Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Category:

Библиотека трафик-инженера

Время от времени спрашивают, что почитать по организации дорожного движения. Попробую свести воедино материалы, ссылки на которые собирал несколько лет.



Федеральные нормативные документы
Документ "высшей силы" в области организации и безопасности движения - федеральный закон от 15 ноября 1995 года "О безопасности дорожного движения", определяющий правовые основы обеспечения БДД в России. В нем наиболее интересны статьи 21 "Мероприятия по организации дорожного движенияи" и 22 "Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации".

Далее, в работе по ОДД необходимо знать и учитывать Правила дорожного движения. Они не имеют статуса закона, т.к. утверждаются постановлением Правительства, но обязательны к соблюдению всеми участниками движения.

Дальше следует целый выводок ГОСТов по организации дорожного движения.
1.1. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
1.2. ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
1.3. ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний.
1.4. ГОСТ Р 51256-2011 ТСОДД. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования.
1.5. ГОСТ Р 50970-2011. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
1.6. ГОСТ Р 50971-2011. Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
1.7. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
1.8. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.


Эти ГОСТы - главные настольные документы по организации дорожного движения. Ими обязаны руководствоваться и проектировщики, и ответственные за ОДД, и ГИБДД. Основополагающий ГОСТ - 52289-2004, который описывает правила применения всех ТСОДД, следующие 5 документов описывают более углубленно каждую из групп технических средств, а седьмой и восьмой относится к обустройству дорог дополнительными элементами, к эксплуатации дорог и технических средств.

1.9. Вплотную к ГОСТам прилегает ведомственный документ "ВСН 23-75 Указания по разметке автомобильных дорог", подготовленный Минавтодором РСФСР. Этот документ 1975 года выпуска стал предшественником ГОСТа 52289-2004. Но интересен он не этим, а тем, что он в несколько раз объемнее, чем ГОСТа 52289-2004, выпущенный на 30 лет позже! Документ 1975-го года содержит не только нормы, но и десятки примеров их применения, которые в ГОСТ включать почему-то не стали. Малоизвестный факт, но все парковки "елочкой" 90, 60, 45 градусов до сих пор чертится по этому стандарту 50-летней давности, поскольку больше нигде и не прописано, какие габариты рядов, сколько метров должно оставаться на выезд и т.д. На мой взгляд, этот документ заслуживает актуализации и переиздания.

Также есть СП (СНиПы) - строительные нормы и правила.
2.1 СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
2.2. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
2.3. СП 113.13330.2012 Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99

В отличие от ГОСТов, СП "устанавливают нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги". То есть при принятии решений по организации движения на уже существующих дорогах руководствоваться следует ГОСТами. Первый из приведенных СП - общий документ по градостроительству, в соответствии с которым дороги должны строиться и реконструироваться в увязке с планировкой и строительством поселений (раздел 11 "Транспорт и улично-дорожная сеть"). Второй СП посвящен только дорогам. Третий - автомобильным стоянкам.

Очень многим отравляют жизнь железнодорожные перезды в одном уровне. Их работа, содержание, порядок открытия и закрытия регламентируется двумя документам.

3.1. СП 119.13330.2012 Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95
3.2. Приказ №46 от 26 марта 2009 года Министерства Транспорта РФ "О порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)"


В СП интересен раздел 9 "Примыкания и пересечения", из которого можно узнать, что все тысячи ж/д переездов в стране находятся, мягко говоря, на птичьих "временных" правах. В приказе Минтранса определено, как открывают и закрывают переезды.

Московские нормативные документы
И ГОСТы, и СП - документы федеральные. Но есть и региональные нормативные акты, Московские городские строительные нормы, действующие только в столице и дополняющие и уточняющие федеральные ГОСТы и СНиПы.

4.1. МГСН 1.01-99 (раз, два) Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы

По ссылкам выше даны "транспортные" части МГСН 1.01-99 - по дорогам и городскому транспорту. Сейчас этот документ формально отменен и не обязателен к применению. Тем не менее, по тем вопросам, которые не отрегулированы другими действующими документами, им все равно руководствуются.

4.2. МГСН 5.01-01 (ТСН 21-301-2001) "Стоянки легковых автомобилей"
4.3. Пособие к МГСН 5.01-94 "Стоянки легковых автомобилей"

Первый документ рамочный, второй дает примеры применения, в том числе парковки елочкой на стоянках-площадках.

4.4.МГСН 1.02-02 "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории г. Москвы"

Среди прочего, п. 8.2.7 этого норматива устанавливает нормы площади на 1 парковочное место велосипеда и мотоцикла. Мелочь, но попробуйте найти это еще где-нибудь!

4.5. Постановление Правительства Москвы № 214-ПП от 26 марта 2002 г. "О перечне улиц и магистралей города Москвы"

Этот перечень определен для достаточно узких целей (доходности АЗС), но он содержит техническую категорию всех дорог Москвы в соответствие с МГСН. Зная категорию, можно определять допустимые параметры дорог (ту же ширину полос).

4.6. Постановление Правительства Москвы № 762-ПП от 16 декабря 2014 года "Об утверждении Требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и Порядка выполнения работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, разметке и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы"

Городской документ по уборке, разметке и ремонту дорог Москвы.

Методическая и учебная литература
5.1. Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев "Организация дорожного движения".

По этому учебнику вот уже лет 40 в ВУЗах готовят инженеров по организации дорожного движения. В современной терминологии - трафик-менеджеров. Учебник выдержал несколько редакций и являет собой пример научного подхода к организации дорожного движения. В нем рассмотрены основы организации дорожного движения, приведены характеристики транспортных и пешеходных потоков, изложены наиболее распространенные методы исследования движения, приведены подходы к организации движения в разных условиях. К сожалению, последняя редакция вышла в 2000-м году, поэтому кое-что в книге устарело.

5.2. Ю. А. Кременец, М. П. Печерский, М. Б. Афанасьев "Технические средства организации дорожного движения"

Этот учебник 2005 года гораздо больше внимания уделяет практическому применению всех типов технических средств организации дорожного движения - светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки, и может служить настольным "полевым" руководством для трафик-инженеров.

5.3. ОДМ №218.2.020-2012 от 17.02.2012 Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог, утверждены распоряжением Росавтодора (Федерального дорожного агентства)

Интересный документ для интересующихся факторами, от которых зависит пропускная способность и интенсивность движения на дороге, а также терминологией и формулами. Как практик отмечу, что документ достаточно актуальный.

Практические наработки
Несколько способов борьбы с пробками и повышения безопасности движения описал в блоге (раз, два, три, четыре, пять). Возможно, кому-то будет полезно.


А какие нормативные акты, законы, учебники и методички в области организации дорожного движения знаете вы? Список в статье буду пополнять, возможно ваша ссылка будет полезна другим.

Tags: безопасность дорожного движения, организация дорожного движения, полезное
Subscribe

Posts from This Journal “полезное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 137 comments