?

Log in

No account? Create an account

Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Светофорные будни ЦОДД Москвы
crusandr
Есть несколько способов борьбы с пробками с очень разными сроками внедрения. Скажем, изменение разметки требует в лучшем случае нескольких месяцев, расширение проезжей части занимает годы. А вот светофором на дорожное движение можно повлиять куда быстрее: для выезда бригады на место нужно несколько дней, а на удаленное управление требуется несколько минут! Так что светофоры - это, ни много ни мало, единственный способ оперативного управления дорожным движением в городе! От них к тому же сильно зависит и безопасность движения.



Неудивительно, что настройка светофоров составляет львиную долю работы ЦОДД; занимается этим и мой отдел оптимизации дорожного движения. Расскажу о нескольких типичных причинах регулировки для примере нескольких светофоров, отрегулированных нами осенью 2017-го.

Протягиваем хорды
Пришлось подрегулировать светофор в зоне одного нашего проекта, недавно реализованного на юге Москвы. Несколько человек пожаловались на очень короткую фазу работы правой стрелки с дублера Липецкой на 6-ю Радиальную. Все желающие не успевают повернуть, накапливается хвост, а некоторое нетерпеливые лезут со второго ряда с выездом на встречную полосу. Эта проблема существовала и раньше, а с открытием хорды Братеево - Чертаново нагрузка на поворот увеличилась.




Казалось бы, можно просто включить стрелку на правый поворот в постоянный режим или просто увеличить ее длину? Однако здесь этому мешало целых 4 фактора. Во-первых, проезжую часть 6-й Радиальной и проезда Кошкина переходят пешеходы, а пересечение пешеходов и транспорта на перекрестках не допускается. Во-вторых, знак левого поворота с 6-й Радиальной может трактоваться как разрешение повернуть на проезд Кошкина, а значит, повернувший с дублера Липецкой может столкнуться с поворачивающим с 6-й Радиальной. И в-третьих, с правого ряда разрешался и проезд на проезд Кошкина в сторону центра, а в фазе выезда с 6-й Радиальной этот маневр опять-таки невозможен. Вот пофазник, который работает сейчас.


Что мы придумали? Прежде всего, пришлось отменить невостребованные направления: поворот на проезд Кошкина с 6-й Радиальной (поворачивает 1 машина в 10-20 минут) и проезд правее с дублера Липецкой на проезд Кошкина (не больше 1 машины в 1-2 цикла). Оба направления имеют альтернативы и их отмена не создаст неудобств.

Уже поменяли знаки и перенастроили пофазник, стало так.


В результате правый поворот стал практически постоянным, он теперь разрешен в 2 фазах из 3-х (раньше был в 1 из 4-х). Доля зеленого сигнала для этого направления выросла с 50 до 80%, выросла и безопасность.

Другая хорда, потребовавшая тонкой светофорной настройки, находится за МКАДом и проходит от Троицка до Горки-10. Она появилась после постройки путепровода в Крекшине и соединяет Калужское, Киевское, Боровское, Минское и Рублево-Успенское шоссе.


Проблема возникла на перекрестке хорды с Боровским шоссе, которые на этом участке практически пустое. Светофор неплохо справлялся со спросом по хорде, который был при забитом ж/д переезде, но теперь дорогой пользуются все больше автомобилистов. Поэтому было выдано и выполнено ТЗ, в результате которого хорде отдан серьезный приоритет: 43 секунды против 23 по Боровскому.


Где нужен "всем красный"?
Обычно промежуточный такт "кругом красный" включают на 2-3 секунды на широких перекрестках, чтобы выехавшие на "мигающий зеленый" успели завершить маневр и убраться с проезжей части, не создавая помех стартующим с другой стороны. Считается, что такой сигнал ухудшает движение; но бывают случаи, когда "всем красный" не только повышает безопасность, но и помогает в борьбе с пробками!

Хороший пример такого рода - перекресток Новокуркинского шоссе с Юровской улицей и Молодежным проездом. До недавнего времени между фазами 5 и 1 дополнительного промтакта не было и выезжающие с Юровского проезда не всегда успевали закончить маневр, что иногда заканчивалось авариями. Была и вторая проблема: после фазы 5 следует фаза 1 (Новокуркинский и пешеходы через Молодежный и Юровскую), и временами хвост из неуспевших проехать перекресток просто блокировал половину Новокуркинского шоссе!



Стоило добавить промтакт "кругом красный" 3 секунды после фазы 5, у потока с Юровской появилась возможность нормально завершить проезд. Хвостов на перекрестке больше нет, аварийность снизилась, движение не блокируется.

Интересно, что на этом перекрестке пришлось применить еще одно нестандартное решение: выключить правоповоротную стрелку с Новокуркинского на Молодежный в 2-х фазах. Слияние потоков на высокой скорости в 1 полосу мешало проехать и Юровской улице, и левому повороту с севера. Но поскольку перекресток больше не блокируется, Новокуркинское все равно поехало лучше.

Направо можно почти всегда
А вот на Т-образном перекрестке Шоссейной и Полбина мы правую стрелку, наоборот, поставили и включили. В 2017 году по нашему проекту на Шоссейной добавили 1 ряд с южной стороны перекрестка.


Это позволило транспорту спокойно проезжать в 2 полосы прямо и направо, движение заметно улучшилось. Чтобы выжать из перекрестка все возможное, за счет установки стрелки мы позволили правому ряду уходить на ул. Полбина еще и в фазе выезда с Полбина. Это значит, что с Шоссейной на Полбина можно ехать почти безостановочно!


Результат: пробок на перекрестке нет, хотя нагрузка на него после открытия дороги Донецкая - Шоссейная увеличивается.

Новые направления и перенастройка светофора
Еще одно ТЗ было реализовано на перекрестке Хорошевского шоссе, улицы Маргелова и 2-го Хорошевского проезда. Там по нашему проекту ввели сразу 3 новых направления (2 левых и одно прямоходное), так что пофазник пришлось переделать кардинально!



Хотя добавлена новая фаза 5, пробок на Хорошевском шоссе не появилось и вообще практически все направления разъезжаются за 1 цикл. Факторов успеха несколько: продуманный пофазник, идентичный перекрестку с 4-й Магистральной, правильно подобранные программы по времени суток и, очень важно, координация с соседними светофорами ("зеленая волна").

Переделал перекресток - отрегулируй соседний
Стоило изменить схему движения на Хорошевском шоссе, как сразу выросла "хордовая" нагрузка на соседний перекресток Гризодубовой - Авиаконструктора Сухого - Проектируемый проезд 6161. Плотнее всего стояли 3 направления: левые повороты выезд со стороны Маргелова на Гризодубовой и с Авиаконструктора Сухого к Маргелова, правый поворот на Маргелова. Оказалось, светофор здесь по старинке "тянет" прямой ход Гризодубовой - Авиаконструктора Сухого. Это было актуально несколько лет назад, но весь транзитный трафик давно ушел на улицу Академика Микояна. Мы отрегулировали светофор, увеличив длительность левых поворотов и включив правый поворот в фазе 4.



Таким образом, был обеспечен выезд выросшего потока с Маргелова в сторону Ленинградского проспект и решена пара давних проблем перекрестка. А значит, созданная локальная хорда будет раскатываться, разгружая Третье кольцо и 4-ю Магистральную.


Светофорный компромисс
Часто светофор устанавливают по требованиям безопасности. Например, перекресток Новобутовской и Изюмской в Бутово очень длинный, разрешены все левые повороты, транспорт разгоняется; из-за всего этого здесь регулярно наблюдались аварии, в итоге по требованию ГИБДД и префектуры был поставлен светофор. Безопасность выросла, зато движению поплохело, пошли жалобы на пробки и на объезд пробок по дворам.



Мы проанализировали введенный пофазный разъезд и режим работы с тремя программами, обнаружили несколько проблем и подготовили новый, учтя пожелания нескольких человек. Так, появляется новая фаза 2, похожая на фазу 1, но с правой стрелкой с Новобутовского на Изюмскую, что позволяет "протянуть" правый поворот. Длиннющую фазу на левый поворот в вечерней программе сокращаем, а ее время добавляем к фазе 3 ("веер" прямо и налево с Новобутовского из центра). Фазе с Изюмской добавили 5 секунд утром, 4 днем и 10 вечером за счет других фаз.



Это ТЗ уже реализовано и движение улучшилось, насколько это возможно. К сожалению, нельзя сказать, что затруднения исчезли совсем; но по крайней мере теперь со всех сторон движение равномерное и светофор можно проехать если не за 1, то хотя бы за 2 цикла.

Время пешеходов
В чем важное отличие фаз для транспорта и для пешеходов? Если с какого-то направления совсем мало машин, фазе выезда можно дать хоть 3 секунды. А вот время пешеходной фазы рассчитывается с учетом скорости пешехода, даже если переходит один-единственный человек за цикл! Минимальное время считается так: берется длина перехода, делится на расчетную скорость 1,3 м/с и прибавляется "запас" 5 секунд. Например, при переходе 30 метров (8 полос) минимальное время 30/1,3+5 = 28 секунд. Подробнее об этом в статье Пешеходная фаза: как рассчитать время.

Недавно эта формула пригодилась при анализе работы светофора на перекрестке проезда Дежнева и улицы Шокальского. Пожилые люди жаловались на короткую пешеходную фазу, за которую было невозможно перейти проезд Дежнева. Факты подтвердились: оказалось, недавно пешеходный светофор переставили за трамвайные пути и длина 2-х переходов через Дежнева выросла на 10 метров. При этом одну фазу продлили, вторую нет.


Ошибка уже исправлена: было выдано ТЗ на увеличение длины фазы пешеходного перехода на 8 секунд. Чтобы не ухудшить движение по Дежнева, другим фазам тоже добавили по несколько секунд.

Вместо заключения
За месяц реализуется не меньше 120-150 таких вот "светофорных" технических заданий; я рассказал лишь о 5% ТЗ. Основной объем лежит на управлении светофорного регулирования ЦОДД, которые делают эту нужную и полезную работу ежедневно.

Кто-то может удивиться, почему после стольких лет настройки светофоров все еще есть столько возможностей для улучшения. Но ничего странно в этом нет: дорожное движение в городе представляет собой живой организм, в котором что-то постоянно меняются. Вводятся новые развязки, строятся дома и офисы, открываются линии метро, люди пересаживатся с личного транспорта на общественный и обратно, реконструируются светофоры. А ЦОДД в меру возможностей хранит хрупкий пешеходно-светофорный баланс Москвы

Напишите, интересны ли подобные светофорные обзоры или вся эта популярная механика скучновата и лучше сосредоточиться на разметке? Какие еще московские светофоры надо отрегулировать, по вашему мнению, как именно и почему?


когда уже отменят недавно введенный идиотизм - повернуть налево-направо нельзя, если там пешеходный переход? уйму мест превратили в черти-что, где околонулевой трафик пешеходов вкорячили пешеходные светофоры и отдельные стрелки для поворотов.
примеры - ленинский Х стасовой, миклухо-маклая Х ак. опарина

и еще вопрос - за каким чертом на ленинском сделали несимметричные светофоры для машин на пешеходниках? это капец как неудобно.

Это ж ГОСТ! Безопасность! В регионах болт положили и все нормально ездят-хотят.

(Deleted comment)
Нагорная-Ремизова.
Нагорная по знакам - главная, но при рабочем светофоре стоит почти в 2 раза дольше, чем второстепенная Ремизова. Правда редко бывает, что светофор не работает, тогда пробки почему-то нет.
А после "улучшений настройки" светофора Нагорная-Нагорный бульвар - утром всё стоит в центр аж от Нахимовского.

Поток по Ремизова значительно больше, чем по Нагорной. К тому же от Ремизова очень сильно зависит вечерний выезд с Севастопольского. Если в какое-то время видите пустоту на Ремизова (с какой-то стороны) при пробке на Нагорной - напишите, посмотрим.

По СО Нагорная-Нагорный бульвар: когда примерно были изменения с ухудшением ситуации?

Чонгарский-Симферопольский

Андрей, по вашему совету написал в ЦОДД по поводу перенастройки светофора на пересечении Чонгарский-Симферопольский, вместо +- 30 сек.фазе каждого направления сделали 135(!) секунд красного + 20сек. зеленого движению по Чонгарскому в сторону Варшавского шоссе. Ответили - "4.12 действительно перенастроили и мы мониторим ситуацию". И сразу стало легче стоять в пробке, абсолютно искусственно созданной. Объясните ну что глупость, по сути Симферопольский дублер Варашавки, которую недавно реконструировали и она отлично едет,с какого черта делать такой дисбаланс по фазам светофора в этом месте?
Помогите пжлст вернуть как было!

Edited at 2018-01-10 10:42 am (UTC)

Re: Чонгарский-Симферопольский

Передал коллегам.

Перекресток Шоссейная-Кухмистерова - на поворот с Ш. на К. в сторону Южного порта добавили стрелку. Теперь постоянные трудности для проезда по Шоссейной через этот перекресток со стороны м. Печатники почти всегда и особенно вечером.

Добавили по безопасности. Предложения по перенастройке светофора коллегам передавал еще в декабре, взяли в работу. Если через пару недель ничего не изменится, напомните, пожалуйста.

Интересно. Вот ещё вопрос про «зеленую волну»- ехал как-то в декабре вечером по Вернадского в сторону области и заметил, что на участке после м.Университет где начинается много светофоров, они работают в разнобой. На одном загорелся зелёный и ты поехал, а через пятьсот метров встал в хвост пробки на следующем- там горит красный.


Смотреть надо. Такое бывает, если какой-то светофор выпадает со связи.

По новому пересечению Хорошёвки.
Проверьте, пожалуйста, настройки светофора через Ленинградку (зелёная линия через Ленинградку на Вашей схеме к Театральной аллее). Теперь стояк там, так как этот разворот не справляется. Блокируется и прямой ход Ленинградки дублёра в центр. Часто замечаю в выходные (например воскресенье 1200) в то время, когда никогда там пробок не было. Возможно, это допнагрузка с Авиапарка и Хорошёвки разворачивается, возможно сбили настройки светофора.


Предложения:
- увеличить время прямого хода через Ленинградку на Театральную аллею
- в будущем чуток сдвинуть разворот в область в сторону парковки (добавив одну полосу прямо) и убрав разделителями конфликт разворот/прямо (сейчас движущиеся прямо блокируют разворот, а вставшие из-за них в пробку разворачивающиеся сокращают число тех, кто умпевает пересечь перекрёсток прямо на их зелёный).


Спасибо, переслал коллегам пожелания. Вообще этот светофор надо в удаленное управление ставить, он важный. Попробую добиться этого.

Edited at 2018-01-10 06:25 pm (UTC)

"Напишите, интересны ли подобные светофорные обзоры" - конечно интересны! Негатив сразу в глаза бросается, а позитивные изменения вроде как сами собой разумеющимися кажутся, а ведь это труд. Так что похвалиться ни разу не зазорно:)
Насчёт "Какие еще московские светофоры надо отрегулировать". На пер-ке выезда с Митинского кладбища и Пятницкого шоссе наконец-то поставили СО! Но он получился "двойной" (какой-то выезд из промзоны напротив подключили ещё). В итоге не очень оптимально и безопасно пока. Вот описание каждый день там ездящего водителя 741-го автобуса (7-й пост сверху): http://tushinec.ru/index.php?link=forum&f=35&t=3556&page=329
Если есть возможность посмотреть и подкрутить, было бы круто! Если надо съездить и заценить (камер там вроде нет) - то могу. Или это исключительно областной объект и сотрудничество с МО сейчас не очень?

Спасибо, Леша!
Светофор этот Москва ставила, ЦОДД. Светофор двойной, чтобы обеспечить безопасный пешеходный переход от остановки (там сбивали людей) и выезд от промзоны.

Паспорта у меня пока нет, текущего режима не знаю. Насколько знаю, после первого включения его перевели в желтый мигающий до Нового года, но могли уже и включить. Так что да, поездка точно не помешает, как и предложения, как грамотно организовать разъезд по фазам и временам с учетом времени суток. Жду твои предложения с временами, передам коллегам.

И просьба завести какой-то норматив вида "не более 10 секунд красного пешеходам на каждую пересекаемую полосу", иначе светофоры превращаются в идиотизм со 100+ секундными интервалами.


А так - всех с прошедшими праздниками!



Edited at 2018-01-10 11:07 am (UTC)

За поздравление спасибо.
А вот норматив типа "не более 10 секунд красного пешеходам на каждую пересекаемую полосу", к сожалению, невозможен. Почему, описал здесь популярно: https://crusandr.livejournal.com/119283.html

Добрый день. Андрей, спасибо за статью. Написал вам в Фейсбуке, продублирую и здесь.
Как раз сейчас возникла проблема светофорного регулирования на пересечении Ботанической ул. и Ак. Королева. Вот здесь было обсуждение: https://www.facebook.com/groups/marfinotoday/permalink/2019471891621664/
Мнения разделились. Я считаю светофор там необходимым, но вынужден признать, что настройка фаз там не просто плохая, а отвратительная! Например, тем кому надо уже выехать с перекрестка на ул. Дубовая роща очень долго горит красный свет. Несколько дней назад простоял минуты 3, но зеленый так и не загорелся. Пришлось поехать на красный, как и многим другим. И это только одна из проблем. Если бы её не было, можно было бы еще предложить сделать постоянную зеленую стрелку направо (пропусти всех и поезжай) в сторону Дубовой рощи тем, кто выезжает из Марфино по той части ул. Королева, что идет к ЖД.
Одним словом, организация движения сейчас отвратильная. Огромная просьба, обратите внимание на этот перекресток.

Знаю о проблеме. Уже предложил коллегам сделать там координацию из трех светофоров. Перешлю им ваше предложение.

А я бы увеличил время фазы мигающего зеленого на всех перекрестках.

Есть ГОСТ, там заложено 3 секунды за зеленый мигающий. Когда надо увеличить промежуточный такт, вводят или увеличивают "кругом красный". Так безопаснее.

Здравствуйте! А можно что-то сделать со светофором на пересечении Шипиловской улицы и Каширского шоссе (на стороне направления в центр)? Длительный красный для проезда прямо по Шипиловской (в сторону Царицыно) и налево (в сторону МКАД) вызывает дичайшую пробку на коротком отрезке между Каширским шоссе и улицей Генерала Белова, и запирает перекресток улиц генерала Белова и Шипиловской наглухо. В результате невозможно проехать по Белова прямо, нет возможности повернуть с Белова на Шипиловскую в сторону Каширки, и, чаще всего, повернуть на Шипиловскую в сторону Борисовского проезда можно только по встречке. Спасибо!

Edited at 2018-01-10 01:48 pm (UTC)

Регулировали уже. Работает на пределе. Проблема в том, что когда наглухо встает МКАД, иногда этим маршрутом из Братеево в Чертаново МКАД пытается объехать. А Шипиловская такой поток не примет, как не регулируй. Но да, в наших планах есть и лента координации на Шипиловской, и переразметка ее в зоне перекрестка...

Мне вот удивительно, почему так мало народу объезжает эту пробень по Борисовскому проезду. Там ведь почти всегда свободно.

А я получил отписку от цодд по светофору на пересечении ул Косыгина/Воробьевского шоссе((

Типа "проблем не видим". И не важно, что Мосфильмовская пустая, а на Косыгина по утрам пробка на 1/2-2/3 расстояния до Мичуринского..

А в какое время дня наблюдается проблема? Только утром?

Спасибо, что думаете о нас))
Но раз уж речь зашла о светофорах, объясните блондинке, как мне понять, что встречному потоку включился красный свет, когда мне горит зеленый.
Поясню. Перекресток Заповедной и Кольской-Полярной в СВАО. Мне надо с Кольской повернуть налево на Заповедную. Светофор без стрелки. У меня зеленый. Я подъезжаю к перекрестку, останавливаюсь, чтобы пропустить встречные машины. За мной также останавливаются машины для левого поворота. Но и встречные тоже останавливаются. И только тогда я начинаю поворот. И то после короткого замешательства. Потому что лишь догадываюсь, что им включился красный. Некомфортная какая-то ситуация... Нельзя ли ее как-то разрулить?

Хороший вопрос! Сейчас это можно сделать только одним способом - поставив левую стрелку. Если она загорается - со встречного точно никто не едет, можно стартовать сразу. Но тогда левый поворот на просачивание в остальное время работы основного "зеленого прямо" при выключенной стрелке будет запрещен. Повернуть "на просачивание" будет нельзя, точнее только регулировкой встречного направления. Стоит это того? Если стоит, могу предложить коллегам.

Здравсвуйте, а в какое спортлото писать о необходимости светофора?
https://yadi.sk/i/kATOnQXJ3RL2i7

Проблема в пересечении пешеходного и автомобильного потока.
из-за того что отсутсвуют пешеходные светофоры, машины упираются в эти переходы, и в итоге хвост начинает перекрывать уже дублер садового. А после перехода всё зелёное.

На transport.mos.ru. Со своей стороны тоже попробую протолкнуть, но лучше напишите обращение, акцентировав на том, что из-за этого проблемы на выезде с Садового и происходит запирание Таганской площади.

(Deleted comment)

Вы еще как у Чехов предложите. Там кое-где под мигающий можно пешком перейти. А то и ползком переползти...