Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Москва: секреты дорожного строительства
crusandr
Мы с Сашей Шумским proboknet часто пишем про дорожное строительство в Москве. И нас регулярно спрашивают, какие дороги и когда в Москве будут строить, просят выложить проекты, уточнить сроки реализации.

Казалось бы, вся информация о дорожном строительстве открыта. Все дорожные стройки есть в трехлетней Адресной инвестиционной программе (АИП); работает портал стройкомплекса и сайт Департамента строительства, проекты разных объектов регулярно освещаются в СМИ. Тем не менее, разобраться с дорожным строительством в Москве очень сложно не только любителям, но и специалистам. Почему так? Думаю, дело в особенностях информации о дорожном строительстве [Читать подробнее]1. Дорожно-строительных объектов в Москве очень много
В работе Департамента строительства около 150 только крупных дорожных объектов («титулов»). А всего титулов более 200!

2. Дорожно-строительные объекты очень разные
Строители возводят новые развязки и реконструируют существующие, строят новые дороги и реконструируют существующие, работают с отдельными эстакадами или целыми хордами. А еще есть подземные и надземные переходы (иногда строятся при реконструкции магистрали, а иногда «отдельным титулом») и дороги в рамках жилищной застройки микрорайонов. Некоторые объекты разбиваются на этапы.

3. От замысла до готовой дороги стройки - 9 стадий!
Как правило, большинство узнает о стройке только после начала строительных работ. Но «выходу на объект» предшествуют 2 больших стадии:
- Проект планировки. По этому «проекту» не строят. Это, грубо говоря, систематизированное описание характеристик и трассировки будущей дороги, ее «увязка» с соседними дорогами (существующими и перспективными), учет «правовых последствий» строительства (от имущественных до экологических). Проект планировки разрабатывается на каждый «титул», затем проходит общественные слушания и утверждается. Итого 3 итерации.
- Разработка рабочей документации (на сленге строителей – ПСД, «проектно-сметная документация») – следующая стадия, без которой стройка невозможна. Она тоже включает 3 итерации: проведение конкурса на разработку ПСД -> собственно проектные работы и согласование со всеми инстанциями -> готовый проект. Обычно самым долгим является этап разработки и согласования. Но бывает, что и проведение конкурса растягивается на годы. Именно так случилось с многострадальным первым участком Южной рокады (от Варшавского шоссе до Пролетарского проспекта).
- Наконец, само строительство (на сленге строителей – СМР, «строительно-монтажные работы») тоже включает 3 итерации: проведение конкурса, сами строительные работы (которые длятся несколько лет), сдача-приемка объекта.

4. АИП постоянно корректируется и пересматривается.
В программе появляются новые объекты, старые то удаляются, то возвращаются. Переносятся сроки строительства и проектирования. Меняются суммы, закладываемые на каждый из титулов (в обе стороны). А раз в год меняется редакция программы: например, скоро АИП 2013-2015 сменится на АИП 2014-2016.


Но главная проблема: в АИП публикуются только "титулы" - названия объектов. Единого, полного и открытого хранилища схем дорожных проектов просто нет! Никакой секретности в схемах нет и никто специально их не скрывает. Но чтобы найти каждый из них, нужно знать, как объект называется, где именно искать и к тому же постоянно «мониторить» появление новой информации... в общем, быть фанатом дорожного строительства.

Особенно плохо дело с информацией о точечных объектах, повышающих связность дорожной сети на периферии Москвы. Их названия в АИП разнообразны и косноязычны, а сами эти объекты раскиданы по всей программе! Неудивительно, что 99% жителей об этих стройках ничего не знает. Это позволяет некоторым демагогам утверждать, что связностью Правительство Москвы не занимается вовсе. – хотя в АИП предусмотрены десятки новых мостов, тоннелей и наземных дорог в секторе от ТТК до МКАД (и за МКАД, в «Новой Москве»), а некоторые уже строятся.

Официальная информация: красиво, глобально… и мало
На портале стройкомплекса можно скачать вот такую перспективную карту дорожных строек Москвы (кликабельно).
UDS01_sm

Увы, из этой схемы можно получить лишь самое общее представление о примерном расположении дорожных объектов Москвы и трассировке наиболее крупных из них. Никакой детализации нет. Устарели даже сроки строительства, указанные на схеме и на титулах!
Взять хоть крайне нужную эстакаду Подольских Курсантов – Элеваторная, которая позволила бы связать районы Бирюлево-Восточное и известное ныне всему миру Бирюлево-Западное. Ее не построят в "2013-2015" годах, как указано на странице! До 2015 года ее строительство не только не закончится, но едва ли и начнется: этот объект спроектировали, но строительство из последней редакции АИП выбросили.

Еще на портале есть красивая презентация, которая дает некоторое понятие о глобальных задумках строителей, но не прибавляет конкретики.

Единственный детализированный раздел портала посвящен реконструируемым магистралям Москвы. В меню справа общий обзор по каждой из них, а в разделе «Информация для профессионалов» проекты организации движения (ПОДы). Но это всего десяток проектов из двух сотен!

Вот примеры «широко неизвестных» дорожных строек Москвы
Пример 1. Многие ли знают, что означает титул "Северо-восточная хорда. Транспортная развязка на пересечении с Фестивальной ул."? А это очень нужная эстакадная связка улиц Фестивальная и Талдомская через ж/д пути! Причем она уже строится:
Фестивальная---Талдомская_s

Пример 2. Что вы подумаете, прочитав титул "Строительство автодорожного путепровода с закрытием переезда на 16 км участка Москва - Рижская - Нахабино в створе Сходненского тупика" и посмотрев на карту СЗАО? Наверное, что тупиковый «гаражный» ж/д переезд поменяют на ведущую в тупик же эстакаду? Ничего подобного: строиться будет, ни много ни мало, связка Волоколамского шоссе со Сходненской улицей и Западным мостом, то есть альтернатива улице Свободы!

Схема из проекта планировки:
Эстакада-Сходненский-тупик_

Строительство запланировано на 2014-2016 гг. За счет этой связки будет ликвидирован "дорожный парадокс", поданный Probok.net еще в 2011 году, будет открыта Сходненская улица:
сходненская

Судя по схеме, до кучи еще и Тушинскую улицу должны наконец-то соединить.

Пример 3. Про Северо-западную хорду слышали, наверное, практически все. Про то, что улица Рябиновая станет ее частью, знают меньше. Но кто знает, что скоро улицы Рябиновую и Проектируемый проезд №1980 (продолжение Никулинской) соединят тоннелем под ж/д путями?
Рябиновая1

Этот проект спрятан за громоздким титулом "Тоннель под Киевским направлением МЖД с организацией боковый проездов со стороны Рябиновой и Большой Очаковской ул." Неудивительно, что про него почти никто не знает! Между тем, в результате прямой доступ к Северо-западной хорде, минуя МКАД и Аминьевское, получат жители Юго-запада, Мичуринского проспекта, проспекта Вернадского. А через ул. Миклухо-Маклая до СЗХ можно будет доехать по прямой аж от Севастопольского проспекта! Судя по АИП, эта стройка может начаться через пару лет.

Пример 4. Недавно началась реконструкция моста над МКЖД на Ленинградском шоссе. Этот 8-ми полосный мост - одно из главных бутылочных горлышек Ленинградского шоссе, после реконструкции он станет 10-ти полосным. Он тоже «широко неизвестен».
Реконструкция-путепровода-н

(Кстати, по этому мосту у меня к стройкомплексу вопрос. Общеизвестно, что проблемы на Ленинградском шоссе есть на обоих узких мостах – и над МКЖД, и на мосту Победы. Почему первый реконструируют, а второй – нет? Заранее и с уверенностью могу сказать: эффект от реконструкции лишь одного моста будет небольшим.)

Портал Roads.ru: много, качественно… и сложно
Как ни странно, наиболее полную информацию по дорожным стройкам Москвы сейчас можно получить на дорожном некоммерческом портале Roads.ru, который не связан ни со стройкомплексом, ни с Правительством Москвы. Прежде всего – на форуме Roads.ru. Участники форума сами находят и выкладывают проекты, обсуждают этапы и особенности их строительства, делятся фотографиями. Что ценно, тут можно не только найти схемы, но и обсудить их, причем в обсуждении участвуют и строители-профессионалы. Портал Roads.ru для нас дружественный и даже партнерский: здесь работает отдельный форум Probok.net по сбору предложений.

Однако структура любого форума – вещь специфическая и не очень удобная для поиска и хранения больших объемов информации. Чтобы разобраться в схеме, сроках и особенностях каждого проекта, подчас нужно просмотреть десятки и сотни "веток", в каждой может быть от нескольких десятков до нескольких сотен сообщений. Нужно также разбираться в структуре объектов дорожного строительства, в титулах и других нюансах. Поэтому и этот способ – не для всех, а только для наиболее увлеченных дорожным строительством.

Probok.net + Roads.ru: новое решение
Мы в Probok.net вместе с коллегами с Roads.ru решили найти такое решение, чтобы любой желающий мог найти интересующую информацию по дорожному строительству в Москве быстро и просто. В том числе найти и изучить схему каждого объекта; узнать, на каком этапе он сейчас; является ли новой дорогой или реконструкцией старой; как менялся статус объекта в разных редакциях АИП; какие компании его проектируют и строят.

И мы такое решение нашли. Результаты – в следующем посте.

  • 1
АИП уже не актуальна, так как принималась до выборов Собянина

Классная идея, очень поможет и простым людям и в профессиональной деятельности. К примеру, сейчас моя компания вынуждена самостоятельно миниторить интернет и искать изменения АИП и информацию со строек, чтобы понять текущую ситуацию.

Господин Мухортиков, а какой смысл в расширении мостов на Ленинградке, если все это упрется в трехполосный тоннель?

Г-н Золотой Кок.
- В сторону центра 2 ряда (4-й и 5-й) выводятся в центр через боковой проезд справа и дублер Ленинградского.
- В сторону области вообще ничего никуда не упрется.

Я по Ленинградке езжу периодически, в тоннель идет 90% потока, в боковые проезды никто сворачивать не будет. За N миллиардов переместится пробка от моста до тоннеля.

Тому есть 2 причины.

Первая: поток в центр ограничен мостом Победы. С учетом малой ширины и моста, и Ленинградки за ним, усугубляемой выделенкой и перестроениями, спрос сполна удовлетворяется тоннелем в центр. Если нет затруднения, зачем куда-то еще перестраиваться? Расширят мост - спрос увеличится, "сброс" направо вырастет.

Вторая: плохая навигация и невнятная ОДД в этом месте. Поворот правее воспринимается как уход куда-то в сторону. Если сделать явным, что поток на боковой проезд правее тоже в центр на Ленинградку, поедут за милую душу.

А про перемещение пробки за N миллиардов - это как раз и есть мой вопрос стройкомплексу про реконструкцию лишь одного моста через МКЖД, которая уже начата. Если уж расширять, так расширять оба.

Это вовсе не "плохая навигация и невнятная ОДД в этом месте", а корявая реконструкция, которую рисовали неучи. Взяли за константу три полосы и придерживайтесь их. Поставьте в этом месте хоть билборд с указателем, всё равно все в тоннель будут ломиться. А если и не будут, то общая сумятица у него все равно вызовет пробку. Сейчас у войковской есть функция дросселя, а что будет дальше - страшно представить.
И вообще, если следовать вашей логике, то на Маяковке у тоннеля (на внешней стороне Садового) тоже не должно быть пробки, ибо какие-то ряды сворачивают на разворот, но, блин, как пробки может не быть, если там шесть рядов в три?

странно, на первой схеме нет никакой стройки на рязанке в районе Ашана. а она есть...

Я и говорю - устарела эта схема.

Это реконструкция Рязанского проспекта, которая отмечена номером 109 (причем в районе эстакад кружочки запилили). Все там есть.

Там не только сроки устарели.
Аэропорт Остафьево нарисован на схеме не там, где он находится на самом деле! Нарисовано, что синяя кривулька от Калужского шоссе якобы приходит в аэропорт. А чтобы действительно соединить его с Калужским шоссе, надо построить хотя бы одну из двух предложенных нами связок Бутово - Остафьево (через Щиброво) и Воскресенское - Остафьево (а лучше обе). Но эти связки строить не хотят.

Edited at 2014-02-13 08:40 am (UTC)

> в разделе «Информация для профессионалов» проекты организации движения (ПОДы).

Кстати, эти ПОДы по ссылке устарели и не соответствуют тому, что реально строится.

Ждем решения

Здорово! Почёт и уважение вам! Удачи вам в обновлении такой непростой информационной базы, надеюсь, Депстрой как-то пойдёт вам навстречу и будет предоставлять данные.

Исправление дорожного парадокса за пять лет порадовало, напомнило историю "Пока я стоял в очереди на льготную ипотеку по программе 'молодая семья', моя семья перестала быть молодой". Безумно долго.

5 лет для такого парадокса - это вообще ничто. По сравнению с 40-ка годами существования моста, ведущего в тупик. Дай-то Бог, чтобы сроки не съехали. Хотя до ЧМ-2018 всё равно сделают. Так что по пессимистским вариантом берём 7 лет.

Edited at 2014-02-13 09:55 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account