Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Category:

Новые дорожные знаки: вопросы и ответы (1)

После выхода новостей о новых дорожных знаках в публичном пространстве пошла волна хайпа и вопросов. Удивления и путаницы. Недопонимания и неточности. К сожалению, так часто бывает именно с нововведениями в сфере дорожного движения; взять хоть правила проезда перекрестков с круговым движением!

Как заместитель руководителя проектного технического комитета (ПТК) № 703 "Удобная дорога" при Росстандарте, разработавшего пресловутый нормативный документ "Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения", попробую ответить на самые распространенные вопросы, а заодно опровергнуть некоторые мифы вокруг нового стандарта.




- Зачем нужны новые знаки?
Увы, отечественные ГОСТы по дорожным знакам и правилам их применения не предусматривают многих дорожных ситуаций и условий и не позволяют предупредить о них водителей. Как практик по организации дорожного движения, сталкиваюсь с этим регулярно. Неполноту ГОСТов можно было бы компенсировать свободой проектировщиков и организаторов движения. Но здесь обычно включается "режим недоверия" - тотальная перестраховка, опасливость, нежелание ответственности на всех этапах принятия решений по организации движения. Проектировщики боятся предложить новый знак или хотя бы чуть поправить старый: это решение может не утвердить орган власти, отвечающий за организацию движения. Организаторы движения боятся, что им даст по рукам ГИБДД и наложит штраф 300 тысяч рублей. Местное ГИБДД боится, что стоит проявить либерализм, как при любом ДТП на перекрестке им вменят в вину "знак не по ГОСТу". В результате каждое такое решение приходится выносить чуть ли не на руководство города!

Но даже если какое-то очевидное всем новшество где-то успешно проектировано, применено и не пало жертвой перестраховки - оно не будет тиражироваться ни в городе, ни в стране; в каждом аналогичном случае его придется "изобретать" и пробивать снова. Так что закрепление новых знаков в нормативном документе закрепит удачные решения и придаст уверенности организаторам движения по всей стране, позволит предупредить водителей о важных вещах на дороге.

- Чем больше знаков в ГОСТе, тем больше их на улице. А у нас уже и так некоторые улицы похожи на новогодние елки!
Прямой корреляции между количеством знаков на дорогах и в ГОСТах нет. Более того, большинство новых знаков имеют достаточно ограниченное применение, зато в таких ситуациях, для которых сейчас ничего не придумано.

- Зачем вообще сделали новый ГОСТ, почему просто не поправили старые? И что теперь со старыми ГОСТами, они отменяются?
Прежде всего, новый документ вообще нельзя называть ГОСТом. Он называется ПНСТ ("предварительный национальный стандарт Российской Федерации") и утверждается на 3 года. Все это время будет собираться информация о практике применения новых знаков, затем проектный технический комитет подготовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении предварительного стандарта в качестве постоянного, а Росстандарт примет решение - утвердить его в качестве самостоятельного документа, инкорпорировать его положения в действующие ГОСТы или отменить.

Действующие национальные стандарты по дорожным знакам ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004 никто не отменял. Более того, они являются обязательными для исполнения и применения. А применение нашего "предстандарта" добровольное, решение принимает орган власти, отвечающий за дороги, либо владелец дороги.



- А что, нельзя было взять и сразу поправить основные ГОСТы по дорожным знакам?
Процедура корректировки действующего ГОСТа крайне долгая и неудобная, в ней участвует огромное количество людей и организаций, частота корректировки ограничена. Как ни странно, оказалось проще создать новый проектный технический комитет и работая в нем учитывать все пожелания. Только это и дало возможность продвинуть, пусть и на экспериментальной основе, сразу несколько десятков новых решений.

При этом новый предварительный стандарт вовсе не противоречит действующим национальным и международным стандартам, а лишь дополняет и расширяет их! Дизайн всех знаков учитывает внешний вид знаков в действующих ГОСТах и ПДД, так что они интуитивно понятны водителям и пешеходам. Посмотрите дорожные знаки любой европейской страны, подписавшей Венскую и Женевскую конвенции о дорожном движении, и вы найдете многие из введенных знаков и еще множество других.

- А ничего, что ваш стандарт отличается по структуре от ГОСТов: знаки прямо по тексту, иллюстрации в конце?
А это еще одна причина, почему мы решили сделать новый документ. Действующие ГОСТы, мягко говоря, не очень удобны. Например, все изображения в конце, при изучении нужно постоянно перепрыгивать со страницы на страницу. Да и качество иллюстративных материалов в ГОСТах не выдерживает критики, многие чертежи как будто сделаны от руки в 70-е, стыдно такое видеть в 21 веке. Надеемся, своим документом мы покажем пример и поможем ввести в практику новое качество подготовки подобных документов, сделав их более удобными и понятными для использования.



- Все равно все новые случаи не предусмотрите! Зачем и пытаться?
Само собой, всё предусмотреть невозможно, но можно к этому стремиться. Каждый новый знак даст возможность улучшить движение в сотнях, а может, и в тысячах мест. Но главное, наша задача - не придумать все самим, а увеличить степень свободы организаторов движения. Показать им, что если условия движения требуют использовать форму стрелки или очень уместный в конкретных условиях, хотя и непрописанный в ГОСТе знак, то это можно и нужно сделать. С этой целью во введении к нашему стандарту ПНСТ прямо прописан принцип «незакрытого перечня», разрешающий не только использовать предложенные решения, но и комбинировать их, а также использовать свои, новые вариации дорожных знаков в зависимости от ситуации.

- Откуда вы брали идеи для новых знаков?
В основу ГОСТа легли и уже использованные в Москве и других городах решения, и идеи Пробок.нет, и рекомендации коллег по ЦОДД, и предложения других членов комитета. Скажем, знак платной парковки в виде знака рубля основан на идее Артемия Лебедева. В ЦОДД Москвы "родились" новые сине-белые знаки со специализацией полос движения и началом новой полосы, таблички "дни недели", "экскурсионные автобусы" и "глухой пешеход". А табличку на светофор "уступи всем и можно направо", которая применяется в Германии, в Крыму, в некоторых штатах США давно продвигает Пробок.нет.

- В вашем стандарте написано, что он разработан АНО "Центр борьбы с пробками" и утвержден проектным техническим комитетом по стандартизации «Удобная дорога», который возглавляет А. Шумский. Выходит, вы сами документ разработали и сами же его утвердили?
В комитет входят более 2 десятков организаций и учреждений, включая и органы власти и бюджетные учреждения в области дорожного движения (взять хоть Департамент транспорта Москвы и ЦОДД Москвы), и дизайнерские бюро, и проектировщиков, и разработчиков стандартов, и научно-исследовательские учреждения. Причем участие вовсе не было формальностью! При первом заседании всем членам комитета было предложено присылать свои идеи и предложения, а после разработки документа он всем им был направлен на проверку, корректировку и дополнение. И за время работы члены комитета дали более 150 предложений и замечаний! Как человек, принимавший непосредственное участие в анализе и сведении этой информации могу сказать, что значительная часть предложений и большинство замечаний были учтены и пошли документу на пользу.

- Вы предлагаете новые размеры знаков, но ведь их замена тоже будет стоить денег! Кто будет за это платить?
Новый стандарт лишь дает возможность менять большие знаки на знаки меньшего размера, а вовсе не обязывает это делать. Например, уменьшать размер можно при плановой замене испорченных знаков или при постройке новых улиц. Это даст приличную экономию: маленькие знаки стоят дешевле. К тому же старые знаки можно продолжать использовать на вылетных магистралях и на улицах вне исторического центра.

- Некоторые СМИ написали, что новые знаки введут только через 3 года, это правда?
Нет, это ошибка одного из СМИ, которую другие тут же радостно подхватили. Новый стандарт введен в действие с 1 ноября 2017 года и будет действовать 3 года. То есть новые знаки и старые знаки в новых размерах можно применять уже сейчас, достаточно решения владельца дороги.

Окончание следует. Во второй части расскажу, зачем нужны некоторые знаки из предложенных в новом стандарте. Задавайте свои вопросы и оставляйте предложения.



Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.
Tags: ГОСТ, дорожные знаки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments