Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Пробки на МКАД: симптомы и курс лечения
crusandr
Почему стоит МКАД, несмотря на свои 10 бессветофорных полос? И что с этим делать?
Наверняка эти вопросы задавал себе чуть ли не каждый водитель, хоть раз отстоявший в многочасовой пробке на МКАД.

Одной из причин иногда называют «слишком частые съезды-заезды»
Разберемся, так ли это. Вот карта съездов на 2011-й год из исследования Probok.net по постам ДПС на въездах в Москву. Въездов здесь 49.
карта въездов-выездов (МКАД)

За полтора года открыто 4 новых: второй выезд из Куркино и дублер Дмитровского шоссе плюс 2 связки, пробитые усилиями Probok.net – проезд под МКАД на 18 км и мост через МКАД на 87-м км. Итого их стало 53. Поделив 109 км (длина МКАД) на 53, получим в среднем 1 въезд/выезд на 2,05 км. Что вполне в рамках мировой практики для магистралей в агломерациях.

Конечно, распределение съездов неравномерно: в среднем 1 съезд на 1,7 км в западной части и 1 на каждые 3,4 км в восточной части МКАД. Но практика показывает, что при расстоянии между развязками 1-1,5 км проблем с пересечениями потоков не возникает, а правоповоротные съезды допустимы и чаще. Так что "частота" съездов-въездов не при чем. Напротив, в восточной части города их явно не хватает.

Каковы же причины пробок на МКАД?
Их, как всегда, много. Следует вспомнить и массу торговых центров вдоль МКАД, и плохую связность дорог в Москве и области вдоль МКАД. Нарушения ПДД и отсутствие мест аварийной остановки. Большое число большегрузов вообще и их «пробуксовка» зимой в частности.
Картинки кликабельны
1-1 2-1 3-1


Все это верно. Но есть и еще одна группа причин, и она, пожалуй, будет самой главной. Это плохая организация съездов и развязок на МКАД. Составляющие проблемы:

1. Клеверные развязки не справляются с нагрузкой и «самозапираются»
Прежде всего это относится к развязкам с крупными вылетными магистралями. Причем чем шире магистраль в области и в Москве, тем проблема серьезнее. Усугубляет проблему и отсутствие полос разгона-торможения.

Как это происходит, покажем на примере клеверной развязки МКАД с М4 «Дон» и Липецкой улицей. На схеме видна пробка на «лепестке клевера» с М4 из области на внутренний МКАД. Ожидающие очереди на въезд встают в несколько рядов и практически блокируют прямой проезд в Москву. Дальше стоящие в пробке начинают мешать съезду с МКАД в Москву (им приходится «просачиваться», пробка на съезде переходит на МКАД, на МКАД водители тоже встают в 3-4 полосы и далее по цепочке.
Самозапирание клевера

Что интересно, этот затор наблюдается большую часть времени, даже когда МКАД свободен. Его причина - в малой пропускной способности левоповоротных лепестков клевера (около 1000-1200 авто в час). Этого достаточно, когда на пересекающей магистрали по 2 бессветофорные или 3 светофорные полосы в каждую сторону. Когда число полос достигает 4-х в одну сторону, а трасса становится бессветофорной, спрос растет до 1500-2000 авто в час. Неудивительно, что здесь пробка почти всегда.

2. «Медленные» потоки съездов и въездов никак не отделены от «быстрого» основного хода
Говоря научным языком, на МКАД нет разделения проезжих частей на транзитную и коллекторную. Это само по себе тормозит правую полосу даже без заторов, а в сочетании с массой нарушителей, желающих объехать пробку, еще и 1-2 соседних полосы.

Как возникает эта проблема, мы уже увидели выше. А вот иллюстрация последствий на примере развязки Каширского шоссе с Коломенским проездом. Из-за этого эффекта на Каширском шоссе вечером возникает пробка в сторону центра до развязки, а после нее все свободно:
Самозапирание развязок

Эффективных административных средств борьбы с этим нарушением пока не придумано.

3. Близко расположенные от развязок с МКАД светофоры на улицах и магистралях
В ряде случаев светофор расположен практически на самой развязке. Самый яркий пример ляпа – перекресток Осташковского шоссе с Северодвинской улицей и Студеным проездом, который уже лет 10 собирает многокилометровый хвост по внешней стороне МКАД, а теперь стал иногда собирать и по внутренней. Кстати, на внешней стороне клевер «расшили» до 2 рядов со стандартного 1, а недавно нечто подобное сделали и с внутренней стороне МКАД. Но светофор и пост ГАИ все эти труды свели на нет.

Я большой сторонник светофоров как отличного способа управления движением. Так, Probok.net в 2012-м году предложил ЦОДД установить 50 светофоров для безопасности и удобства пешеходов, улучшения дорожного движения.
Но когда светофор запирает движение на МКАД, создавая проблемы десяткам тысяч человек ежедневно – очевидно, что надо что-то делать, и делать срочно.

Осташковское шоссе – не единственное место с подобной проблемой. То же самое наблюдаем у въезда с МКАД в Строгино и еще много где.
Осташковское Строгино


Что планируют сделать власти?
В проекте планировки МКАД, который готовится в Москомархитектуре и НИиПИ Генплана, предусмотрены средства борьбы со всеми тремя причинами.

1. Почти все клеверные развязки реконструируют, достроив эстакадные направленные съезды
Примерно как это сейчас сделано на развязках с Новорижским, Ленинградским, Ярославским, Варшавским шоссе:
Картинки кликабельны
9-1 9-2 9-3 9-4


Вот так выглядит в 3D-виде развязка Ярославского и МКАД:
10
Спасибо Airpano.ru за красоту.

2. На всех развязках, а также в местах прочих съездов, появятся "коллекторно-распределительные" боковые проезды
Они будут физически обособлены от основного хода МКАД. Как правило, они будут начинаться за 100-300 метров до развязки, а заканчиваться через 100-300 метров после. Это позволит:
- обособить перестроения и толкотню в правых рядах от прямого скоростного хода
- устранить массовые нарушения ПДД, физически отгородив боковые проезды небольшой ширины.
Сейчас нечто подобное построено на «свежей» развязке – выезде из Куркино. Правда, здесь преимущества боковых проездов оценить сложно - развязка сравнительно малозагруженная и простая, сделана тоже «с запасом»:
11

3. Близко расположенные от мест съезда светофоры на улицах и магистралях уберут
Именно по этой причине при реконструкции Каширского и Варшавского шоссе были построены в первом случае - разворотный тоннель, во втором - разворотная эстакада. Многим (и мне в том числе) интуитивно кажется, что эти объекты не самые нужные, т.к. пробок из-за этих светофоров сейчас нет. Но надо понимать, что это сделано "с запасом" на перспективу 2-5 лет (реконструкция развязок на МКАД и повышение трафика на самой радиальной магистрали).

Вот уже сделанное на Варшавском и Каширском вблизи МКАД:
Картинки кликабельны
Разворотная эстакада на Варшавском Разворотный тоннель на Каширском


Что с реализацией?
Ближайшие на очереди в реконструкцию - развязки в южном секторе МКАД, как одном из наиболее проблемных. Сроки – от 2 до 4-х лет. Как это будет выглядеть, видно на схемах ниже (кликабельны). Схемы сугубо предварительные, из «проекта проекта планировки» от НИиПИ, по состоянию на август 2012. Итоговые проекты могут (и наверняка будут) отличаться!

Развязка МКАД с Ленинским проспектом и М3:
12-5-Ленинский

Развязка МКАД с проездом Карамзина (выход на Севастопольский):
12-4-Карамзина

Развязка МКАД с Липецкой улицей и М4:
12-3-Липецкая

Развязка МКАД с Каширским шоссе:
12-2-Каширка

Развязка МКАД с с Волгоградским шоссе и М5:
12-1-Волгоградка

Хватит ли этого для полного исцеления МКАД от пробок?
Полагаю, это решит большинство проблем МКАД. Но чтобы окончательно избавиться от пробок на Московской кольцевой, нужно будет решить еще как минимум 4 проблемы:
- Улучшить связность дорожной сети на периферии города
- Придумать, как и куда быстро и в законном порядке убирать аварийные машины с проезжей части
- Забороть явление «обочинного объезжазма»
- Реконструировать Малое бетонное кольцо (и построить ЦКАД, коль скоро решили это делать)

Но об этом в другой раз.

По Ленинскому вот тут много красивых картинок, в том числе развязка с МКАД: http://moya-moskva.livejournal.com/3809447.html

Картинки там есть красивые, а пост по ссылке ангажированный: опять сказки Венского леса по "прекрасный трамвай в центре Ленинского" и злой ДС )

Edited at 2013-03-25 08:36 am (UTC)

А почему у вас в основном юг и запад?
Сильно нужно что то делать с развязкой М-7 и МКАД-а, ибо идиотская организация в область съездов тормозит намертво и МКАД и само горьковское шоссе.

Вообще в планах реконструкция практически всех клеверных развязок.
По развязке МКАД с М7 пока проект планировки еще только разрабатывается.

Вот что бы ни делать, лишь бы не открывать второй выезд из Ясенево.

Почему же? Обратите внимание на картинку с Карамзина - как раз таки будет строиться второй выезд из Ясенева. И въезд тоже.

по поводу развязки на Куркино:
1. съезды-заезды НЕ отделены от основного потока
2. даже на картинке видно, что съехав КАК БЫ на съезд в Куркино, можно вернуться обратно на МКАД

это превратило эти съезды-заезды просто в уширение МКАДа в этом месте :(

1. Как это "не отделены"? Сам ездил. Конечно, рано или поздно "отделение" заканчивается.
Но на эстакаду с проезжей части основного МКАД нельзя заехать, только через дублер.
2. Да, можно. Объезжазм неистребим ) Впрочем, если пробку на МКАД побороть, объезжастов не будет за ненадобностью.

Забороть явление «обочинного объезжазма» - невероятно нужно, соврешенно невыполнимо. по крайней мере, пока полиция не начнёт за это штрафовать, а не демонстративно отворачиваться

Хороший анализ, однако пример Химок показывает, что если пятиполосная магистраль упирается за МКАДом в узкую трехполосную, которая принимает еще поток, поворачивающий с МКАДа, да еще заторможенная полосой для ОТ, то смысла в этих чудо-развязках будет мало: пробка просто-напросто будет начинаться ДО того, как машины смогут въехать на эту развязку

Это тоже верно, потому реконструкция Ленинградского сейчас в проектировании тоже.
Там, правда, есть проблема с концессионным соглашением по платке Москва - СПБ: по нему НИЗЗЯ увеличивать пропускную способность бесплатной трассы более чем на 10% :(.

Приведу пример: внешняя сторона мкада перед щелковским шоссе начала стоять после бесконтрольной застройки Балашихи, Щелково, застроены медвежьи озера и все это на узком Щелковском шоссе. Как не переделывай развязки деться некуда. Нужны бессветофорные вылетные магистрали до первой, а желательно второй бетонки, где плотность застройки и населения падает.

Нужен мораторий на новое строительство, но деньги правят, а люди тупы.

Лепестки встают во многом из-за того, что 1. нет полос разгона 2. во время интенсивного движения по МКАДу обочина превращается в полноценный ряд, причем едут по ней отнюдь не только те, кому надо свернуть вправо на ближайншем съезде. Причем навести с этим порядок вполне реально. Камеры могут штрафовать за езду по обочине также как и за выделенки в городе. Даже имеющиеся Стрелки вполне можно настроить ещё и на ловлю "обочечников". Плюс можно сделать каждые 300-400 метров на обочине заграждения, не дающие возможность сквозного проезда. Вообще, функция обочины - место для остановки аварийного транспорта и проезда оперативных служб. И наказывать за это надо не менее строго, чем за выделенки. По крайней мере пока у народа тяга к езде по обочинам не отпадет. Это кстати не только МКАДа касается.

Есть способ проще. Поставить бетонные блоки через 100 метров. Естественно покрасить светоотражающей краской, чтобы заметны были.

- Забороть явление «обочинного объезжазма»

Давно писал Шумскому, но он не ответил. Мера дешевая, но довольно эффективная, вспомните "Бутовского Санту"
Предлагаю около развязок, а лучше по всему МКАДу сделать на обочинах "лежачих полицейских". Не только развязки поедут, но и аварийность снизится. Каждый день наблюдаю на внешнем МКАД перед Волоколамкой в правом ряду аварии.

Re: - Забороть явление «обочинного объезжазма»

Гост сначала править нужно. Сначала учите нпа, потом предалгайте.

- Улучшить связность дорожной сети на периферии города
- Придумать, как и куда быстро и в законном порядке убирать аварийные машины с проезжей части
- Забороть явление «обочинного объезжазма»
- Реконструировать Малое бетонное кольцо (и построить ЦКАД, коль скоро решили это делать)


Ерунда:

Снести ТЦ на внешних и внутренпих радиусах, тогда будет профит.

Или заезды в них разрешить только от развязок.

Ведь обозначенная в начале поста проблема не в частых съездах с развязками, а во всех остальных съездах к рынкам, ТЦ, автосалонам. Вот где собака зарыта.

Забороть явление «обочинного объезжазма» - какие сдвиги в этом направлении? ГИБДД, по-моему, этот тип нарушения вообще не волнует.

Проблема как бы не в том, что развязки плохие, а в том, что каждый вечер добрый дядя с жезлом перекрывает нафиг 3 полосы из 5 в районе рублевки.

Кстати да, об этой трабле ни слова.

ТЦ на МКАДе изрядно собирают траффик, если там нету нормального въезда

По моим наблюдениям куда как больше тормозят МКАД съезды НАПРАВО, а не налево, из-за низкой пропускной способности вылетных магистралей на территории области
Посмотрите, как едет внешний МКАД от Алтуфьево до Дмитровки - тормоза круглые сутки из-за попытки съехать в область на тугую и засветофоренную дмитровку

Интересно, кто ездит по мкадовским ТЦ в рабочее время.

Мне вообще интересно кто в таком количестве ездит по Москве в рабочее время

Это всё прекрасно конечно, но когда рядом с МКАД делают какой-нибудь рынок, а съезд к нему представляет просто дырку в отбойнике (типичный пример "Садовод"), то все эти гигантские средства вбуханные в строительство развязок, будут фактически выброшены на ветер.

?

Log in

No account? Create an account