Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Страсти по малым знакам

В начале 2019 года пришли две противоречивые новости от ГИБДД по дорожным знакам малого типоразмера. Новость раз: ГИБДД признало успешным эксперимент с уменьшенными знаками. Новость два: ГИБДД судится против новых дорожных знаков и оштрафовал ЦОДД за их применение.


Расскажу о том, откуда взялись малые знаки, сколько их в Москве, а также как влияет их установка на безопасность дорожного движения и насколько обоснована позиция ГИБДД.

Проблема
Как показывает практика, последовательное, тщательное и усердное применение ГОСТ Р 52289-2004 приводит к картине а-ля "пролетел дракон и загадил дорогу знаками".

Знаков много, они очень большие и путают водителей, создавая визуальный шум, мешающий сосредоточиться на дорожном движении. Кроме того, куча огромных знаков продует облик города и иногда мешает пройти пешеходам. Решение очевидно: нужно уменьшать знаки и размещать на них часть информации с табличек (платность, для инвалидов, дипломатов, время действия и т.д.). А большие знаки типоразмера 70х70 нужны на магистралях, где 3 и более полос в одном направлении.

Малые знаки: начало
В 2014-2015 годах Центр организации дорожного движения совместно с институтом МАДИ провел исследование видимости дорожных знаков уменьшенного типоразмера. Оказалось, что с видимостью все в порядке.

В Москве эксперимент по уменьшению размеров и сокращению количества знаков стартовал в начале 2017 года. Тогда ЦОДД установил уменьшенные знаки на 5 улицах - Большой и Малой Никитских улицах, Скарятинском, Гранатном и Брюсовом переулках. На Малой Никитской улице и Скарятинском переулке были установлены знаки размером 40х40 см, на остальных трех улицах - 50х50 см. Уменьшаются все знаки и таблички под ними. В дальнейшем от типоразмера 40х40 отказались, сейчас все малые знаки в Москве типоразмера 50х50.

Примерно тогда же по инициативе Пробок.нет эксперимент с новыми размерами дорожных знаков начался и по всей стране. заодно и уменьшилось их количество за счет размещения дополнительных табличек в самом полотне знака парковки. Такие знаки есть в Саратове, Владимире, Санкт-Петербурге, Краснодаре и в Калининграде, причем местными властями их применение признано успешным.



Зачем нужны малые знаки?
- Водителям, как ни парадоксально, малые знаки помогают ориентироваться на дороге. На множество больших и разноцветных знаков многие водители просто перестают обращать внимание. Этот эффект хорошо известен в веб-индустрии и называется "баннерная слепота". Небольшие же знаки не загораживают друг друга и пешеходов, подсознательно стимулируют снизить скорость и обратить на них внимание.
- Пешеходам маленькие дорожные знаки облегчают передвижение, оставляя больше места. Большие знаки и особенно таблички под ними часто "отгрызают" часть тротуара.
- Малые знаки более удачно вписываются в окружающую среду, гармонируют с архитектурой города и новым образом улиц. Именно поэтому в большинстве городов мира на улицах применяются знаки малого размера.

Где сейчас в Москве установлены малые знаки
Знаки уменьшенного типоразмера в Москве применяются на улицах, где не больше 2 полос в одну сторону (при двустороннем движении) и не более 3 полос (при одностороннем движении), где разрешенная скорость не более 60 км/ч. С 2017 года такие знаки были установлены на 158 улицах, а в 2019 году они будут установлены еще не менее чем на 37 улицах. Ну и конечно, среди них не будет крупных магистралей: на них возможно применение только стандартных знаков. Карта кликабельна.



Законны ли малые знаки?
Да, пунктом 4.6 ГОСТ Р 52289-2004 допускается по согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в экспериментальных целях применять технические средства организации дорожного движения, не предусмотренные действующими стандартами. Московский эксперимент по малым знакам был одобрен ГИБДД.

Новые виды и типоразмеры знаков стали основой для предварительного национального стандарта 247-2017, который разработан и внедрен Проектным техническим комитетом 703 «Удобная дорога», созданным на базе Пробок.нет. ПНСТ предусматривает экспериментальное применение знаков малого типоразмера.

В конце 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения поручил обеспечить возможность применения в качестве пилотного проекта международных и зарубежных стандартов организации дорожного движения. А 14 декабря 2018 года уже новый зампред правительства Максим Акимов по итогам заседания правкомиссии поручил МВД России и Минпромторгу совместно с правительством Москвы до 1 февраля 2019 года разработать и направить предложения в Росстандарт по изменению ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290.

Изменения в ГОСТы надо вносить, чтобы организаторы дорожного движения по всей стране вводили малые знаки на небольших улицах без согласования эксперимента с ГИБДД по каждой улице.

Почему ГИБДД Москвы подала в суд на ЦОДД?
Малые знаки на Анадырском проезде, ставшие поводом для иска.


Дело в том, что новые малые знаки установлены в рамках эксперимента. Однако имеется действующий ГОСТ 52289-2004 - обязательный, но устаревший, который требует, чтобы знаков было бессмысленно много и чтобы они были неадекватного размера.

При возложении вины на малые знаки применяется бородатая логическая уловка post hoc ergo propter hoc ("после этого - значит вследствие этого"), открытая еще древними римлянами. ГИБДД фиксирует и описывает ДТП, видит малые знаки и отмечает их как побочное обстоятельство ДТП. А дальше по накатанной "ага, знаки не соответствуют ГОСТ 52289-2004 и 52290-2004? Значит, ДТП из-за них!"... и малые знаки независимо от обстоятельств оказываются виновны в ДТП, в том числе в 2 смертельных. Но всего за 2018 год в России погибло 5299 пешеходов! Таким образом, следуя той же логике, оставшиеся 5297 человек были убиты большими знаками. И это только погибшие пешеходы, а еще есть 12915 погибших водителей и пассажиров.

Но самое интересное другое. Статистика ДТП показывает прямо противоположное: на улицах с малыми знаками движение становится безопаснее!

Разбор ДТП с пешеходами от ЦОДД
Итак, Госавтоинспекция приводит данные по нескольким улицам, где проводился эксперимент (Балчуг, Большая Никитская, Мясницкая, Никитский переулок) и утверждает, что до установки знаков нового формата аварий не было, а с февраля 2017 по апрель 2018 года произошло семь наездов на пешеходов, двое погибли.

ЦОДД усомнился в объективности такого заявления и решил провести серьезный анализ, а не выдергивать из контекста выгодные нам данные. Мы проанализировали все 90 улиц из 158, где с момента установки малых знаков прошло более 12 месяцев и оценили, сколько ДТП было совершено сопоставимый период (от 12 до 24 месяцев, как правило - 18). Цифры ДТП взяты из открытых данных ГИБДД.

Скачать таблицу

Прежде всего, на 27 улицах из 90 безопасность движения после установки маленьких знаков выросла! На 20 из них после установки 0 ДТП, а в прошлом ДТП были, либо в сопоставимый период до установки, либо до этого. Еще на 7 улицах количество ДТП в сопоставимый период снизилось. Кстати, это касается и Мясницкой, обозначенной ГИБДД.

Далее, еще на 42 улицах из 90 безопасность движения не изменилась. На 39 улицах ДТП после установки малых знаков, как и ранее, отсутствуют, еще на 3 число ДТП осталось прежним.

Таким образом, остается 21 улица, где произошло 36 ДТП после установки маленьких знаков и безопасность движения снизилась. Если разобраться в причинах ДТП на этих улицах, выясняется вот что:
- 14 из этих 36 ДТП - наезды на пешеходов вне пешеходных переходов, то есть вне зоны действия запрещающих или предупреждающих знаков. Очевидно, если пешеход решил перебежать дорогу где попало и оказался под машиной, размер знаков не играет никакой роли.
- Еще 9 из 36 ДТП - столкновения на регулируемых перекрестках, падение пассажира, наезды на препятствия вне зоны действия знаков. Все это тоже с размером знаков не связано.
- Еще 2 ДТП произошли в зоне строительных работ, и тут причины ДТП связаны не со знаками.

Таким образом, что хоть как-то привязать к знакам можно лишь 11 наездов на пешеходов на 9 улицах. Но прежде чем это делать, обратим внимание, что почти все они произошли в небольших улицах (Большая и Малая Никитские улицы, Никитские ворота, дублер Комсомольского проспекта), где много пешеходов, есть припаркованный транспорт, а разрешенная скорость 60 км/ч, что означает нештрафуемые 79 км/ч. Скорее всего, проблема именно в превышении скорости водителями, а вовсе не в знаках пешеходного перехода, , в соответствии с требованиями ГИБДД, окаймлены ярко-зеленой полосой и даже в маленьком размере отлично видны. Еще несколько ДТП на Гоголевском и Чистопрудном бульварах, где переходы нерегулируемые и слишком широкие (3 полосы в каждую сторону). Здесь очевидная мера - строительство светофоров, а не увеличение размера знаков!

Выводы очевидны. Никакой негативной причинно-следственной между малыми знаками и ДТП нет! Зато позитивная связь есть: на подавляющем большинстве улиц с малыми знаками число ДТП или снизилось, или не изменилось. Случаи же роста аварийности явно не связаны с размером знаков и устраняются совсем другими мерами (снижение скорости, повышение видимости пешеходов, строительство светофоров).

Тем временем, мы скоро закончим анализ ваших предложений по созданию пешеходных переходов. Спойлер: предложений оказалось более 500, так что работы предстоит не на один год. Но дорогу осилит идущий, не так ли?



Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья и подпишитесь на него в ЖЖ, либо в Facebook или Twitter.
Tags: дорожные знаки, знаки, интересное, организация дорожного движения
Subscribe

Posts from This Journal “дорожные знаки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “дорожные знаки” Tag