Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Какие дорожные ГОСТы обязательны в России?
crusandr
Возможно, вы удивитесь, но до конца 2017 года было непонятно, какие из десятков нормативных документов по строительству дорог, эксплуатации и организации движения обязательны, а какие нет.



Дело в том, что по умолчанию все СП (своды правил) и ГОСТы (государственные стандарты) в стране по федеральному закону от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации" считаются добровольными! Закон предусматривает лишь 3 исключения: стандарты по оборонной продукции, атомной энергетике и (внимание!) стандарты из перечня, утвержденного Правительством РФ, "обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации".

До недавнего времени такого перечня не было. Обязательными считались лишь четыре стандарта: ГОСТ Р 52289-2004 (правила применения знаков, светофоров, разметки и ограждений), ГОСТ Р 52290-2004 (требования к дорожным знакам), ГОСТ Р 51256-2011 (требования к разметке), ГОСТ Р 52044-2003 (наружная реклама вдоль автодорог, требования и правила ее размещения). Ссылки на первые три есть в Правилах дорожного движения (которые также утверждаются Постановлением Правительства РФ), а по четвертому есть отдельное постановление 2014 года.



4 ноября 2017 года произошло важное событие, почему-то оставшееся практически незамеченным СМИ: было подписано распоряжение Правительства РФ N 2438-р с утвержденным перечнем обязательных к применению стандартов в сфере дорожного движения. В перечне под катом 21 документ, в то числе 5 межгосударственных стандартов (ГОСТ), 12 национальных стандарта (ГОСТ Р) и 4 свода правил (СП).


Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
КОТОРЫХ ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПРИ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Межгосударственные стандарты

1. ГОСТ 34.401-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования". Разделы 1 (пункты 1.1.3, 1.1.4, 1.2.3), 2 (подпункты 2 - 8 пункта 2.2, пункты 2.4 - 2.6, 2.8, 2.9, 2.11 - 2.15, 2.17 - 2.22), 3.
Дата утверждения (регистрации) - 27 декабря 1990 г.

2. ГОСТ 32753-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования". Раздел 5 (пункты 5.2.12, 5.2.13).
Дата утверждения (регистрации) - 24 сентября 2014 г.

3. ГОСТ 32758-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения". Раздел 4 (пункты 4.1.4.1, 4.1.4.2, 4.1.4.7, 4.2.1.5, 4.2.2.1, 4.2.2.4, 4.3.1.2, 4.3.1.3, 4.3.1.6 - 4.3.1.8, 4.3.2.2, 4.3.2.4 - 4.3.2.7, 4.3.3.2, 4.3.3.4 - 4.3.3.7, 4.3.5.1, 4.3.5.4, 4.3.5.5).
Дата утверждения (регистрации) - 21 июля 2015 г.

4. ГОСТ 32865-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования". Разделы 5 (пункты 5.1 - 5.5, 5.7), 7 (пункты 7.2.1 - 7.2.8).
Дата утверждения (регистрации) - 9 сентября 2015 г.

II. Национальные стандарты

5. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Дата утверждения (регистрации) - 11 октября 1993 г.

6. ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний". Раздел 4 (пункты 4.1 - 4.4, 4.5.3 - 4.5.5), приложения А - Г.
Дата утверждения (регистрации) - 15 декабря 2004 г.

7. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Дата утверждения (регистрации) - 15 декабря 2004 г.

8. ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования". Разделы 3 (пункты 3.2 - 3.15), 4, 5 (пункты 5.2.1, 5.2.3, 5.2.5, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.4.6, 5.5.1 - 5.5.3, 5.6.1, 5.6.2), 6 (пункты 6.1, 6.2), приложения А - Д, Ж.
Дата утверждения (регистрации) - 15 декабря 2004 г.

9. ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог". Раздел 4 (пункты 4.2, 4.4).
Дата утверждения (регистрации) - 22 ноября 2005 г.

10. ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения". Раздел 4 (пункты 4.1.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.3.6, 4.4, 4.6, 4.7).
Дата утверждения (регистрации) - 11 декабря 2006 г.

11. ГОСТ Р 52607-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования". Раздел 7 (пункты 7.1, 7.4, 7.7).
Дата утверждения (регистрации) - 11 декабря 2006 г.

12. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". Разделы 4, 5 (пункты 5.1.2.1, 5.3.2.1 - 5.3.2.6, 5.3.3.1 - 5.3.3.11, 5.3.4.1 - 5.3.4.4, 5.4.1.3 - 5.4.1.5, 5.4.2.3, 5.4.2.4, 5.5.7).
Дата утверждения (регистрации) - 23 октября 2007 г.

13. ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования". Раздел 4 (пункты 4.1.2 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.5).
Дата утверждения (регистрации) - 27 декабря 2007 г.

14. ГОСТ Р 50970-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения". Раздел 5 (пункты 5.1.2.1, 5.1.2.5, 5.1.3.1, 5.1.4.1, 5.2.1, 5.5.1 - 5.5.3, 5.7).
Дата утверждения (регистрации) - 22 апреля 2011 г.

15. ГОСТ Р 50971-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения". Раздел 5 (пункты 5.1.1, 5.1.2).
Дата утверждения (регистрации) - 22 апреля 2011 г.

16. ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования". Разделы 4 (пункты 4.2, 4.3), 5, приложения А - В.
Дата утверждения (регистрации) - 13 декабря 2011 г.

17. ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожные светофоров". Раздел 4.
Дата утверждения (регистрации) - 17 октября 2013 г.

III. Своды правил

18. СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*" в редакции изменений N 1 к СП 35.13330.2011. Раздел 5 (пункты 5.59 - 5.63, 5.70).
Дата утверждения (регистрации) - 28 декабря 2010 г.

19. СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*". Раздел 10 (пункт 10.5).
Дата утверждения (регистрации) - 28 декабря 2010 г.

20. СП 98.13330.2012 "Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90". Разделы 6 (пункты 6.3 - 6.7), 7 (пункты 7.17 - 7.19, 7.41), приложения В, Г.
Дата утверждения (регистрации) - 29 декабря 2011 г.

21. СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*". Разделы 4 (абзац второй пункта 4.12), 5 (за исключением пункта 5.2), 6, 8 (пункты 8.15, 8.18, 8.39, 8.40), 10 (пункты 10.14 - 10.16, 10.24 - 10.31), 11 (пункт 11.1).
Дата утверждения (регистрации) - 30 июня 2012 г.

Примечание. Документы по стандартизации, на которые имеются ссылки в межгосударственных и национальных стандартах, сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если документы по стандартизации (их части) содержатся в настоящем перечне.


Интересно, что лишь 2 стандарта из 21 стали обязательными к применению полностью:
- ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"
- ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Из остальных 19 нормативов обязательны лишь разделы, прямо оговоренные в Распоряжении.



Впрочем, количество обязательных к применению нормативов по дорожному движению может оказаться куда больше.
1. В конце Распоряжения есть примечание: "Документы по стандартизации, на которые имеются ссылки в межгосударственных и национальных стандартах, сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если документы по стандартизации (их части) содержатся в настоящем перечне."
2. Если государственный или коммерческий заказчик в добровольном порядке ссылается на какой-то ГОСТ в техническом задании к контракту или ином документе, исполнитель контракта был, есть и будет обязан его соблюдать, иначе может подвергнуться штрафным санкциям.
3. ГИБДД в порядке надзора может выписывать предупреждения и предписания по изменению в организации движения, основываясь в том числе и на "необязательных" ГОСТах, если таким образом можно повысить безопасность дорожного движения. Такие предписания все владельцы дорог стараются выполнять.

Почему и для кого все это важно? Прежде всего, для всех владельцев дорог, администраций муниципальных образований и правительств регионов, организаторов движения и проектировщиков схем ОДД. Теперь надзорные органы власти, ГИБДД и прокуратура, могут требовать выполнения всех прописанных в постановлении разделов и штрафовать за невыполнение. Так что всячески рекомендую как минимум тщательно изучить все перечисленные документы и озаботиться выделением средств на организацию и безопасность дорожного движения в бюджетах всех уровней.

Если вам была интересна и полезна эта информация, возможно вам понравятся и эти статьи:
- В России появились новые дорожные знаки
Новые дорожные знаки: вопросы и ответы (1)
- ЦОДД: светофорно-русский словарь
- ЦОДД: светофорно-русский словарь
- Дорожная разметка: 3 метода оптимизации движения
- Мосты, путепроводы, эстакады, виадуки. В чем разница?
- Словарь дорожно-транспортных аббревиатур
- Библиотека трафик-инженера
- Кто в Москве отвечает за организацию и безопасность движения



Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

  • 1

А ГОСТы на комплексы автофиксации в список не внесли

Предлагал три раза
1) в ходе обсуждения перечня на портале regulation.gov.ru
2) после обращался в МВД
3) после отказа МВД обращался в Правительство

Не хотят нормировать автофиксацию.
У МВД есть Адмрегламент (Приказ 664), который сослался на эти ГОСТы как обязательные.
Но МВД готово пойти на поводу у коммерсантов от автофиксации и регионов (по факту их уже не разделить, регионы откровенно используют камеры для пополнения бюджета, пролоббировав принятие проекта закона в первом чтении 6.12.2017) и передать автофиксацию на откуп регионам, которые отдают её на откуп концессионерам в рамках государственно-частного партнерства.
Которое в конечном итоге оплачиваем мы, невзирая на наличие АПН.

Речь о двух ГОСТах
ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования»
ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения»

Re: А ГОСТы на комплексы автофиксации в список не внесли

Согласен, включить эти ГОСТы было бы разумно.
Советую написать в "Синие ведерки" Петру Шкуматову, можно также в ОНФ, они иногда продвигают полезные идеи, а также депутатам Госдумы Лысакову (помнится, он одно время занимался этой темой), А. Васильеву и Я. Нилову.

Исходя из вышеперечисленных документов - обязательно теперь наносить линии парковочной разметки (п.6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004) или можно все-таки обойтись только знаком парковки?
навеяно постом 2015 года: https://proboknet.livejournal.com/667924.html

Есть разрешенная стоянка и есть разрешенная парковка.
В первом случае просто нет запрещающих знаков (знака Парковка - тоже нет) и разметки
Во втором есть разметка и парковка.

Правильно ли я понимаю, что КСОДД подразумевает ликвидацию мест с разрешенной стоянкой путем преобразования их либо в места разрешенной парковки (с дурацкими нормативами по ширине), либо в места запрета остановки в связи с недостаточной шириной проезжей части? Можно ли отмотать назад после таких преобразований?

Правильно понимаете. Отмотать назад можно, хотя и непросто, такие случаи бывали.

Что там в этих гостах, в итоге отменили идиотскую норму о запрещении пересечения пешеходов и транспорта на перекрестке при повороте направо/налево?

Нет еще. Все еще в проекте... Советую написать запрос в Росстандарт, ГАИ и Минтранс России с вопросом "когда обновите 52289-2004, проект поправок висит несколько месяцев без движения?"

Неплохо бы Правительству привести еще и ПДД в соответствии ГОСТу, с учетом что суды стоят на позиции, что ГОСТ для дорожников, а для водителей ПДД

Речь идет о зоне действия знаков 3.27, 3.28, для которых по ПДД
=
Зона действия знаков может быть уменьшена:
...
для знаков 3.27 - 3.30 установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27 - 3.30 с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2. Знак 3.27 может быть применен совместно с разметкой 1.4, а знак 3.28 - с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки
=

в то время как в ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
есть существенное дополнение про знак 6.4
=
5.4.31

Зона действия любого из знаков 3.27-3.30 может быть уменьшена установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27-3.30 с табличкой 8.2.3 (что является предпочтительным) или применением таблички 8.2.2 либо установкой другого знака из указанного перечня или установкой знака 6.4 "Место стоянки" с табличкой 8.2.1 "Зона действия".
Допускается применять знак 3.27 с разметкой 1.4, знак 3.28 - с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.
=

PS соответствующее обращение в ГУОБДД направлено )

реформировали, реформировали, да не выреформировали ...
те же яйца, но вид сбоку.

Это что, можно надеяться что теперь дороги будут строить строго в соотвествии с технологиями или всё останется как и раньше?

Скажем так, теперь некоторые вещи прописаны строже и у надзорных органов больше оснований требовать, штрафовать и судиться.

Росстандарт и РосдорНИИ официально ответили мне, что "Считать положения пункта, как запрещающие устройство «антикарманов» и исключать пункт 5.3.3.2 из стандарта считаем нецелесообразным". Это очень круто!

https://arzai.livejournal.com/36027.html

Странно, что пункты про остановки п.5.3.3.1-5.3.3.11 ГОСТ Р 52766 тоже решили включить в обязательные документы по безопасности дорожного движения.

Мне непонятно, как табличка с названием остановки или урна на остановке влияет не безопасность дорожного движения.


Лентой принесло

Стыд и позор! Привезли ребёнка в круглосуточный травмпункт в г. Москва, что на ул. Полянка. Я не буду писать про то, что 2 дня носилась по ЮЗАО чтобы сделать рентген. Да, ребёнок не может идти - поэтому авто, а не общественный транспорт. Молча про боль. Его и мою, как матери.
И вот в 10 часов вечера, собирая все семейство, мы едем с юга города в НИИ травматологии помочь своему детке. Пробки! Хрен с ними с пробками, пробираемся и ладно. Случай не экстренный, скорую не дергаем, хотя в следующий раз я рассмотрю этот вариант.
Улица Полянка. Дом 22. Пустая дорога и остановится нельзя!!! Знаки. Какие такие трудящиеся попросили чтобы остановка была запрещена!???
Стоит около входа машина ДПС. Вежливо объясняет родителям , что нельзя тут деток выгружать. Не положено и всё! Бежит к каждой машине. Высадиться конечно даёт, но просит побыстрее. Жмется, не удобно ему, но служба такая.
А так , на ходу , видать, надо, переломанных детей из машины выкидывать, со словами:- я сейчас место для парковки найду и через час прибегу. Потерпи малыш, не мерзни и не грусти.
В близлежайшем переулке платная парковка. В 22 часа нет мест. Точнее одно есть - для инвалидов.
Это адский ад!!! Родители несут детей на руках в больницу. Да, кто в теме и травмы получает регулярно ездит парой. Мать на ходу с деткой выскакивает , а отец круги наматывает. Также на ходу и запрыгивают, наверное, чтобы уехать по скорее из этого города. Где все для людей.

Уебанисты такие уебанисты... Зато тротуар красивый.

Ну вот был гост, по коророму большие ямы обязаны были ремонтировать в течении 3 дней. Как будто сроков хоть кто-то придерживался.

Ну во-первых, он тоже не был обязательным. Во-вторых, обязанность ремонтировать возникает в течение 3 дней после обнаружения ямы, а обнаружение не происходит в режиме онлайн - должен или кто-то пожаловаться, или ГИБДД подать сигнал, или владелец обнаружить при объезде (который явно проводится не каждый день).

Он был и есть обязательным, так как яма на дороге не способствует безопасности.
Десятки раз (еще с момента появления сайта росяма) писал о ямах. Ремонтировали в лучшем случае через месяц после отправки через сайт (вместе с фото, адресом gps координатами).

А как насчёт постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"»?

Например, по СП "Трамвайные и троллейбусные линии": те пункты, которые внесены в новое постановление 2438-р, были и в старом постановлении 1521.
Получается, что для этого свода правил остаются обязательными все пункты, указанные в поставлении 1521? (Разделы 1, 5 (пункты 5.1-5.24, 5.70, 5.71, 5.72-5.84), 7 (пункты 7.9, 7.48, 7.58-7.67, 7.70, 7.71, 7.95, 7.96-7.101), 9 (пункт 9.17).)

Интересно, а можно как-то обращениями в Минстрой РФ добиться корректировки пункта 5.5 этого свода правил? Там предписано, что от рельса до жилого/общественного здания должно быть не менее 20 метров. Фактически это запрещает строительство трамвайных линий в плотной городской застройке - на улицу уже (с ударением на первый слог) 50 метров трамвай не впихнёшь. Требование абсолютно идиотское. Может и вы, как видный деятель ЦОДДа, посодействуете?)

Да, это хороший вопрос.
Что касается "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 2 июля 2013 года)" - действительно, в его статье 6 есть ссылка на постановление 1521 от 26.12.2014, которым устанавливается "перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона". И там полным-полно обязательных ГОСТов, многие из которых относятся к дорожным. Это ценное дополнение, по поводу которого у меня есть один, но серьезный вопрос: не противоречит ли данное постановление закону 162-ФЗ "О стандартизации", который принят позже и в котором не оговаривается возможность введения других обязательных норм, помимо прямо указанных в статье 4-х исключений? Фактически это нестыковка в двух законах.

Вот здесь еще интересно обсудили: http://roads.ru/forum/index.php?showtopic=33963
Есть еще Техрегламент ТС. Тоже обязательный, оказывается.

А еще есть Решение Коллегии ЕЭК от 18 сентября 2012 г. № 159, которое устанавливает перечень стандартов для выполнения требований этого техрегламента. Правда на добровольной основе. Но в этом решении четко разделены государственные и межгосударственные стандарты, и "наш любимый" 52289 (равно как и прочие ГОСТ Р) рекомендовано применять до 1 сентября 2016 г. Позднее - межгосударственные стандарты (ГОСТ 32..., ГОСТ 33...).

Это относится лишь к загородным трассам.

В соответствии с указаниями п.4 статьи 1 Технического регламента «Безопасность автомобильных дорог» его требования распространяются только на автомобильные дороги общего пользования и соответственно не распространяются на автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, а также на улицы населённых пунктов.

Аналогичные указания о распространении требований на вновь строящиеся и реконструируемые дорог и не распространение на проектирование улиц в городах и иных населённых пунктах содержатся в п. 4.1 раздела 4 «Общие положения» Межгосударственного ГОСТ 33100-2014, на который ссылается Регламент.

И п. 5. Требования настоящего технического регламента не распространяются на автомобильные дороги не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, такие как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях.

Кроме того, технические требования настоящего технического регламента при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации также не распространяются на улицы населенных пунктов."

Edited at 2018-03-01 01:26 pm (UTC)

К загородным трассам относится весь техрегламент. Это понятно, не понятно только, когда будет техрегламент по улицам.
Я лишь обратил Ваше внимание на еще один документ, добавляющий путаницы. И интересный факт, что данное Решение не рекомендует сейчас применять ГОСТ Р (пусть и для загородных дорог). А Распоряжение 2438 наоборот, настаивает на их применении.

Здравствуйте, по поводу СП 42.13330.2016, данный СП утвержден приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 30.12.2016 № 1034/пр. Согласно п.2 после введения СП 42.13330.2016 отменяет 42.13330.2011, кроме пунктов из "Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521".
В РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р включен СП 42.13330.2011.
Подскажите, какой СП применять? смотрю в 16, потом в обязательные пункты 11, если совпадений не найдено-применяю 16, если найдено-11?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account