?

Log in

No account? Create an account

Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Хроники Южной рокады. Прошлое и настоящее (1)
crusandr
Свершилось! 20 октября 2015 г. Департамент строительства заключил контракт на строительство 2-х километрового участка Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта. Сумма контракта 5 млрд рублей, строить дорогу будет ОАО «Московская инженерно-строительная компания». По контракту на это отведено 19,5 месяцев: пустить движение планируют в августе 2017 года. Сейчас готовят строительные площадки и освобождают территорию.

Поговорим о прошлом, настоящем и возможном будущем этой дороги. Ей будет посвящен цикл из 3-х статей: в первой  о московских хордах вообще и предыстории Южной рокады, вторая будет посвящена анализу проекта, а третья – тем дополнительным мерам, которые нужно реализовать для максимального транспортного эффекта от новой дороги.

Что такое Южная рокада и зачем она нужна?
Южная рокада, она же Юго-западная хорда – сквозная городская магистраль, которая в будущем пройдет от престижной Рублевки до рабочей Капотни, связав западные, южные и юго-восточные районы столицы.


Участок длиной 23 км от Рублевского до Варшавского шоссе давно существует. Теперь дорогу продлят еще на 2 км до Пролетарского проспекта. Ни Кантемировскую улицу восточнее Пролетарского проспекта, ни улицу Борисовские пруды пока трогать не будут.

Зачем нужны хорды?
Когда-нибудь магистральных хордовых дорог в столице станет 4: Северо-западная, Северо-восточная, Юго-западная (она же Южная рокада) и Юго-восточная. Пока строят только первые три.


Транспортная задача хорд более чем важная. Они станут альтернативой Третьему кольцу и МКАД при поездках по периферии города, снизят перепробеги, разгрузят участки радиальных магистралей, свяжут напрямую все округа Москвы. Это позволит повысить транспортную доступность «спальных» районов, создаст условия для переноса в них рабочих мест и поможет привлечь инвестиции в развитие этих территорий. В итоге Москва избавится от гипер-концентрации рабочих мест в пределах Садового и от безумной «маятниковой» нагрузки на транспортную систему. Подробнее об этом в материалах «Московские хорды: есть ли свет в конце тоннеля» и «Почему 4 хорды лучше 4-го кольца».

Кстати, столичные власти повышают транспортную доступность и связность территории между МКАД и ТТК не только для автомобилистов, но и для пассажиров общественного транспорта. И речь не только о будущих маршрутах НОТ на хордах: в ближайшие годы в Москве появятся два пересекающихся кольца скоростного внеуличного транспорта. Вытянутую к северу Московскую кольцевую железную дорогу сейчас превращают в «наземное метро», движение должны открыть в конце 2016-го. А сдвинутый к югу Третий пересадочный контур  метро замкнут после 2020-го.


Но вернемся к Южной рокаде.

Почему участок от Варшавского шоссе до Пролетарского проспекта особенно нужен?
Потому что между МКАД и Коломенским проездом на протяжении 10 км нет ни одного переезда через Павелецкую железную дорогу! И если у вас под рукой нет вертолета, преодолеть несчастные 2 километра можно проехав или 8, или 21 км - в первом случае перепробег 4 раза, во втором фантастические 10 раз! Такая топология дорожной сети создает дикую нагрузку на Варшавское и Каширское шоссе, Липецкую улицу, участок МКАД и Коломенский проезд.



Отчего же эту дорогу не построили давным-давно?
Южная рокада не зря считается самой долгожданной в Южном округе Москвы. Ее история полна загадок и злоключений. Взять хотя бы тот факт, что нынешний проект – уже третий «подход к снаряду».

В начале 20-го века через Павелецкую железную дорогу на южных окраинах Москвы было 2 наземных переезда: в районе Старокаширского шоссе и 2-го Варшавского проезда. Зачем их закрыли для безопасности.

Коридор под строительство Южной рокады был заложен во все советские Генпланы, но до строительства так и не дошло. Первое обещание построить Южную рокаду дал Юрий Лужков. Мало кто помнит, но в 1994-м он шел в мэры с обещанием непременно построить дорогу от Балаклавского до Кантемировской. Увы, заступив на должность, Юрий Михайлович благополучно про обещание забыл, увлекшись более глобальными стройками.

В 2000 году на Градостроительном совете Москвы в присутствии мэра все же было принято решение о строительстве дороги "в ближайшее время". Объект был даже включен в план первоочередных строительных мероприятий до 2005 г. К немалому удивлению граждан, к 2005 году на пересечении Варшавского шоссе и Балаклавского возвели… ТЦ Аэробус, а дорогу так и не построили.

Вернулись к проекту лишь в 2007 г. Но сделали это по-дурацки: вместо того, чтобы первым делом спроектировать и построить самый нужный участок в промзоне между Варшавским шоссе и Пролетарским проспектом, мэрия решила начать с куда менее эффективной связи Кантемировская улица – Борисовские пруды, расширив в 3 раза половину Кантемировской улицы, а под второй половиной пустив дорогу в сторону Борисовских прудов в глубоком тоннеле под Каширским шоссе.

Первый вариант проекта Южной рокады (2008 г.) - кликабельно.

Это странное решение было обосновано так: «в связи с завершением работ по проходке Серебряноборских тоннелей и с целью создания условий для дальнейшего эффективного использования уникального тоннелепроходческого комплекса». Переводя на русский «чтобы приткнуть хоть куда-то проходческий щит «Елизавета». Нечего и говорить, что такое решение вкупе с планировавшейся мега-развязкой с Пролетарским проспектом многократно увеличивало расходы на строительство, а отсутствие связи с Каширским шоссе из-за глубокой проходки убило бы все местные улицы. Эти и другие ляпы и недоделки вызвали серьезные возражения жителей по обе стороны Каширского шоссе, сделавших даже специальный сайт для координации действий, и в 2008-2009-м за корректировку проекта было собрано 2300 подписей.

Впрочем, окончательно тот проект был добит кризисом-2009. Расходы на дорожное строительство сократили вдвое, а оставшееся пустили на достройку уже начатых строек. Проект Южной рокады отправили на доработку.

Второй вариант проекта стартовал уже при Собянине в 2011-м. На сей раз участок (от Балаклавского проспекта до Кантемировской улицы) сразу выбрали верно. Но уже готовый и утвержденный в 2012 г. проект так и не реализовали: уже объявленный конкурс на строительство несколько раз переносили и в итоге отменили совсем.

Эскиз проекта планировки (2012 г.): Южная рокада от Балаклавского проспекта до Пролетарского проспекта
Юрокада_sm
Старый проект организации движения (2012 г.): участок Южной Рокады от Балаклавского проспекта до 1-го Котляковского переулка
Схема-юрокады_sm

Точные причины отмены конкурса неизвестны, но возможно, дело в дороговизне: из-за трехуровневой развязки Варшавского – Балаклавского (эстакада, тоннель и наземный участок) проект потянул более чем на 10 миллиардов! Кроме того, тот проект был странно разбит на участки: первый доходил только до узенького 1-го Котляковского переулка, а второй, со странной круговой развязкой, получившей у жителей прозвище «Кантемировское яйцо», так и не был спроектирован.

Как бы то ни было, в конце 2013-го проектирование начали по новой, и в середине 2015-го проект наконец был утвержден. В сентябре 2015го был разыгран конкурс на строительство, а в октябре заключили контракт на строительство до августа 2017 года.

Как будет организовано движение на будущем участке Южной рокады?
Целиком утвержденный и переданный строителям проект организации движения (ПОДД) выглядит так.

Подробнее его разберем в следующей части.

Что будет с гаражами и заменой окон?
Под снос при строительстве попадут несколько сотен гаражей и другие объекты недвижимости. На компенсации владельцам в смете стройки предусмотрено 340 миллионов рублей. Если опасаетесь, не попадет ли ваша собственность под снос, вам сюда или сюда. В среднем на компенсации по каждому гаражу предусмотрено 188 тысяч рублей.

Как обычно бывает при больших стройках, жителям близлежащих домов поменяют окна, установив двухкамерные стеклопакеты с шумозащитными клапанами для эффективной звукоизоляции в режиме проветривания. Всего предстоит заменить более 1880 окон.

Почему в конкурсе указано «2 этап» и что с 1 этапом?

Титул стройки в разыгранном конкурсе называется «Участок Южной Рокады от Балаклавского проспекта до Пролетарского проспекта (2 этап)». В него входит все что на схеме, кроме… будущего путепровода для Павелецкой железной дороги, под которой и пройдет дорога! Дело в том, что территория железной дороги – это федеральная, а не московская земля, и проект по ней должен быть утвержден не столичной Мосгосэкспертизой, а федеральной Главгосэкспертизой. Вот потому проект этой эстакады и выделили в «1 этап». Сейчас он в экспертизе, а как только будет одобрен, будет разыгран отдельным лотом стоимостью примерно 1 млрд рублей. Планируется, что это произойдет уже ближайшее время, что позволит построить оба этапа одновременно и сдать всю дорогу целиком к намеченному сроку, августу 2017-го.

Для интересующихся под спойлером календарный график 2 этапа.
[график]

Продолжение: Хроники Южной рокады. Анализ проекта (2)
Окончание: Хроники Южной рокады. Как подготовить соседние улицы (3)

Спасибо форуму Roads.ru за проектные материалы.



Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

Posts from This Journal by “Южная рокада” Tag



  • 1
Я бы на промышленную выводил. А стоит тут вечером всё, и утром, и так же стоять будет.

У домов первой линии - не повысит а понизит - точно. Дальше есть разные варианты, да.

Edited at 2015-11-25 11:22 am (UTC)

На Промышленную (Тарный) вывести надо, про это в ч.3 будет. Но одного этого мало, она бы не справилась с потоком.

Какие тут дома "первой линии"? Назовите по номерам.

53k1 на этом этапе. Проблемы с людьми основные начнутся, когда всю эту рокаду начнут вытягивать дальше в сторону Братеево.

Это да. Надеюсь, этого не будет. С транспортной точки зрения не нужно расширять Кантемировскую и Бор. пруды - Каширка от МКАД до Бор. прудов имеет запас пропускной способности, надо вывести поток на нее. А на Кантемировской достаточно расширить участок 200 м у Пролетарского проспекта у метро, а дальше ее не трогать.

Edited at 2015-11-25 12:34 pm (UTC)

И куда тогда дальше поток пойдет? В 1 ряд Кантемировской, или на стоящий Пролетарский? Собственно, проблема в том, что вместо дороги районного значения строят магистраль для транзитников..

2 ряда на Пролетарский налево, 1 ряд на Кантемировскую прямо, 1 ряд на Пролетарский направо.
Пролетарский в центр вечером летит, в область разгрузится после строительства эстакады Подольских курсантов-Элеваторная. Кантемировскую держат только первые 200 метров от Пролетарского, если там расширить, дальше все ОК, есть запас: вернем ось по центру, 2 полосы движения фактически.

Куда глупее было бы построить дорожку 2 полосы, которая бы тут же встала.

Edited at 2015-11-25 04:16 pm (UTC)

> Пролетарский в центр вечером летит
А что, проблему с метромостом как-то решили? Там даже сейчас красно-желтое..
А в область - он от кругового уже встает, не спасет.


И да - большая часть потока будет в сторону Каширки в область двигать, т.е. на Кантимировскую прямо, в центр так и так по Нахимовскому удобнее.

Узкая дорожка не встанет, если на ней не делать бутылочных горловин. Это миф.

1. Метромост чинят, откроют через 1,5 года, то есть до ввода рокады, это раз.
В центр вечером метромост летит, это два.
Три: повернувшие с рокады налево вечером в большинстве своем не пойдут на метромост, а через Пролетарский поедут на Каширское шоссе в область.

2. "Узкая дорожка не встанет, если на ней не делать бутылочных горловин."
Чепуха. Если спрос на дорожку, например, 5000 машин в час (скажем, 2500 с Бакаллавского и 2500 с Варшавского), а ее ширина на прием - 2 полосы, она пропустит лишь 3600 машин в час, а не имеющие возможности попасть 1400 машин в час будут стоять в пробке на Балаклавском и Варшавском. Независимо от того, будет ли пропускная способность съездов с Б. и В. 3600 в час или 5000 в час.

Почему через Пролетарский - вот в чем вопрос. Я бы прямо ехал и на Каширку у пл. Москворечье выходил.


Откуда там взяться спросу 5000 машин в час? Транзитники в основном через МКАД и Ломоносовский и так далее к Коломенскому едут.

Если Каширское поедет, налево и через него будет быстрее, чем через Кантемировскую с ее поворотом налево на Кошкина. Через платформу, например, я уже давно не езжу, непредсказуемо.

А 5000 в час пик здесь очень даже возьмется - с Балаклавского, Варшавского и в перспективе с Дорожной (когда ее-таки соединят). Не сразу, конечно. Но думаю, года хватит на раскатку.

  • 1