Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Category:

Разметка и знаки: больше стрел хороших и разных!

Ранее писал о том, какие ГОСТы и прочие нормативы по дорожному движению обязательны в России. А теперь про интересный парадокс: иногда буквальное следование нескольким стандартам... приводит к противоречию знаков и разметки друг другу и здравому смыслу!



Приведу множество примеров организации движения, где все по ГОСТу, но вводит в заблуждение водителей.

Пример 1. Противоречие между стрелой на знаке и стрелой в разметке
Вот так организовано движение на Волоколамском шоссе со стороны Красногорска перед съездом в Митино. Знак "разворот", а стрелка в разметке - "налево".


То же самое на Северо-восточной хорде на съезде на Лихоборскую набережную


Пример 2. Потерянное направление в разметке

На улице Сергия Радонежского перед Андроньевской площадью из правого ряда можно повернуть направо на Андроньевский переулок и правее на Костомаровский. Но разметка правого ряда показывает только 1 направление - направо. Еще одно противоречие: знак над вторым рядом прямо и правее, разметка - прямо и направо. Впрочем, в левом ряду разворотная стрела в разметке, это в плюс!


Пример 3. Потерянное направление и в знаках, и в разметке
Волгоградский проспект в сторону области, съезд на Новоостаповскую улицу. На знаке и разметке "направо", а реально при съезде можно ехать в 3-х направлениях - прямо, правее и круто направо под мост.


Предложенная стрела необычна, зато дает представление о выборе, который стоит перед водителем. Куда лучше сообщить заранее, чем тормозить и метаться сразу после съезда.

Похожая ситуация на съезде с Костомаровского моста. Проезд правее на улицу Александра Солженицына не запрещен, но по существующем знакам и разметке догадаться об этом нельзя.


Всё то же самое на улице Рогожский Вал перед площадью Рогожская Застава. Согласитесь, водителю трудно догадаться, что он может повернуть как направо на Рабочую улицу, так и съехать правее на шоссе Энтузиастов.


Пример 4. Несоответствие стрел знаков и разметки геометрии проезжей части
С проезда Серебрякова транспорт может уйти в 3-х направлениях - налево на Енисейскую, правее на проспект Мира в область и направо в центр. Долгое время на знаке и в разметке вообще было всего 2 направления, причем почему-то 1 ряд прямо и 2 направо. Недавно знак поправили (направлений стало 3), но направление налево по-прежнему отмечено стрелой "прямо".


Впрочем, на улицах Москвы можно встретить и очень необычные знаки индивидуального проектирования, соответствующие реальной конфигурации перекрестки. Все они сделаны грамотными проектировщиками, сумевшими отойти от шаблонов.

Зубовская улица перед Зубовской площадью


Кетчерская улица у пересечения с улицей Старый Гай


До 2015 года весьма необычный знак висел улице Маршала Бирюзова перед пересечением с улицей Народного Ополчения


Заезд с Раушской набережной на Большой Устьинский мост


Лазаревский переулок, пересечение с Октябрьской улицей, перекресток со смещенным центром. Здесь лишали прав водителей за якобы выезд на встречную полосу, этим знаком ЦОДД положил этому конец.


До 2017 года необычный предписывающий знак висел на Баррикадной улице при повороте налево на Конюшковскую


Выезд с улицы Алабяна на Ленинградский проспект в сторону области через оттянутый разворот


Дубининская улица, в районе Павелецкой площади. Прямоходная полоса смещается правее


Новоспасский мост, съезд на Дербеневскую набережную


Улица Хамовнический Вал, поворот налево в сторону Лужнецкого метромоста. Знаки требуют не поворачивать в первую пересекаемую проезжую часть.


Южнопортовая улица перед улицей Трофимова. Знак над правой полосой предписывает водителю не заезжать на выделенную полосу для общественного транспорта.


Почему так не делают всегда? Причин две. Во-первых, требования ГОСТ к конфигурации стрел на знаках и разметке разные и не согласованы между собой. В ГОСТ по знакам 52290-2004 есть пункт 3.7 "[...] На знаках 5.15.1, 5.15.2 [...] изображения и расположение стрелок [...] должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения." В ГОСТ по разметке 51256-2018 ничего подобного нет, ну а в общем ГОСТ по применению знаков и разметки 52289-2004 есть пункт 6.2.21 "Разметку 1.18 применяют для указания разрешенных на перекрестке направлений движения по полосам", но не сказано, что делать, если разрешенные направления невозможно описать стрелками на схемах разметки 1.18 и рисунке Б.5 в ГОСТ 51256-2018:



Во-вторых, количество регламентированных в ГОСТ стрел на знаках и разметке тоже разное. Как видно выше, направлений на разметке 2: прямое, поворотное (налево или направо), разворотное. А вот в знаках этих направлений 4: прямо, поворотное, промежуточное диагональное и экзотической "левый поворот справа".



Что интересно, разворотных стрел в ГОСТах до недавнего времени не было ни в разметке, ни в знаках 5.15.1-5.15.2. Недавно разворотные стрелы появились, но с очень тонкой верхней перекладиной, которую не видно при движении на скорости.

Чем всё это плохо? Противоречия знаков и разметки вредят и безопасности, и пропускной способности дорог. Из-за них водители неверно понимают количество направлений движения и возможные траектории движения, что ведет к непредсказуемым маневрам, задержкам, столкновениям в зоне перекрестке.

Как устранить эти парадоксы? Во-первых, необходимо внести в ГОСТе и в ПДД новые стрелы - разворотную и "правее-левее" в сочетании с другими стрелами, а в знаках 5.15.1 и 5.15.2 - разворотную стрелу. Все это предусмотрено в ПНСТ "Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения", подготовленного проектно-техническим комитетом Росстандарта "Удобная дорога" при моем участии.

Предлагаемые ПНСТ новые стрелы в знаках 5.15.1-5.15.2


Предлагаемые новые стрелы дорожной разметки (первые 3 в двух типоразмерах - для скоростей 60 и 80)



Во-вторых, нужно дописать в ГОСТ 51256-2011 требование к стрелам, аналогичное требованию к знакам "На разметке 1.18 изображения и расположение стрелок должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения."

В-третьих, нужно жестче контролировать соответствие знаков и разметки не только друг другу, но и геометрии перекрестка, контролируя количество направлений на знаках и в разметке.

Коллегам передал все адреса и предложения по ним. Сами проекты будут поправлены в этом году, реализация будет зависеть от ГБУ "Автомобильные дороги".

А что вас бесит в существующих дорожных нормативах? Что и как нужно поправить? И где еще в Москве знаки противоречат разметке и геометрии проезжей части?



Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья и подпишитесь на него в ЖЖ, либо в Facebook или Twitter.
Tags: ГОСТ, ПНСТ, знаки, нормативы, разметка
Subscribe

Posts from This Journal “ГОСТ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →