Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
ЦОДД: светофорно-русский словарь
crusandr
В любой сфере есть официальная терминология, а есть рабочий сленг. Люди, профессионально занимающиеся настройкой светофоров - не исключение. Некоторые наши термины вам покажутся забавными, другие могут оказаться полезными.

Радуга
Светофорная радуга - такая неисправность светофора, когда постоянно горят или мигают несколько сигналов - желтый с красным, красный с зеленым или все три сразу. В общем, ничего хорошего, надо скорее исправлять. Увидели такое – звоните в контакт-центр (+7 495) 539-54-54. К счастью, такое случается редко.


На желтом или на черном?
«Светофор на желтом» – значит, в режиме желтого мигания. Этот режим бывает как аварийным, так и назначенным. Например, ночью в желтое мигание переводят большинство светофоров на малонагруженных перекрестках.


А вот когда «светофор на черном», никакие сигналы не работают вообще. Такое бывает, если светофор еще не подключен к сети или предназначен к сносу. Ну или в результате аварии в сети. Например, в день «московского блэкаута» в середине 2000-х не работало большинство светофоров в городе.


«Чебурашка»
Так мы иногда называем светофор сразу с двумя поворотными секциями. Немного похож, не правда ли? :)


«Гусь»
Это Г-образная консоль для установки светофора над проезжей частью.


Секреты светофорного цикла
Чтобы объяснить некоторые обиходные слова, придется немного ознакомить вас с понятиями «светофорный цикл», «фаза», «такт».

Светофорный такт – время работы определенной комбинации светофорных сигналов.
Бывает основным и промежуточным. Основной такт для едущих и идущих – это горящий им зеленый, который заканчивается зеленым мигающим. А промежуточный такт – желтый сигнал. Промтакт запрещает движение и нужен для того, чтобы выехавшие на перекресток успели завершить маневр. С других сторон в это же время тоже горит промтакт, но другой - красный с желтым. Обычно длина промтакта 3-4 секунды. Но если перекресток широкий, его делают длиннее, тогда все время более 4-х секунд горит «кругом красный».

Что же тогда светофорная фаза? Очень просто: фаза как раз состоит из основного и промежуточного тактов. Обычно на схемах рисуют именно фазы, а составляющие их такты указаны в таблицах. А светофорный цикл – это последовательность всех фаз.

Цикл изображают с помощью графики и таблиц.
Графическое изображение цикла называют схемой пофазного разъезда. Короче – «пофазник» или «пофаз». Так сказать, разрешенные направления, вид сверху.

В таблицах пишут времена основного и промежуточного тактов, время цикла. Это называется «повременная программа работы светофора», сокращенно «повремянка». Таких программ может быть и несколько для разного времени суток и дней недели, в этом случае указывают еще и время действия программы.



Полнопешеходная фаза
Это когда все машины стоят на красный, а все пешеходы идут на зеленый.


Просочиться на перекрестке
Если вы не можете повернуть свободно даже на свой зеленый, а вынуждены сначала пропустить встречный транспорт, такой маневр называется «левый поворот на просачивание».

Просочиться через 1 полосу не так сложно, но когда их 2 или 3, это порой становится нетривиальной задачей. А скажем, в статье «Смертоносная простота» рассмотрен перекресток в Санкт-Петербурге, где при повороте на просачивание водителям надо пропустить не только встречные машины, но и встречные и попутные трамваи и пешеходов. Конфликтных точек целых 43 штуки!


«Веер»
Веерная фаза – когда с какого-то направления разрешено свободное движение сразу прямо, налево и направо.


Три «режимных» понятия
Локальный режим (он же «локал») означает, что светофор управляется контроллером, находящимся непосредственно рядом с ним. При этом в светофор (если позволяет контроллер) может быть залито хоть 10 программ для разного времени суток, но чтобы изменить время или порядок фаз, нужно каждый раз обязательно выехать на место и перенастроить контроллер. Это базовый режим, который предусмотрен на каждом светофоре, например, на случай неполадок.

Адаптивный режим («адаптива») - это когда несколько рядом расположенных светофоров объединены в куст и сами регулируют длину фаз в зависимости от интенсивности движения. Плюс этой системы в гибкости: предполагается, что светофоры за счет датчиков сами себя настроят оптимальным образом в зависимости от интенсивности. Правда, если адаптивный режим не очень хорошо проявляет себя и по каким-то причинам протягивает проблемные направления недостаточно, вручную  его быстро настроить нельзя.

Координированный режим («координация») – это когда светофор не только связан с соседними, но и подключен к единой системе управления и может быть дистанционно управляем. В отличие от «адаптивы», его можно гибко и оперативно настраивать из ситуационного центра, меняя время фаз без выезда на место и сразу оценивая результат по камере. Естественно, программ работы для разного времени суток и дней недели в этом случае может быть вообще сколько угодно.

Свой сленг есть и у организаторов дорожного движения, занимающимися дорожными знаками и разметкой. Скажем «лысый» и «крест» - это не клички, а обиходные названия для  знаков 3.2 и 3.27.

Но об этом в другой раз, если наберется материал.



Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

Posts from This Journal by “интересное” Tag


Не знала про светофорных чебурашек))

всю жизнь был "ушастым" такой светофор (у гаишников точно)

Пост для истинных ценителей)

О да! Этот блог многие из них читают )

Давно хотел спросить - бывают случаи, когда в повремянке № пп и № фазы отличаются?

Бывает. Когда сначала сделали один порядок фаз, а потом решили поменять местами. Но это редко.

оч любопытно :) спасибо!

расскажите, какой эээ... ну пусть будет "вредитель", придумал делать правый поворот отдельно от основного хода?

ярчайшие примеры:
мичуринский в Олимпийскую деревню у "Фестиваля"
Коштоянца-Анохина
Миклухо-Маклая - Волгина

этот алгоритм самый пробкогенерирующий, на ровном месте причём.

Например у Фестиваля:
по правому ряду (он же А-полоса) едет троллебус, которому прямо. Он ждёт свой зелёный чтобы поехать прямо, и закупоривает правый ряд, не давая повернуть на правую стрелку. Затем стрелка гаснет, тролллейюус едет вперёд, а все остальные стоят и ждут следующую стрелку.

На Коштоянца:
народ едет в сторону Юго-западной, полос всего две. Загорается правая стрелка для тех кому на Анохина, затем она гаснет и загорается основной зелёный прямо. Те кто не успел повернуть, останавливаются и закупоривают правый ряд для тех, кому прямо, и те пытаются вклиниться в левый ряд, где им не рады.

Совершенно аналогично на Миклухе-Волгина.

Очевидно же, что прямо и направо машины должны ехать одновременно!

В основном это делается, чтобы в эту фазу через правоприлегающую улицу осуществлялся переход пешеходов. Это позволяет растянуть/раскидать переходы всех направлений по всему циклу, а не делать полнопешеходную фазу, которую пешеходы могут по 2-3 минуты ждать (если вам надо только одну улицу перейти например - зачем так долго ждать?). Даже если вам надо 2 и более улицы перейти - то при таком (в основном полувеерном: прямо и налево + переход справа) пофазнике вы можете планомерно ходить по часовой или против часовой стрелки вокруг перекрёстка до бесконечности, почти ничего не ожидая:)

Edited at 2016-03-17 10:01 am (UTC)

Все признаки ОПГ

поэтому скоро услышим слова типа банда, беспредел, выемка документов, массовые протесты и сопротивление граждан и т.д.
-
В моем районе машины ЦОДД просто так не бросают - проткнутые колеса и возможно худшее обеспечены

Re: Все признаки ОПГ

Нет, это всего лишь рабочий/профессиональный сленг. Как и в других профессиях. С таким же успехом можно обвинить всех IT-шников например. В рабочей обастновке проще употреблять короткие понятия.

Да, пятилистник направлений известный. Супер-веер!

Надо же, как сложно.
А мы в простоте своей знаем три слова, три матерных слова, которые вполне помогают выруливать в непонятных местах.

Привет просачиванию.
"...мы, москвичи, избалованы организацией движения на светофорных перекрестках с разделением и обособлением направлений. Конечно, перекрестки с левыми поворотами на просачивание есть, но в основном они на малонагруженных дорогах с шириной проезжей части не более 2+2, причем левые повороты маловостребованы."
И вот тут мы в опровержение едем с 3й Хорошёвской улицы в популярную налоговую инспекцию №34, на Маршала Жукова, 1.
Третья Хорошёвская с не столь давних пор, как и Зорге, стала односторонней из-за задолбавшего строительства С/З хорды.
По полосам Третья - левый поворот, лево-прямо, прямо и право.
Светофор включает зелёный одновременно для Третьей, Маршала Жукова в центр и Мневников в центр.
Итого, чтобы попасть на М.Жукова 1, надо фактически пропендекулярить все идущие справа, с двух улиц, потоки. По-моему, пять полос, точно не вспомню.
При этом особо одарённые сотоварищи будут поворачивать направо на Жукова и на Мневники с крайней левой полосы 3й Хорошёвской - но тут уже светофоры ни при чём.
Так вот, и в дохордовые времена, и сейчас, даже поворот с 3й Хорошёвской налево в центр всё равно сопряжён с повышенной водительской бдительностью и осторожностью, т.к. надо вписаться в поток с едущими с Жукова и Мневников.
Но проехать прямо - тот ещё квест.
Нельзя ли уважаемым светофоровожатым упорядочить перекрёсток на Маршала Бабаджаняна, где и ранее бардачность имела место, а теперь весьма усугубилась.
Спросите при случае, плиз.

Если Вы по части светофоров, то разберитесь со светофорами на Калужском шоссе перед постом ГИБДД? не доезжая Ракиток: там висят две штанги типа П над дорогой, на них висят светофоры. Если стоять перед стоп-линией, то ближайший светофор водителю не виден - он слишком высоко, над крышей авто, а виден светофор на второй штанге. Водители постоянно едут на зелёный, который горит на второй штанге, но в это время на первой горит красный!!! а его-то водителю не видно!!! И всех подряд штрафуют. ГАИшники ездят на это место выполнять план, стригут штрафы пачками, и никому не приходит в голову подать жалобу на неправильное размещение светофоров, потому, что, выйдя из машины, этого фокуса понять нельзя.

Edited at 2016-03-17 09:43 am (UTC)

всё там прекрасно видно

если конечно стоять _до_ стоп-линии
https://maps.yandex.ru/-/CVHzr8-H
в сторону мск аналогично

с "лысого" поржал

а с "горбатого"? "груди"? "штаны", "негра"?

про контакт центр

периодически, ну раз наверное в месяц, звоню по поводу неисправных СО.
так после дозвона на номер контакт-центра прослушиваем: если то-то, наждите 1, если другое - 2 и т.д. Я то уже знаю, что жать нужно 4 (это как раз по неисправным СО), дальше опять ожидание, и наконец слышу "здравствуйте, я ваша тетя" и далее шокирующий вопрос - "Вы хотите сообщить о неисправности СО?" Ну ладно, отвечаем утвердительно, соединяют с другим оператором, если он (внимание) не занят! Или получаем ответ - мол пока занят чел, перезвоните позже. Т.е. я уже потратив своё время и деньги (исходящие платные) должен его ещё раз потратить. Ладно, мне не в лом, мне безопасность других людей из-за неисправных СО важнее, но в целом такой подход может у кого-то отбить желание о них сообщать.
вот такой аспект, донесите до КЦ по возможности.

Re: про контакт центр

скажу

Встречал я такие радуги. Приятного мало, потому как не знаешь, какой свет горит на пересекаемой дороге.

Насчет предлагаемого телефона - изначально плохая идея. Не надо делать никаких "запомните еще один ненужный номер телефона, который поможет только в одной ситуации, если вдруг вы попадете в нее хоть раз в жизни". Есть же уже один основной номер на различные ЧП, зачем запоминать и записывать, а потом выискивать очередной номер? Сделайте переадресацию с номера 112! И людям всегда проще объяснить - "опасность - звони 112!" (а ведь неработающий светофор это действительно опасность).

Несколько лет назад видел дерево, падающее на проезжую часть. Я специально притормозил поток (благо одна полоса была всего) и дождался, когда оно упадет полностью, чтобы оно случайно не упало кому-то на крышу, и не повредило авто (благо пешеходов рядом не было). После этого встал перед ним на аварийке, набрал 112, сообщил о ЧП (чтобы оперативные службы смогли приехать и устранить проблему), ведь при падении оно заняло половину проезжей части, да еще и провода порвало.

А если не 112, то мне что, надо было срочно где-то выискивать телефон дорожной службы, чтобы они приехали и распилили дерево? Или телефон Петровича из местного жэка, чтобы он отволок подальше от дороги обломки с проводами?

А вторым шагом - сделайте приложение для телефонов или договоритесь с Яндексом, чтобы можно было опасные места обозначать специальным значком для экстренного реагирования. Ведь многие пользуются Яндекс.картами, проще нажать пару кнопок с описанием, чем дозваниваться по телефону. Там же и ямы можно внести и еще множество полезных функций.



видео светофора-радуги



Edited at 2016-03-17 05:10 pm (UTC)

Можно и на 112. Просто на контакт-центр будет быстрее. Ведь служба 112 звонит туда же.

На Щёлковском шоссе под новой эстакадой поставили светофор для пешеходного перехода. Он весьма странно настроен: получается первый светофор, потом проход под эстакадой и второй светофор. Работают они синфазно (красный 75 секунд и зелёный 10 секунд, как-то так). То есть: подходишь к первому, ждёшь минуту зелёный, переходишь, за 10 секунд доходишь до второго светофора и ждёшь ещё больше минуты. Может быть это временно и связано с не законченными работами и окружающими транспортными потоками, но для пешеходов очень неудобно. Их бы в противофазе включать.

Полнопешеходная фаза полная тупня - умышленная парализация движения в Москве

Не все так однозначно. Зависит от ширины дорог на перекрестке, разрешенных направлений и спроса на каждое. Бывает, что без полнопешеходной не обойтись и она является самой удобной для движения.

раз уж зашли про светофоры - глупый вопрос, почему на перекрестках типа такого h t tp s : //maps.yandex.ru/213/moscow/?ll=37.481041%2C55.838715&z=18&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=37.481890%2C55.839199&panorama%5Bdirection%5D=276.786250%2C-0.339298&panorama%5Bspan%5D=130.000000%2C66.286458

делается зеленый для разворота именно стрелкой? во время зеленой стрелки на перпендикуляре горит красный, но масса дебилов граждан его игнорит и нагло лезет. выходит выехавший под стрелку граданин, ничего не нарушавший будет виноват в дтп. почему нельзя просто сделать та мзеленый, без стрелки? ведь висит только налево знак

Имею предположение, почему "лезут".
Потому что не дублере в центр нет стоп-линии: https://maps.yandex.ru/213/moscow/?ll=37.481041%2C55.838715&z=18&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=37.480894%2C55.839445&panorama%5Bdirection%5D=156.943285%2C-8.757757&panorama%5Bspan%5D=60.458716%2C30.000000
То есть они не считаются лезущими на красный, а считаются завершающими маневр.
Надо нарисовать, тогда скорее всего проблема уйдет даже без регулировки светофора.
Возьму на заметку.

?

Log in

No account? Create an account