Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
«Пусть цветут тысячи цветов» или Свободу маршруткам!
crusandr
В транспортной политике Москвы наметился и развивается странный парадокс. Развитие пассажирских перевозок «автобус-троллейбус-трамвай» и легкового такси объявлено благим дело и приоритетным. Маршрутное же такси объявлено богомерзким и подлежащим всяческому искоренению.

39217

Сначала это носило характер информационной кампании. Со страниц газет и экранов телевизоров нас пытались убедить, что маршрутки - пережиток 90-х, что они опасны, неудобны и потребности в них нет. Затем за Словом пришло Дело. Мэр Собянин объявил, что в 2014-м году маршрутных такси не останется, а Департамент транспорта начал реформу наземного транспорта.

В рамках этой реформы будет ликвидирована монополия «МосГорТранса» на традиционные автобусные маршруты, за их распределение будет конкуренция. Но эта конкуренция мнимая: на каждый маршрут будет назначаться лишь 1 перевозчик, а никакие маршрутки права кататься по тому же маршруту не получат. Говоря по-русски, «конкуренция за маршрут» означает никакую не конкуренцию, а напротив, монополию на маршруте! Мосгортранс и другие перевозчики будут конкурировать за маршрут в кабинетах, а не за клиента на маршруте. Тем самым пассажира лишают возможности выбора, а пассажирские перевозки – элемента разумной самоорганизации и важного звена, привлекающего в общественный транспорт сотни тысяч людей.

Потребительские свойства пассажирского транспорта

Чтобы разобраться, в чем ценность маршрутных такси, соберем в таблицу все возможные потребительские свойства НОТ, маршруток, такси и личного транспорта. Разумеется, таблица отражает лишь относительный уровень «потребительских свойств» каждым из способов перемещения в сравнении с другими 3-мя. Абсолютная ценность каждого свойства своя для каждого человека! Кому-то важно наличие льгот и приход по расписанию, кому-то скорость и возможность сесть, кому-то перевозка «от двери до двери». И каждый принимает решение, на чем ехать, исходя из собственных представлений!

таблица

Итак, с классическим НОТом маршрутки объединяет стоимость, безопасность поездки, хождение по маршруту. Особенно много общего у «маршруток» с так называемыми «автобусами малой вместимости» - такими же микроавтобусами, но под брендом МосГорТранса.

mosgorshrutka_05_big

Но есть и отличия: маршрутка останавливается в любом выбранном пассажиром месте, а микроавтобусы «МосГорТранса» - только на остановках. С такси и личным транспортом маршрутки роднит отсутствие турникета на входе, гарантия сидячего места, скорость поездки в общем потоке.

Кроме того, в некоторых маршрутках еще есть еще такая особенность, как изменение маршрута по согласованию с пассажирами. Например, если маршрутка загрузилась полностью на конечной и все пассажиры едут до метро, водитель при согласии пассажиров может не останавливаться на промежуточных остановках и даже изменить маршрут следования, чтобы объехать пробку или сократить путь. На ряде маршрутов это позволяет сэкономить от 10 до 20 минут!

Таким образом, по совокупности свойств:
- Маршрутные такси - «смешанная раса», занимающая нишу между классическим НОТом и такси
- Маршрутные такси обладают уникальным набором потребительских характеристик, которого нет ни у одного другого вида транспорта: перемещение по маршруту, малые деньги, с неплохой скоростью и комфортом, с сидячим местом и возможностью выйти везде, где не запрещают правила дорожного движения.
- Ко всему прочему, за счет свободного графика и небольшого количества пассажиров «маршрутки» привносят в систему перевозок элемент самоорганизации: никакое самое умное расписание не может учесть всё, иногда нужны решения на месте.

Всем этим маршрутки и ценны. Именно потому они так популярны.

Странные цели реформы

Целью любой реформы должен являться человек и его удобство. И популярность маршруток доказывает, что они людям удобны. Так кто и почему решил, что такая промежуточная ниша – это плохо? Ради кого и ради чего нужно маршрутки лишать их ценности для пассажиров? Реформа, лишающая людей удобства и сокращающая выбор, проводится не для людей!

На мой взгляд, задача авторов реформы – сделать весь НОТ бизнесом. Но весь городской общественный транспорт не может и не должен быть бизнесом! НОТ - это социальный сервис, он убыточный во всем мире и субсидируется государством.

Неудивительно, что цель превращения НОТ в бизнес причудливо сочетает в себе дикий капитализм и казарменный социализм. Не перевозчики для людей, а люди для перевозчиков. «Лопай, что дают». Решат, что здесь автобус должен ходить 1 раз в 15 минут – будешь стоять и ждать, в интервале маршрутка не подъедет. Хочешь ехать сидя? Если на твою остановку автобус приезжает заполненным – будешь стоять всегда, не обломишься. Твой дом расположен посередине между 2-мя остановками? Ничего, пройдешь ножками лишнюю сотню метров каждый день.

Кому и зачем это понадобилось, судить не берусь. Вот, например, мнение Евгения Шульца о причинах борьбы с маршрутками. Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать лишь одно: к интересам пассажиров борьба с маршрутками не имеет никакого отношения!

Разберем несколько аргументов противников «маршруток»

1. «Маршрутки не принимают льготников и билетов НОТ»
Лично я не считаю это проблемой. Нас ведь не смущает и не возмущает, что в такси не принимают льготников и карту «Тройка», что оплата там наличными. В конце концов, в магазине мы тоже обычно платим наличными. Что касается валидации билетов: если уж в систему единого билетного биллинга собираются включить даже электрички, что мешает распространить ее и на маршрутки? Такси обязали иметь счетчики, маршрутки можно обязать иметь терминалы оплаты.

2. «Маршрутки – общественный транспорт и должны подчиняться общим законам ОТ»
Есть несколько определений понятия «общественный транспорт». В широком (и наиболее логичном) определении это любой пассажирский транспорт, которым управляет профессиональный водитель и которым регулярно пользуется большое количество пассажиров. Таким образом, к общественному транспорту относится и такси, и маршрутное такси, никаких Богом данных «общих законов общественного транспорта» нет, а главный принцип должен быть один: общественный транспорт должен быть удобен людям, и у людей должен быть выбор!

3. «Поездка в маршрутке дороже, чем в НОТ»
Стоимость поездки в маршрутке незначительно дороже, чем в НОТ, зато значительно (в 10-20 раз) ниже, чем в такси. Кроме того, маршрутка по главным для большинства пассажиров критериям (скорости и удобству) более качественная услуга, чем классический НОТ. Поэтому поездка на маршрутке вполне имеет право стоить чуть дороже. Более того, это нормальная практика в общественном транспорте:
- Электрички бывают более дорогие и комфортные, а бывают более дешевые и некомфортные.
- В поездах дальнего следования есть плацкарт, купе и СВ.
- В скоростных поездах (и в Аэроэкспрессах!) есть эконом-класс и бизнес-класс
Причем разница в стоимости железнодорожных поездок по категориям не 10-30%, а 2-5 раз и выше!

4. «Маршрутки ездят без графика»
Во-первых, езда без графика, но «по спросу» - важный элемент самоорганизации, который позволяет учесть непредвиденные пики в нагрузке. Во-вторых, маршрутки лишь дополняют «классический» НОТ, который ездит по графику. Такси по городу тоже ездит без всякого графика. Почему то же такси, только едущее по маршруту и в 10-20 раз более дешевое, обязано ездить непременно с графиком? Те, для кого график – важное потребительское свойство, воспользуются классическим НОТом. В-третьих, в условиях наших пробок соблюдение графика движения НОТом – скорее исключение, чем правило.
Поэтому, чтобы проинформировать пассажиров о времени прибытия маршрутки, гораздо умнее поставить на машины датчики GPS-ГЛОНАСС и сделать онлайн-приложение, с помощью которого пассажир сможет посмотреть, как далеко маршрутка любого маршрута от его остановки и когда ожидается прибытие. Более того, такую систему онлайн-мониторинга давно пора сделать для всего НОТа Москвы, тем более что он датчиками давно снабжен. Вот это точно будет улучшение, за которое спасибо скажут все!

5. «Маршрутками часто управляют люди без прав, медосмотра, они нарушают ПДД, устраивают гонки на маршруте, курят»
Эта проблема существует. Но она всего-навсего означает, что государство хреново выполняет свою прямую работу: обеспечивать адекватность закона и его соблюдение. Раз владельцы компаний маршрутных такси набирают на работу таких людей - значит, государство просто с этим не борется, значит, уровень налагаемых на перевозчиков штрафов за все эти нарушения крайне низкий, а ответственные за контроль работают «для галочки». Это повод государству взяться и улучшить свою работу, а не искать оправдание чьей-то функциональной импотенции.

6. «В автобусе гарантировано хотя бы стоячее место, а в маршрутке нет»
Есть автобусы большой вместимости, где нет гарантии сидячего места, но есть гарантия стоячего места. И есть дополняющие их маршрутки, где стоячих мест нет, но если она остановилась, есть гарантия сидячего места. Это создает выбор «гарантированно уехать в автобусе, но возможно стоя» или «возможно, уехать в маршрутке, но гарантированно сидя». Хороший или нет, но это выбор. Убирая маршрутки, мы пассажиров лишаем выбора.

7. «Посадка и высадка пассажиров вне остановок – плохо и неправильно»
Остановка по требованию в удобном месте, если это не противоречит ПДД – это экономия времени и сил пассажирам, которым нужно в точку, расположенную между остановками. Это удобно людям. А ехать и потом идти лишние 300 (500, 1000) метров только потому, что остановка именно там, многим не удобно. Разумеется, кто-то возразит «маршрутки останавливаются с нарушением ПДД». Опять-таки: это не повод «запрещать и не пущать», это повод государству резко улучшить свою работу по принуждению к выполнению закона.

Ликвидация маршруток – путь к росту пробок

После уничтожения маршруток сотни тысяч бывших пользователей должны будут выбрать какой-то другой способ перемещения. Большая часть пассажиров, не имеющих личного автомобиля и прав управления им, волей-неволей пересядут в единственный оставшийся маршрут, даже если он им менее удобен. Просто за отсутствием иного выбора.

Однако авторы реформы, похоже, забыли: лишение людей выбора ОТ стимулирует роста и автовладения, и автопользования. Проще говоря, если пришедший на смену маршрутке автобусный маршрут будет людям неудобен - многие пересаженные в большие автобусы пассажиры захотят купить машину и получить права, а пользующиеся маршрутками автомобилисты просто пересядут в личные автомобили.
Сколько таких людей будет - 10%, 20% или 30% от числа пассажиров маршруток - зависит от многого. Но что это произойдет, я не сомневаюсь. Потому что о мере отмены маршруток миллионы людей получат снижение скорости, снижение комфорта, отмену некоторых маршрутов, унизительно-долгий на многих маршрутах вход через турникеты.

Потому предложение к Департаменту транспорта и Правительству Москвы: господа, не ломайте то, что работает! Попытки "причинить добро, нанести пользу и подвергнуть ласкам" приведут к тому, что на дорогах Москвы вместо тысяч маршруток внезапно окажутся десятки тысяч, а то и сотня тысяч новых автомобилей в сутки. Результат окажется противоположный желаемому: личное авто-пользование вырастет, пробки увеличатся!

И не говорите потом "мы не ожидали, нас не предупреждали".

С момента появления в автобусах турникетов, автобусами пользоваться перестал. Или пешком или шахид-такси, если далеко.
Маршрутками в Москве тоже давно почему-то не пользовался.

С маршрутками наблюдаю еще одну проблему: они сильно затрудняют движение возле метро и подобных ему объектов. у м. Бибирево проехать нормально невозможно именно потому что там стоят марштурки ждущие своей очереди... Плюс оное шахид-такси...

Для того чтобы они не мешали им надо оборудовать какую-то отдельную стоянку... А это место, деньги и т.п.

Я всецело за маршрутки, но вот этот их аспект меня просто убивает...

Откуда А-полоса для маршруток в первой табличке?

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11 , 5.13.1 , 5.13.2 , 5.14 запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.

"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Маршрутка - это не маршрутное транспортное средство и не легковое такси.

Задача выделенной полосы - давать преимущества тем транспортным средствам, которые используют проезжую часть эффективнее, чем ЛТ. Маршрутка по этому показателю лежит между классическим НОТом и такси, причем гораздо ближе к НОТу. Нет ни одной объективной транспортной причины, по которой маршрутки нельзя пускать на ВП. Напротив, это можно и нужно делать. Кстати, маршрутки ВП активно пользуются, по моим наблюдениям.

пользуюсь авто (до станции) так как вечером не могу уехать со станции электрички - маршруток нет и автобусы не ходят


Это в каком пригороде?

Если убрать все по-уродски запаркованные у метро и на остановках маршрутки, пробки не только не увеличатся, а еще и уменьшатся. А как эти скотовозки по обочинам и по встречке шпарят, даже рассказывать не хочется. Не ездил и не собираюсь ездить с этими камикадзе

Ни разу не видел чтобы маршрутка ехала по встречке. Да и по обочине тоже не часто.

Полностью согласен. Когда у меня машины не было, я всегда предпочитал маршрутку большой скотовозке.

Лучше маленькая душегубка, чем большая скотовозка? )
Микраши они порой как Ока, только для масс. )

Хоть я и льготник, но не вижу проблемы заплатить 30 рэ в маршрутке.

1. Если вдруг маршрутки заставят соблюдать правила, не отстаиваться поперек дороги на конечных, нанимать нормальных водителей и платить налоги и платить за пользование инфраструктурой мосгортранса (в том числе остановки, отстойники и тд), то они внезапно будут стоить дороже. И не факт что останутся хоть сколько нибудь привлекательными.

2. Сейчас же, при всей их относительной удобности, они слизывают у мосгортранса самых денежных пассажиров оставляя им возить льготников и сильно портят работу ОТ при поездах не до метро или не к метро. Так как маршрутки таких пассажиров обслуживают по остаточному принципу, при этом снижают пассажиропоток МГТ, что ведет к увеличению интервалов. И ни одна компания работающая в "белую" не сможет вытеснить маршрутки из этой ниши потому что см. п. 1.

Таким образом, от маршруток в текущем виде надо избавляться однозначно. Все транспортные средства работающие на маршрутах должны принимать единые билеты и только их. И получать деньги только от города.

Так что, имхо, можно обсуждать только вопрос о сохранение автобусов сверхмалой вместимости и правила распределения маршрутов между транспортными компаниями.









Поддержу. Только единые билеты и прозрачная отчетность.

Слушайте, а что такое в вашем понимании конкуренция на маршруте? 10 перевозчиков на здоровых автобусах? Троллейбус и автобус, допустим ходят по Б. Трамвай Аннушка и маршрутка Аннушка?

Вот вам пример. В 90-х я жил в Ново-Переделкино. До метро в пешей доступности единственный маршрут - 707-й. На нем ехать было сначала 20 минут, потом 25, потом 30-40. Ходил он часто, но всегда забитый в мясо. Когда появились коммерческие автобусы (красно-белые Мерседесы) и маршрутки (Газели), люди получили выбор: чуть дешевле и стоя 30-40 минут в Икарусе, чуть дороже, но в менее забитом Мерседесе или еще чуть дороже и точно сидя в Газели. Частота прихода ОТ на остановку увеличилась.

Это я называю "конкуренция на маршруте". Частники гибко на спрос реагируют. А все огромные государственные и квази-государственные структуры и раньше отставали, и дальше будут отставать.

Ого, как все меняется

http://proboknet.livejournal.com/196636.html - некоторое время назад ваш шеф думал иначе.

Re: Ого, как все меняется

Лично я всегда думал именно так, как написал. Так что среди меня изменений нет :).

В нынешнем виде (работа исключительно с черным налом, водители-мигранты, несоблюдение ПДД, убитые микроавтобусы, создание пробок у остановок) - маршрутки Москве не нужны совершенно. Им дорога туда же, куда и прочим атрибутам 90-х годов - вешевым рынкам, ларькам у метро, ночным магазинам с алкоголем, шахид-такси и т.д. - на свалку истории.

Сама по себе концепция автобуса малой вместимости, работающего там где нет загрузки для нормального транспорта - нормальна. В Солнцево вон ходят прекрасные "Скании" автолайновские кажется. Пусть маршрутки работают на общих основаниях с МГТ - принимают городские билеты и проездные, обеспечивают безопасность пассажиров, используют нормальные автобусы - цены им не будет.

Мда.
Есть проблема: НОТ недостаточно эффективен, местами проигрывает по скорости и удобству маршруткам.
Разумное решение: сделать НОТ быстрее, удобнее и комфортнее, чем маршрутки.
Решение от crusandr: забить на НОТ и заполонить все маршрутками, ага.

Жгите дальше, чё.

Бредить изволите.
1. Разумеется, классический НОТ нужно делать быстрее, удобнее и комфортнее. Уничтожение маршруток (которые тоже являются НОТом), во-первых, его сделает медленнее, неудобнее, и дискомфортнее. А во-вторых, убьет последние стимулы к улучшению классического ("большого") НОТа. Монополисты на маршруте не будут иметь ни единого стимула делать его "быстрее, удобнее и комфортнее"
2. Приравнять призыв "не уничтожать маршрутки" к призыву "забить на НОТ и заполонить все маршрутками" может лишь человек с очень большой фантазией. Грубо работаете, мил человек. :)

Edited at 2013-12-17 03:24 pm (UTC)

Буслов очень правильно проехался по этому явлению. Уже давно.

mymaster. livejournal. com /338814.html

Старая песня о главном: "давайте уберем конкуренцию, тогда монополист станет эффективен и все пересядут в ОТ, и все будет всем счастье". Это утверждение мировой и российской практикой опровергается. И это ни разу не забота о человеке. Это забота о барышах монополиста-перевозчика. В результате отмены маршруток часть людей "проголосуют ногами", то есть купят личный транспорт или пересядут в имеющийся. Делать вид, что этого не будет - как минимум наивно.

1. Исправьте табличку. Гарантии сидячего места в маршрутках нет (там 4-10 стоячих мест)
2. Я бы добавил пункт в табличку: гарантия посадки / гарантия прибытия - в автобус она выше, чем в маршрутку. Много раз видел - маршрутка пролетает мимо, потому что нет мест. С автобусами это случается намного реже. Кроме того, рано утром или поздно вечером маршруток нет вообще, кроме единичных.

> Всем этим маршрутки и ценны. Именно потому они так популярны.
Маршрутки не популярны.
Везде, где хорошо налажен ОТ, много маршрутов, в то время, когда они ходят часто, и пассажир свободно (стоит на посадку и то, и то) может выбирать, он выбирает автобусы. Достаточно посмотреть на пассажиротраффик у автобусов и у маршруток от ключевых станций метро. Обычно автобусы увозят в 3-4 раза больше пассажиров. Например, Славянский бульвар, Выхино в вечерний час пик очень наглядно это демонстрируют.
Там, где пассажир лишён равнозначного выбора, там пассажиру приходится выбирать маршрутку. (и наоборот, если маршрутка отсутствует, вынужден выбирать автобус)

Edited at 2013-12-17 07:12 pm (UTC)

в них тупо больше помещается.
а ещё - дофига льготников и с проездными. Те же 90 минут в маршрутке не действуют.

ключевое - ХОРОШО НАЛАЖЕН - таких мест в Москве можно по пальцам пересчитать.

Еще важный элемент маршруток - гибкость.
Когда в Красногорске Волоколамка встала колом несколько лет назад, водители маршруток очень быстро подстроились и стали возить жителей удаленных районов (Чернево) до платформы Опалиха, что позволяло быстро добраться на электричке до Москвы.
Когда был построен новый район Павшинская пойма - вместе с новыми жильцами туда пришли маршрутки, которые очень быстро довозят до метро. Никакого другого НОТ там нет до сих пор.

Еще удобно то, что на конечных остановках пользователи маршруток выстраиваются в очереди, что безусловно является цивилизованным подходом к организации перевозок. В автобусе посадка осуществляется по принципу давки бабками.

> Когда был построен новый район Павшинская пойма - вместе с новыми жильцами туда пришли маршрутки, которые очень быстро довозят до метро.

Это как раз основная, самая главная причина, почему никакого другого НОТа там не было. Маршруточники задрали цены (35-40 рублей) и блокировали появление муниципалов (точнее, блокировали те, кто их крышевал там из администрации). А вы и дальше их защищайте.

> Никакого другого НОТ там нет до сих пор.
Это уже неправда. Пробили таки каким-то образом два маршрута (вариация 372 и 540), а маршруточникам осталось только хвост поджать.

Есть такая штука - среднее время ожидания. Когда на маршруте несогласованно работают несколько перевозчиков, среднее время ожидания всегда выше.
Рассмотрим жизненный (я его каждый рабочий день наблюдаю!) пример, временная шкала:

0__________M__A___________M__A____________M__A_____30мин___....


Что можно сказать:
- интервалы движения маршрутки и автобуса одинаковы. Маршрутка чаще не ходит.
- пассажир вынужден ждать долго транспорт, словно на маршруте работают вдвое меньше ПС
- средний пассажир думает, что автобусы "вообще" не ходят (лишь малая часть, пришедшая между M и А видят сначала автобус), хотя интервал одинаков (пункт 1)
- перевозочная работа неэффективна, оба ТС полупустые, с перевозкой пассажиров справится и один "А".

Реформа предлагает, используя то же самое кол-во водителей, сделать так:
0_____A_______A______A______A______A________A_____30мин___....
либо, если такой частый интервал там в действительности не нужен, открыть дополнительный новый маршрут в Москве без существенного ущерба транспортной работы на прежнем участке.

Это хорошо в теории. А на практике автобусы тоже рвут расписание и ходят по нескольку подряд (с длинными паузами потом), есть масса дыр в маршрутной сетке автобусов, есть архаичная система диспетчерских с отметками, есть отсутствие обратной связи в изменении расписания, есть проблемы с переброской ПС из парка в парк. И нет никакой гарантии, что новый интервал будет действительно меньше и равномернее старого и именно на тех маршрутах, где это нужно.

?

Log in

No account? Create an account