Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Дороги России в 2018 станут безопаснее американских?

Продолжение статьи "Почему дороги России становятся безопаснее".

В 2017 году в России произошло 169 432 дорожно-транспортных происшествия - на 2,5% меньше, чем в 2016-м (источник). В них погибло 19 088 человек (-6%) и ранено 215 374 (-2,6%). Это все еще очень много, но в сравнении с пиком смертности 2003 и 2007-го, когда погибло 35600 человек, снижение смертности составило более 46% или почти в 2 раза. Теперь уровень социального риска гибели в ДТП в России составляет 12,76 человек на 100 тысяч жителей.



Итак, шаг за шагом российские дороги становятся безопаснее. На мой взгляд, этому есть 5 причин: повышение качества и безопасности автомобилей, транспортное самообучение нации, видеокамеры и видеорегистраторы, адресная работа по повышению безопасности дорог, повышение штрафов.

[Подробнее]Так почему же наши дороги становятся безопаснее? Выделим 5 причин.

1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Российский автопарк постепенно обновляется. Несколько лет назад сняты с производства и стремительно уходят в прошлое убитые «классики» и «девятки» без подушек безопасности. Новые автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности и гораздо лучше заботятся о жизни - здоровье и водителя с пассажирами, и других участников движения. Даже у пешеходов теперь шансов остаться в живых гораздо больше.

2. Транспортное самообучение нации. Все больше получающих водительские права становятся водителями во втором – третьем поколении и многие правила поведения на дороге впитали, что называется, с молоком матери. Такие люди пристегивают себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только детских креслах, уступают пешеходам и не проскакивают на красный свет не из-за боязни наказания, а по убеждению. И по мере того, как таких водителей на дорогах становится больше, движение становится спокойнее, а нарушителей – меньше. Растет и общественная нетерпимость к многим нарушениям ПДД: если в 90-е езда пьяным за рулем или по встречке многими воспринималась эдаким проявлением молодецкого ухарства, сейчас такие нарушители - однозначные маргиналы.

3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Видеофиксация нарушений тоже работает на повышение безопасности. В последние 10 лет на российских дорогах было установлено множество камер фотовидеофиксации, это объективно успокаивает трафик, например, заставляя снижать скорость. Интересно, что видео-регистраторы, активно приобретаемые водителями, работают на тот же результат: даже принципиальные лихачи волей-неволей вынуждены ограничивать себя на дороге, ведь мало кому хочется попасть на Ю-тюб, да и отвертеться от наказания при ДТП гораздо сложнее.

4. Адресная работа по повышению безопасности дорог. Медленно, но верно становятся лучше и российские дороги. Хотя ситуацию пока сложно назвать удовлетворительной, все же денег на дорожный ремонт выделяется все больше. Федеральные трассы уже в целом выглядят прилично, очередь за региональными. Мало-помалу строятся новые и реконструируются старые дороги.

Помогает и адресная работа по ликвидации «очагов аварийности», которая около 10 лет назад была развернута по всей стране. Места аварийности фиксируются и ежегодно принимаются меры по их расшивке – установкой светофоров, ограждений, освещения, световозвращающих элементов и дорожных знаков, изменением разметки и т.д. Конечно, эта работа имеет ограниченный эффект, ведь множество ДТП происходят вне «очагов», но стоит признать, что надзорный орган ГИБДД и региональные власти, отвечающие за дорожную безопасность, не зря едят свой хлеб.

5. Повышение штрафов. Сложно не заметить, что уровень смертности начал сокращаться с 2007-го года, когда началась волна повышения штрафов за многие нарушения ПДД – превышение скорости, проезд на красный свет, непристегивание ремнем, отсутствие детских кресел, выезд на встречку, непропуск пешеходов и т.д. Бытует мнение, что повышение штрафов малоэффективно, пока не обеспечена их полная собираемость и вообще неотвратимость наказания. Но опыт показывает, что общественное внимание к нарушению и освещение проблемы в СМИ само по себе заставляет включать голову многих водителей, постепенно настраивая их на правильные стереотипы поведения за рулем.

Разумеется, не стоит доводить все до абсурда и переоценивать влияние штрафов, но свой эффект они имеют. Кстати, если сравнить наши наказания за нарушение ПДД с другими странами развитой автомобилизации, обычно там они жестче не только в абсолютных значениях, но и в сравнении с зарплатами.

Многие приписывают снижение смертности в ДТП спаду деловой активности в 2014-2016 гг. Мол, «бензин дорожает, люди совершают меньше поездок и покупают меньше машин, вот безопасность и растет». Это объяснение довольно сомнительно: как показывает статистика, уровень безопасности весьма слабо коррелирует с уровнем развития экономики. Скажем, самый высокий уровень аварийности и смертности в стране – 35-36 тыс. погибших в год! - наблюдался с 1990-го по 1994-й, время катастрофического экономического спада и все еще очень низкой автомобилизации. С 1994-го до 1997-й показатели аварийности действительно снизились (как и экономика), а расти начали в кризисный 1998-м, когда, казалось бы, количество поездок должно было снизиться! Или взять период с 2003-го по 2007-й: смертность в ДТП при бурном экономическом росте стагнировала.


Но насколько мы отстаем по дорожной безопасности от Западной Европы и США, и к каким показателям планируется прийти через несколько лет? На эту тему 22 августа на Общественном Совете при МТДИ Московской области выступал с докладом Евгений Литвин из МОО "Координационный совет по организации дорожного движения". Публикую материалы из доклада со своими комментариями.

Безопасность дорожного движения в США
Период массовой автомобилизации начался в Америке еще в 20-е годы и долгое время там шел стандартный процесс: число машин и их пробег росли, а смертность в ДТП снижалась. Скажем, число смертей на дорогах сократилось с 51 000 в 1980 г. до 33 000 в 2013 г., то есть в 1,5 раза, хотя число поездок на ТС увеличилось за это время более чем в 2 раза. На тот момент показатель социального риска гибели ДТП достиг минимального для США уровня - 10 человек на 100 тыс. жителей. Это в 2 раза больше, чем в 2013 г. в Европе (5 погибших), но в 2 раза ниже, на тот момент в России (19 человек).

Однако после 2013-го года в США произошел скачок автомобилепользования... который, вопреки предшествующей тенденции, привел еще и к резкому росту смертности на дорогах! В 2016 году показатель достиг 37 461 случаев, а в 2017-м, по данным Национального совета по технике безопасности достиг уже 40 000 погибших!



Это значит, что в США в 2017 году погибло в ДТП 12,3 человек на 100 тыс. жителей, что практически равно российским 12,76. Невероятно, но факт: если такая динамика сохранится, по итогам 2018 г. российские дороги по уровню риска гибели в ДТП станут безопаснее дорог США. Правда, с оговоркой: мы не знаем количества пройденных километров водителями России и не можем сравнить его с американским.


Прочие данные по США
[Spoiler (click to open)]


А как обстоят дела с дорожной безопасностью в зарубежной Европе?
За 12 лет с 2001 по 2013 год смертность в ДТП сократилась в 2,2 раза, с 55000 до 26000 человек. Казалось бы, результат более чем впечатляющий. Однако с 2013 года снижение практически прекратилось: за 2013-2016 гг. число жертв ДТП упало всего на 1%, до 25500 человек. Средний показатель социального риска гибели в ДТП по Европе уже 3 года держится на уровне 4,8 смертей на 100 тысяч жителей (25,5 тыс. / 533 млн.).


Впечатляет количество пострадавших в ДТП в Европе: более 100000 человек в год получают травмы, лишающие трудоспособности, еще 200000 - прочие тяжелые травмы. И это не считая 1,5 миллионов человек, получивших легкие травмы. Можно говорить о том, что на смену смертям пришли тяжелые травмы.

Динамика БДД в странах Европы


Хорошо видно, что еще в 2001 году показатели смертности в БДД в Европе превышали 80 погибших на миллион жителей (или 8 на 100 тысяч) почти повсеместно. То есть были сравнимы с нынешними 12,76 в России. Уровня менее 4 погибших на 100 тысяч жителей достигли всего 9 стран Европы из более чем 40.

Возрастной состав погибших в ДТП в Европе


Бросается в глаза резкое снижение с 2006 по 2015 год количества погибших молодых людей с 15 до 29 лет, но все равно именно эта группа наиболее подвержена риску. А вот количество погибших пожилых людей почти не снижается, причем в самой возрастной категории даже растет!

Основные пострадавшие - водители и пассажиры автомобилей, а также мужчины-мотоциклисты в молодом и среднем возрасте, молодые пешеходы и пожилые пешеходы-женщины. Более 50% гибнет на загородных дорогах.

Динамика смертей и травм в ДТП за 10 лет по европейским странам


Государственная политика России в сфере БДД
Целевым уровнем для российских дорог является западно-европейский, поскольку американский уже можно считать достигнутым. Согласно майскому указу Президента "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Правительство при разработке национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог в 2024 году должно обеспечить снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом. То есть с уровня 12,76 до не более чем 4 погибших на 100 тыс. населения! А уже к 2030 году необходимо стремление к нулевому уровню смертности.

Поставленная задача крайне амбициозна. Пока что целевому уровню социального риска гибели в ДТП соответствует единственный регион России - Москва! В столице смертность в авариях самая низкая и составляет 3,8 человека на 100 тысяч жителей. Остальным регионам надо сокращать смертность в ДТП в 2-5 раз!


Но если безопасность движения в России продолжит повышаться теми же темпами, мы можем перегнать США уже в этом году, а в 2024-му имеем шансы войти в ТОП-20 стран Европы с самым безопасным движением.

А как вы считаете, удастся ли нам за 6 лет снизить смертность в ДТП в 3,5 раза? Почему в России количество погибших снижается, а в США - растет? И что, по-вашему, нужно сделать, чтобы дорожное движение у нас стало безопаснее?

Прошу распространить.



Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.
Tags: ДТП, Россия, безопасность дорожного движения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Какая разметка скоро появится в России?

    Месяц назад я написал о новой разметке и габаритах машино-мест, позволят кое-где разместить в 2 раза больше парковки, чем сейчас. Это предусмотрено…

  • Узкие места научат водителей парковаться!

    Размеры парковочного места могут сократить с 6,5х2,5 до 5,5х2,0 метров. Такой пункт есть в новом предварительном нацстандарте, разрабатываемом…

  • Мытная улица снова для людей!

    В июле реализован проект переразметки Мытной улицы. Убрана вечно пустая и ненужная велополоса. Вместо нее ЦОДД организовал более 50 парковочных мест,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 151 comments