Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Как не запереть Садовое кольцо: «прямоход» Долгоруковская – М. Дмитровка


В декабре 2013-го Саша Шумский proboknet написал о новом запланированном властями светофоре на перекрестке Садового кольца, Долгоруковской улицы и Малой Дмитровки. Цель планируемого светофора – «спрямить» траекторию движения общественного транспорта – в частности, троллейбуса №3, который сейчас выписывает вот такие кренделя.
1

2Людям, далеким от организации движения, может показаться, что дело плевое. Подумаешь, светофор! Да их в Москве по 30-50 штук в год строят. Но конкретно здесь все совсем непросто.

Во-первых, мало кто помнит, но до середины 90-х светофор и прямой проезд между Долгоруковской улицей и Малой Дмитровкой уже был! А затем его убрали, организовав разделительный газон и «оттянутые развороты» под и над Садовым (справа фото перекрестка сейчас, взято у gelio: прямой проезд невозможен). Такое решение было вынужденным: поток с Долгоруковской уже тогда регулярно запирал Садовое кольцо! Это при тогдашних-то потоках и уровне автомобилизации. Отсюда первый вопрос: как при возврате "прямохода" не допустить запирания Садового?

Во-вторых, сейчас нет не только прямого проезда с Долгоруковской на Малую Дмитровку, нет и поворота с Долгоруковской улицы на Садовое кольцо в обе стороны. На внутреннюю сторону приходится выезжать через Оружейный переулок и «бутылочное горлышко» над тоннелем, на внешнюю – и вовсе через Краснопролетарскую улицу, предварительно повернув на ул. Палиха. А значит, второй вопрос: создавать ли эти повороты, как при этом настраивать светофор и как именно при этом "прорезать" газон.

В-третьих, в 300 метрах от перекрестка расположен светофор с Каретным рядом и Краснопролетарской улицей! По меркам магистрали 300 метров – это совсем рядом. Значит, надо увязать работу двух светофоров, существующего и новго, чтобы не «рвать» поток на Садовом и не рушить его пропускную способность двойной остановкой транспорта. Третий вопрос - в том, как это сделать.

Все эти вопросы крайне серьезные. О них нужно подумать и позаботиться заранее, до передачи узла в проектирование, на стадии предпроектных проработок. А значит, ДО рабочего проектирования разработать принципиальную схему организации движения и работы светофоров, да еще проверить ее, промоделировав. И делать это стоит не проектировщикам, а Центру организации дорожного движения! Потому что без ответа на эти вопросы невозможно ни учесть риски изменений ОДД, ни подготовить адекватное техническое задание на проектирование, ни оценить объем работ и затрат.

Не знаю, начинал ли ЦОДД эту работу. Во всяком случае, в публичном пространстве ее результатов пока нет. Потому, пока суд да дело, мы решили проработать узел Долгоруковской и Малой Дмитровки сами. Вот предлагаемая Probok.net схема организации движения.

3

Как мы бы ответили на первые 2 поставленных выше вопроса.
1. Прямой проезд c Долгоруковской и с Малой Дмитровки, как ни грустно, следует разрешить только общественному транспорту. Улица Малая Дмитровка слишком узкая (с учетом парковки всего по 1 полосе в каждую сторону) и даже сейчас не справляется с потоком с Садового кольца. Если же пустить на нее 2 или даже 1 полосу с Долгоруковской улицы, произойдет то же, что было здесь в 90-е, с поправкой на мощный рост трафика. Хвост с Долгоруковской улицы не будет успевать проезжать широкое Садовое кольцо и запрет движение на нем. Есть возражения и против общего прямохода в обратную сторону, с Малой Дмитровки на Долгоруковскую. Во-первых, будет сильно затруднен выезд направо с Малой Дмитровки на Садовое кольцо: с учетом парковки узкая проезжая часть М. Дмитровки не позволит организовать движение прямо и направо по разным полосам. Ну а фазу 4 (выезд с Малой Дмитровки, см. ниже) придется делать гораздо длиннее, тормозя Садовое кольцо.

Из-за особой важности Садового кольца важно исключить риск запирания Садового проезжающими прямо. Для этого надо не только запретить "общий" прямой проезд, но и поставить камеры видеофиксации над этой полосой. А в начале участка Малой Дмитровки нужно обособить полосу делиниаторами, чтобы ОТ с Долгоруковской в центр всегда мог бы свободно завершить маневр, не запирая Садовое кольцо (красным на схеме – делиниатор).

2. Зато с Долгоруковской нужно разрешить выезд на обе стороны Садового кольца – как налево, так и направо. Эти выезды необходимо хорошо канализировать, чтобы увеличить скорость и свести к нулю риск запирания Садового кольца. Особенно это важно при выезде на внутреннюю сторону Садового кольца: 2 полосы "на прием" Долгоруковской должны быть всегда свободны. Красным на схеме – делиниатор, который это обеспечит.

3. Что касается схемы работы нового светофора в увязке с соседним: к западу от Краснопролетарской улицы есть регулируемый пешеходный переход через Садовое и прямоход Каретный ряд - Краснопролетарская. Так что Садовое кольцо все равно останавливается, причем секунд на 35-40 (из-за скорости движения пешеходов).

Именно в этой фазе, разбив ее на две, можно выпускать и Долгоруковскую с Малой Дмитровкой. Для этого надо старый и новый светофоры синхронизировать, связав их в единый цикл. Тогда они будут работать как один светофор, и пропускная способность Садового не пострадает! Более того, это совсем не сложно технически. Главное - не забыть заложить это в проект заранее.

Предлагаемая Probok.net схема пофазного разъезда (по клику она же с движением по полосам)
4

Несколько нужных пояснений:
-       Синие стрелки – движение ОТ.
-       На схеме не отображены промежуточные фазы. Например, после фазы 2 придется включить промфазу «всем красный» на 10 секунд, чтобы освободить пространство перед тоннелем для выезжающих.
-       В фазе 4 на схеме включен правый поворот с Долгоруковской на внешнее Садовое. Не исключено, что его в этой фазе придется закрыть, чтобы у выехавших в фазе 3 была возможность «втянуться» в тоннель за время фазы 4 и не мешать прямому ходу Садового в фазе 1. Это требует проверки на модели и на практике.

Что дальше с этими предложениями?
Эти предложения мы подали в ЦОДД и Департамент транспорта в составе очередного пакета локальных предложений "Карманы-уширения-развороты", том 4. К сожалению, никакого ответа пока нет.

Вместо постскриптума
Приглашаю Центр организации дорожного движения и Департамент транспорта готовить и публиковать аналогичные схемы движения и пофазного разъезда перед тем, как вывешивать «голосования» по поводу выделенной полосы на Садовом кольце. Только в этом случае можно будет проверить и оценить все узкие места, все риски. Потому что в организации дорожного движения все решает не идеология, а технические детали и грамотность их применения.

Всего это не так долго, дорого и сложно. Например, подготовка схем и пофазников, которые выложены выше, у аналитика Probok.net Григория заняла пару недель. Примерно столько же заняла подготовка схемы организации движения на Зубовском бульваре и Крымском мосту (да-да, та самая, которую мы промоделировали).

Предлагаемая схема ОДД на Садовом от Б. Пироговской до Ленинского проспекта (кликабельна)
5

Длина этого участка 2 км, общая длина Садового 15,5 км. Так что на весь пакет предложений по Садовому кольцу у Григория ушло примерно 3 месяца.

Уверен, что ЦОДД со штатом около 600 человек (а считая с водителями «парконов» и техническим персоналом - до 1900 человек) вполне может себе позволить выполнить эту работу.

Tags: Садовое кольцо, локальные уширения, светофоры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments