

Раньше было так.


Эффект от этого решения тоже двойной. Общественному транспорту теперь обеспечен собственный ряд с большим радиусом поворота, причем по удобной траектории, особенно если остановки близко. А все остальные теперь могут разворачиваться в «прикрытую» полосу, не дожидаясь освобождения разворота крупногабаритным транспортом!




Впрочем, общественный транспорт может воспользоваться и общим разворотом.


3. Мы увеличили количество и длину левоповоротных рядов в двух нагруженных местах, тоже за счет сужения ширины полос. Левого поворота на улицу Коштоянца теперь можно дожидаться из 2-х рядов.

Раньше ряд был только один. Время от времени все желающие в нем не помещались, хвост блокировал проезд прямо.


Еще более важный карман для левого поворота с проспекта Вернадского на улицу Лобачевского теперь имеет длину 200 метров вместо 50!

Слева - было, справа - стало.


Очередь поворачивающих налево теперь не забивает один из двух рядов прямо. Раньше это регулярно происходило из-за малой длины кармана.


Во всех этих мерах нового не так много, три из них я описал в статье Дорожная разметка: 3 метода оптимизации движения. Вся хитрость в их грамотном применении, которое позволило из существующей проезжей части (12,5 метров) выжать максимум.

Реализация
Надо сказать, на быструю реализацию мы и не рассчитывали; после отрисовки обсудили проект с коллегами из Управления по организации дорожного движения ЦОДД и отложили в сторону для учета на будущий год. Но тут как раз началась замена асфальта на проспекте Вернадского, и мы решили воспользоваться ситуацией, чтобы улучшить движение уже сейчас – ведь разметку лучше всего наносить по свежему асфальту! Проекты были отправлены на комиссию ДТиРДТИ по согласованию ПОДД, после небольших правок утверждены к исполнению. Затем я лично отвез их в ГБУ «Автомобильные дороги» для нанесения разметки. А отдел разметки ГБУ «Автомобильные дороги» в сентябре реализовал все задуманное.

В итоге благодаря слаженным действиям участников процесса, на одном из сложнейших узлов оптимизация движения заняла всего 2 месяца от идеи до реализации.

Что дальше?
Конечно, новая схема организации движения еще не всем привычна и потребует "раскатки". Например, пока некоторые водители используют «разворотную» полосу для проезда прямо. Побороть это можно желтыми водоналивными блоками на углах островков безопасности.

Также в наших планах отрегулировать светофоры на перекрестке с улицей Лобачевского: скоро утром и днем тут появится «веерная» фаза, в которой поток со стороны МКАД сможет ехать сразу в 3-х направлениях – прямо, налево и направо, за счет небольшого уменьшения фазы «в область».

Небольшой оптимизации требует и светофор проспекта Вернадского с Тропаревской улицей, особенно в вечерний час пик.

Впрочем, комплексный результат уже сейчас превзошел ожидания. В районе метро Юго-западная не просто стало меньше заторов, но и больше порядка на выделенной полосе! Таксисты и маршрутки теперь нарушают гораздо реже меньше: если в 7-метровой выделенке они постоянно торчали в 2 ряда, под углом и вообще наперекосяк, полоса нормальной шириной 3,5 метра дисциплинирует: встать в ней значит перекрыть ее, а это психологически некомфортно. Разумная организация движения сама приучает водителя к соблюдению плавил дорожного движения, тем самым повышая безопасность и пропускную способность.

Надеюсь, нам удалось сделать немного лучше жизнь и автомобилистов, и пассажиров. Всем удачи на дорогах! Будьте внимательны, осторожны и взаимно вежливы, и расскажите об изменениях знакомым.

Статья подготовлена при участии Григория Пескова, автора проекта.

Краткая версия статьи на Едином транспортном портале.


Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.
Tags: Юго-западная, оптимизация дорожного движения, переразметка, проспект Вернадского
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →