Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Универсальный рельсовый пандус, или Как избежать эпик-фейлов
crusandr
Этот пост не про пробки и не про дорожное движение. Любой автомобилист бывает еще и пешеходом, которому приходится ходить по лестницам и перевозить по ним детские коляски, сумки-тележки, чемоданы и другие колесные средства. А наши лестницы к этому совершенно не приспособлены.

21 августа состоялось торжественное открытие нового подземного пешеходного перехода в Уфе вблизи остановки «Юношеская библиотека». Для Башкортостана это событие оказалось столь масштабным, что в открытии участвовал даже президент республики Рустэм Хамитов. Тем досадней незадача: прямо в присутствии президента выяснилось, что рельсовые пандусы в переходе из-за своей ширины не годятся для большинства детских колясок. Неудивительно, что блогосфера взорвалась бурей насмешек.

Эпик-фэйл по-уфимски
4179_600

Последовавшие по горячим следам комментарии не сразу прояснили ситуацию.

Сперва сообщили, что строители рассчитывали ширину рельсового пандуса… для инвалидных колясок. Но рельсовые пандусы на лестницах, независимо от ширины, не пригодны для инвалидов: по действующему нормативному документу СП 59.13330.2012 уклон пандуса нужен не более 5%. То есть на метр высоты должно приходиться 20 метров длины пандуса. Но лестниц с таким уклоном в природе не бывает! Уклон 5% и даже 8% (действовал ранее) можно обеспечить только на специально сооруженных капитальных пандусах. Например, таких:
a4953c85eeadee0bb56161eaff8e40b1

Затем все-таки выяснилось, что для спуска-подъема инвалидов в уфимский переход был заказан специальный подъемник. Вроде как подрядчик не установил его вовремя, но обещал исправиться в сентябре. Кстати, по тому же нормативу подъемники или лифты обязательны при перепаде высот более 3 метров.

Возможно, подъемник будет таким:
01

А пока что было принято Соломоново решение: к существующему рельсовому пандусу добавят еще один швеллер с внутренней стороны.

Возможно, как-то так, только расстояние между рельсами будет шире :)
1251356262_1251351216_rampant_28

Какие выводы можно сделать из этой истории?

Вывод первый. Нормативный документ СП 59.13330.2012 обеспечивает достаточно комфортные условия для маломобильных граждан. Но только для новых, будущих лестниц. А переделку старых (которых 99% и которые ему не соответствуют), документ не предполагает. Что неудивительно: переделать большую часть существующих лестниц под его требования конструктивно невозможно из-за их малой ширины, резкого уклона и ограниченного пространства.

Вывод второй. «Нельзя улучшить для всех – не будем улучшать никому!» Системной работы по повышению удобства существующих лестниц не ведется. Нормативов по рельсовым пандусам для старых лестниц не существует. В результате каждый строитель ставит любые швеллера на свое усмотрение – слишком широко и слишком узко поставленные, с высоченными бортами. И вместо пандусов, которые могли бы быть удобны для 80% пешеходов, получаются пандусы, неудобные для всех!

Давайте откровенно признаем: если мы не можем переделать все лестницы под ГОСТ, не надо делать вид, что их не существует. Нужно улучшить то, что можно улучшить быстро и недорого. Создать единый норматив Универсального рельсового пандуса для старых лестниц и заменить все «рельсы» согласно этому нормативу.

К сожалению, инвалидам-колясочникам такой пандус не поможет – уклон лестниц слишком велик. Зато он поможет мамам с детскими колясками, пенсионерам с сумками-тележками, людям с чемоданами, велосипедистам и многим другим.

Что должен учитывать пандус?

На что нужно обратить внимание при разработке пандуса, чтобы он действительно стал универсальным?

Во-первых, нужно учесть параметры разнообразных колесных средств:
- Внутреннее расстояние между колесами.
- Расстояние от поверхности до нижней точки задней оси коляски (учитывая механизм тормоза, крепление подножки) или до нижней точки сумки или чемодана.
- Ширина колесной пары (при наличии у коляски сдвоенных колес), ширина сумки или чемодана.

Во-вторых, нужно учесть, что лестницы бывают разной ширины, и идеально удобный пандус может поместиться не на любую лестницу.

Все эти параметры Probok.net постарался учесть при разработке наших вариантов универсального пандуса. В итоге получилась программа «Универсальный пандус. Повышение пешей доступности». С тремя вариантами пандусов для разной ширины лестниц.

slide-8-638

slide-10-638

slide-12-638

Вот интересно, как бы закончилось торжественное открытие подземного пешеходного перехода в Уфе, возьми проектировщики и строители за основу наш универсальный пандус, учитывающий ширину коляски. Возможно, Президенту республики не пришлось бы краснеть за ляпы строителей?

Конечно, мы могли чего-то не учесть, будем рады конструктивной критике и предложениям. И разумеется, перед принятием такого стандарта необходимо провести практическую проверку придуманных конструкций на нескольких десятках лестниц разной ширины, уклона и длины.

Программу мы подали весной 2013 года в четыре московских инстанции: ДЖКХиБ, Гормост, ДТиРДТИ и Комитет общественных связей. К сожалению, пилотные проекты или обкатка предложенных нами универсальных пандусов так и не стартовали до сих пор. Надеюсь, нежелание повторить «уфимский эпик-фэйл» ускорит решение вопроса.

  • 1
Ну хоть что-то и для людей хорошее.
Правильная тема.

э-э-э... вроде и автомобилисты тоже к виду homo sapiens относятся ))

Большое обсуждение нашего Универсального пандуса здесь: http://komina911.livejournal.com/2052.html

Сможешь резюмировать и предложить, что, почему и как поправить? Диана будет рада получить комментарии и пожелания.

Я бы рад, но сейчас совсем нет времени.. Да и лучше будет, если она всё прочитает.
Хотя не припомню, чтобы было что поправлять. Общий посыл в том, что большой наклон всё равно не позволит использовать "Универсальный пандус" для инвалидов.

Разумеется. Об этом я в посте пишу:
"Давайте откровенно признаем: если мы не можем переделать все лестницы под ГОСТ, не надо делать вид, что их не существует. Нужно улучшить то, что можно улучшить быстро и недорого. Создать единый норматив Универсального рельсового пандуса для старых лестниц и заменить все «рельсы» согласно этому нормативу.
К сожалению, инвалидам-колясочникам такой пандус не поможет – уклон лестниц слишком велик. Зато он поможет мамам с детскими колясками, пенсионерам с сумками-тележками, людям с чемоданами, велосипедистам и многим другим."

Да, и я тоже полностью разделяю написанное. Главное, чтобы не произошло подмены понятий, как это случилось с И-пандусом

А зачем там вообще подземник? Светофторы же они сохранили?
http://maps.yandex.ru/-/CVbuRHj-#

В Уфе не ориентируюсь. Возможно, светофор не успели убрать?

Над заглавным фото поржал. ИМХО в новых переходах стоит делать только вариант со второго фото

Согласен. Но даже в новых это не всегда возможно из-за ограниченного пространства и финансов.

А что не так по финансам? неужели лифты дешевле? как у нас на Балаклавке.

Бывает, что просто нет места для подъема - спуска такой длины. Например, там здание стоит.
Или место вроде бы есть, но там лежит труба диаметром 2 метра и ее надо перекладывать на длинном участке. А стоимость перекладки больше стоимости не только лифта, но и, скажем, перехода.

я понял. "коммуникации такие коммуникации". хотя вот у меня на балаклавке не верится что там чтото было, в местах переходов. просто сделали лифты, которые не будут работать, вместо длинных дорожек.

насчет финансов - смешно. Обычно подземные переходы строятся при масштабной реконструкции(вроде Ярославки\Варшавки), это будет капля в море. Про нехватку места - согласен

А там что, такая широкая улица с кучей машин, что без подземника никак?

варианты 2 и 3 - вредны.
люди будут падать.
огородка - обязательна.

Напарывался я пару раз на такие "пандусы"
зимой. Ну так я тогда был молодой и здоровый - так что обошлось без травм, но всё равно так делать нельзя.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account