?

Log in

No account? Create an account

Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Разметка и знаки: больше стрел хороших и разных!
crusandr
Ранее писал о том, какие ГОСТы и прочие нормативы по дорожному движению обязательны в России. А теперь про интересный парадокс: иногда буквальное следование нескольким стандартам... приводит к противоречию знаков и разметки друг другу и здравому смыслу!



Приведу множество примеров организации движения, где все по ГОСТу, но вводит в заблуждение водителей.

Пример 1. Противоречие между стрелой на знаке и стрелой в разметке
Вот так организовано движение на Волоколамском шоссе со стороны Красногорска перед съездом в Митино. Знак "разворот", а стрелка в разметке - "налево".


То же самое на Северо-восточной хорде на съезде на Лихоборскую набережную


Пример 2. Потерянное направление в разметке

На улице Сергия Радонежского перед Андроньевской площадью из правого ряда можно повернуть направо на Андроньевский переулок и правее на Костомаровский. Но разметка правого ряда показывает только 1 направление - направо. Еще одно противоречие: знак над вторым рядом прямо и правее, разметка - прямо и направо. Впрочем, в левом ряду разворотная стрела в разметке, это в плюс!


Пример 3. Потерянное направление и в знаках, и в разметке
Волгоградский проспект в сторону области, съезд на Новоостаповскую улицу. На знаке и разметке "направо", а реально при съезде можно ехать в 3-х направлениях - прямо, правее и круто направо под мост.


Предложенная стрела необычна, зато дает представление о выборе, который стоит перед водителем. Куда лучше сообщить заранее, чем тормозить и метаться сразу после съезда.

Похожая ситуация на съезде с Костомаровского моста. Проезд правее на улицу Александра Солженицына не запрещен, но по существующем знакам и разметке догадаться об этом нельзя.


Всё то же самое на улице Рогожский Вал перед площадью Рогожская Застава. Согласитесь, водителю трудно догадаться, что он может повернуть как направо на Рабочую улицу, так и съехать правее на шоссе Энтузиастов.


Пример 4. Несоответствие стрел знаков и разметки геометрии проезжей части
С проезда Серебрякова транспорт может уйти в 3-х направлениях - налево на Енисейскую, правее на проспект Мира в область и направо в центр. Долгое время на знаке и в разметке вообще было всего 2 направления, причем почему-то 1 ряд прямо и 2 направо. Недавно знак поправили (направлений стало 3), но направление налево по-прежнему отмечено стрелой "прямо".


Впрочем, на улицах Москвы можно встретить и очень необычные знаки индивидуального проектирования, соответствующие реальной конфигурации перекрестки. Все они сделаны грамотными проектировщиками, сумевшими отойти от шаблонов.

Зубовская улица перед Зубовской площадью


Кетчерская улица у пересечения с улицей Старый Гай


До 2015 года весьма необычный знак висел улице Маршала Бирюзова перед пересечением с улицей Народного Ополчения


Заезд с Раушской набережной на Большой Устьинский мост


Лазаревский переулок, пересечение с Октябрьской улицей, перекресток со смещенным центром. Здесь лишали прав водителей за якобы выезд на встречную полосу, этим знаком ЦОДД положил этому конец.


До 2017 года необычный предписывающий знак висел на Баррикадной улице при повороте налево на Конюшковскую


Выезд с улицы Алабяна на Ленинградский проспект в сторону области через оттянутый разворот


Дубининская улица, в районе Павелецкой площади. Прямоходная полоса смещается правее


Новоспасский мост, съезд на Дербеневскую набережную


Улица Хамовнический Вал, поворот налево в сторону Лужнецкого метромоста. Знаки требуют не поворачивать в первую пересекаемую проезжую часть.


Южнопортовая улица перед улицей Трофимова. Знак над правой полосой предписывает водителю не заезжать на выделенную полосу для общественного транспорта.


Почему так не делают всегда? Причин две. Во-первых, требования ГОСТ к конфигурации стрел на знаках и разметке разные и не согласованы между собой. В ГОСТ по знакам 52290-2004 есть пункт 3.7 "[...] На знаках 5.15.1, 5.15.2 [...] изображения и расположение стрелок [...] должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения." В ГОСТ по разметке 51256-2018 ничего подобного нет, ну а в общем ГОСТ по применению знаков и разметки 52289-2004 есть пункт 6.2.21 "Разметку 1.18 применяют для указания разрешенных на перекрестке направлений движения по полосам", но не сказано, что делать, если разрешенные направления невозможно описать стрелками на схемах разметки 1.18 и рисунке Б.5 в ГОСТ 51256-2018:



Во-вторых, количество регламентированных в ГОСТ стрел на знаках и разметке тоже разное. Как видно выше, направлений на разметке 2: прямое, поворотное (налево или направо), разворотное. А вот в знаках этих направлений 4: прямо, поворотное, промежуточное диагональное и экзотической "левый поворот справа".



Что интересно, разворотных стрел в ГОСТах до недавнего времени не было ни в разметке, ни в знаках 5.15.1-5.15.2. Недавно разворотные стрелы появились, но с очень тонкой верхней перекладиной, которую не видно при движении на скорости.

Чем всё это плохо? Противоречия знаков и разметки вредят и безопасности, и пропускной способности дорог. Из-за них водители неверно понимают количество направлений движения и возможные траектории движения, что ведет к непредсказуемым маневрам, задержкам, столкновениям в зоне перекрестке.

Как устранить эти парадоксы? Во-первых, необходимо внести в ГОСТе и в ПДД новые стрелы - разворотную и "правее-левее" в сочетании с другими стрелами, а в знаках 5.15.1 и 5.15.2 - разворотную стрелу. Все это предусмотрено в ПНСТ "Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения", подготовленного проектно-техническим комитетом Росстандарта "Удобная дорога" при моем участии.

Предлагаемые ПНСТ новые стрелы в знаках 5.15.1-5.15.2


Предлагаемые новые стрелы дорожной разметки (первые 3 в двух типоразмерах - для скоростей 60 и 80)



Во-вторых, нужно дописать в ГОСТ 51256-2011 требование к стрелам, аналогичное требованию к знакам "На разметке 1.18 изображения и расположение стрелок должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения."

В-третьих, нужно жестче контролировать соответствие знаков и разметки не только друг другу, но и геометрии перекрестка, контролируя количество направлений на знаках и в разметке.

Коллегам передал все адреса и предложения по ним. Сами проекты будут поправлены в этом году, реализация будет зависеть от ГБУ "Автомобильные дороги".

А что вас бесит в существующих дорожных нормативах? Что и как нужно поправить? И где еще в Москве знаки противоречат разметке и геометрии проезжей части?



Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья и подпишитесь на него в ЖЖ, либо в Facebook или Twitter.

Posts from This Journal by “ГОСТ” Tag



По шаблону? П 3.7 гост р 52290. И это не знаки индивидуального проектирования, а вполне стандартные.
По поводу разметки - стрелки есть в гост р 51256-2018.
Если проектировщик не умеет пользоваться стандартом - это не проблемы стандарта.

Edited at 2019-02-18 12:13 pm (UTC)

Ну во-первых проектировщики и многие организаторы движения страшно боятся на знаках 4.1 больше двух стрел рисовать. Во-вторых, все что по разметке есть в ГОСТ Р 51256 я указал. Никаких разворотных стрел. Никаких наклонных стрел.

Так что именно стандарт неполон, надо расширять.

Со знаками движения есть локальные проблемы, но они не идут ни в какое сравнение с проблемами информационных щитов.
Например, висит единственный щит: "Прямо - улица такая-то, направо - этакая". При этом на участке в 100 метров будет находиться штук пять поворотов направо и больше никаких обозначений! Разбирайся, как хочешь и навигатор не всегда поможет. Развязка напротив Сокола на Ленинградке: всего один невразумительный щит метров за 300 и три съезда без всяких обозначений (волоколамка, разворот, ленинградка).
Сколько раз видел, как люди свернув в не тот съезд, пятятся назад. Для этого необязательно быть приезжим, можно просто заехать в район, в котором редко бываешь.
Неужели так сложно сразу за поворотом ставить небольшой дублирующий щит "На улицу такую-то"? Разумеется, этот щит должен быть виден ДО съезда и указывать на "свое" направление однозначно.
А вот еще: на съезде с ТТК на звенигородку долго стоял щит "Прямо - ТТК, направо - улица Магистральная" Какая нахрен Магистральная?! Хоть кто-то внял голосу разума - сейчас заменили.

Ставить большие щиты сложно, это факт. Только по проектам с геоподосновой...

К знакам движения по полосам вопросов нет, а вот предписывающие знаки с искривлённой траекторией выглядят, мягко говоря, фигово и непонятно. Всё же стандартные 9 знаков решают почти все случаи. Кроме разворота - он хорош, и я удивлён, что его до сих пор нет в ПДД.
С фотографией у Большого Устьинского моста тоже вопрос - зачем тогда знак запрета левого поворота, если разрешён только правый разворот? У нас и так большие проблемы с избыточностью знаков.

>>>К знакам движения по полосам вопросов нет, а вот предписывающие знаки с искривлённой траекторией выглядят, мягко говоря, фигово и непонятно. Всё же стандартные 9 знаков решают почти все случаи. Кроме разворота - он хорош, и я удивлён, что его до сих пор нет в ПДД.
Имеете в виду стрелы в разметке? Пример: https://yandex.ru/maps/213/moscow/?l=sat%2Cstv%2Csta&ll=37.685105%2C55.578421&mode=routes&panorama%5Bdirection%5D=153.587187%2C-1.699258&panorama%5Bpoint%5D=37.684404%2C55.579026&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C69.685804&rtext=55.792981%2C37.746278~55.799726%2C37.735571&rtt=auto&z=18

Из правого ряда можно резко направо + правее на МКАД. Прямо нельзя. Правда считаете, что лучше было бы в правом ряду сделать стандартную стрелу "прямо и направо"? На всякий случай: прямо - это на М-4 в область на остальных трех стрелах.

>>>С фотографией у Большого Устьинского моста тоже вопрос - зачем тогда знак запрета левого поворота, если разрешён только правый разворот? У нас и так большие проблемы с избыточностью знаков.
Это называется "разумное дублирование". Некоторые водители считают, что стрелы 5.15.1 и 5.15.2 не запрещают движение в направлениях, не отмеченных на них.

Я бы конкретизировал ПДД в части вертикальной разметки п. 2.7. Расписал подробнее, что считать опасным участком, а что не считать. Т.к. сейчас зачастую красят вообще все бордюры в городах РФ. Это не только бесполезно, но и вредно: замыливается внимание, на пешеходных переходах бордюры становятся скользкими от краски, ну и растраты денег в целом по стране огромны.


Гост р 52289 вполне лаконичен по поводу разметки 2.7

Ещё в нормативы хорошо бы добавить ясную и чёткую возможность делать тротуар без понижения в месте пересечения с выездом с прилегающей территории. Видел, как бедняги-проектировщики пытались оформить подобное как искусственную неровность, но ГИБДД, конечно, зарубило самодеятельность. Вот и получается, что толпы имеющих преимущество пешеходов вынуждены нырять/выныривать на проезжие части выездов из дворов. Ухудшается безопасность, усложняется механизированная уборка такого тротуара, вечно скапливаются лужи, зачастую бордюры делают движение по тротуару невозможным для маломобильных.


Гибдд не вмешивается в проекты к проектировщикам с 2014 года.

Как раз на волоколамке попал на штраф из-за данного противоречия.. Там еще и камера висит.

Поправим. Но не очень быстро...

Как вариант, почаще использовать вот такие таблички/минищиты (там где они не будут в заблуждение вводить конечно): https://yandex.ru/maps/-/C8DFYfr

Сам люблю их!

Полезная работа.

Не хватает только двух знаков:
"Зона пешеходного перехода" (на нижнем поле знака "переход" стрелки с длиной зоны действия) - актуален при пересечении пешеходных улиц автомобильными с умеренным транспортом, позволит не ограничивать зону перехода 2-3 метрами. Потенциально хорошее решение для трамвайной остановки "венского типа".
"Зона остановки маршрутных транспортных средств" (на нижнем поле знака "остановка..." стрелки с длиной зоны действия) - позволит убрать неопределенность размещения остановки (в отсутствие видимости разметки), особенно актуально для "длинных" остановочных площадок с зонами посадки разных маршрутов (достаточно 1 знака в начале и, в отдельных случаях, знака в конце)...

Таганскую площадь незаслуженно обидели, а ведь это чуть ли не рекордсмен по запутанности ОДД. Например, подъезжаешь со стороны того же Солженицына, там есть три направления: налево на Садовое, прямо на Верхнюю Радищевскую и направо на Садовое. На знаках эти направления обозначены как «чуть-чуть направо» (это налево и прямо) и «совсем направо». Причем «чуть-чуть направо» уходят три ряда, и из всех трех можно налево, и только из одного — прямо. Но понять это можно только по границам полос на самом перекрестке, а никак не по знакам/разметке «движение по полосам»... И это еще не самый путаный перекресток этой площади.

Таганку вообще развязывать надо кольцевым или полукольцевым движением с регулируемыми вливаниями потоков.
Быстрее она от этого вряд ли поедет - но хотя бы число скрещений потоков уменьшится...

Вы дизайн-мышление проводите?

Ну там вышли на улицу, 100 человек опросили картинками, как понятнее.

Или родителей вечером?

Нет. И как показывает практика, это не всегда помогает.

Меня больше всего бесят указатели. У нас с этим просто какая-то беда по всей стране. Их делают так, что очень сложно понять, куда ехать и где поворачивать. Как будто специально, чтобы противника запутать. Сделают огромный щит, глядя на который ни черта не понятно, куда ехать, хотя было бы достаточно небольшой таблички. Только по навигатору можно ориентироваться.
Еще очень бы не помешали указатели направлений на асфальте по полосам. В Европе это повсюду, у нас - вообще нигде нет

Edited at 2019-02-18 07:09 pm (UTC)

Поддерживаю. Писал уже об этом. Ноль реакции.

поворот направо

1. идиотская "разрешительно-запретительная" стрелка светофора. А как дышали "разрешим на красный направо" И пшик, как всегда.
2. Проезды на красный и пофигистическое отношение властей к ним
3. ограничение скорости, которое собираются опять ввести, чтобы больше собрать денег и неспособность ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО ограничивать скорость - где надо, поставить и 40 и 30, а где надо - разрешить 80, 100 и 130. ЦОДД в этом, кстати, тоже участвует.\
4. охерительное обилие лежачих полицейских где попало


Edited at 2019-02-18 07:32 pm (UTC)

Re: поворот направо

1. Против железной стрелки "уступи всем и можно направо" выступает ГИБДД. Но не понял, что именно в светофорных стрелках вас не устраивает.
2. В Москве ставят камеры за проезд на красный, и много.
3. Увеличение скорости более 60 км/ч, к сожалению, возможно только по решению Мэра. Это в ПДД так (
4. Ну а как ограничить скорость на дворовых территориях, например?

круг Фестивальная-Онежская (после съезда с СВХ), со стороны СВХ невозможно проехать не нарушив ПДД, левый ряд просто пропадает перед кругом.

Будем проектировать турбокруг здесь.

ВАО, пересечение 1й Парковой улицы и ул.Первомайская - тот самый перекресток со смещенным центром. В принципе, тут никогда не пытались "взять за попку", но - знак бы не помешал. Некоторые водители тупят, когда пытаются ехать с 1й Парковой дальше на Никитинскую улицу. Делают левый поворот, видят светофор и начинают оттормаживаться.
Учитывая, что там ходит автобус 34 и 34к, плюс сам зеленый горит всего 10 секунд, - бесит жутко :)

Имеете в виду знак как на Лазаревском?

Вот кстати, когда разметка "налево" а знак разворот, то как-то нормально, не пугает. Разметка разворот скорее важнее, когда тебе развернуться надо. И она прям пугает на Коломенской, с неё прям сбежать охота, будто стена перед тобой.

Набор "сумасшедших" стрелок вводит в ещё большее заблуждение. Их сложно понять и совместить с местностью без разметки. Там реально бы голубым чертить все эти страшные направления.

И вы что-то совсем уродливые стрелки "кривые" придумали. Как-то надо ширину всё-таки подогнать.

А помните я вам кидал разметку из Ирландии, которая означает, что у тебя появилась ещё одна полоса: https://cloud.mail.ru/public/53sq/H49oVZoVW
Что-нибудь такое же пропихнули бы, стало бы понятно, что из это полосы не "направо", а только перестроится. А то в Москве такого поначертят.

Edited at 2019-02-19 10:27 am (UTC)

>>>Вот кстати, когда разметка "налево" а знак разворот, то как-то нормально, не пугает.
- Я и не писал, что она пугает. Она в заблуждение вводит. Здесь в комментах вон отписался человек, которого оштрафовали из-за разметки на Волоколамском.

>>>Разметка разворот скорее важнее, когда тебе развернуться надо. И она прям пугает на Коломенской, с неё прям сбежать охота, будто стена перед тобой.
- Если вам прямо, с нее и надо "сбегать, будто стена перед тобой".

>>>Набор "сумасшедших" стрелок вводит в ещё большее заблуждение. Их сложно понять и совместить с местностью без разметки. Там реально бы голубым чертить все эти страшные направления. И вы что-то совсем уродливые стрелки "кривые" придумали. Как-то надо ширину всё-таки подогнать.
- Не понял, что не так. Нарисуйте, как лучше и объясните, почему. А что касается "кривых стрелок": вот пожалуйста, пример применения, из правой полосы только на Загорьевский и на МКАД: https://yandex.ru/maps/213/moscow/?l=stv%2Csta&ll=37.683436%2C55.578116&mode=search&ol=geo&ouri=ymapsbm1%3A%2F%2Fgeo%3Fll%3D37.792843%252C55.793121%26spn%3D0.061275%252C0.005371%26text%3D%25D0%25A0%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%258F%252C%2520%25D0%259C%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0%252C%2520%25D0%259F%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0%2520&panorama%5Bdirection%5D=143.924352%2C-1.699258&panorama%5Bpoint%5D=37.684404%2C55.579026&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C69.685804&z=16
Неужели лучше было бы оставить только 1 стрелу направо или сделать прямо-направо, чтобы в этот ряд ошибочно встраивались желающие проехать в область на М-4?

>>>А помните я вам кидал разметку из Ирландии, которая означает, что у тебя появилась ещё одна полоса: https://cloud.mail.ru/public/53sq/H49oVZoVW
Что-нибудь такое же пропихнули бы, стало бы понятно, что из это полосы не "направо", а только перестроится. А то в Москве такого поначертят.
- Скинул коллегам, подумаем, как применить.


Edited at 2019-02-19 12:29 pm (UTC)