?

Log in

No account? Create an account

Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
ЦОДД: 7 методов переразметки
crusandr
Повысить пропускную способность, безопасность, удобство дорог можно многими способами: настроить светофоры, расширить дорогу или построить развязку. Но одним из самых эффективных способов является изменение дорожной разметки. Преимущества этого метода в сравнении с уширением дорог очевидны: это в разы быстрее, на 1-2 порядка дешевле и может быть применено на большинстве дорог даже в стесненных условиях.


По проектам возглавляемого мной отдела оптимизации дорожного движения ЦОДД переразмечены уже сотни улиц и магистралей Москвы, причем 99% изменений прижились. На своем опыте мы выработали методичку, которая постоянно пополняется. Сейчас в копилке 7 типовых методов улучшения дорожной разметки.

1. Увеличение числа полос за счет их сужения
Читатели этого блога знают, что это мой любимый и самый массовый способ улучшения дорожного движения. Широченные полосы по 3,5-6 метров в городах при разрешенной скорости 60 и даже 80 км/ч не нужны нигде. Более того, они даже опасны: внезапно остановившийся в левой полосе автомобиль вынуждает едущих прямо перестраиваться правее, где их совсем не ждут, а боковой габарит шириной со взлетную полосу прямо-таки мотивирует разогнаться до 100-120 км/ч. Подробнее об этом в статье Почему ширину полос можно и нужно уменьшать до 3-3,25 м.



С дополнительной полосой можно сделать массу полезного. Например, отдать ее водителям, ожидающим разрешенный левый поворот или разворот. Если поворота или разворота нет, организовать его.


Если левого поворота нет, а есть интенсивный правый, можно отдать ряд этому направлению.


Если дефицит пропускной способности есть именно в прямом направлении или дальше дорога расширяется, отдать новый ряд едущим прямо.


Если много общественного транспорта и он стоит в пробках, за счет сужения можно ввести выделенную полосу, не уменьшая число полос для всех остальных.


Если с движением все хорошо и есть спрос на парковку, можно создать парковочные места, сохранив старое количество рядов.


Можно сузить полосы в месте сужения дороги, чтобы не уменьшать их количество.

Эффект от такого изменения: перестроений становится меньше и они становятся удобнее; из-за этого снижается аварийность и разброс скоростей по времени суток и участкам; пропускная способность участка растет на 15-50%.

Еще переразметка крайне выгодна городу. Фактически за миллионы рублей в год Москва получает тот же результат, которого добиваются реконструкцией дорог за миллиарды.

Вот три примера из сотен реализованных проектов в Москве.

Каширское шоссе от Пролетарского проспекта до Борисовских прудов в область


Воробьевское шоссе


МКАД от Варшавского шоссе до района Ясенево


2. Новые развороты и левые повороты
В Москве колоссальный дефицит связности и перепробеги. Основная причина - дефицит дорог, но есть и вторая: очень мало левых поворотов, разворотов, сквозных проездов!


Работа светофора


Эта глупость идет из двух заблуждений: "чем меньше направлений, тем лучше" и "если добавим направление, пострадает прямой ход". Чтобы не усугубить транспортную ситуацию и не снизить безопасность, для ожидающих разворота или поворота нужно создать новый ряд-"карман" за счет... правильно, сужения полос. А если перед светофором есть пешеходный переход и транспорт все равно стоит, разворот из этого кармана лишь улучшит ситуацию и снимет нагрузку с соседних!

Вот такой карман для разворота можно сделать перед регулируемыми переходами, где со встречного направления есть хотя бы 9 метров.




А карман для левого поворота можно сделать в нескольких случаях. Например, если проезжая часть, куда поворачивать, находится перед регулируемым переходом.




Если на светофоре можно добавить новую фазу светофора, тогда наличие и расположение перехода не важны








Если разрешен левый поворот во двор или на прилегающую территорию, а новый ряд просто делает его удобнее и безопаснее



Эффект от таких изменений всегда положителен: сокращаются перепробеги, снижается нагрузка на участки дорог и вредные выбросы.

В Москве по инициативе ЦОДД созданы десятки разворотов и левых поворотов только за последние 5 лет, из них 11 штук в 2018 году. А это самый востребованный из созданных разворотов - на Липецкой улице перед Лебедянской.


3. Едущие прямо остаются в своих рядах

Очень часто перед перекрестком предусмотрено широкое место, которое позволяет добавить полос и разделить потоки по разным направлениям. Почему-то проектировщики обожают упереть левый ряд в левый поворот, в результате уширение толком не работает: вместо того чтобы спокойно ехать прямо, водители вынуждены перестраиваться перед перекрестком, а правые полосы при этом полупустые.



В таких случаях необходимо увести едущих прямо разметкой правее. Тогда они спокойно будут ехать прямо, а перестраиваться должны будут лишь те, кому надо налево и направо.



Такую схему движения надо обязательно применять на всех дорогах и улицах, расширяющихся перед перекрестками, если хотя бы 50% потока идет прямо. Внедряя такую разметку, мы уменьшаем количество перестроений и делаем их удобнее. Движение становится равномернее, снижается аварийность.

Ленинский проспект перед ул. Миклухо-Маклая


4. Прикрытие рядов на съездах
Очень часто съезд с одной магистрали на другую не прикрыт островком. Это плохо по двум причинам: медленно и опасно.



Если перед выездом на дорогу имеется востребованный съезд с нее, надо делать так:


Это позволяет увеличить выпуск с нагруженного выезда и снизить количество аварий на съезде.

5. Островки и направляющая разметка на перекрестках
До недавнего времени большинство перекрестков в своей центральной части были размечены по принципу "анархия - мать порядка". Чем шире перекресток, тем хуже: голое море асфальта без каких-либо подсказок водителям, по какой траектории ехать, провоцировало столкновения и толчею. Со временем на большинстве перекрестков все-таки появилась направляющая прерывистая разметка 1.7. Но увы: обычно "сопровождают" ею лишь прямоходные полосы, да и то не всегда.


Так бывает из-за лености или неуверенности проектировщиков: они просто не понимают логику движения на перекрестке и идут по пути наименьшего сопротивления. Мы применяем другую методику: во-первых, закатываем в островки 1.16 проезжую часть, по которой все равно никто не едет, а во-вторых, направляем разметкой левоповоротные полосы!

Можно рисовать "поворотную" разметку 1.7 с внутренней стороны рядов


А можно с внешней стороны


Такое можно и нужно делать на всех перекрестках с левыми поворотами, если хотя бы на одной дороге более 2 полос в сторону перекрестка.

Результат: более предсказуемые траектории, равномерность движения и снижение аварийности. Еще одно применение островков в разметке - годовой "тест-драйв" перед обустройством островков в бортах. Островки в бортах позволяют подтягивать стоп-линии ближе к перекрестку, делать пешеходные переходы короче и удобнее и вообще визуально облагораживают улицу.

Один из примеров грамотной направляющей разметки: проспект Вернадского - Тропаревская улица


6. Уменьшение количества рядов в слишком широких местах
Сейчас скажу страшное для многих автомобилистов: бывают случаи, когда количество полос нужно уменьшать! Разумеется, это не массовое решение, а исключение. Применимо это в случаях, когда множество полос подходит к узкому месту, которое для них безальтернативно, и там сливаются.



Множество полос в таких случаях не помогает, а сильно мешает: бессветофорное слияние из 6 полос в 4 очень медленное, аварийное и к тому же нервное. Включается "эффект обочинного объезжазма". Так что убирая лишние полосы в широком месте, мы не снижаем пропускную способность дороги, которая определена узким местом, а наоборот, повышаем безопасность на съезде и делаем слияние вежливым и цивилизованным.



Результат: устранение эффекта «объезда по обочине», меньше ДТП и разброс скоростей, рост пропускной способности.

В Москве именно такое решение было применено ЦОДД на Ленинградском проспекте перед Тверским путепроводом: на основном ходу вместо 4-х рядов осталось 3, с дублера вместо 3 рядов оставили 2.


Впрочем, поправка: в данном случае мы сделали даже лучше! В широком месте сузили, а в узком - на путепроводе, наоборот, добавили 5-ю полосу в сторону вокзала. Именно в такой комбинации это работает лучше всего.


7. Плавная траектория
Нередко затруднения на ровном месте возникают из-за неудачной геометрии полос. Резкие изломы и изменения траектории вредят равномерности движения, заставляют людей перестраиваться и тормозить.

Исправляя траекторию и увеличивая радиус, мы опять-таки повышаем скорость, равномерность движения, снижаем аварийность. Применяться может где угодно, но особенно актуально на бессветофорных пересечениях с плохой видимостью и дефицитом пропускной способности.


Два отличных проекта с таких решением были реализованы на Кутузовском проспекте. Сначала мы исправили траекторию на выезде на Кутузовский проспект с Большой Дорогомиловской, потом на выезде с ТТК на дублер в сторону центра.

Семь методов оптимизации разметки универсальны. Их можно последовательно применять по всей стране и добиться решения большинства проблем на дорогах. Таким образом, удастся сэкономить десятки миллиардов рублей в год, которые можно потратить на решение тех дорожных проблем, которые иначе решить невозможно.

А какие способы улучшения разметки знаете вы? Рисуйте и присылайте, возьмем на вооружение и подскажем коллегам. Продолжение и дополнение следует.



Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.


А какие способы улучшения разметки знаете вы?
Знаю самый лучший запрещающий знак - бетонный блок. Кстати, в последнее время во дворах активно внедряются столбики, препятствующие парковке на тротуарах.

Вот п. 6 прямо просится на Ленинградском шоссе на Войковском путепроводе через МКЦ при движении в центр (да там еще и кривым этот путепровод сделали). Да и на предыдущем путепроводе напротив Водного стадиона.

На путепроводе над МЦК все нормально, 4+А. А на мосту Победы просится отмена выделенки.

левый поворот с шоссе энтузиастов на улицу сталеваров после МКАД (направление в центр) убрали, теперь все едут через развязку очко энтузиастов (Б.Купавенский проезд / ШЭ), которая всегда стоит. Зачем? Там и фаза есть пешеходная на сталефаров, и широкая сеть местных улиц, способная принять часть трафика к метро.

на улице юности 90% трафика едут по двум полосам прямо, но на каждом перекрёстке вынуждены перестраиваться в один ряд из-за 1-2 машин налево. почему там до сих пор не реализовано уширение до 3х полос на перекрёстке?

Про улицу Юности тоже писал. Обещали помочь...

Был бы совсем хорошо и более понятно если бы Вы проставили размеры полос и габариты проезжей части ( ну это совсем для "чайников"). В регионах с исторической застройкой была бы очень полезна такая переразметка. Еще хотелось бы узнать Ваше мнение по расположению остановок общественного транспорта в районе пересечений улиц. Конкретно каким документом это регламентируется?

>>Был бы совсем хорошо и более понятно если бы Вы проставили размеры полос и габариты проезжей части ( ну это совсем для "чайников"). В регионах с исторической застройкой была бы очень полезна такая переразметка.
- Да, будет такое со временем. Это уже методичка, углубление.

>>Еще хотелось бы узнать Ваше мнение по расположению остановок общественного транспорта в районе пересечений улиц. Конкретно каким документом это регламентируется?
- Насколько знаю, это: http://files.stroyinf.ru/Data1/43/43760/
Но документ рекомендательный.

Все хорошо, и методы, в основном хорошие - но вот сужение полос - это путь в ад, учитывая, что дорожники их от фонаря рисуют - иногда там и 2.5м нет - померял.
Это я как (стараниями Собянина) байкер говорю. И, кстати, для сравнения - байкеров в 15 раз больше ездит по центру, чем велосипедистов.

Но калминг - всегда хороший выход, жаль, в 10-м ко мне по этому поводу не прислушались.

Если только турбулентность не добавляют умышленно, как на эстакаде у Шереметьево.

Edited at 2018-12-18 11:23 am (UTC)

2,5 метра это жесть, если есть - пишите в ГИБДД и надо исправлять.
Сужение полос до 3-3,25 всего лишь распространение на Россию европейской практики. А там байкеров побольше будет, как же они ездят?

Уж не знаю можно ли это назвать ещё одним способом, но явно он здесь не был упомянут. Перекрёсток двухполосной улицы и 4+ полосной (да в принципе и такой же двухполосной можно). Если ширина двухполосной улицы позволяет - то добавление ещё одного ряда перед пер-ком позволяет выпускать с этой улицы гораздо больше машин за цикл СО (не важно в каких фазах - как раз наличие 2-х рядов на выезд позволяет их грамотно раскидать по разным фазам).
Вот хороший пример, где это реализовано (парковка кончается и появляется ещё одни ряд на выезд): https://yandex.ru/maps/-/CBFlJDH0PC
Но в большистве случаев сделано вот так глупо (парковка до стоп-линии вместо ещё одного ряды на выезд): https://yandex.ru/maps/-/CBFlJ2sgsA
В итоге в последнем случае зачастую пробки в часы пик + всё равно многие хитрые лезут на эти паркоместа для выезда, если они пустуют.
Вот прямо хоть списки подавай, где можно вот так вот расширением выездов/добавлением ряда на выезд с двухполосных улиц либо увеличить пропускную на СО, либо сократить циклы этих СО...

Re: Ещё способ?

Это способ 1, сужение полос с добавлением рядов.
Список подать, кстати, можно, продублировав на transport.mos.ru

Имеет ли смысл применить п. 1 методички:
1. На мосту Лужники (проспект Вернадского), сделать в каждую сторону 3+А, а не 2+А, за счёт сужения полос?
2. На проспекте Вернадского, в область при подъезде к перекрёстку с Университетским проспектом, чтобы крайний левый ряд, по которому основной ход, смещался правее, а поворот налево, к Ленинскому, был из нового ответвления?
Кроме того, имеет ли смысл на поворотах:
1. Ленинского проспекта в сторону области, налево, на ул. Панфёрова
2. Ленинского проспекта в сторону области, налево, на ул. Новаторов
сделать возможным повороты из двух крайних левых рядов, возможно, со смещениями, как в п.1 методички?

1. Интересная идея. Проработаем, проверим. Рассчитывали отменить )
2. Да, в проекте это будет, если его удастся пробить.

Ленинский: из двух рядов не разрешат, увы. Т.к. сокращается рядность в прямом направлении, а совместить нельзя из-за настроек светофора (встанут другие направления).

Скажите, пожалуйста, а вот когда Вы такие организовываете выделенные полосы для поворотов, то ставите ли Вы камеры, которые отслеживают поворот не из разрешённой полосы?

Лично я ничего не ставлю. Коллеги ставят и в таких случаях, бывает.

(Deleted comment)
Скорость - не по моей части. К слову, скорость до 80 км/ч повышать вообще имеет право только Мэр (!).

Про светофор знаем, дана заявка на актуализацию паспорта. Как только выполнял, отрегулируют коллеги. Можете написать на transport.mos.ru, как предложение и напоминание.

Веерные разъезды на светофорах.
Ничто так не тормозит движение, как водители, попавшие не в тот ряд и вынужденные перестраиваться в соседний.
Пример - Перекресток Орехового бульвара и Домодедовской. Движение по Домодедовской прекрасное. Каждое направление разъезжается в своей фазе. Никто никому не мешает. Больше одного цикла стоять не получается. И какой контраст по Ореховому - поворот налево сопряжен с большим риском получить удар в правый бок из внезапно выскочившего встречного автомобиля. Откуда внезапность? А он стоял за встречным который тоже поворачивал налево.

Предложу коллегам.

Примените свои чудесные методы на Каланчевской улице от Южного проезда до Каланчевского путепровода, пожалуйста. Какой-то умник додумался на 4-полосной дороге, где приоритетное направление "прямо", сделать две правые полосы "только направо" и повесить на это всё дело камеру. В этом месте просто круглосуточные пробки. Сотрудники ЦОДД очень редко приезжают туда помахать палочками, а тут ещё такой подарок организовали.
Каждый раз стою там на остановке и вижу этот хаос с перестроениями и проезда прямо по второй полосе, потому что на вокзалы нету такого огромного потока, чтобы делать там две полосы поворота.

Миль пардон! После перекрестка прямо только 2 полосы: https://yandex.ru/maps/213/moscow/?l=sat&ll=37.652306%2C55.773778&mode=search&ol=geo&ouri=ymapsbm1%3A%2F%2Fgeo%3Fll%3D37.649662%252C55.776093%26spn%3D0.008511%252C0.010979%26text%3D%25D0%25A0%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%258F%252C%2520%25D0%259C%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0%252C%2520%25D0%259A%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2587%25D1%2591%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0%2520&z=18

Третью девать некуда, и 2-то не уходят, перекресток блокируют...
Можно, конечно, правую под парковку отдать, но движению лучше не станет.

Edited at 2018-12-18 08:41 pm (UTC)

Как то раз упоминал перекрёсток Профсоюзной и Капицы.
Кто вернул на нем упирающийся в поворот левый ряд? И полосы широкие, и пространство есть...
да и разворот там пора давно организовать как в начале ленинского - создать зону для разворота, тогда и хвост поворачивающих резко сократится.

+100500
Причём там была правильная разметка, но после какого-то ремонта вернули старую

Джонни, сделай п.4 при съезде с нутрянки на Алтушку в область. Там оно и так почти работает. По правой полосе из города мало кто прямо едет. Но если едет, то вынуждает останавливаться и трогаться в горку.

Логичное решение, добавлю в лист ожидания на проектирование. Но это долго. Рекомендую продублировать на transport.mos.ru.

Давно пора начать физическое разделение полос

в самых напряжённых местах. Пусть даже это будет аварийнобезопасное (на нормальной скорости) не препятствие а просто плоский островок - уже 90% из тех, кто планировал "проскочить" этого делать не будет.

https://www.google.com/maps/@48.1460213,11.5732832,3a,75y,219.93h,81.76t/data=!3m6!1e1!3m4!1sZPbz2WjCfieDvnAGAieBKA!2e0!7i13312!8i6656?hl=en&authuser=0

В Новокосино всё сделали как раз наоборот. Летом свежую разметочку нарисовали.
На ул. Салтыковской по направлению к Кожухово на перекрестке с ул Николая Старостина было 2 полосы прямо и 1 направо. Сейчас 1 очень широкая прямо и 1 просто широкая направо. Как результат, все пытаются ехать прямо в 2 ряда - впритирку к тем, кто поворачивает, чтобы успеть обогнать левый ряд на расширении после светофора. Раньше на этом месте было гораздо спокойнее движение при 2х рядах и том же расширении-сужении после светофора.
И на выезде из Новокосино, Николо-архангельский проезд, перекресток с Носовихинским шоссе. На проезде 2 полосы, которые теперь перед светофором по разметке сливаются в одну очень широкую - и для поворота направо и для поворота налево. И еще одна полоса на светофоре отдана тем, кто разворачивается с Носовихи. Раньше разметки не было и поворачивали спокойно в 3 машины - 2 налево, 1 направо. А сейчас 2 широченные полосы, одна в основном пустая, в другой стояк.
И еще момент про веерные разъезды на светофорах. Не знаю, как это сделать, но неплохо было бы как-то их маркировать что ли. Чтобы люди понимали, что не надо шарахаться в правый ряд, если человек перед тобой включил левый поворот, ну и чтобы те, кому налево, уезжали сразу, а не ждали, поедет ли встречка.

По ВАО коллегам переслал, но рекомендую на transport.mos.ru обратиться с жалобой.