?

Log in

No account? Create an account

Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
О верхушке айсберга, или Почему светофор стоит 10 миллионов
crusandr
Раз в пару лет в интернете возникает светофорный хайп. Кто-нибудь из чиновников или дорожников рассказывает о стоимости установки светофора 5-10 миллионов, затем кто-то пишет, что обычный трехсекционник стоит в 100-200 раз дешевле, после чего из каждого утюга раздается стон народный по поводу огромной стоимости новых светофоров, распилов и откатов. Попробую разомкнуть сей дурной цикл и расскажу, отчего светофоры обходятся дорого.

Главная причина заблуждений: в понимании разгневанных граждан светофор - это «трехглазик», то есть 3 секции с лампочками на железной опоре. Но любой светофор на дороге правильнее называть «светофорным объектом» (далее СО) и это большой комплекс технических средств и оборудования, из которых видимые людям светофорные сигналы составляют лишь небольшую часть стоимости!

СветофорСветофорный объект
светофорсветофорный объект


Если представить стоимость светофорного объекта в виде пирога, его надо поделить на 3 части: проектирование, оборудование и строительные работы.

Сколько светофоров на светофоре?
Сначала поговорим об оборудовании, «железе». Начнем с любимого: лампочек АКА «блины». Вот простой крестообразный перекресток 2-х небольших улиц, Бехтерева и Севанской.
схема расстановки светофора

На схеме расстановки оборудования видно, что трехсекционных светофоров здесь целых 8: 4 входных с каждой стороны и 4 выходных на выезде с перекрестка, как положено по ГОСТу. Пешеходных 2-х секционных светофоров тоже 8, по 2 на каждый переход. Плюс еще 2 стрелки для поворотов. Всего 42 секции. При стоимости одной секции 5 тысяч рублей только лампочки и корпус обойдутся в 210 тысяч рублей на простой светофор обычного перекрестка. На сложный перекресток из 5-6 примыканий, какую-нибудь площадь или проспект с дублерами уйдет в 2-4 раза больше лампочек! При этом в светофорный корпус встроены не только лампочки: водители с пешеходами предпочитают, чтобы был еще и обратный отсчет. Обычно модуль табло обратного отсчета вызова (ТООВ) встроен в лампочки, что повышает их стоимость.

Опоры. На этом светофоре 5 опор, цена на рынке 10 тысяч рублей, 5 штук = 50 тысяч. Отмечу, что здесь все опоры типа «консоль». А например, если на дороге 3 полосы в одну сторону хотя бы в зоне перекрестка, по ГОСТу полагается ставить Г-образные опоры. Они стоят от 30 тысяч рублей за штуку, потому что больше материала уходит и на фундамент, и на саму опору. Если бы здесь стояли такие, вышло бы 120 тысяч, а на сложные перекрестки таких опор нужно больше.

Светофор на консоли типа «столбик»Светофор на Г-образной консоли типа «гусь»
Светофор на консоли «столбик»светофор на Г-образной консоли типа «гусь»


Выносной пульт управления - небольшой шкаф, с помощью которого сотрудник ГАИ может на месте управлять светофором. Простая модель с фундаментом стоит 40000 рублей.
Выносной пульт управления

Дорожной контроллер - сердце и мозг светофора. К нему тянутся кабели от всех консолей, он управляет всем. Цена очень сильно зависит от количества направлений. Самые дешевые «советские» модели стоят 100-200 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Но в Москве постепенно подключают все больше светофоров к ИТС, что позволяет управлять ими удаленно, синхронизировать друг с другом и так далее. До недавнего времени отечественных контроллеров такого класса просто не было, ставили только импортные – SWARCO и PEEK. Стоимость таких контроллеров начинается от 700-800 тысяч рублей при небольшом количестве направлений и достигает 1,5-2 миллионов для сложных перекрестков! Сейчас появляются новые отечественные решения, подключаемые к ИТС, цена в разбросе от 300 до 700 тысяч рублей, но пока они проходят тестирование и наладку. К дорожному контроллеру обязательно прилагается шкаф. На фоне оборудования стоит немного, но это еще 30-40 тысяч.
Дорожной контроллер

Наверняка вы слышали противную пищалку, переходя улицу? Этого зверя зовут УЗСП, устройство звукового сопровождения пешеходов, а положено его ставить для безопасности слабовидящих пешеходов. Это еще 5-7 тысяч рублей на каждый пешеходный светофор.
устройство звукового сопровождения пешеходов

Любите пешеходные кнопки? Они зовутся ТВП (табло вызывное пешеходное). На этом светофоре их нет, но если поставить, они обойдутся в 12 тысяч за пару.
табло вызывное пешеходное

Дорожные знаки. При установке светофоры знаки часто меняются, устанавливаются новые. Один знак в зависимости от размера и характеристик стоит от нескольких сотен до, чаще, нескольких тысяч рублей. Разумеется, понадобится крепление, хомуты, опоры для знаков с фундаментом.

Электрика, крепеж, коммуникации. Строя светофор, придется потратить множество расходных материалов: кабели, клеммы и тому подобное. Каждый из элементов не очень дорог, но их нужно много – кабеля, например, уходит сотни метров на 1 несложный светофор! Потому что каждую секцию светофора нужно соединить с контроллером, и обычно не по прямой, а под проезжей частью, по изогнутой траектории! Под прокладку кабелей нужны полимерные трубы, а также отдельные и технологические колодцы АСУДД для доступа к трубам.

Я не упомянул про массу дополнительного оборудования, которое часто устанавливается вместе со светофором, чтобы подключить светофор к Интеллектуальной транспортной системе Москвы. Скажем, если на светофоре адаптивная система управления, устанавливается мастер-контроллер, вайфай-передатчики, детекторы потока (видео, петлевые или радиолокационные). Очень полезны камеры телеобзора, они позволяют оценить обстановку на перекрестке и принять решения по перенастройке. И каждое такое устройство - еще десятки, иногда сотни тысяч рублей.

Как итог, одного лишь «железа» на один светофорный объект по самым скромным подсчетам нужно на сумму от 0,5 до 2,5 миллионов рублей и более!

Проектирование и согласование

Но прежде чем построить светофор, его нужно спроектировать. То есть подробно описать все «железо», увязку его между собой и привязку к конкретному перекрестку и схеме дорожного движения, которую также требуется изменить. Обязательно предусмотреть и согласовать подключение к электросетям. И самое важное: учесть и указать все коммуникации, которые лежат под землей, чтобы при проведении дорожных работ строители не перерубили бы какой-нибудь чужой кабель, не пробили теплотрассу и не отрезали полрайона от телефонной сети. Неудивительно, что проект на светофор занимает сотню листов, а его подготовка требует от нескольких месяцев до года.

При проектировании обязательно готовят сметный расчет. Это такая нудная таблица с кучей цифр, где предусмотрены все будущие расходы: цена оборудования, работ по строительству (включая строительно-монтажные работы, перекладку инженерных сетей, обустройство территории, нанесение разметки, установка дорожных знаков), пусконаладочных работ, самого проектирования, согласований, изготовления исходно-разрешительной документации, подключения СО к питанию, договора на поставку электроэнергии. Кроме того, светофор обычно должен быть подключен к ИТС, тогда нужно еще спроектировать линии связи и камеры видеонаблюдения.

Организация, которая выиграла конкурс, должна не только сделать сам проект, но и написать много писем дорожникам, электросетям, Мосгоргеотресту, заказать и оплатить геоподоснову со всеми коммуникациями, и конечно же, обойти много кабинетов, чтобы выполнить свою работу в срок. Не будем забывать о том, что проектировщики несут ответственность за качество проекта и безопасность движения, а это тоже чего-то стоит.

Неудивительно, что по совокупности проект на 1 светофор обойдется заказчику от 0,8 до 1,5 миллионов рублей. Есть примета: проектирование обходится в 10% от стоимости строительства.

Строительные работы

Это самый большой и дорогой «кусок пирога». Его состав:
- Земляные и демонтажные работы. Нужно выкопать ямы под опоры и траншеи под кабели. Углубиться в грунт и под асфальт при этом нужно минимум метра на 1,5, иначе нельзя по соображениям безопасности и надежности. Само собой, срезать участок асфальта, «прорезать» основание и траншею под кабели. Если при этом ограничивается движение, тоже нужно согласование и проект.
- Бурение. Иногда прокладка кабелей открытым способом невозможна, нужно дорогостоящее горизонтально направленное бурение.
- Бетонирование. Основания всех опор, знаков, шкафов надо забетонировать, иначе все это простоит недолго. Объем бетона измеряется кубометрами или десятками кубометров.
- Само собой, укладка кабелей, установка опор, светофоров, шкафов. Порой при строительстве светофоров нужна перекладка чужих коммуникаций: в городе землей столько всего, что просто не хватает места! К счастью, это требуется не всегда, но если уж требуется, одно это может потянуть на смету большую, чем вся стандартная установка светофора!
- После всех работ часто нужна укладка асфальта, чтобы не было швов, заплаток неровностей на дороге. Старый асфальт надо срезать, на свежий нанести новую разметку. Обязательно восстановить газоны.
- Порой в ходе работ проектом предусмотрены локальные мероприятия: новые островки или срезание старых, понижение бортов при оборудовании переходов, перенос остановок общественного транспорта и так далее.
- По ГОСТу обязательна установка пешеходных ограждений в зоне перекрестка, чтобы пешеходы не бегали рядом с тротуаром. Кому-то это не нравится, но ГОСТ обязателен.
- После того, как светофор построен - пусконаладка. Надо загрузить «железо» программами, проверить адекватную работу. Чтобы при официальном запуске в работу светофор не сломался через 5 дней или не включил «зеленый» сразу всем.

Все это требует аренды или покупки спецтехники – гидромолота, экскаватора-погрузчика, фрез, работы бригады из нескольких человек. В зависимости от сложности работы занимают от 15-20 дней до 2 месяцев, иногда что-то доделывается и дольше.


Я не упомянул ряд административных действий для строительства: открытие (а потом закрытие) ордера на проведение работ, если предусмотрена вырубка каких-либо деревьев и кустарников - получение порубочного билета и многое, многое другое.

В общем, стоимость всех этих работ варьируется от 4 до 8 миллионов рублей, но при сложных локальных мероприятиях с коммуникациями может быть кратно больше.

Выводы
Если сложить все суммы выше, окажется, что на один светофор надо от 5,5 до 13 миллионов рублей. Сложных светофоров больше (это же Москва!), вот средняя цифра и выходит ближе к 10 миллионам.

Если у вас остались сомнения, приведу такой аргумент: рынок проектирования и стройки светофоров открытый. Все разыгрывается на конкурсах, закон о госзакупках строг. Любая фирма может принять участие и предложить цену ниже. Порог входа на этот рынок не особо высокий ни по финансам, ни по квалификационным требованиям. Если бы на рынке были сверх-прибыли, давно бы возникло множество молодых и голодных компаний, которые бы сбили цену. Раз этого не происходит, текущие цены основаны на затратах, а в убыток ни одна порядочная фирма работать не будет.

Ну а если вы несмотря ни на что по-прежнему считаете, что на строительстве светофоров легко озолотиться, нет ничего проще! Открывайте фирму по проектированию и строительству светофоров и участвуйте в конкурсах на благо фирмы и города. Дорогу осилит идущий.



Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.


Спасибо. Весьма убедительно.

Не убедительно совершенно. Результат всех усилий будет в разы ниже, стоит только пересчитать услуги участников и производителей на себестоимость и процент прибыли.
(Мне они известны)
Почему услуги нотариуса столько стоят? Обучайтесь на нотариусов, открывайте нотариальные конторы, снижайте цены.

Edited at 2018-12-03 05:52 pm (UTC)

Спасибо!
Во сколько обойдётся обычный пешеходный светофор с кнопкой без привязки к ИТС посреди дороги (без перекрёстка)? Обязателен ли для него пульт для ГИБДД? Получается, если ставить на солнечных батареях такой простой объект, должно существенно дешевле получиться за счёт отсутствия коммуникаций, соответствующих согласований, упрощения проекта.



Edited at 2018-12-03 07:29 am (UTC)

Такой может и в пределах 5 миллионов стоить. Пульт обязателен всегда.
Солнечные батареи в Москве неприменимы. КПД недостаточен, а батареи недостаточной емкости.

Прошу прощения, не в ту сторону копаете ))

Проблема не в цене.
Разруха не на улицах, разруха в головах.

Вы сами указали на это в первом абзаце.
Образованность чиновников вещяющих и, Вашей службы тоже, на уровне начальной школы.
Формулировка ответа на вопрос журналиста или реплика чиновника должны быть системной и с нюансами сразу, т.е., в одном предложении заявить о стоимости и том, что это не стоимость просто трёх фонарей на столбе.
Именно в одном построенном предложении, без точек.
Тогда и хайпа никакого не будет, и утюгам нечего будет ретранслировать ;)

Сам много раз сталкивался с тем, что при обработке интервью журналисты выкидывают или перевирают мой текст, обычно не со зла, а по небрежности. Кроме того, если есть большое интервью или разговор на много тем, невозможно дисклеймер прилепить к каждому предложению, это будет невыносимо читать и слушать. Наконец, очевидна необходимость и людям включать голову и понимать, что когда речь о строительстве светофора, речь не о трех фонарях на столбе.

Как бы то ни было, теперь есть этот текст и на него можно ссылаться при очередной волне светофорного махача и заблуждений.

Пожалуйста, добавьте левоповоротные секции для поворота с улицы Генерала Кузнецова на улицу Авиаконструктора Миля (район Жулебино). За ноябрь уже пять аварий было. За предыдущее время счёт идёт на десятки. Встречные потоки поворачивающие налево друг для друга загораживают обзор и не видно тех, кто едет прямо. А в итоге постоянные аварии. Только стрелки решат вопрос, как по мне.
Надеюсь, обратите на это внимание

Фото перекрестка со спутника: https://ibb.co/XjVb1d1
Яндекс.Карты: https://yandex.ru/maps/-/CBFGySa32D

Edited at 2018-12-03 07:42 am (UTC)

Переслал коллегам. Проблема в том, что и так 4 фазы, придется 5-ю добавлять. А скажите, при повороте с Авиаконструктура Миля на Генерала Кузнецова такой проблемы нет?

Edited at 2018-12-03 08:58 am (UTC)

"Выходные светофоры" это светофоры с обратной стороны "основного" светофора?
Подскажите, пожалуйста, какой практический смысл в установке "выходных светофоров" на выезде с перекрестка? Кроме, конечно, "так по ГОСТу положено"...

Практический смысл - продублировать основные. Чтобы стоящий в левом ряду не должен быть крутить головой вправо и вверх. Удобство людей, в общем.

+ счетчик э\э причем скорее всего умный, для дистанционного съема показаний. сам 8 тыс. + симка + установка, опечатывание... Новый контур заземления. Автоматы и УЗО... всего 25-40 тыс.


Edited at 2018-12-03 07:40 am (UTC)

Да-да, это уже детализация понятия "электрика", спасибо.

Кстати, когда уже стрелки на светофорах будут в красном запрещающем круге? Очень удобно бы было.

На новых ставят. На старых нету. Постепенно, step by step...

Вот интересно, а почему дорожный контроллер всегда ставят слева от втростепенной дороги или пешеходного перехода, так чтобы он мешал подъезжающим по основной дороге машинам видеть пешеходов и машины, выезжающие со второстепенной дороги?

Очень по-разному ставят. Сам автомобилист, но не припомню, чтобы шкаф ДК мешал мне кого-то увидеть.

Да бред! За восемь 8 лямов, можно купить участок и построить монолитный дом в Новой Москве! Железобетнонный!!! Дом!!! С отделкой, отоплением и прочей фигней, под ключ!!! Стоимость контроллера под 700-800 т.р., который может запрограммировать простой школьник купив запчасти в чип и дипе, говорит лишь об отсталости, далекости от современных технологий, и жадности российских чиновников....

Какой дом!!!

За 8 лямов можно купить немного БУ теслу с автопилотом и разгоном до 300кмч на электричестве!!!1


А почему светофоры до сих пор круглые? Раньше - понятно, лампа и линза. Но диодные проще делать квадратными. Опять ГОСТ?


Вот, кстати, отличный вопрос!

Edited at 2018-12-03 08:22 am (UTC)

вот все удивляются почему светофор стоит 10 млн. Сейчас объясню. Это все нормально - нужно купить железный шкаф за 40 тыщ рублей, в него поставить пару микросхем за миллион, 50 лампочек по 5 тысяч рублей ...

Вы можете сделать крутой управляемый удаленно дорожный контроллер дешевле, тысяч за 50? Приносите, попрошу коллег потестить.

А есть какие-то контролирующие органы, которые проверяют глубину ям, марку бетона, фракцию щебня, толщину асфальта и т.п.? Чтобы было так как в госконтракте?

> По ГОСТу обязательна установка пешеходных ограждений в зоне перекрестка, чтобы пешеходы не бегали рядом с тротуаром. Кому-то это не нравится, но ГОСТ обязателен.

На пересечении Сретенки и Садового поставили новый светофор , и чего-то не видно там заборов. Может быть потому что это все было оформлено как благоустройство с личным указанием кого надо заборы не ставить? А что, если и в других местах это как благоустройство оформлять?

Примерно так. А в других местах так делать ГИБДД не позволит, здесь на уровне города решали.

А можно вопрос? :) На Большой Черёмушкинской поставили светофор пару месяцев назад, вот тут: https://yandex.ru/maps/-/CBFGV-bOKA
На Я.Картах его ещё нет при этом, а навигатор показывает ограничение скорости 40. Самого знака же 40 нет.
Это старые данные и в досветофорную эпоху там стоял знак 40?

Проще всего вам на народной яндекс-карте посмотреть и при необходимости добавить светофор. Или попросить более опытных товарищей в чатике в телеграме yndx_mapeditor.


Контроллер за 700 тысяч? Даже за 200, это очень дорого для довольно таки тупой железки. Столько стоят хорошие серверы и СХД, где наукоемкость выше на многие порядки, как по железу, так и по софту. Мобильный телефон умеет намного больше, а стоит 3 тысячи рублей.

Почему-то вы покупаете контроллеры в Австрии. Что, из Китая подешевле нельзя заказать? Там тоже в Австрии покупают?

Наверняка есть какие-нибудь барьеры, вроде сертификации всех деталей для светофора. Захочешь поставить светофор и сможешь сэкономить только на оплате рабочим, потому что все придется купить у кого следует.

>>>Контроллер за 700 тысяч? Даже за 200, это очень дорого для довольно таки тупой железки. Столько стоят хорошие серверы и СХД, где наукоемкость выше на многие порядки, как по железу, так и по софту. Мобильный телефон умеет намного больше, а стоит 3 тысячи рублей.
Если бы контроллеры производились в том же количестве, как мобильники, возможно они бы столько и стоили. Впрочем, нет. Помимо "думалки", нужно много чего еще, см. в шкафу на фото.

>>>Почему-то вы покупаете контроллеры в Австрии. Что, из Китая подешевле нельзя заказать? Там тоже в Австрии покупают?
Уже не покупаем. Я ж говорю - отечественные есть, импортозамещение...