Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Плата за проезд в общественном транспорте снова растет!

image12578479_7503dc12caf55213b42eacec96e32f2b
Совсем недавно москвичи бурно обсуждали повышение тарифов на проезд в общественном транспорте с января 2014 года. Тогда Департамент транспорта повысил стоимость билетов на 1 и 2 поездки с 30 до 40 рублей и с 60 до 80 рублей соответственно, но сохранил неизменными стоимость многоразовых билетов, абонементов и проезда по карте «Тройка». Многие возмущались резким повышением, другие резонно возражали: во-первых, «чаще ездишь – меньше платишь», а во-вторых, «купи карту Тройка и езди по 28 рублей».

И вот, не прошло и полугода, как на сайте Департамента транспорта появилось сообщение, что тарифы снова вырастут! Причем на этот раз удар придётся именно по постоянным пользователям общественного транспорта. Так, единый билет на 11 поездок, который сейчас стоит 300 руб., будет стоить 320 руб. Популярный билет на 20 поездок вместо 500 рублей будет стоить 540 руб. Повысят в цене и абонементы, которыми пользуются наиболее «лояльные» пассажиры: сейчас безлимитный билет на все виды общественного транспорта на 30 дней стоит 2200 руб., а будет стоить 2350 руб. Кому интересно, могут ознакомиться с полной версией всех изменений в проекте постановления региональной энергетической комиссии.

В связи с происходящим отмечу вот что.
edini

Первое. Рост тарифов нарушает обещание главы Департамента транспорта М.С. Ликсутова не повышать стоимость «длинных» билетов в 2014 году. Это обещание он дал на пресс-конференции 13 декабря 2013 года. То же было повторено в сообщении на сайте Дептранса от того же числа: «В 2014 году изменятся тарифы проезда на общественном транспорте, вынужденное повышение тарифов не отразится на тех, кто пользуются «длинными» билетами».

Второе. Повышение тарифов на проезд происходит уже второй раз за год! Да, можно объяснять, что тогда было повышение цен на разовые билеты, а теперь на «многопоездочные». Но для людей это выглядит именно как второе повышение тарифов за год!
Ну ладно, повышение цен на 1-2 поездочные билеты еще можно обосновать стимулированием перевода «случайных пользователей» на карту «Тройка», что позволит метрополитену сэкономить на печати билетов и работе кассиров, а людям – не стоять в очередях. Но сейчас цены повысили для самой важной категории пассажиров – тех, кто регулярно и постоянно пользуется общественным транспортом! Хотя вроде бы очевидно: цены на билеты для этой категории пассажиров необходимо сдерживать при росте тарифов как можно дольше.


Третье. C этим повышением псу под хвост летит система удобных для расчетов и запоминания округлённых тарифов. Доподлинно известно: при формировании новой тарифной политики в 2013 году Департамент транспорта приложил немало усилий, чтобы убрать все «некруглые» суммы из тарифов, сделав цену многопоездочных билетов кратной 50 руб. и 100 руб. Посмотрите, какая красота тогда получилась:

Table

Теперь всё это уничтожается: ко всем тарифам добавляется 10-20-40 руб., что не добавит удобства пассажирам.

Четвертое. Повышение цен и на абонементы и билеты «90 минут» наносит удар по привлекательности наземного ОТ и вообще пересадок. Эти билеты, позволяющие в течение полутора часов совершить несколько поездок на разных видах транспорта, появились совсем недавно и стали серьезным фактором в пользу выбора ОТ для тех, кто делает несколько пересадок. Но ведь надо дать пассажирам время привыкнуть к тому, что поездка с 1-2 пересадками вовсе не означает доплату или оплату новой поездки! А пока каждая поездка в ОТ воспринимается как непременный дополнительный расход – не удастся ни «зайцев» победить, ни создать действительно эффективную и удобную сеть маршрутов наземного транспорта.

Наконец, пятое и главное. Повышая цены на билеты, Правительство Москвы бьет по объявленной им же политике приоритета общественного транспорта. Давайте честно признаем: ключевая задача транспортной политики сейчас не привлечь новых пассажиров в общественный транспорт (для этого еще слишком много требуется сделать!) и тем более – не «пересадить» в него автомобилистов насильно. Ключевая задача - удержать в ОТ существующих пассажиров, создав им комфортные условия, чтобы не было стимула пересаживаться на личный транспорт! Стабильные предсказуемые расходы – одно из таких условий. И вот его-то больше нет.

RIAN_00992102.LR.ru
В чём же причина столь внезапного и резкого повышения тарифов, вопреки обещанию тарифы не повышать? Помимо дежурных аргументов об инфляции, есть основания полагать, что одной из причин стала нашумевшая инициатива начальника Московского метрополитена Ивана Сергеевича Беседина. В мае 2014 года он обратился в столичный Департамент транспорта с просьбой о поднятии тарифов аж на 87,5%: дескать, только в этом случае метрополитен выйдет на окупаемость. Что самое смешное, больше всего этот «ход конем» подставил самого Ивана Сергеевича, дав повод серьёзно задуматься об эффективности его работы на занимаемой должности. Ведь еще в 2012 году метрополитен был прибылен! Это что же надо было сотворить с московским метро, чтобы через полтора года вогнать его в убыток - да в такой, что потребовалось почти двухкратное повышение тарифов?

Надо сказать, это не первая экзотическая инициатива Беседина. В 2011 году, едва приступив к работе на новой должности, Иван Сергеевич поручил проработать возможность введения в метро дневного «обеденного перерыва» на 2-2,5 часа! К счастью, эту задумку, почерпнутую из сохранившейся по сей день порочной совковой практики «технологических окон» на железных дорогах, вовремя задвинули. Видимо, оценили, каким транспортным коллапсом обернулось бы ее воплощение в переполненной столичной подземке.

Подводим грустные итоги. Вне сомнений, прошлогодняя реформа билетного меню – одно из самых успешных нововведений нынешнего Дептранса за время его деятельности. Это действительно не на словах, а на деле повысило привлекательность общественного транспорта и позволило многим пассажирам оптимизировать транспортные расходы.

Но теперь, повышая цены на проезд постоянным, долгосрочным, наиболее лояльным пассажирам, Департамент транспорта Москвы делает большой шаг назад. К сожалению, общественный транспорт в Москве все больше становится банальным бизнесом. И все меньше - государственной функцией и общественным благом.

ЗЫ. Пост подготовлен по материалам chek_pipinda

Tags: метро, общественный транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments