?

Log in

No account? Create an account

Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Дороги России в 2018 станут безопаснее американских?
crusandr
Продолжение статьи "Почему дороги России становятся безопаснее".

В 2017 году в России произошло 169 432 дорожно-транспортных происшествия - на 2,5% меньше, чем в 2016-м (источник). В них погибло 19 088 человек (-6%) и ранено 215 374 (-2,6%). Это все еще очень много, но в сравнении с пиком смертности 2003 и 2007-го, когда погибло 35600 человек, снижение смертности составило более 46% или почти в 2 раза. Теперь уровень социального риска гибели в ДТП в России составляет 12,76 человек на 100 тысяч жителей.



Итак, шаг за шагом российские дороги становятся безопаснее. На мой взгляд, этому есть 5 причин: повышение качества и безопасности автомобилей, транспортное самообучение нации, видеокамеры и видеорегистраторы, адресная работа по повышению безопасности дорог, повышение штрафов.

[Подробнее]Так почему же наши дороги становятся безопаснее? Выделим 5 причин.

1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Российский автопарк постепенно обновляется. Несколько лет назад сняты с производства и стремительно уходят в прошлое убитые «классики» и «девятки» без подушек безопасности. Новые автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности и гораздо лучше заботятся о жизни - здоровье и водителя с пассажирами, и других участников движения. Даже у пешеходов теперь шансов остаться в живых гораздо больше.

2. Транспортное самообучение нации. Все больше получающих водительские права становятся водителями во втором – третьем поколении и многие правила поведения на дороге впитали, что называется, с молоком матери. Такие люди пристегивают себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только детских креслах, уступают пешеходам и не проскакивают на красный свет не из-за боязни наказания, а по убеждению. И по мере того, как таких водителей на дорогах становится больше, движение становится спокойнее, а нарушителей – меньше. Растет и общественная нетерпимость к многим нарушениям ПДД: если в 90-е езда пьяным за рулем или по встречке многими воспринималась эдаким проявлением молодецкого ухарства, сейчас такие нарушители - однозначные маргиналы.

3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Видеофиксация нарушений тоже работает на повышение безопасности. В последние 10 лет на российских дорогах было установлено множество камер фотовидеофиксации, это объективно успокаивает трафик, например, заставляя снижать скорость. Интересно, что видео-регистраторы, активно приобретаемые водителями, работают на тот же результат: даже принципиальные лихачи волей-неволей вынуждены ограничивать себя на дороге, ведь мало кому хочется попасть на Ю-тюб, да и отвертеться от наказания при ДТП гораздо сложнее.

4. Адресная работа по повышению безопасности дорог. Медленно, но верно становятся лучше и российские дороги. Хотя ситуацию пока сложно назвать удовлетворительной, все же денег на дорожный ремонт выделяется все больше. Федеральные трассы уже в целом выглядят прилично, очередь за региональными. Мало-помалу строятся новые и реконструируются старые дороги.

Помогает и адресная работа по ликвидации «очагов аварийности», которая около 10 лет назад была развернута по всей стране. Места аварийности фиксируются и ежегодно принимаются меры по их расшивке – установкой светофоров, ограждений, освещения, световозвращающих элементов и дорожных знаков, изменением разметки и т.д. Конечно, эта работа имеет ограниченный эффект, ведь множество ДТП происходят вне «очагов», но стоит признать, что надзорный орган ГИБДД и региональные власти, отвечающие за дорожную безопасность, не зря едят свой хлеб.

5. Повышение штрафов. Сложно не заметить, что уровень смертности начал сокращаться с 2007-го года, когда началась волна повышения штрафов за многие нарушения ПДД – превышение скорости, проезд на красный свет, непристегивание ремнем, отсутствие детских кресел, выезд на встречку, непропуск пешеходов и т.д. Бытует мнение, что повышение штрафов малоэффективно, пока не обеспечена их полная собираемость и вообще неотвратимость наказания. Но опыт показывает, что общественное внимание к нарушению и освещение проблемы в СМИ само по себе заставляет включать голову многих водителей, постепенно настраивая их на правильные стереотипы поведения за рулем.

Разумеется, не стоит доводить все до абсурда и переоценивать влияние штрафов, но свой эффект они имеют. Кстати, если сравнить наши наказания за нарушение ПДД с другими странами развитой автомобилизации, обычно там они жестче не только в абсолютных значениях, но и в сравнении с зарплатами.

Многие приписывают снижение смертности в ДТП спаду деловой активности в 2014-2016 гг. Мол, «бензин дорожает, люди совершают меньше поездок и покупают меньше машин, вот безопасность и растет». Это объяснение довольно сомнительно: как показывает статистика, уровень безопасности весьма слабо коррелирует с уровнем развития экономики. Скажем, самый высокий уровень аварийности и смертности в стране – 35-36 тыс. погибших в год! - наблюдался с 1990-го по 1994-й, время катастрофического экономического спада и все еще очень низкой автомобилизации. С 1994-го до 1997-й показатели аварийности действительно снизились (как и экономика), а расти начали в кризисный 1998-м, когда, казалось бы, количество поездок должно было снизиться! Или взять период с 2003-го по 2007-й: смертность в ДТП при бурном экономическом росте стагнировала.


Но насколько мы отстаем по дорожной безопасности от Западной Европы и США, и к каким показателям планируется прийти через несколько лет? На эту тему 22 августа на Общественном Совете при МТДИ Московской области выступал с докладом Евгений Литвин из МОО "Координационный совет по организации дорожного движения". Публикую материалы из доклада со своими комментариями.

Безопасность дорожного движения в США
Период массовой автомобилизации начался в Америке еще в 20-е годы и долгое время там шел стандартный процесс: число машин и их пробег росли, а смертность в ДТП снижалась. Скажем, число смертей на дорогах сократилось с 51 000 в 1980 г. до 33 000 в 2013 г., то есть в 1,5 раза, хотя число поездок на ТС увеличилось за это время более чем в 2 раза. На тот момент показатель социального риска гибели ДТП достиг минимального для США уровня - 10 человек на 100 тыс. жителей. Это в 2 раза больше, чем в 2013 г. в Европе (5 погибших), но в 2 раза ниже, на тот момент в России (19 человек).

Однако после 2013-го года в США произошел скачок автомобилепользования... который, вопреки предшествующей тенденции, привел еще и к резкому росту смертности на дорогах! В 2016 году показатель достиг 37 461 случаев, а в 2017-м, по данным Национального совета по технике безопасности достиг уже 40 000 погибших!



Это значит, что в США в 2017 году погибло в ДТП 12,3 человек на 100 тыс. жителей, что практически равно российским 12,76. Невероятно, но факт: если такая динамика сохранится, по итогам 2018 г. российские дороги по уровню риска гибели в ДТП станут безопаснее дорог США. Правда, с оговоркой: мы не знаем количества пройденных километров водителями России и не можем сравнить его с американским.


Прочие данные по США
[Spoiler (click to open)]


А как обстоят дела с дорожной безопасностью в зарубежной Европе?
За 12 лет с 2001 по 2013 год смертность в ДТП сократилась в 2,2 раза, с 55000 до 26000 человек. Казалось бы, результат более чем впечатляющий. Однако с 2013 года снижение практически прекратилось: за 2013-2016 гг. число жертв ДТП упало всего на 1%, до 25500 человек. Средний показатель социального риска гибели в ДТП по Европе уже 3 года держится на уровне 4,8 смертей на 100 тысяч жителей (25,5 тыс. / 533 млн.).


Впечатляет количество пострадавших в ДТП в Европе: более 100000 человек в год получают травмы, лишающие трудоспособности, еще 200000 - прочие тяжелые травмы. И это не считая 1,5 миллионов человек, получивших легкие травмы. Можно говорить о том, что на смену смертям пришли тяжелые травмы.

Динамика БДД в странах Европы


Хорошо видно, что еще в 2001 году показатели смертности в БДД в Европе превышали 80 погибших на миллион жителей (или 8 на 100 тысяч) почти повсеместно. То есть были сравнимы с нынешними 12,76 в России. Уровня менее 4 погибших на 100 тысяч жителей достигли всего 9 стран Европы из более чем 40.

Возрастной состав погибших в ДТП в Европе


Бросается в глаза резкое снижение с 2006 по 2015 год количества погибших молодых людей с 15 до 29 лет, но все равно именно эта группа наиболее подвержена риску. А вот количество погибших пожилых людей почти не снижается, причем в самой возрастной категории даже растет!

Основные пострадавшие - водители и пассажиры автомобилей, а также мужчины-мотоциклисты в молодом и среднем возрасте, молодые пешеходы и пожилые пешеходы-женщины. Более 50% гибнет на загородных дорогах.

Динамика смертей и травм в ДТП за 10 лет по европейским странам


Государственная политика России в сфере БДД
Целевым уровнем для российских дорог является западно-европейский, поскольку американский уже можно считать достигнутым. Согласно майскому указу Президента "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Правительство при разработке национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог в 2024 году должно обеспечить снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом. То есть с уровня 12,76 до не более чем 4 погибших на 100 тыс. населения! А уже к 2030 году необходимо стремление к нулевому уровню смертности.

Поставленная задача крайне амбициозна. Пока что целевому уровню социального риска гибели в ДТП соответствует единственный регион России - Москва! В столице смертность в авариях самая низкая и составляет 3,8 человека на 100 тысяч жителей. Остальным регионам надо сокращать смертность в ДТП в 2-5 раз!


Но если безопасность движения в России продолжит повышаться теми же темпами, мы можем перегнать США уже в этом году, а в 2024-му имеем шансы войти в ТОП-20 стран Европы с самым безопасным движением.

А как вы считаете, удастся ли нам за 6 лет снизить смертность в ДТП в 3,5 раза? Почему в России количество погибших снижается, а в США - растет? И что, по-вашему, нужно сделать, чтобы дорожное движение у нас стало безопаснее?

Прошу распространить.



Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

Recent Posts from This Journal



  • 1
Андрей, в США пробег авто в 9 раз больше, чем в РФ. Считать число погибших на 100 тыс жителей некорректно, надо считать на 1 млн км пробега, что и делают американцы. Если считать так, то получится, что дороги США чуть ли не самые безопасные в мире.

С одной стороны, да. Смертрость на км покажет безопасность километра дорог. С другой, опасноть транспорта удобнее мерить в смертности на 100тыщ населения. Ровно как смертность от алкоголя не считают в умерших на литр.


Самый главный фактор снижения особо страшной аварийности - именно обустройство дорог, а прежде всего - разделители на федеральных трассах, хотя бы и в облегченнных версиях (даже резиновые столбики дают огромный эффект), запрет левых поворотов с второстепенных дорог на многополосные главные (особенно страшненькие эти левые повороты были в бескарманном варианте) с заменой их обустроенными разворотами. Это как раз началось в 2008-2009 годах. Лично я процесс постепенного обустройства воочию наблюдал на очень показательном примере Минского шоссе, по которому у меня дача. Например, раньше участок от первой бетонки до Кубинки был жутко аварийным, причем именно со страшными авариями, лично в меня один раз удод, вылетеший левым поворотом с примыкающей дороги чудом не влепился, а потом сделали разделитель, заменили эти левые выезды на развороты - и сейчас страшных аварий стало просто в разы меньше, чем году этак в 2008.

Кстати, насчет разворотов. Очень хотелось бы, чтобы делали небольшой разворотный карман, а то на двухполосных трассах не хватает радиуса для поворота. На Ленинградке кое-где есть, надо бы везде их ввести.

Всё остальное даёт во много раз меньший эффект, чем правильное обустройство дорог.

Прежде чем ставить разделители, нужно сделать так. чтобы было хотя бы полторы полосы движения в каждую сторону (в смысле посередине - обгонная полоса, которая два километра туда, два километра сюда). Пока подавляющее большинство федеральных трасс двухполосное, и обгон по встречке вынужденно разрешен, ни о каких разделителях не может быть и речи.

Чтобы напомнить автору о наивности его выводов, росавтодор устанавливает знак автомагистраль на дороге с наземными пешеходным переходами, где автомобили могут безнаказанного ездить со скоростью 130 км/ч.

https://twitter.com/rosavtodor_ru/status/1026368657117650944

130 км/ч при наличии нерегулируемых наземных пешеходных переходов - точно полная дурь. Надо построить надземные и закрыть наземные, тогда и можно делать 130 км/ч.

Ремни на заднем диване

Самый простой пример: пристегивается ли кто-нибудь ремнями на заднем диване? Штрафовали ли когда-нибудь кого-либо сотрудники ГИБДД за непристегнутый ремень на заднем диване? Я сам хочу пристегиваться, когда сижу сзади, но не могу - окружающие не поймут, а то и начнут отговаривать. Видимо люди считают, что на передних местах нужно пристегиваться, а на задних необязательно. У нас нет общественного мнения об обязательности пристегивания сзади. Вот в чем проблема.

Re: Ремни на заднем диване

А мой ребенок пристегивается. Без напоминаний. Взрослым, которых я иногда в своей машине вожу, приходится напоминать.

Поздравляю,ваша заслуга в снижении кол-ва дтп конечно есть. Но кризис в экономике усиливается и скоро будет не до безопасности(

У меня положительные предчувствия по перспективам нашей экономики.

>Правда, с оговоркой: мы не знаем количества пройденных километров водителями России

Можно оценить по потреблению бензина, например. Но то что данных по пробегу нет это позорище конечно.

Данных и не будет. Логическая схема простая - ТО проходишь на сервисе (вместе с сезонной сменой масла, например), и ни о чём не паришься. А у нас что? Как был ТО 15 лет назад с доставкой на дом, так и сейчас всё то же самое.

Поэтому сервисы надо должным образом лицензировать и проверять, а для этого организовать простое и понятное обучение слесарей\механиков и т.п. В общем, это для нормальной экономики и правовых отношений решение, в нашем случае ни ТО, ни статистики мы не получим.

Вы уж определитесь - повышение штрафов суть плюшка или плюшка их повсеместное выписывание.

В качестве повышения скажу, что все мои знакомые (вообще все) регулярно палят свои штрафы чтобы оплатить на 50% меньше. Так что суть не в повышении.

А вот камеры - да, хорошая штука. Где камеры палят - там народ гораздо спокойней ездить стал. Выходит, что сокращение поголовья мусоров тоже привело к снижению смертности (и аварийности) на дорогах. Занятная статистика.

Другой вопрос, что треноги теперь ставят везде, часто с нарушениями и т.п. в этом плане за 10 лет вообще ничего не изменилось - раньше сами мусора ловушки придумывали и водителей разводили, а теперь этим гражданские службы занимаются, хотя и при поддержке мусоров. Ущерб от противоправных действий по-прежнему конский, но это бич современной России.

Плюс не забывайте, что отстроили М4. 15 лет назад на юг поехать и сейчас - сильно разные вещи. При чём скорость в пути сильно выросла, как средняя, так и пиковая. Так что дороги нормально строить надо, перенимать опыт Москвы.

Edited at 2018-08-30 11:26 am (UTC)

Играют роль и повышение, и рост охвата. Если бы штрафы были по 100 рублей, большинство водителей могли бы себе позволить и 30-50 раз в месяц из получать.

Что строить дороги надо нормально, кто бы спорил.

(Deleted comment)
Фигасе... пара миллионов ДТП за год на 140 миллионов жителей... Немало так, особенно на фоне Германии.
И я даже не уверен, что можно считать плюсом уменьшение количества людей, которым после ДТП была вызвана скорая помощь (не показатель это)...

P.S.
Цифра, приведенная в статье - фикция. Хотя правильнее её назвать - "умышленным сокрытием фактов со стороны ГИБДД".
Потому что ДТП, на которые не вызывалась скорая (или спасатели) - адептами секты полосатого жезла считаются "ДТП без пострадавших" и в статистику ГИБДД не попадают. Хуже того - если непосредственно на месте ДТП 20 человек сочтут себя здоровыми и откажутся от вызова от скорой, но на следующий день у них проявятся травмы, от котрых половина умерет, а вторая станет инвалидами - в статистику ГИБДД эта авария всё равно не попадёт!!!
По статистике только одной страховой компании - в статистику ГИБДД попадает в лучшем случае 1 (прописью: одно) ДТП из 15..20 случившихся.


Edited at 2018-08-30 11:34 am (UTC)

В статистике ДТП считаются только с пострадавшими, это правда. Но я очень сомневаюсь, что описанная вами ситуация "если непосредственно на месте ДТП 20 человек сочтут себя здоровыми и откажутся от вызова от скорой, но на следующий день у них проявятся травмы, от котрых половина умерет, а вторая станет инвалидами - в статистику ГИБДД эта авария всё равно не попадёт" случается часто. Обычно сразу все понятно. Ну или должно быть потрясающее невезение.

А откуда данные про пару миллионов ДТП у нас?

> И что, по-вашему, нужно сделать, чтобы дорожное движение у нас стало безопаснее?
Снизить разрешенную скорость хотя бы в населенных пунктах. Правда это обострит другую проблему. Очень часто на загородных дорогах без знаков непонятно, когда оказываешься в населенном пункте. Поэтому нужно за счет профиля дороги давать явно понять, где населенный пункт, а где нет. Например, локальные сужения полос, островки безопасности или искривления траектории на въезде - для этого не нужно перестраивать вообще все дороги целиком. Ну и в целом убирать транзитное движение из деревень.
Но главное 50 км/ч в населенных пунктах без нештрафуемых +20

"Но главное 50 км/ч в населенных пунктах без нештрафуемых +20"
Секта трамвая пришла в каменты?

Практически _все_ ДТП со смертными исходами - с участием большегрузных автомобилей-фур. Поэтому для безопасности и надо выделять _отдельно_ время для передвижения фур по дорогам общего пользования. например, с 1 часа ночи до 7 утра, а дальше - пусть разгружаются, загружаются, спят и вообще что угодно. Фурщики - это потенциальные убийцы на дорогах, и относиться к участию их в дорожном движении следует соответственно!

Очередной шизоид?
Статистику ГИБДД смотреть не пытался? Интернет знаешь что такое? Гуглом пользоваться умеешь?

прикинул по потреблению топлива

У них - "in 2017, about 142.85 billion gallons ... of finished motor gasoline were consumed in the United States"
из них где-то 7 миллиардов расходуются всякой техникой не на дорогах - https://www.fhwa.dot.gov/policyinformation/pubs/pl17012.pdf (стр 39)
еще 267 миллионов галлонов на поршневую авиацию (там же стр 60), и тем и тем можно принебречь (потому что у нас кроме авиации, которой почти нет, тоже часть расходуется не на дорогах), итого 536 миллионов кубометров.
Плюс дизель - (да, это другой год) "172 billion gallons of fuel were consumed by vehicles in 2009. Of this total 137 billion gallons (80 percent) are gasoline and the remaining 35 billion gallons (20 percent) are special fuels such as diesel" ,т.е. доля дизеля - где-то треть от бензина.
минус потребление железными дорогами "Diesel fuel consumption in 2012 was higher than the low of 3.2 billion gallons"
Всего с дизелем будет 660 млн кубометров.

У нас - "Спрос на бензин в России в 2015 году cнизился на 1,3%, до 35,4 млн т" т.е. 49 миллионов кубометров.
и "[в 2015] потребление ДТ, отвечающего требованиям техрегламента, увеличилось на 2,4% - до 28,6 млн тонн"
вычитаем "за 1 год РЖД потребляет ... 3,2 млн. тонн дизельного топлива"
итого 29 млн кубометров дизеля, итого 78 млн кубометров.

Делим число погибших на кубометры -

у нас 18979 / 78 = 243
у них 37461 / 660 = 56
Итого у нас в 4.3 раза хуже.

Но вообще считать по пробегу не очень правильно, потому что это предполагает что пробег - это вещь, которой мы управлять не можем, спрос на поездки на машине возникает как бы сам по себе, а мы можем его только удовлетворять строительством хороших, безопасных дорог. А на самом деле нет. Например строительство микрорайона в чистом поле без трамвая и метро этот самый спрос создает. Укорачивание пригородных поездов по границе области - тоже создает спрос. Светофор на пути к автобусу со 180 секундами красного для пешехода или автобус, который взял и не пришел (а пассажир плюнул и в следующий раз поехал на машине)- тоже.

Re: прикинул по потреблению топлива

Последний абзац - огненный. Очень по делу.

Пока дороги и улицы проектируют малограмотные выпускники автодорожных институтов, по заказу разного рода стройжулья, качественного скачка в безопасности и комфорте не ждите. Снизится до какого-то уровня и стабилизируется на нем. А вас они используют(привлекают) для этого смешного(но кровавого по сути) пиара.

Edited at 2018-08-31 09:20 am (UTC)

Потому что в США

270 миллионов автомобилей, а в РФ - меньше 45. Число автомобилей в США растёт, а в РФ - нет. В РФ в процентном соотношении быстро растёт число маломощных автопырзиков, на которых ездят мало и только в городе. По другому - дорого.

Нужно сравнивать число автомобилей на душу и пройденный километрах на душу. Вот тут-то всё и выяснится.

Re: Потому что в США

Ну тогда уж совсем интегральный показатель надо брать - тонно-человеко-километр, условно говоря.

Честно - я не верю в эту статистику

Я полтора года уже постоянно езжу по дорогам США, и конечно, количество аварий, тем более, опасных, намного меньше, чем я видел в РФ. Конечно, можно сказать, что это не статистика, но, извините, я 30 лет за рулём... При этом, пробег годовой у меня примерно такой же. Но для РФ он был большой, а для США - ниже среднего.

(Deleted comment)
Односложные комменты, да еще с оскорблениями я удаляю. Предлагаю воздержаться от них в будущем во избежание бана.

  • 1