?

Log in

No account? Create an account

Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
«Пусть цветут тысячи цветов» или Свободу маршруткам!
crusandr
В транспортной политике Москвы наметился и развивается странный парадокс. Развитие пассажирских перевозок «автобус-троллейбус-трамвай» и легкового такси объявлено благим дело и приоритетным. Маршрутное же такси объявлено богомерзким и подлежащим всяческому искоренению.

39217

Сначала это носило характер информационной кампании. Со страниц газет и экранов телевизоров нас пытались убедить, что маршрутки - пережиток 90-х, что они опасны, неудобны и потребности в них нет. Затем за Словом пришло Дело. Мэр Собянин объявил, что в 2014-м году маршрутных такси не останется, а Департамент транспорта начал реформу наземного транспорта.

В рамках этой реформы будет ликвидирована монополия «МосГорТранса» на традиционные автобусные маршруты, за их распределение будет конкуренция. Но эта конкуренция мнимая: на каждый маршрут будет назначаться лишь 1 перевозчик, а никакие маршрутки права кататься по тому же маршруту не получат. Говоря по-русски, «конкуренция за маршрут» означает никакую не конкуренцию, а напротив, монополию на маршруте! Мосгортранс и другие перевозчики будут конкурировать за маршрут в кабинетах, а не за клиента на маршруте. Тем самым пассажира лишают возможности выбора, а пассажирские перевозки – элемента разумной самоорганизации и важного звена, привлекающего в общественный транспорт сотни тысяч людей.

Потребительские свойства пассажирского транспорта

Чтобы разобраться, в чем ценность маршрутных такси, соберем в таблицу все возможные потребительские свойства НОТ, маршруток, такси и личного транспорта. Разумеется, таблица отражает лишь относительный уровень «потребительских свойств» каждым из способов перемещения в сравнении с другими 3-мя. Абсолютная ценность каждого свойства своя для каждого человека! Кому-то важно наличие льгот и приход по расписанию, кому-то скорость и возможность сесть, кому-то перевозка «от двери до двери». И каждый принимает решение, на чем ехать, исходя из собственных представлений!

таблица

Итак, с классическим НОТом маршрутки объединяет стоимость, безопасность поездки, хождение по маршруту. Особенно много общего у «маршруток» с так называемыми «автобусами малой вместимости» - такими же микроавтобусами, но под брендом МосГорТранса.

mosgorshrutka_05_big

Но есть и отличия: маршрутка останавливается в любом выбранном пассажиром месте, а микроавтобусы «МосГорТранса» - только на остановках. С такси и личным транспортом маршрутки роднит отсутствие турникета на входе, гарантия сидячего места, скорость поездки в общем потоке.

Кроме того, в некоторых маршрутках еще есть еще такая особенность, как изменение маршрута по согласованию с пассажирами. Например, если маршрутка загрузилась полностью на конечной и все пассажиры едут до метро, водитель при согласии пассажиров может не останавливаться на промежуточных остановках и даже изменить маршрут следования, чтобы объехать пробку или сократить путь. На ряде маршрутов это позволяет сэкономить от 10 до 20 минут!

Таким образом, по совокупности свойств:
- Маршрутные такси - «смешанная раса», занимающая нишу между классическим НОТом и такси
- Маршрутные такси обладают уникальным набором потребительских характеристик, которого нет ни у одного другого вида транспорта: перемещение по маршруту, малые деньги, с неплохой скоростью и комфортом, с сидячим местом и возможностью выйти везде, где не запрещают правила дорожного движения.
- Ко всему прочему, за счет свободного графика и небольшого количества пассажиров «маршрутки» привносят в систему перевозок элемент самоорганизации: никакое самое умное расписание не может учесть всё, иногда нужны решения на месте.

Всем этим маршрутки и ценны. Именно потому они так популярны.

Странные цели реформы

Целью любой реформы должен являться человек и его удобство. И популярность маршруток доказывает, что они людям удобны. Так кто и почему решил, что такая промежуточная ниша – это плохо? Ради кого и ради чего нужно маршрутки лишать их ценности для пассажиров? Реформа, лишающая людей удобства и сокращающая выбор, проводится не для людей!

На мой взгляд, задача авторов реформы – сделать весь НОТ бизнесом. Но весь городской общественный транспорт не может и не должен быть бизнесом! НОТ - это социальный сервис, он убыточный во всем мире и субсидируется государством.

Неудивительно, что цель превращения НОТ в бизнес причудливо сочетает в себе дикий капитализм и казарменный социализм. Не перевозчики для людей, а люди для перевозчиков. «Лопай, что дают». Решат, что здесь автобус должен ходить 1 раз в 15 минут – будешь стоять и ждать, в интервале маршрутка не подъедет. Хочешь ехать сидя? Если на твою остановку автобус приезжает заполненным – будешь стоять всегда, не обломишься. Твой дом расположен посередине между 2-мя остановками? Ничего, пройдешь ножками лишнюю сотню метров каждый день.

Кому и зачем это понадобилось, судить не берусь. Вот, например, мнение Евгения Шульца о причинах борьбы с маршрутками. Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать лишь одно: к интересам пассажиров борьба с маршрутками не имеет никакого отношения!

Разберем несколько аргументов противников «маршруток»

1. «Маршрутки не принимают льготников и билетов НОТ»
Лично я не считаю это проблемой. Нас ведь не смущает и не возмущает, что в такси не принимают льготников и карту «Тройка», что оплата там наличными. В конце концов, в магазине мы тоже обычно платим наличными. Что касается валидации билетов: если уж в систему единого билетного биллинга собираются включить даже электрички, что мешает распространить ее и на маршрутки? Такси обязали иметь счетчики, маршрутки можно обязать иметь терминалы оплаты.

2. «Маршрутки – общественный транспорт и должны подчиняться общим законам ОТ»
Есть несколько определений понятия «общественный транспорт». В широком (и наиболее логичном) определении это любой пассажирский транспорт, которым управляет профессиональный водитель и которым регулярно пользуется большое количество пассажиров. Таким образом, к общественному транспорту относится и такси, и маршрутное такси, никаких Богом данных «общих законов общественного транспорта» нет, а главный принцип должен быть один: общественный транспорт должен быть удобен людям, и у людей должен быть выбор!

3. «Поездка в маршрутке дороже, чем в НОТ»
Стоимость поездки в маршрутке незначительно дороже, чем в НОТ, зато значительно (в 10-20 раз) ниже, чем в такси. Кроме того, маршрутка по главным для большинства пассажиров критериям (скорости и удобству) более качественная услуга, чем классический НОТ. Поэтому поездка на маршрутке вполне имеет право стоить чуть дороже. Более того, это нормальная практика в общественном транспорте:
- Электрички бывают более дорогие и комфортные, а бывают более дешевые и некомфортные.
- В поездах дальнего следования есть плацкарт, купе и СВ.
- В скоростных поездах (и в Аэроэкспрессах!) есть эконом-класс и бизнес-класс
Причем разница в стоимости железнодорожных поездок по категориям не 10-30%, а 2-5 раз и выше!

4. «Маршрутки ездят без графика»
Во-первых, езда без графика, но «по спросу» - важный элемент самоорганизации, который позволяет учесть непредвиденные пики в нагрузке. Во-вторых, маршрутки лишь дополняют «классический» НОТ, который ездит по графику. Такси по городу тоже ездит без всякого графика. Почему то же такси, только едущее по маршруту и в 10-20 раз более дешевое, обязано ездить непременно с графиком? Те, для кого график – важное потребительское свойство, воспользуются классическим НОТом. В-третьих, в условиях наших пробок соблюдение графика движения НОТом – скорее исключение, чем правило.
Поэтому, чтобы проинформировать пассажиров о времени прибытия маршрутки, гораздо умнее поставить на машины датчики GPS-ГЛОНАСС и сделать онлайн-приложение, с помощью которого пассажир сможет посмотреть, как далеко маршрутка любого маршрута от его остановки и когда ожидается прибытие. Более того, такую систему онлайн-мониторинга давно пора сделать для всего НОТа Москвы, тем более что он датчиками давно снабжен. Вот это точно будет улучшение, за которое спасибо скажут все!

5. «Маршрутками часто управляют люди без прав, медосмотра, они нарушают ПДД, устраивают гонки на маршруте, курят»
Эта проблема существует. Но она всего-навсего означает, что государство хреново выполняет свою прямую работу: обеспечивать адекватность закона и его соблюдение. Раз владельцы компаний маршрутных такси набирают на работу таких людей - значит, государство просто с этим не борется, значит, уровень налагаемых на перевозчиков штрафов за все эти нарушения крайне низкий, а ответственные за контроль работают «для галочки». Это повод государству взяться и улучшить свою работу, а не искать оправдание чьей-то функциональной импотенции.

6. «В автобусе гарантировано хотя бы стоячее место, а в маршрутке нет»
Есть автобусы большой вместимости, где нет гарантии сидячего места, но есть гарантия стоячего места. И есть дополняющие их маршрутки, где стоячих мест нет, но если она остановилась, есть гарантия сидячего места. Это создает выбор «гарантированно уехать в автобусе, но возможно стоя» или «возможно, уехать в маршрутке, но гарантированно сидя». Хороший или нет, но это выбор. Убирая маршрутки, мы пассажиров лишаем выбора.

7. «Посадка и высадка пассажиров вне остановок – плохо и неправильно»
Остановка по требованию в удобном месте, если это не противоречит ПДД – это экономия времени и сил пассажирам, которым нужно в точку, расположенную между остановками. Это удобно людям. А ехать и потом идти лишние 300 (500, 1000) метров только потому, что остановка именно там, многим не удобно. Разумеется, кто-то возразит «маршрутки останавливаются с нарушением ПДД». Опять-таки: это не повод «запрещать и не пущать», это повод государству резко улучшить свою работу по принуждению к выполнению закона.

Ликвидация маршруток – путь к росту пробок

После уничтожения маршруток сотни тысяч бывших пользователей должны будут выбрать какой-то другой способ перемещения. Большая часть пассажиров, не имеющих личного автомобиля и прав управления им, волей-неволей пересядут в единственный оставшийся маршрут, даже если он им менее удобен. Просто за отсутствием иного выбора.

Однако авторы реформы, похоже, забыли: лишение людей выбора ОТ стимулирует роста и автовладения, и автопользования. Проще говоря, если пришедший на смену маршрутке автобусный маршрут будет людям неудобен - многие пересаженные в большие автобусы пассажиры захотят купить машину и получить права, а пользующиеся маршрутками автомобилисты просто пересядут в личные автомобили.
Сколько таких людей будет - 10%, 20% или 30% от числа пассажиров маршруток - зависит от многого. Но что это произойдет, я не сомневаюсь. Потому что о мере отмены маршруток миллионы людей получат снижение скорости, снижение комфорта, отмену некоторых маршрутов, унизительно-долгий на многих маршрутах вход через турникеты.

Потому предложение к Департаменту транспорта и Правительству Москвы: господа, не ломайте то, что работает! Попытки "причинить добро, нанести пользу и подвергнуть ласкам" приведут к тому, что на дорогах Москвы вместо тысяч маршруток внезапно окажутся десятки тысяч, а то и сотня тысяч новых автомобилей в сутки. Результат окажется противоположный желаемому: личное авто-пользование вырастет, пробки увеличатся!

И не говорите потом "мы не ожидали, нас не предупреждали".


  • 1
Старая песня о главном: "давайте уберем конкуренцию, тогда монополист станет эффективен и все пересядут в ОТ, и все будет всем счастье". Это утверждение мировой и российской практикой опровергается. И это ни разу не забота о человеке. Это забота о барышах монополиста-перевозчика. В результате отмены маршруток часть людей "проголосуют ногами", то есть купят личный транспорт или пересядут в имеющийся. Делать вид, что этого не будет - как минимум наивно.

Вы так говорите о конкуренции, как будто в ней есть что-то хорошее. Транспорт есть инфраструктурная отрасль, а в инфраструктуре честной конкуренции никогда не было и не будет.

Замена газелей и прочих недогрузовиков на приличные автобусы при снятии турникетов приведет к росту комфорта и неиллюзорному благу пассажиров. При этом частным перевозчикам никто не будет мешать подписывать заказы с городом на обслуживание маршрута, к слову.

Конечно, в конкуренции есть много хорошего. Конкуренция стимулирует шевелиться и быть лучше. Отсутствие конкуренции "стимулирует" сидеть за .опе ровно, надувать щеки, за повышение качества товаров и услуг не бороться, цену завышать.

Конечно, конкуренция должна быть честной. Потому я за 100% уплату налогов маршрутчиками, за соблюдение ими ПДД и норм трудового законодательства - и у государства есть все возможности этого добиться. Я также за замену Газелей на Спринтеры, Транзиты и прочие приличные автобусы - и в Москве эта замена уже в основном проведена.

Снятия турникетов - не планируется. Повышения скорости больших автобусов - не будет. Увеличения количества сидячих мест в них - не будет. Возможность остановиться в нужном месте (не на остановке) - отвергается даже для "автобусов малой вместимости". В этих условиях слушать про "неиллюзорное благо пассажиров" мне просто удивительно.

Что интересно, практически никто из противников маршруток не захотел вчитаться в таблицу. А там по пунктам конкретные факторы, по которым люди выбирают маршрутки. Если вы с ними несогласны, это причина для вас выбрать большой автобус. Но это не причина объявлять идиотами всех, кому маршрутки удобнее, и пытаться им навязать другое, якобы "правильное" понимание.

Таблица сама по себе по порочному принципу составлена - раз, при составлении инфраструктуры никакой конкуренции допускать не следует - два. Потому что это инфраструктура, она должна работать как единое целое, пусть и под воздействием живительных пинков. Конкуренция имеет смысл там, где есть рынок, а в пассажирских и дорожных перевозках рынка не было и не будет.

Снятие турникетов - будет, просто из чувства самосохранения. Потому что иначе весь этот департамент просто съедят намертво.

В таблицу сведены все базовые потребительские свойства и их уровень у всех видов транспорта. Какие свойства кому важнее, каждый сам решает.

Наличие маршруток - как раз и есть живительный пинок для МГТ. Они и возникли именно на волне неспособности удовлетворить спрос со стороны МГТ. А какие еще пинки возможны, интересно? Вот вы знаете, что МГТ до сих пор категорически не любит и не умеет перебазировать подвижной состав из парка в парк? То есть если есть явный избыток автобусов на одном маршруте одного парка при недостатке на другом, ни МГТ, ни ДТ не могут взять и перебросить автобусы из парка в парк. Потому что руководители парков против.

Частники такие вопросы решают одним днем. Взял и перебросил.

Или вот диспетчерские. Вы знаете, что из Тушино в Митино один из автобусов ходит с высадкой всех пассажиров посреди маршрута? Потому что ему с Волоколамки надо заехать к диспетчерской, сделав крюк. Добрые водители не высаживают, просто делают крюк с пассажирами. И потерей ими 10-15 минут. Зачем? А потому что порядок такой со времен СССР. Нельзя не отметиться в диспетчерской.

Это тоже для удобства людей сделано, да?

А теперь представим: человек ездит тем же маршрутом на маршрутке, разумеется без этих бредовых петель и высадок. И тут - та-там! - хрен вам маршрутку здрасьте, пожалуйста в автобус, с высадкой и петелькой. Все для людей, чего там.

Вот этот бредовый порядок отменить тоже маршрутки мешают? Или все же тараканы в заскорузлых головах некоторых старых пердунов в МГТ? Кстати, местные уже обписались в МГТ по этой проблеме. Хрен те чего сделали.

Про снятие турникетов говорят уже 3 года, пока никаких четких планов нет. Конечно, каждый вправе верить в светлое будущее. Я вот не верю, что это в ближайшие 2-3 года случится. А чувство самосохранения некоторым как-то имеет свойство отказывать, когда перед глазами Деньги :(

>Наличие маршруток - как раз и есть живительный пинок для МГТ

Ок, я понял. Вы в это искренне верите. Жаль, я надеялся услышать аргументы.

В ответе масса примеров кривой работы МГТ, никак не связанной с маршрутками.
Жаль, что вы предпочли их не заметить (

Я как раз не спорю, что МГТ мог бы работать сильно лучше. Этому мешают как объективные (деятельность Хуснуллина), так и бюрократические (вы их перечислили) причины. При этом МГТ является не коммерческим, а инфраструктурным предприятием, фактически это такая коммунальная служба уровня города. Это значит, что его деятельность не может и не должна регулироваться конкуренцией. Конкуренция допустима на самом низовом уровне - обслуживание маршрутов. Расписание движения и выбор транспортного состава, равно как и оплата проезда - не должны отдаваться в частные руки ни в каком раскладе, поскольку это приводит к фрагментации системы и, соответственно, снижению качества её работы. Для улучшения же работы МГТ надо пинать и, возможно, реформировать МГТ, а не пытаться воздействовать внешними причинами, поскольку МГТ является, еще раз, не частной лавочкой и решает не задачу максимизации прибыли, через которую можно надавить на частных лиц, а выполнение социального заказа на перевозки. Т.е. решается проблема через органзиацию живого отслеживания транспортных потоков, регулярного пересмотра маршрутов и улучшения возможностей движения маршрутного транспорта (выделенки).

При этом потребительских преимуществ, кроме частого выпуска в час-пик, маршрутки не имеют - среднезагруженный автобус, если вычесть время на дурникет, имеет близкую маршрутную скорость при существенно бОльшей безопасности.

Edited at 2013-12-18 08:52 am (UTC)

24-ка Нахабино - Нефедьево. Ходил 1 автобус раз в 45 минут. Потом туда пришла маршрутка, автобусов стало 2 в час, добавилось два автобуса из Красногорска.
833К Чернево - Опалиха. Когда МосГорТранс прочухал, что из Чернево в Павшино с утра 833 практически никому не нужен прошло несколько лет.
На социально значимом автобусе нельзя уехать из музея-усадьбы Архангельское или дер. Захарково до метро. А на маршрутке 151 можно и до Тушино и до Строгино :)

Edited at 2013-12-18 05:25 am (UTC)

Маршрутки, дублирующей указанной маршрут не существует в природе.

гы. 22ой ныне коммерческий.
как не ходил нихрена, так и сейчас не ходит. Никакой видимой глазом разницы. Получасовые интервалы и скорость 5-7 кмч - остались.

лето. +25, я с дитём еду из Зоопарка в 95й рогатом. Он меня радостно информирует - за бортом +25 в салоне +35. Ну сто при заявленном интервале 9 минут, он на конечной стоял минут 10 это мелочь.
Но вот он приходит к Беговая 32, вырубает всё и молча уходит. И где-то ходит минут 10. Лето, солнце, в салоне +35 и закрытые двери. Водитель ушёл. То ли посрать, то ли в домино поиграть, то ли сдать смену и пойти домой...
Хорошо хоть открыта передняя дверь. Перелезаю через турникет, выношу ребёнка на улицу. Эта сука возвращается и пытаетс не пустить меня в троллейбус - "это вам не остановка, тут выходить не положено"
Видимо надо было сделать вентиляцию тупо разбив стекло.

  • 1