Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Отмена выделенки на мосту Лужники: моделирование

Обычно мы проводим динамическое моделирование для проверки предложений в особо сложных транспортных узлах. Когда возможны несколько решений, а выбор между ними неочевиден. Порой результаты такого моделирования оказываются довольно неожиданными. Так, промоделировав 5 вариантов ОДД в узле ТТК и Ленинградского проспекта, мы выяснили, что самое эффективное решение, среди прочего, потребует установки светофора на съезде с внутренней стороны Третьего транспортного кольца (это на перекрестке бессветофорных магистралей-то)! А моделирование перекрестка Каширского шоссе и Борисовских прудов показало, что существующая схема с левым поворотом из правого кармана, как ни странно, оптимальна; просто нужно переразметкой увеличить количество полос на участках Каширского шоссе и улицы Борисовские пруды.

0_83b4c_5b020c46_XXL(c)raskalov_vit

Но бывает так, что требуется моделирование вроде бы очевидных предложений. На этот раз моделировать будем предложение отменить выделенную полосу на мосту Лужники, вернув 3+3 полосы в общее пользование.


А заодно переразметить Комсомольский проспект от Садового до ТТК на 3+А в каждую сторону.
4_sm
5_sm
6_sm
(Читать, почему выделенная полоса на мосту Лужники бесполезна и вредна).

Зачем понадобилось это моделировать? Затем, что в начале 2014 года мы уже подавали это предложение, но тогда ЦОДД оказался не в силах принять решение, связанное с отменой даже бесполезного участка выделенной полосы. А теперь ЦОДД, в лице заместителя руководителя Александра Евсина АКА eugenyschulz, сам обратился к нам. Сам-то Александр уверен во вредности этой выделенки, и даже проводил целое исследование пассажиропотока (часть I, часть II, часть III), которое показало, что ОТ на Комсомольском возит не более 150-300 человек в час, а на метромосту и того меньше. Но руководство ЦОДД и Дептранса попросили дополнительные доказательства и обоснования.

Что и как мы моделировали
Во-первых, мы посчитали и заложили в модель количество транспорта на участке проспекта Вернадского и Комсомольского проспекта от Университетского до ул. Хамовники. Отдельно в утренний час пик, отдельно в вечерний (2 ролика).
Во-вторых, мы проверили, как изменится пропускная способность магистрали в сторону центра утром, если отменить полосу от Университетского проспекта до ул. Хамовники, а Комсомольский проспект в центр от ТТК переразметить с 2+А на 3+А. И оценили, как это повлияет на скорость движения.
В-третьих, мы проверили, как изменится пропускная способность магистрали в сторону области вечером, если отменить полосу от Университетского проспекта до ул. Хамовники. И оценили, как это повлияет на скорость движения. Вечерний пиковый период мы проверили в 2-х вариантах: с переразметкой Комсомольского проспекта от ТТК до Садового до 3+А и с сохранением 2+А.

Получилось вот такое видео из 5 роликов



Результаты моделирования: утренний пиковый период
табл1

В утренний час пик все оказалось предсказуемо хорошо: если отменить А-полосу на мосту в центр, интенсивность движения вырастет на 23% (+840 автомобилей в час), скорость на 34% (с 20,8 км/ч до 27,9 км/ч), а время проезда сократится на 25% (с 518 до 387 секунд). А пробка перед мостом на проспекте Вернадского, на съезде с ул. Косыгина и с Университетского проспекта исчезнет! Причем общественный транспорт не страдает: заторов на всем участке выделенной полосы не возникает.

Интересно, что 55-60% потока в центр с моста Лужники съезжает к ТТК, а прямо до пересечения Комсомольского проспекта с ул. Хамовнический Вал доезжает лишь 40-45%. Так что если учитывать только поток с моста, 2-х общих полос в центр на Комсомольском вполне бы хватило. Но не будем забывать, что на Комсомольский пр-т в центр съезжают с ТТК и из жилого района Хамовники! Так что переразметка Комсомольского проспекта от ТТК до Садового на 3+А все равно необходима.

Результаты моделирования: вечерний пиковый период
табл2

Интереснее результаты моделирования в вечерний час пик. Конечно, на мосту выделенную полосу в область отменять надо в любом случае, и это даст даже больший эффект, чем при ее отмене в центр: интенсивность движения вырастет на 25% (+929 авто в час), скорость на 41% (с 21,8 км/ч до 30,8 км/ч), время проезда сократится на 29% (с 496 до 350 секунд).

Однако эти цифры рассчитаны для нынешней разметки Комсомольского проспекта в область от ТТК до Садового (2+А). А если же переразметить его на 3+А, картина изменится: интенсивность вырастет сильнее (+44% против +25%), а вот скорость увеличится меньше (+15% против +41), время прохождения снизится всего на 13% в сравнении с 29%. Это объясняется просто: при сохранении 2-х полос на Комсомольском в область от Садового до ТТК поток из центра «зажат», и выезд с внешнего ТТК легко выполняется в свою полосу. А если полос будет 3, поток с ТТК будет вынужден выезжать в уже занятую полосу, снижая скорость потока, но повышая его плотность.

Что доказало моделирование?

Во-первых, выделенную полосу на мосту Лужники отменить надо, вернув 3+3 полосы общего пользования. А общественный транспорт при этом не только не страдает (заторов на всем участке отмены выделенной полосы не возникает), но может даже и выиграть: уйдет «эффект Звенигородского шоссе», необходимость преодолевать многослойную пробку на въезде в сужаемый участок.

Во-вторых, участок Комсомольского проспекта от ТТК до Садового необходимо переразметить с 2+А до 3+А в обе стороны. Это позволит обеспечить максимальную пропускную способность в обе стороны. Однако, если оставить участок Комсомольского проспекта в область от Садового до ТТК шириной 2+А, это позволит облегчить выезд с ТТК и обеспечить максимальную скорость на мосту в область.

Что будет дальше с результатами? Все эти данные отправлены мной Александру Евсину, а он их передал на рассмотрение Максиму Ликсутову. Очень рассчитываем, что, вкупе с ранее представленными обоснованиями о пассажиропотоке 150-300 человек в час и мнений Блинкина и «Союза пассажиров» - этих данных Максиму Станиславовичу будет достаточно, чтобы принять окончательное решение об отмене этой полосы. Ждем и надеемся, что здравый смысл восторжествует, как это случилось с Волоколамским и Звенигородским шоссе.

0_8a27c_ef381163_XL

Tags: Комсомольский проспект, Лужники, моделирование, переразметка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →