Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Почему мало пешеходных кнопок на светофорах?
crusandr
В последнее время приходит много предложений поставить на светофор пешеходную кнопку (официально она называется «ТВП» - табло вызывное пешеходное). Казалось бы, такое решение очевидно и лишено минусов. Если где-то люди переходят раз в 5-10 минут, в каждом цикле, зачем заставлять водителей ждать? Однако есть несколько технических и психологических причин, которые пока ограничивают применение кнопок на светофорах.

(без названия)

Причина 1. Качество
К сожалению, надежность конструкции кнопок оставляет желать лучшего. Начнем с того, что сами кнопки достаточно тугие. Мало того: из-за постоянных нажатий, вандализма или сырости рано или поздно ТВП «залипает», после этого светофор работает с постоянным включением пешеходной фазы независимо от того, нажата она или нет. Оставляет желать лучшего и информативность: при нажатии не возникает ощущения обратной связи от самой кнопки, а маленькая красная лампочка «ждите» на самой кнопке практически незаметна.


Причина 2. Не включается обратный отсчет
Вроде бы ничего не мешает после нажатия кнопки сообщить пешеходу, сколько ему ждать «зеленого». Но по какой-то неведомой причине производители и программисты светофоров до сих пор не в состоянии «подружить» вызывную кнопку с контроллером - мозгом светофора! Сейчас контроллеры просто не передают на табло информацию, в какой момент светофорного цикла нажата кнопка. Из-за этого после нажатия отсчет либо не включается вовсе, либо показывает совсем не те секунды, которые осталось ждать пешеходам. А на самом табло лишь надпись "ждите".



Не видя обратной связи, люди действуют по обстоятельствам, то есть нарушают правила. Если отсчет не работает вообще, некоторые считают, что кнопка сломана и начинают рваться на дорогу на красный уже через 10-40 секунд. Если отсчет работает с ошибками, многие дожидаются «ноля секунд», а дальше видят, что зеленый не загорается, и, махнув рукой, опять-таки переходят на запрещающий сигнал, останавливая поток транспорта. А потом, что обидно, вызванный пешеходный зеленый все равно включается и останавливает машины второй раз, уже перед пустым переходом! Вот как это описывает впечатленный очевидец: «На дублере Варшавского шоссе в 2013 году кнопка висела. Это просто абзац полный был. Пешеход нажимал кнопку, ждал 2 секунды и шел на красный. Водитель резко тормозил перед этим смертником. А потом машинам загорался красный.”



«А включайте зеленый пешеходам сразу после нажатия кнопки, тогда нарушать не будут!», скажут некоторые. Это невозможно: в светофор с кнопкой всегда закладывается минимальная длина «транспортного зеленого». Если этого не сделать, движение может быть легко и неожиданно парализовано даже небольшим количеством пешеходов: скажем, при нулевом ожидании для полной остановки движения на улочке шириной 4 полосы хватит всего лишь 1 пешехода каждые 20 секунд или 180 человек в час. Минимальная фаза транспортного зеленого 20-30 секунд тоже не является универсальным решением: это сработает или если пешеходов очень мало (20-50 человек в час), или если дорога малонагруженная, или если переход и его фаза очень короткие (например, на однополосных дорогах). А на нормальной загруженной дороге и тем более на широкой магистрали это приведет к коллапсу.

Причина 3. Прыгучий цикл
Еще один нюанс: кнопки не позволяют сохранять длину цикла и одинаковое количество фаз. Например, представленный ниже вариант с выбором по умолчанию фазы 3а, а при нажатой кнопке - 3б просто невозможен!


Причина банальна: контроллеры не поддерживают режим выбора, подмены фаз по принципу «или / или». Сначала отработают 3 «обязательные» фазы, а вызывная пойдет лишь 4-й, если нажата кнопка. Длина цикла обязательно изменится, вот так.


Причина 4. Несовместимость кнопок с координацией
Выше мы говорили о проблемах, возникающих на светофорах с ТВП, когда светофор работает в локальном режиме, то есть управляется контроллером из «шкафа». А многие светофоры в Москве работают в координированном управлении, то есть управляются дистанционно и включаются одновременно или со сдвигом по принципу «зеленой волны». Так вот, в этом случае кнопки сейчас не применимы вообще!

Во-первых, при работе в удаленном режиме компьютер перехватывает управление контроллером на земле, включая фазы в собственном режиме. И их связь односторонняя сверху вниз: контроллер выполняет указания, но не знает, какую команду ему даст компьютер в следующий момент, останется ли программа работать дальше или время фаз поменяется. А для включения вызывной фазы связь должна быть двусторонней: кнопка через контроллер на земле должна подать сигнал компьютеру «включи меня в ближайшее окно», то есть фактически перехватить у него управление. В России, насколько мне известно, эта задача технически не решена.



Во-вторых, когда 2 светофора работают в координации, время включения пешеходных сигналов легко сделать одновременным. Стоят себе 2 светофора в 300-500 м друг от друга и включают «зеленый» пешеходам синхронно, а потом одновременно загораются зеленым. То есть работают как один светофор и не «рвут» транспортный поток.


А вот если добавляется 2 кнопки, каждая из которых «требует» зеленый пешеходам независимо от другой, нужно сделать не просто обратную связь, но реализовать ее так, чтобы эти «зеленые» сигналы опять-таки включались синхронно. Да еще не меняли бы длину цикла! Иначе пешеходные сигналы будут включаться в разное время и останавливать движение.


Тут горячие головы предложат убрать координацию: пусть работают кнопки независимо друг от друга! Рассмотрим простой и актуальный пример – 2 пешеходных светофора на Волгоградском проспекте между ТТК и новой эстакадой в Текстильщиках. Оба перехода находятся в промзоне, точек притяжения почти нет, каждым из них пользуются лишь несколько десятков человек в час. Сейчас утром зеленый Волгоградке 320 сек., пешеходам 22 (включается всегда, есть обратный отсчет). Оба светофора работают в координации с единым циклом. Зеленый транспорту работает 92% времени, поток не рвется... и все равно для транспортного потока этого не хватает, участок перегружен, пассажиры и водители теряют много времени.

Представим, что координацию убрали и сделали включение кнопок не чаще 1 раза в 3 минуты. Если к каждому светофору человек будет подходить каждые 3 минуты и нажимать кнопку, на каждом светофоре на 158 секунд транспортного будет 22 секунды. При полном совпадении зеленый будет 88%, вроде бы не сильно меньше 92-94%. Но дело в том, что без координации часы двух светофоров неизбежно разойдутся и включаться они будут не одновременно! В итоге получится, что зеленый на обоих одновременно будет работать лишь 100% - 12% - 12% = 76% времени! В остальное время будет либо разгон и торможение, либо красный обоим. К тому же на табло обратный отсчет отображаться не будет, а значит, некоторые пешеходы решат, что кнопка сломана и попробуют перейти на красный. Результат: несколько десятков пешеходов в час сэкономят 1-2 минуты, но потеряют уверенность в работоспособности кнопки и будут больше нарушать. А тысячи человек в час в общественном и личном транспорте по 5-7 минут потеряют из-за рассинхрона светофоров.

Выходит, в описанном случае координация вместо кнопок выгодна всем. Тысячи людей в транспорте едут через оба светофора, хоть и меденно, но не останавливаясь. А десятки пешеходов хоть и ждут несколько минут, зато не переживают, работает кнопка или нет, и не идут на красный.

Что надо сделать, чтобы кнопки применялись чаще?
Прежде всего нужно улучшить саму конструкцию ТВП, повысив ее надежность и удобство. Научить контроллеры выводить секунды до зеленого сразу после нажатия. Внедрить алгоритм вывода фазы с пешеходами по схеме «или / или», чтобы нажатие кнопки не меняла бы длину цикла. А если все это удастся, тогда уже попробовать подружить кнопки с дистанционным управлением.

Обо всем этом производителям контроллеров, светофоров, ТВП и технических решений в области интеллектуальных транспортных систем необходимо договориться между собой и подготовить комплекс решений:
- Сразу после нажатия кнопки на светофорном табло обратного отсчета должно показываться время до включения вызывной фазы. Причем такой программный алгоритм нужно разработать не только для будущих моделей контроллеров, но и для уже работающих (например, в виде новой прошивки).
- Новые модели кнопок должны стать более дружелюбными, отзывчивыми и менее ломучими. На них лучше предусмотреть окно 5 х 5 см с обратным отсчетом (на случай, если на светофоре табло отсчета нет), на которое будут вводиться данные с контроллера.
- Чтобы нажатие кнопок не меняло длину цикла, разработать алгоритм работы фаз в логике «или / или».
- При работе в координации обеспечить двустороннюю связь кнопок с управляющим компьютером для включения вызывных фаз без нарушения координации.

А пока эти проблемы не решены, кнопки, к сожалению, могут активно применяться лишь на узких дорогах с незначительным пешеходным потоком.



Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

Recent Posts from This Journal


Как все непросто с кнопками оказывается! Хотя мне такие светофоры очень нравятся, удобно. А вообще было бы круто ввести светофоры с управлением через смартфоны, с интеграцией через тот же портал госуслуг. Подходишь к переходу, заранее нажал кнопку на телефоне, телефон смотрит, сколько тебе осталось идти по GPS до перехода, и синхронизирует включение зеленого с твоим появлением на переходе.
А еще можно сделать вообще без кнопок, если поставить напротив перехода камеру с распознаванием лиц.

С лицами тяжело будет, а вот со штрих-кодом на лбу - вполне.
Напишите Медведеву в твитер - он быстро организует.

(Deleted comment)
только один нормальный аргумент против - это хреновые конструкции кнопок и ПО. Остальное притянуто за уши.
Т.е. задача чисто техническая.

Еще идея вам - информацию о необходимости нажать кнопку надо вешать(дублировать) на противоположной стороне дороги рядом со светофором. Люди подходят к переходу и смотрят на дальний светофор и ждут, а потом оказывается, что надо было кнопку нажать, а об этом надо было прочитать вот тут совсем рядом.

+1 насчет качества. Они работают через раз. Отсчет на Алтуфьевском, скажем, (напротив дома 87) работал прекрасно! В разное время загоралось разное число (видимо, учитывалась общая система) - в час-пик дольше ждать, ночью меньше, но чсе работало. Просто не все знали об этой кнопке :) надо какие-то табло повесить что ли :) и сами кнопки то нажимались, то не нажимались...


Ща кнопка есть, но светофоры работают в автоматическом режиме. Пешеходам норм, водителям, возможно, не очень. К слову о продуманности, часто, когда водителям зеленый, они еще стоят на предыдущем светофоре, а к красному как раз подтягиваются :) это оч часто. В автоматическом режиме ;)


До того был нерегулируемый пешеходный переход, вот где жесть-то была, учитывая, что там поток школьников огромный - на одной стороне школ почти нет, а на другой сразу 3 :) так что пешеходы и автоматической регуляции рады :)


1. Нахимовский проспект между Азовской и Одесской, переход к церкви - 2 разные кнопки (грибок с одной стороны и обычная с другой). Всё отлично работает, время ожидания приемлемое, все довольны
2. Балаклавский проспект, переход между Севастопольским и Керченской - ад и израиль. Контроллеру на циклы пофигш - почти сразу после нажатия авто стопятся,пешеходы не спеша переходят. И пофиг, что 10 секунд назад только красный пешеходный загорелся - снова для очередного пешехода врубается зелёный.

По второму переслал коллегам, видимо сбой.

Мне понравилось реализация в Вильнюсе - вместо кнопок сенсор, к которому просто нужно поднести руку. Естественно, с индикацией. Думаю, это надёжнее, чем кнопка.


Интересно, какой у сенсора срок жизни.

Так на крупных улицах, где светофоры координированы, кнопки такие и не нужны. Нужны они в локальных проездах по 2-4 полосы максимум. Здесь то в чем проблема? Ещё несколько лет назад кнопок было больше, а сейчас почти нигде не встречаю. Особенно непривычно приезжать из Германии, где практически все местные переходы через локальные улицы с кнопками, и напрасно искать кнопку, чтобы поздно вечером перейти маленькую улочку в своём районе. А кнопки-то нет, и машин нет, и стоишь ждёшь зелёного пару минут на пустой улице.

Не только на узких улицах, но и на шоссе за городом.
Вот взять туже Ярославку за МКАД зебра через 4 полосы очень прекрасна для людей.
Появляются они там раз в час по приходу автобуса. Ставить обычный светофор это тормозить весь поток постоянно. А примитивная кнопка спасет.

Существующие прошивки контроллеров светофоров вообще поражают своей "логичностью". Это заметно на светофорах с табло обратного отсчета. Таймеры у табло и светофора РАЗНЫЕ!!! Т.е. в порядке вещей, когда табло показало 0, а горит еще красный секунд 15, или наоборот - табло показало 4, и сразу включился зеленый. Производителей этих контроллеров (прошивок) надо очень строго наказать. С точки зрения программирования тут проблем никаких нет - завязать все на один тамер, если только табло не управляется современным контроллером, а сам светофор допотопным лапмпово-релейным.

Такое бывает в те моменты когда светофор меняет суточную программу, табло выклюбчается, для того что бы измерить новый интервал и начать корректно отсчитывать. Более того скажу что в настоящих адаптивных системах управления светофорами (насколько я знаю в России таких нет) счетчиков обратного отсчета вообще нет, они там просто не будут работать.

В итоге мы видим, что все проблемы вполне решаемые. Надо просто взять и полноценно заняться этим вопросом.

Не уверен, что причина 4 (кнопки + координация) технически решаема. Потому что табло не может знать, как переключит оператор, а нет табло - кнопки неэффективны...

Хочу такую кнопку на пересечении Профсоюзной и Кржижановского, а то у нас уже по 180 секунд пешеходов держать стали.

Вы обещали передать коллегам, чтобы занялись нашим перекрестком. Скажите пожалуйста, есть надежда, что скоро займутся?

Передать - передал. Профсоюзная в координации, кнопка невозможна...

Разрешите внести еще одно предложение: пешеходные кнопки + мегающий желтый...

Я однажды оказался перед делеммой: подхожу к переходу с кнопкой, и понимаю, что не будь здесь светофора, а просто переход, я бы перешел не помешав движению автомобилей. А вот если я нажму кнопку, пока весь этот алгоритм туда-сюда провернется машины как раз успеют подъехать и как раз встанут на красный...
Могу ткнуть точку на карте где это было. Правда день был выходной, не показательный. Но все же.

Задумался над тем, а что можно было бы сделать чтобы в оный момент стало удобно и мне и водителям и тем кто не готов переходить дорогу по нерегулируемому переходу, и пришел к выводу, что это мог бы быть тот же светофор с кнопкой, но который по умолчанию работает в режиме мигания желтого, и при необходимости переходит в красный.

Главный минус этой системы видимо в том, что переключение на пешеходный зеленый займет много времени: надо сначала переключиться с мигающего желтого на автомобильный зеленый, погореть им какое-то осмысленное время, потом переключиться на красный и уже после этого зажечь зеленый пешеходам...

Плюс в том, чтобы сделать более комфортный переход людям с более ограниченными возможностями по передвижению и реакции: пожилые люди, дети и т.д. А людям которые не требуется гарантированного зеленого, дать возможность не ждать лишнего времени и переходить в рамках нерегулируемого перехода...

Edited at 2016-10-17 09:41 am (UTC)

Не представляю, как это реализовать технически. Да и проинформировать людей о том, что нажатие ими кнопки переключит мигающий на регулируемый - тоже нетривиальная задача.

Аргументы такие себе на самом деле, механических частей для кнопок нынче не нужно, ПО и контроллеры должны соответвовать ТЗ, которое естественно составляют кое как. Вспоминается на эту тему в пробокнет был спор в коментах на тему почему у нас светофоры с релейными шкафами за несколько миллионов, а не на современных микроконтроллерах за десятки тысяч.
Координация и подразумевает двухсторонню связь всех элементов.

Теперь вопрос: а цодд и ко (кто там отвественный за монтаж камер слежения за потоком) чем занимаются что бы все эти системы работали в комплексе?

Тут еще вопрос соотношения "затраты - эффект". Можно надавить на производителей, чтобы все это решили, но итоговый результат может получиться а) долгим (пока производители все продумают и придумают), б) дорогим (может оказаться, что идеальная кнопка стоит в 10 раз дороже обычной).
Это я не к тому, что этого не надо делать (надо), а к тому, что быстро это не получится в любом случае.

В ЦОДД много управлений, тонкостями работы каждого из них пока не владею.

Поскольку большинство указанных причин являются техническими, причём явно не уровня rocket science, то их можно сгруппировать в одну: заказчику (властям) просто не очень надо зто всё, делают на "отвяжись" + недостаток компетенции местами.
А вот с координацией и интеллектуальными системами конечно сложнее, и нужно больше вложений… но для начала можно решить проблему вне таких сложных участков.


Беседенское шоссе на против ТЦ Парк Хаус Братеево,
а так же Южное Бутово Ул. Поляны 3А напротив подстанции скорой помощи 54,
установлены знаки 40 км.
Они были установлены когда не было светофоров и пешеходные переходы были нерегулируемые. Теперь светофоры установлены. Почему до сих пор не снимут эти знаки?

Теперь там ещё и камеры повесили. Ну очень качественный дойный аппарат стал.

Советую на transport.mos.ru написать.

такая же ситуация со знаком 40 и на протяжении всей улицы Борисовские Пруды.
Так же и камеры весят .
Чем вообще обосновано подобное применение ограничения скорости?!??!

Нормально на бариках висят
Там аварии постоянно такие что впору 20 вешать

Вся эта система делается намного проще при помощи современных технологий - там нужна простейшая ардуинка / raspberry с выходом в сеть и обратной связью. Почему до сих пор делают светофоры за намного большие деньги и с намного худшим качеством - непонятно.

А программирование так вообще на уровне школы..

Кнопки, кстати, очень нужны на выездах во двор/узкую дорогу "по стрелке". Где всё равно никто не поворачивает большую часть фазы, зато пешеходов поток постоянный. Как в Сокольниках где трамвайный поворот.

Чтобы нажатие кнопки без смены фазы просто отключало стрелку.

Edited at 2016-10-17 12:03 pm (UTC)

ардуинка / raspberry насколько я знаю разработана для домашнего indoor использования. Попытка поставить ее туда где мокро холодно и пыльно, в разных комбинациях, приведет к ее быстрому выходу из строя...

Edited at 2016-10-17 01:17 pm (UTC)

Может ли ЦОДД заказать разработку и изготовление необходимой электроники?


Думаю, может. Но это решать не мне.

?

Log in

No account? Create an account