Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Почему дороги России становятся безопаснее?
crusandr


На прошлой неделе Госавтоинспекция России опубликовала статистику по погибшим и раненым в ДТП за 2016-й год. В 173700 ДТП погибло 20308 человек, еще 221140 были ранены.

Конечно, это всё еще очень много: в год на наших дорогах гибнет население небольшого города. Но все-таки смертность и аварийность продолжают снижаться. По сравнению с 2015-м годом число погибших в ДТП уменьшилось на 12%, раненых – на 10%, число ДТП – на 11%. И это не случайность, а тенденция: количество погибших в ДТП в России непрерывно сокращается с 2011 года, а уровень 2016 года – лучший показатель с середины 80-х, когда машин на наших дорогах было в 10 раз меньше!



Но это абсолютные цифры, а чтобы оценить, как обстоит дело с безопасностью дорожного движения в России в сравнении с другими странами, есть еще 2 относительных показателя.

Первый – количество погибших на 100 тыс. жителей. В год в мире в ДТП гибнет около 1,25 млн человек, т.е. примерно 15 человек на 100 тыс. человек. В 2016 году показатель России (13,9) впервые за много лет оказался ниже среднемирового, за 10 лет снизившись почти в 2 раза!



Для сравнения: в странах Западной Европы и США средний показатель составляет 8-9 человек на 100 тыс. жителей.

Еще более впечатляюще выглядит график снижения смертности на 10 тысяч автомобилей. За 26 лет уровень этого показателя в России снизился в 9 раз! За это время количество автомобилей в стране выросло с 8,6 до 43 миллионов, а уровень автомобилизации – с 58 до почти 300 автомобилей на 1000 жителей.



Кажущееся парадоксальным повышение безопасности дорожного движения по мере роста автомобилизации свойственно всем странам, где проходила массовая автомобилизация. Но в данном случае стоит порадоваться тому, что в России этот процесс идет достаточно быстро: за последние 10 лет мы сделали мощный рывок в сторону безопасного дорожного движения, резко приблизившись как к США, где массовая автомобилизация прошла в 20-е, так и к Западной Европе, где она состоялась в 60-е. Причем в последние 2 года этот процесс ускорился.

Так почему же наши дороги становятся безопаснее? Выделим 5 причин.

1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Российский автопарк постепенно обновляется. Несколько лет назад сняты с производства и стремительно уходят в прошлое убитые «классики» и «девятки» без подушек безопасности. Новые автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности и гораздо лучше заботятся о жизни - здоровье и водителя с пассажирами, и других участников движения. Даже у пешеходов теперь шансов остаться в живых гораздо больше.

2. Транспортное самообучение нации. Все больше получающих водительские права становятся водителями во втором – третьем поколении и многие правила поведения на дороге впитали, что называется, с молоком матери. Такие люди пристегивают себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только детских креслах, уступают пешеходам и не проскакивают на красный свет не из-за боязни наказания, а по убеждению. И по мере того, как таких водителей на дорогах становится больше, движение становится спокойнее, а нарушителей – меньше. Растет и общественная нетерпимость к многим нарушениям ПДД: если в 90-е езда пьяным за рулем или по встречке многими воспринималась эдаким проявлением молодецкого ухарства, сейчас такие нарушители - однозначные маргиналы.

3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Видеофиксация нарушений тоже работает на повышение безопасности. В последние 10 лет на российских дорогах было установлено множество камер фотовидеофиксации, это объективно успокаивает трафик, например, заставляя снижать скорость. Интересно, что видео-регистраторы, активно приобретаемые водителями, работают на тот же результат: даже принципиальные лихачи волей-неволей вынуждены ограничивать себя на дороге, ведь мало кому хочется попасть на Ю-тюб, да и отвертеться от наказания при ДТП гораздо сложнее.

4. Адресная работа по повышению безопасности дорог. Медленно, но верно становятся лучше и российские дороги. Хотя ситуацию пока сложно назвать удовлетворительной, все же денег на дорожный ремонт выделяется все больше. Федеральные трассы уже в целом выглядят прилично, очередь за региональными. Мало-помалу строятся новые и реконструируются старые дороги.

Помогает и адресная работа по ликвидации «очагов аварийности», которая около 10 лет назад была развернута по всей стране. Места аварийности фиксируются и ежегодно принимаются меры по их расшивке – установкой светофоров, ограждений, освещения, световозвращающих элементов и дорожных знаков, изменением разметки и т.д. Конечно, эта работа имеет ограниченный эффект, ведь множество ДТП происходят вне «очагов», но стоит признать, что надзорный орган ГИБДД и региональные власти, отвечающие за дорожную безопасность, не зря едят свой хлеб.

5. Повышение штрафов. Сложно не заметить, что уровень смертности начал сокращаться с 2007-го года, когда началась волна повышения штрафов за многие нарушения ПДД – превышение скорости, проезд на красный свет, непристегивание ремнем, отсутствие детских кресел, выезд на встречку, непропуск пешеходов и т.д. Бытует мнение, что повышение штрафов малоэффективно, пока не обеспечена их полная собираемость и вообще неотвратимость наказания. Но опыт показывает, что общественное внимание к нарушению и освещение проблемы в СМИ само по себе заставляет включать голову многих водителей, постепенно настраивая их на правильные стереотипы поведения за рулем.

Разумеется, не стоит доводить все до абсурда и переоценивать влияние штрафов, но свой эффект они имеют. Кстати, если сравнить наши наказания за нарушение ПДД с другими странами развитой автомобилизации, обычно там они жестче не только в абсолютных значениях, но и в сравнении с зарплатами.

Многие приписывают снижение смертности в ДТП спаду деловой активности в 2014-2016 гг. Мол, «бензин дорожает, люди совершают меньше поездок и покупают меньше машин, вот безопасность и растет». Это объяснение довольно сомнительно: как показывает статистика, уровень безопасности весьма слабо коррелирует с уровнем развития экономики. Скажем, самый высокий уровень аварийности и смертности в стране – 35-36 тыс. погибших в год! - наблюдался с 1990-го по 1994-й, время катастрофического экономического спада и все еще очень низкой автомобилизации. С 1994-го до 1997-й показатели аварийности действительно снизились (как и экономика), а расти начали в кризисный 1998-м, когда, казалось бы, количество поездок должно было снизиться! Или взять период с 2003-го по 2007-й: смертность в ДТП при бурном экономическом росте стагнировала.

Подведем итоги
Как показывает мировой опыт, дальше каждый процентный пункт снижения аварийности будет даваться все тяжелее. Тем не менее, эту работу надо продолжать и наращивать. Наступает время, когда от борьбы с явными и очевидными очагами аварийности властям придется переходить к борьбе за каждого человека и профилактике - разработке и массовому применению типовых мер по повышению безопасности дорог. Пример такой программы - "Цель - Ноль".

Из недооцененных мер с идеальным соотношением «затраты – скорость - эффект», я бы выделил пешеходные световозвращатели – фликеры. Если их на правах социальной рекламы начнут рекламировать на федеральных каналах так, как в 2000-е боролись с пьянством за рулем, за счет одного только повышения заметности пешеходов в темное время суток удастся спасти 1500-2000 жизней в год. Об этом 3 статьи:
Как спасти тысячи пешеходов от смерти по ошибке
Пешеходы на дорогах станут заметнее, или Зачёт в карму властям
Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею

А что вы думаете о безопасности дорожного движения у нас в стране и вообще? Почему она растет, какие меры самые эффективные и что еще предстоит сделать?


Posts from This Journal by “безопасность дорожного движения” Tag

  • Детские кресла в ПДД: опять не доделали!

    12 июля 2017 года вступили в силу новые поправки в пункт 22.9 Правил дорожного движения, устанавливающий правила перевозки детей в транспорте. К…

  • Сигнальный жилет - в каждую машину!

    Каждому сдавшему экзамен на ПДД водителю хорошо известны 3 предмета, которые должны быть в машине обязательно: огнетушитель, аптечка, знак аварийной…

  • Библиотека трафик-инженера

    Время от времени спрашивают, что почитать по организации дорожного движения. Попробую свести воедино материалы, ссылки на которые собирал несколько…


Необходимо добавить в школьную программу (хотя бы в курс ОБЖ, если всё православием не заменили ещё) основы ПДД (как минимум про обязанности пешеходов), а также ввести минимальный штраф за нарушение ПДД в 5к рублей (для городов-миллионеров - в 20к) за самое простое нарушение - заезд за стоп-линию, превышение разрешённой скорости более чем на 2 км/ч, переход на красный свет и т.д.

Да, в школах-садиках надо прививать. Насколько вижу, это уже делается, хотя и недостаточно.

О, вчера как раз поминали вас. собралась написать, а тут и пост! Помните. я обещала вам написать про поворот на Весну с Алтуфьевского шоссе за МКАД? Вот пишу: прекрасно! 2 полосы на поворот - прекрасное решение, теперь там нет пробок. нет боязни. что не успеешь. При этом проезд в область тоже не блокируется. Короче, хорошо сделали, спасибо!

Спасибо на добром слове!
Кстати, по Алтушке есть пост-отчет: http://crusandr.livejournal.com/134651.html

Судя по графикам, можно сделать совсем другое предположение. Количество погибших в ДТП, если смотреть на глаз, коррелирует с доходами населения. Лучше машины - меньше тяжесть ДТП. Но надо проверять, конечно:)

Не вижу я такой корреляции. С 1988 по 1991 не было никакого роста доходов населения, а смертност взлетела. С 2003 по 2007-й доходы, напротив, росли, а смертность упала.

Да, слава Б-гу тазы постепенно исчезают с наших дорог. Выпускать "классику" и "зубила" так долго считаю преступлением против человечности.

Надо еще сравнить количество ДТП на 100 тыс автомобилей. Тогда станет ясно, ездят ли теперь более аккуратно.

Хорошая идея. Попробую и такой график построить. Сдается мне, он будет похож на третий, но поплавнее.

Штрафы, как те же налоги, должны быть соизмеримы с доходами гражданина

Т.е. безработным на бентлях и поршах можно будет за 100 рублей ездить по встречке на красный в пьяном виде? ОКАУ.

Камеры конечно хорошо, НО

Камеры конечно хорошо, НО
к сожалению камеры превратились в инструмент "террора".
В том плане что применяются "безадресно".
Правоприменители не озадачиваются доказательной базой и исполнением закона, просто тупо засиливают в массе результаты автофиксации на собственника ТС.
Если была ошибка фиксации (камера зафиксировала мнимое АПН или приписала настоящее АПН другому ТС, перепутав номер) - её оставляют проблемой собственника зафиксированного ТС.

Правоприменители не несут ответственности за засиленные ими ошибки камер, которые именно они и должны выявлять и исключать.

Поэтому камеры это полезный инструмент, но восхищаясь их результативностью, надо не забывать и о тех кого назначили нарушителем за чужое или мнимое АПН.
Люди - не щепки.
Ставите камеры - обеспечьте защиту водителей от их ошибок.
Это не в адрес Андрея, а в адрес правоприменителей.

1) Думаю у нас слишком мягкое наказание за нарушение ПДД, повлекшее смерть или причинение тяжкого вреда.

2) Я не так давно был в дтп. Виноват был второй участник - 20-летний шкет. Гаишник его пробивает и там что-то вроде 50 штрафов за последние 12 месяцев, из которых условно 48 не оплачено. Вопрос - что этот долбоеб вообще делал на дороге? Вот когда таких начнут реально сажать на месяцок-другой и лишать прав на несколько лет, вот тогда будут и дальнейшие улучшения.

3) Разделительные барьеры!

"Гаишник его пробивает и там что-то вроде 50 штрафов за последние 12 месяцев, из которых условно 48 не оплачено."
А это следствие увлечения камерами автофиксации.
Местным органам невыгодно пресекать АПН, им выгоднее их монетизировать посредством автофиксации.

Для того чтобы убирать таких системных нарушителей с дорог - нужно целенаправленно выводить экипажи ДПС с базами этих нарушителей (тем более при некотором старании можно определить систему их перемещений и выловить на стандартном маршруте нарушителя), тормозить и отправлять в суды, как с Марой.

Но ГИБДД на дорогах почти не видно.

А есть какой-нибудь график смертности по месяцам?

На сайте ГИБДД есть и такие графики, только смысл? Всегда во второй половине года смертность выше. Корреляция: осадки, длина светового дня, рост интенсивности, начало учебного года и т.д.

Интересна была бы разбивка по регионам. Скорее всего, лидерами будут крупнейшие города.
А ещё интересно, противопешеходные заборы у светофоров добавляют безопасности или нет? Одни говорят, что заборы — только зло без пользы, другие говорят, что делают заборы ради безопасности. Хотелось бы увидеть цифры…


Шрапнель ради минимального поражения пехоты это.

можно ли добавить диаграммы с разделением погибших на пешеходов и не-пешеходов?
спасибо

Настолько подробной статистики у меня нет с 1985 года. Не уверен, что глубже 2000 ее реально найти.

Андрей, можно ссылку на первоисточник диаграмм?

Жаль, что в конце поста нет реальных предложений по сокращению смертности в России в 2 и более раз. Светящиеся наклейки, конечно же, не способны этого достичь.

Графики строил в Экселе сам на основе имеющихся статистических данных по количеству ДТП, погибших в них и численности населения. Это несколько разных источников:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/konferenz/mahova_prez.pdf
http://statistika.ru/transport/2007/12/11/transport_9929.html
http://www.gks.ru/bgd/regl/B16_01/IssWWW.exe/Stg/d12/2-1-7.doc
http://infonarod.ru/info/dni-zhertv-dtp
http://auto-club.ucoz.com/forum/34-48-1
http://www.gibdd.ru/stat/archive/ (это архив статистики ГИБДД за 1985-1999 гг. в оригинале сейчас недоступен, к сожалению).
http://www.statdata.ru/russia
http://ruxpert.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0:%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Реальные предложения - это продолжать все то, что делается сейчас по 5 направлениям. Эта работа дает реальный результат, значит, ее надо продолжать. А световозвращатели на пешеходов, конечно же, способны сэкономить тысячи жизней пешеходов в год, когда народ включит голову и будет их носить, чтобы быть заметнее на дороге.

Edited at 2017-02-27 11:39 am (UTC)

И да, такое значительное проседание с 27 до 20 тысяч погибших в год не могло произойти так резко по 5 предложенным причинам. Однозначно, повлиял кризис. Вот увидишь, через пару лет будет обратный откат.

Ездить стали культурнее. В 2000-х я не мог перейти дорогу, сейчас это делается вообще без проблем. Говорю про Москву, в регионах ситуация явно хуже.

Рост пробок еще.
В глухой пробке трудно разбиться насмерть. Даже вот этому организму не удалось!


192 в городе? Жаль, что не удалось, жаль...

?

Log in

No account? Create an account