Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Библиотека трафик-инженера
crusandr
Время от времени спрашивают, что почитать по организации дорожного движения. Попробую свести воедино материалы, ссылки на которые собирал несколько лет.



Федеральные нормативные документы
Документ "высшей силы" в области организации и безопасности движения - федеральный закон от 15 ноября 1995 года "О безопасности дорожного движения", определяющий правовые основы обеспечения БДД в России. В нем наиболее интересны статьи 21 "Мероприятия по организации дорожного движенияи" и 22 "Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации".

Далее, в работе по ОДД необходимо знать и учитывать Правила дорожного движения. Они не имеют статуса закона, т.к. утверждаются постановлением Правительства, но обязательны к соблюдению всеми участниками движения.

Дальше следует целый выводок ГОСТов по организации дорожного движения.
1.1. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
1.2. ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
1.3. ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний.
1.4. ГОСТ Р 51256-2011 ТСОДД. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования.
1.5. ГОСТ Р 50970-2011. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
1.6. ГОСТ Р 50971-2011. Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
1.7. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
1.8. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.


Эти ГОСТы - главные настольные документы по организации дорожного движения. Ими обязаны руководствоваться и проектировщики, и ответственные за ОДД, и ГИБДД. Основополагающий ГОСТ - 52289-2004, который описывает правила применения всех ТСОДД, следующие 5 документов описывают более углубленно каждую из групп технических средств, а седьмой и восьмой относится к обустройству дорог дополнительными элементами, к эксплуатации дорог и технических средств.

1.9. Вплотную к ГОСТам прилегает ведомственный документ "ВСН 23-75 Указания по разметке автомобильных дорог", подготовленный Минавтодором РСФСР. Этот документ 1975 года выпуска стал предшественником ГОСТа 52289-2004. Но интересен он не этим, а тем, что он в несколько раз объемнее, чем ГОСТа 52289-2004, выпущенный на 30 лет позже! Документ 1975-го года содержит не только нормы, но и десятки примеров их применения, которые в ГОСТ включать почему-то не стали. Малоизвестный факт, но все парковки "елочкой" 90, 60, 45 градусов до сих пор чертится по этому стандарту 50-летней давности, поскольку больше нигде и не прописано, какие габариты рядов, сколько метров должно оставаться на выезд и т.д. На мой взгляд, этот документ заслуживает актуализации и переиздания.

Также есть СП (СНиПы) - строительные нормы и правила.
2.1 СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
2.2. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
2.3. СП 113.13330.2012 Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99

В отличие от ГОСТов, СП "устанавливают нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги". То есть при принятии решений по организации движения на уже существующих дорогах руководствоваться следует ГОСТами. Первый из приведенных СП - общий документ по градостроительству, в соответствии с которым дороги должны строиться и реконструироваться в увязке с планировкой и строительством поселений (раздел 11 "Транспорт и улично-дорожная сеть"). Второй СП посвящен только дорогам. Третий - автомобильным стоянкам.

Очень многим отравляют жизнь железнодорожные перезды в одном уровне. Их работа, содержание, порядок открытия и закрытия регламентируется двумя документам.

3.1. СП 119.13330.2012 Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95
3.2. Приказ №46 от 26 марта 2009 года Министерства Транспорта РФ "О порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)"


В СП интересен раздел 9 "Примыкания и пересечения", из которого можно узнать, что все тысячи ж/д переездов в стране находятся, мягко говоря, на птичьих "временных" правах. В приказе Минтранса определено, как открывают и закрывают переезды.

Московские нормативные документы
И ГОСТы, и СП - документы федеральные. Но есть и региональные нормативные акты, Московские городские строительные нормы, действующие только в столице и дополняющие и уточняющие федеральные ГОСТы и СНиПы.

4.1. МГСН 1.01-99 (раз, два) Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы

По ссылкам выше даны "транспортные" части МГСН 1.01-99 - по дорогам и городскому транспорту. Сейчас этот документ формально отменен и не обязателен к применению. Тем не менее, по тем вопросам, которые не отрегулированы другими действующими документами, им все равно руководствуются.

4.2. МГСН 5.01-01 (ТСН 21-301-2001) "Стоянки легковых автомобилей"
4.3. Пособие к МГСН 5.01-94 "Стоянки легковых автомобилей"

Первый документ рамочный, второй дает примеры применения, в том числе парковки елочкой на стоянках-площадках.

4.4.МГСН 1.02-02 "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории г. Москвы"

Среди прочего, п. 8.2.7 этого норматива устанавливает нормы площади на 1 парковочное место велосипеда и мотоцикла. Мелочь, но попробуйте найти это еще где-нибудь!

4.5. Постановление Правительства Москвы № 214-ПП от 26 марта 2002 г. "О перечне улиц и магистралей города Москвы"

Этот перечень определен для достаточно узких целей (доходности АЗС), но он содержит техническую категорию всех дорог Москвы в соответствие с МГСН. Зная категорию, можно определять допустимые параметры дорог (ту же ширину полос).

4.6. Постановление Правительства Москвы № 762-ПП от 16 декабря 2014 года "Об утверждении Требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и Порядка выполнения работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, разметке и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы"

Городской документ по уборке, разметке и ремонту дорог Москвы.

Методическая и учебная литература
5.1. Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев "Организация дорожного движения".

По этому учебнику вот уже лет 40 в ВУЗах готовят инженеров по организации дорожного движения. В современной терминологии - трафик-менеджеров. Учебник выдержал несколько редакций и являет собой пример научного подхода к организации дорожного движения. В нем рассмотрены основы организации дорожного движения, приведены характеристики транспортных и пешеходных потоков, изложены наиболее распространенные методы исследования движения, приведены подходы к организации движения в разных условиях. К сожалению, последняя редакция вышла в 2000-м году, поэтому кое-что в книге устарело.

5.2. Ю. А. Кременец, М. П. Печерский, М. Б. Афанасьев "Технические средства организации дорожного движения"

Этот учебник 2005 года гораздо больше внимания уделяет практическому применению всех типов технических средств организации дорожного движения - светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки, и может служить настольным "полевым" руководством для трафик-инженеров.

5.3. ОДМ №218.2.020-2012 от 17.02.2012 Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог, утверждены распоряжением Росавтодора (Федерального дорожного агентства)

Интересный документ для интересующихся факторами, от которых зависит пропускная способность и интенсивность движения на дороге, а также терминологией и формулами. Как практик отмечу, что документ достаточно актуальный.

Практические наработки
Несколько способов борьбы с пробками и повышения безопасности движения описал в блоге (раз, два, три, четыре, пять). Возможно, кому-то будет полезно.


А какие нормативные акты, законы, учебники и методички в области организации дорожного движения знаете вы? Список в статье буду пополнять, возможно ваша ссылка будет полезна другим.


Posts from This Journal by “полезное” Tag


  • 1
А в какой книжке написано, на сколько по времени (месяцев, лет) будут выдержаны обещания "повысить скорость на МКАД и ТТК после ввода в строй сзх и свх"? Книжки про "не повысится" я знаю, а про то, почему обещания властей будут не ложью - пока нет.
Так где почитать?

А почему вы рассматриваете МКАД и ТТК в строгой привязке только к СВХ и СЗХ?
На загрузку МКАД в не меньшей степени повлияет строительство ЦКАД. Строительство хордовых дорог в Новой Москве и Московской области. Реконструкция развязок на МКАД. Строительство нескольких связок на периферии (например, Южная рокада и Подольских курсантов - Элеваторная разгрузят южный участок МКАД, 800-летия Москвы - Инженерная - самый северный).
На загрузку ТТК позитивно повлияют не только хорды, но и проекты МКЖД и ТПК. А вот "Моя улица" на Садовом и в центре на ТТК повлияет очень даже негативно (часть трафика с Садового и из центра перераспределится на ТТК).
Короче, картина гораздо сложнее и интереснее, чем вы ее себе в голове построили.

Вот спасибо! Не исключаю, что пригодится, хотя меня больше интересует транспортное планирование и соответствующая ОДД. А ОДД для ОТ и ОДД для авто друг другу могут мешать, поэтому надо внимательнее читать рекомендации по ОДД в книгах.

Читал книги Якимова, включая объёмный труд "Транспортное планирование: Формирование эффективных транспортных систем крупных городов". Но книга трудная и, честно говоря, мне, как любителю (пусть и с техническим образованием), пока не дано её оценить во всём объёме - там матан и моделирование.

Вот что я посоветовал бы прочитать всем (интересующимся, активистам, чиновникам, отставшим спецам) - "Концепция транспортного планирования и организации движения в крупных городах.". Тоже Якимов. Ссылка: http://road.perm.ru/index.php?id=1289 . Там немного - меньше 200 страниц - и написано нормальным языком.

А вот кого ещё взять из современных авторов, чтобы "с приоритетом" ОТ рассматривалось (ну то есть современное транспортное планирование и ОДД для крупных городов) - не знаю даже. Блинкин посоветовал в основном зарубежную литературу. Если интересно, что посоветовал он - могу здесь написать, но сам не читал ещё.

>>Если интересно, что посоветовал Блинкин - могу здесь написать, но сам не читал ещё.
Напишите, конечно.

Я правильно понимаю, что англоязычной и переводной литературы в библиотеке трафик-инженера нет и не ожидается ?

См. мой коммент выше.

Андрей, привет! Я смотрю, в Краснопробске стали асфальт класть, ты вроде как грозился проект разметки выложить? Или я что то пропустил?

Выложу. Даже реализуют в этом году. Трудно все успеть (

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ Москва - 1966
http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/545349/proektirovanie_avtomagistralei.pdf

Уже тогда:
- Современные отечественные и зарубежные легковые автомобили развивают в благоприятных дорожных условиях (прямые участки с малыми уклонами и ровным сухим шероховатым покрытием) высокие скорости. Скорости автомобилей «Чайка» и ЗИЛ-111 могут достигать 160 - 170 км/ч.
- На автомагистралях с весьма большой интенсивностью движения, особенно при большом проценте сворачивающих налево автомобилей, суммарные потери транспорта в результате перепробегов становятся весьма большими. В таких условиях, а также при стесненных площадях, которыми можно воспользоваться для строительства, может экономически оправдаться постройка пересечения левоповоротного типа, у которого для заезда влево имеются специальные рампы, расположенные по кратчайшему направлению
- С точки зрения экономической эффективности наиболее целесообразны кольцевые дороги, проходящие в непосредственной близости от окраин города. В этом случае, кроме транспорта,
направляющегося в обход города, кольцевая дорога интенсивно используется для перевозок между районами города. По мере роста городов такие кольцевые дороги входят в состав уличной сети, превращаясь в кольцевые улицы, приспособленные для скоростного движения. Для транзитного транспорта в этом случае строится новая дорога.
-Более того, улучшение связи периферийных районов города с центром приведет к дальнейшему уплотнению застройки центра, строительству в нем новых многоэтажных деловых зданий и, следовательно, к созданию условий для новых заторов движения.
В Советском Союзе улучшение условий движения в центральных районах городов должно решаться не только рациональной его организацией, но и разгрузкой этих районов - выводом из них учреждений и предприятий и переселением жителей в новые районы.

Да, в советском Генплане Москвы 1971 г. предусматривалась масса хорд и хордочек для разгрузки. Увы, не реализовалось...

Вы знаете. ленинский даже в выходные не особо едет. Там уже нечего сужать. Там надо массово убирать светофоры и оставшиеся переходы.

А парковка на тротуарах у нас сейчас итак наказывается эвакуацией. Уже некуда жестче. Все, приплыли.

Про платный въезд - без комментариев. Я каждый день утром еду через центр - либо по садовому, либо по набережным. В час пик проезжаю центр за 7 минут и покидаю его.
А вот днем, когда автобусы туристов занимают набережные, а рабочие ковыряют гранит, и перекрестки забиты - через центр можно ехать и час.

Платный режим - не для нашего города.

У меня ленинский под окнами, он даже в час-пик довольно бодро движется. Ничего там расширять не надо.

ГОСТ Р
52766-
2007

есть раздел про шумовые полосы

Спасибо, добавил. Вот бы еще найти древний, чуть ли не РСФСРовский документ по парковочной разметке.

Офтоп.
На улице Костякова, где трамвай посередине, и всего по полосе в каждую сторону без учета тр.путей, сейчас отделили трамвай разметкой 1.2, т.е. запретили выезд на трамвайные пути во всей длине. Фактически на 4-х полосной дороге выделили полосу для МТС. Зачем это сделали?

Мы это сделали, чтобы трамвай не простаивал в пробках. Скорости движения в пиковые часы там были 8,5-12 км/ч, что крайне мало для качественного ОТ.

в час пик даже кремлевская набережная движется,
а вот в субботу или просто днем там ад и израиль

Американская литература: Urban Street Design Guide, издание Национальной ассоциации руководителей транспортных департаментов США (NACTO). Перевод на русский язык называется "Проектирование Городских Улиц". Оба издания (и американское, и переводное) есть у меня. Андрей, могу подарить вам любое. Нужно? Прочитаете?

Да, перевод издан не очень дружественной дептрансу организацией, но из песни слова не выкинешь :-)

Спасибо. Буду признателен. Лучше переводной.

Андрей! Пытаюсь найти документы, запрещающие укладку асфальтобетонного покрытия в сырую погоду. Найти удалось только СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий" п. 3.11. "Асфальтобетонные покрытия допускается укладывать только в сухую погоду".
А также СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" п. 12.3.1 "Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С".
К сожалению, оба эти документа в части указанных пунктов не являются обязательными к применению на территории РФ (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521).
Может быть есть какая-то директива в г. Москве по применению документов или свой нормативный документ в части укладки покрытия? Читал несколько ТЗ на госзакупках по укладке покрытия, многие ссылаются на СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", т.е. для конкретного контракта этот документ может быть обязателен в зависимости от ТЗ.

Не уверен, что есть другие документы, которые это регламентируют. Но асфальт - епархия не моя, могу ошибаться.

Edited at 2016-09-09 08:04 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account