Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Как развязать узел 3ТК и Ленинградки: решения и моделирование

Развязка Третьего Транспортного кольца и Ленинградского проспекта заслуженно пользуется среди московских автомобилистов дурной славой. Два самых слабых места – съезды на Ленинградский проспект в область с внешней и с внутренней стороны ТТК.

1

На каждом из съездов пробки есть большую часть суток. А в часы пик в очереди на них можно простоять от 15 до 40 минут. Более того, на каждом из этих съездов есть характерная для «клеверных» развязок проблема пересечения потоков; результат – регулярные мелкие «бортовые» аварии, которые только усугубляют ситуацию.

суш.пол

Все это тем более удивительно, что боковой проезд Ленинградского проспекта, в очереди на который стоят люди на этих съездах, парадоксальным образом всегда свободен до развязки и после нее!

За все время работы развязки в ее нынешнем виде власти предприняли единственную попытку расшивки этого места. В 2010-м году на боковом проезде Ленинградского проезда перед съездом с внутренней стороны ТТК «в качестве эксперимента» положили бетонные блоки, чтобы облегчить этот выезд. В конечном итоге хотели сделать примерно как на схеме: выезд с ТТК главный, дублер уступает.

Схема варианта 5 (кликабельна)
в5-1

Блоки полежали несколько месяцев, выезжать с ТТК стало полегче (правда, было несколько серьезных и множество мелких ДТП). Однако в разгар эксперимента власть в городе и ЦОДД сменилась - и блоки убрали, так и не подведя итогов.

Так можно ли улучшить на развязке локальными способами? Probok.net попробовал проанализировать ситуацию и предложить свое решения.


Подход № 1
Первые предложения по этому узлу мы подали в ДТ в составе пакета «Анализ Третьего транспортного кольца». Самым очевидным из вариантов казалось построить «разворотно-направленную» эстакаду с внутренней стороны ТТК на Ленинградское шоссе в область. После чего закрыть выезд в нынешнем виде и убрать тем самым проблему «клеверных ножниц». Но очевидно, что а) это решение мега-дорогое, б) вряд ли возможно из-за уклона и зданий, в) эстакада оказалось бы под окнами домов 8 и 10 по Новой Башиловке. Так что этот вариант мы в пакете оставили скорее как иллюстрацию идеи, чем как реальное предложение.

Наиболее реалистичным на тот момент мы сочли закрытие съезда с Ленинградского шоссе из центра на внешнюю сторону ТТК (верней, сохранение его только для ОТ), с направлением потока на разворот. Это решение позволило бы обеспечить беспрепятственный выезд с внутреннего ТТК без «ножниц» и облегчить выезд с внешнего ТТК

Схема варианта 1 (кликабельна).
в1-1

Надо сказать, что в процессе обсуждения звучали предложения поставить светофор на выезде с ТТК на боковой проезд. Но тогда мы не рискнули его рассматривать из-за невозможности «на глаз» оценить возможные последствия.

Подход № 2
Недавно у нас появилась возможность проверять предложения динамическим моделированием. И мы решили проверить все: и существующее положение, и то, что было опробовано в 2010-м (вариант 5), наше первое предложение (вариант 1), и еще 3 варианта со светофором. Светофорные варианты (2, 3, 4) отличаются геометрией выезда с ТТК и режимом работы светофора (в варианте 2 выезд с ТТК разрешен всегда, останавливается только боковой проезд; в вариантах 3 и 4 выезд с ТТК и боковой проезд выезжают попеременно). Кроме того, в вариантах 2 и 4 требуются локальные уширения, а в варианте 3 удалось обойтись без них.

Схемы вариантов 2, 3, 4 (кликабельны).
в2-1

в3-1

в4-1


[Подробное описание промоделированных вариантов.]Список промоделированных вариантов:
0.    Существующая ситуация, вечерний пиковый период.
1.        Ликвидация съезда с дублера Ленинградского проспекта «в область» на внешнюю сторону ТТК (за исключением съезда ОТ). Движение канализируется: съезды с обоих сторон ТТК вливаются в дублер Ленинградского проспекта обособленно, в 2 полосы каждый, уступая дорогу только общественному транспорту. Проезжая часть внешней стороны ТТК сужается до 3+А для беспрепятственного съезда с Ленинградского проспекта из области (в компенсацию закрытого съезда).
2.        Организация светофорного регулирования на пересечении съезда с внутренней стороны ТТК и дублера Ленинградского проспекта «в область». Двухфазный режим светофорного объекта. Движение со стороны ТТК разрешено постоянно: в фазе 1 под стрелку одновременно с дублером в область (как сейчас), в фазе 2 на свой зеленый (дублеру Ленинградского проспекта в область - красный). Требует небольшого уширения проезжей части дублера.
3.        Организация светофорного регулирования на пересечении съезда с внутренней стороны ТТК и дублера Ленинградского проспекта «в область». Канализированный проезд по дублеру Ленинградского проспекта – 2 полосы прямо, 2 направо. Двухфазный режим светофорного объекта. Попеременное движение: в фазе 1 по дублеру, в фазе 2 по съезду. Переразметка съезда с ТТК (ширина 14,9 м) на 4 полосы (3 на выезд + 1 на съезд), причем после левого поворота в 3 полосы потребуется перестроение в 2 полосы.
4.        Организация светофорного регулирования на пересечении съезда с внутренней стороны ТТК и дублера Ленинградского проспекта «в область». Канализированный проезд по дублеру Ленинградского проспекта – 3 полосы прямо, 2 направо. Двухфазный режим светофорного объекта. Попеременное движение: в фазе 1 по дублеру, в фазе 2 по съезду. Переразметка съезда с ТТК (ширина 14,9 м) на 4 полосы (3 на выезд + 1 на съезд). Уширение проезжей части дублера Ленинградского проспекта в область и съезда с ТТК-внешнего на Ленинградское шоссе.
5.        Канализированное движение: разделение проезжей части дублера на 2 проезжие части по 2 полосы движения каждая. Левая для движения по дублеру в прямом направлении, правая - для связи с ТТК. На правой проезжей части приоритет отдается выезду с внутренней стороны ТТК. Эта схема была испытана в 2010 г.

Матрица изменений по вариантам (вечерний пиковый период с 17-00 до 20-00)
Табл1

Таблица схем пофазного разъезда для вариантов 2, 3, 4.
Табл2

Время фаз подобрано при моделировании для обеспечения максимальной пропускной способности.


Результаты моделирования
Видео


Таблица интенсивности движения транспортных средств (авто/ч.) по каждому из вариантов
Табл3


[Описание изменений при различных вариантах]Описание изменений при различных вариантах:
1.      Ликвидация съезда с дублера Ленинградского проспекта «в область» на внешнюю сторону ТТК (за исключением съезда ОТ). Движение канализируется: съезды с обоих сторон ТТК вливаются в дублер Ленинградского проспекта обособленно, в 2 полосы каждый, уступая дорогу только общественному транспорту. Проезжая часть внешней стороны ТТК сужается до 3+А для беспрепятственного съезда с Ленинградского проспекта из области (в компенсацию закрытого съезда).

Благодаря канализированному движению в данном варианте наблюдается значительный рост интенсивности обоих съездов с ТТК (на 370 авт./ч. с внешней стороны ТТК и на 490 авт./ч с внутренней). Однако при этом закрывается для личного транспорта высокоинтенсивный (1300 автомобилей/час в вечерний пиковый период) съезд с дублера Ленинградского проспекта «в область» на внешнюю сторону ТТК, что приводит к перераспределению данного потока на другие маршруты и перегрузке улично-дорожной сети.

Большая часть «спроса» проследует далее по Ленинградскому проспекту «в область», затем развернется в районе примыкания ул. Авиаконструктора Сухого и вольется в ТТК-внешнее через съезд с дублера Ленинградского проспекта «в центр». Но сейчас данный съезд перегружен даже в вечерний пиковый период. Поэтому для увеличения пропускной способности съезда предлагается сузить проезжую часть внешнего ТТК до 3 полос движения, обеспечив тем самым беспрепятственный выезд данному потоку.

По результатам моделирования это повышает пропускную способность съезда с Ленинградского шоссе из области на ТТК-внешнее на 650 авт./ч. - с 1450 до 2100 авт./ч., и не влияют на пропускную способность внешней стороны ТТК, так как 3-х полос движения более чем достаточно для обеспечения существующего спроса в 4100 авт./ч. В результате при этом варианте перепробег при съезде с Ленинградского проспекта «в область» на внешнее ТТК составит 1750 метров, преодолеваемые в среднем за 359 секунд.

Однако это верно при развороте 650 авто из 1300, а остальные выберут иные варианты движения. Но если таковых будет больше, есть серьезный риск, что и увеличенной пропускной способности разворота будет недостаточно.

К плюсам варианта 3 можно отнести повышение безопасности: значительно сокращается количество пересечений траекторий движения в сравнении с существующим положением дел, а значит, снизится и число ДТП.

К минусам данного варианта относится необходимость проведения локальных уширений.

2.      Организация светофорного регулирования на пересечении съезда с внутренней стороны ТТК и дублера Ленинградского проспекта «в область». Двухфазный режим светофорного объекта. Движение со стороны ТТК разрешено постоянно: в фазе 1 под стрелку одновременно с дублером в область (как сейчас), в фазе 2 на свой зеленый (дублеру Ленинградского проспекта в область - красный). Требует небольшого уширения проезжей части дублера.

Установка светофорного объекта увеличивает пропускную способность съезда с внутреннего ТТК на дублер Ленинградского проспекта «в область» на 280 авт./ч., но при этом уменьшение разрешенного времени движения создает дефицит пропускной способности направления съезда с дублера Ленинградского шоссе «в область» на внешнюю сторону ТТК в 310 авт./ч. Кроме того, поскольку поток с внутреннего ТТК выезжает на Ленинградский проспект в область в том числе «на просачивание» через прямоходный ряд, это создает условия для ДТП. А в случае ДТП предсказуемость и пропускная способность резко снижаются.

К минусам данного варианта относится необходимость проведения локальных уширений.

3.      Организация светофорного регулирования на пересечении съезда с внутренней стороны ТТК и дублера Ленинградского проспекта «в область». Канализированный проезд по дублеру Ленинградского проспекта – 2 полосы прямо, 2 направо. Двухфазный режим светофорного объекта. Попеременное движение: в фазе 1 по дублеру, в фазе 2 по съезду. Переразметка съезда с ТТК (ширина 14,9 м) на 4 полосы (3 на выезд + 1 на съезд), причем после левого поворота в 3 полосы потребуется перестроение в 2 полосы.

Предполагаемые меры (попеременное 2-х фазное светофорное регулирование; выезд с внутренней стороны ТТК на дублер Ленинградского проспекта «в область» в 3 полосы путем переразметки съезда шириной 14,9 м по схеме 3,5+3,5+3,5 м || 4,4 м; канализированное движение при съезде с внешней стороны ТТК на дублер Ленинградского проспекта «в область») значительно повышают пропускную способность обоих съездов с ТТК: на 440 авт./ч. с внешней стороны ТТК и также на 440 авто/ч. с внутренней стороны.

Пропускная способность съезда с дублера Ленинградского проспекта «в область» на внешнюю ТТК не меняется (1300 авто/час). Участок проезжей части дублера от стоп-линии до начала радиуса съезда для этого потока играет роль накопительного кармана: автомобили по 2-м полосам пересекают стоп-линию, но за время своей фазы не успевают встроиться в однополосный съезд, оставаясь на проезжей части дублера в 2-х правых полосах. Поток со съезда с внутренней стороны ТТК в свою фазу выезжает по 3-м полосам сразу в левые ряды, затем происходит перестроение из 3 рядов в 2. Поток, съезжающий с дублера, не блокирует поток выезжающих на него с ТТК.

Еще 2 плюса варианта 3:
-          организация светофорного регулирования и канализированное движение значительно повысит безопасность данного узла в связи с уменьшением количества точек конфликтного взаимодействия. Таким образом, этот вариант, как и вариант 1, повышают безопасность движения;
-          его можно реализовать без локальных уширений, простой переразметкой, что значительно снижает стоимость реализации.

4.      Организация светофорного регулирования на пересечении съезда с внутренней стороны ТТК и дублера Ленинградского проспекта «в область». Канализированный проезд по дублеру Ленинградского проспекта – 3 полосы прямо, 2 направо. Двухфазный режим светофорного объекта. Попеременное движение: в фазе 1 по дублеру, в фазе 2 по съезду. Переразметка съезда с ТТК (ширина 14,9 м) на 4 полосы (3 на выезд + 1 на съезд). Уширение проезжей части дублера Ленинградского проспекта в область и съезда с ТТК-внешнего на Ленинградское шоссе.

Этот вариант очень похож на вариант 3, однако в дополнение к нему предусматривает уширение проезжей части дублера для проезда в 5 полос (3 прямо, 2 направо), а также уширения створа выезда с ТТК-внешнее на Ленинградский проспект в область. Это уширение позволяет дополнительно увеличить пропускную способность съезда с ТТК-внешнего в область + 280 авто в час по сравнению с вариантом 3 и 720 авто с существующим положением. Кроме того, исключается перестроение из 3 рядов в 2, что повышает безопасность.

Пропускная способность остальных направлений аналогична варианту 3.

5.      Канализированное движение: разделение проезжей части дублера на 2 проезжие части по 2 полосы движения каждая. Левая для движения по дублеру в прямом направлении, правая - для связи с ТТК. На правой проезжей части приоритет отдается выезду с внутренней стороны ТТК. Эта схема была испытана в 2010 г.

В этом варианте пропускная способность съезда с внутреннего ТТК на дублер Ленинградского проспекта «в область» растет на 400 авт./ч. Однако изменение приоритета плохо сказывается на пропускной способности съезда с дублера Ленинградского проспекта «в область» на внешнюю сторону ТТК, создавая дефицит в 550 авт./ч. Также ухудшаются условия движения при съезде с внешней стороны ТТК на дублер Ленинградского проспекта «в область» (дефицит 580 авт./ч), так как увеличившийся поток со съезда с внутренней стороны ТТК, имея приоритет, двигается по той же 2-хполосной проезжей части.

Кроме того, эта схема менее безопасна, чем варианты 1, 3 и 4, т.к. предполагает столько перестроений, сколько имеется сейчас.


Какие выводы можно сделать?

  • Вариант №5, похожий на эксперимент 2010 года - явный аутсайдер. Выезд с ТТК-внутреннего улучшается за счет резкого ухудшения ситуации на остальных направлениях. Почему же в 2010-м явного ухудшения не было? Потому что съезд на ТТК-внешнее из центра был менее востребован, около 800 авто в час. А сейчас мы насчитали 1300.

  • Вариант №1 с закрытием съезда на ТТК внешнее неплохо решает основную задачу, улучшая выезд с ТТК. Но попутно создает серьезные побочные эффекты в виде перепробега 1,7 км для едущих из центра на ТТК и загрузки выезда с Ленинградского проспекта на ТТК-внешнее.

  • Вариант №2 также неплох, но его минус - меньший эффект для выезда с ТТК внутреннего. А главное - сохраняются "ножницы" потоков, из-за которых происходят мелкие ДТП.

  • Финалистами оказались варианты №3 и №4 - светофорные без закрытий направлений, с попеременным выездом в 2-х фазах и переразметкой. Они не ухудшают условия движения никому, значительно улучшая их для 2-х критичных направлений. В варианте 4 пропускная способность растет на 45% с внешнего ТТК и на 31% с внутреннего ТТК, в варианте 3 - на 28% и 31% соответственно. Секрет успеха прост: съезд с внешней стороны ТТК становится "прикрытым", а съезд с внутренней стороны ТТК получает свободный выезд в свою фазу. Причем в 3 полосы вместо нынешних 2-х: ширина съезда 14,9 м на прямом участке (в радиусе – больше), что позволяет переразметить его на 4 полосы (3+1).

  • Вариант 3 значительно дешевле варианта 4, т.к. не требует уширений, а лишь установки светофора, переразметки и небольшого канализирования потоков. Однако вариант 4 обеспечивает большую безопасность движения и пропускную способность съезда с ТТК-внешнее в область. При этом вариант 3 можно рассматривать как начальный этап варианта 4: если вопрос будет упираться в деньги и коммуникации, уширение можно сделать и позже.


Все эти данные Probok.net направляет на рассмотрение в Департамент Транспорта и Центр организации дорожного движения. Надеюсь, наши предложения будут рассмотрены по существу и взяты в работу.

В качестве эпилога - небольшой побочный результат, обнаруженный в ходе моделирования. Оказывается, на ТТК-внешнем 5 полос в тоннеле не нужно, 4-х вполне достаточно! Связано это с тем, что до тоннеля внешняя сторона ТТК имеет 4 полосы, но правая полоса полностью занята трафиком на Леннградский в область. Даже если не учитывать, что по факту на Ленинградское поворачивают с 2-х полос, оставшиеся 3 прямоходные полосы создают поток около 4400 авто в час, для которых достаточно 3-х полос в тоннеле (1 полоса в идеальных условиях пропускает вообще 1800 авто в час). В тоннеле к 3-м прямоходным добавляется поток с Ленинградского проспекта из центра, но он не более 1300 машин в час, хватит и 1-й полосы. Как ни крути, 5-я полоса в тоннеле лишняя и ее можно закрыть, тем самым "канализировав" и облегчив выезд на ТТК-внешнее с Ленинградского проспекта из области. Ну а в варианте 1 в тоннеле ТТК-внешнего безболезненно закрыть можно даже 2 полосы.
Tags: Ленинградский проспект, Третье транспортное кольцо, моделирование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →