Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею

В марте я порадовался, что пешеходы на дорогах скоро станут заметнее и гибнуть будут меньше. К этому должны были привести поправки в п. 4.1. Правил дорожного движения, предложенные МВД: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходы должны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств». так вот оказалось, что радовался я рано. Но обо всем по порядку.

123437.21647

О том, почему светоотражатели в России могут спасти тысячи жизней в год, подробно писал тут и тут. Суть проста: каким бы внимательным и аккуратным ни был водитель, тормозной путь машины обычно длиннее, чем зона видимости пешехода в темноте! Именно в темное время суток гибнет 70% пешеходов. Единственный способ это исправить - светоотражатели на одежде. Они делают видимость пешехода выше длины тормозного пути.
светоотражатели-картинка

Колоссальный эффект светоотражателей подтвержден практикой многих стран, сделавших фликеры обязательными. Например, в Литве уже через 2 года количество погибших пешеходов снизилось в 2,5 раза! Если такое случится у нас, будут спасены 4000-4500 жизней в год. Никакая другая мера не может дать такого эффекта за такой короткий срок и при столь копеечных затратах.



Итак, светоотражатели – последний оставшийся в распоряжении государства способ быстро, сильно и недорого снизить смертность пешеходов. Как же им распорядились? 21 ноября было опубликовано Постановление Правительства №1197, вступающее в силу с 1 июля 2015 года. Вот только текст там изложен в совсем другой редакции: При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».

Обязательное ношение светоотражателей ввели только вне населенных пунктов! Такой формальный подход выхолащивает, кастрирует весь смысл поправок.  Можно подумать, юридическое причисление территории к городу отменяет законы физики и автоматом повышает безопасность!

3 причины носить светоотражатели в населенных пунктах в темное время суток

1.    Видимость пешехода в городе ничуть не лучше, чем за городом. Опасных неосвещенных дорог без тротуаров в населенных пунктах полным-полно. Они есть даже в богатой Москве, что говорить про другие регионы. А если дорога темная и необорудована тротуаром – какая разница для безопасности, есть ли табличка с названием населенного пункта или нет?

Эффект светоотражателей на темной дороге я уже описывал. Скептикам рекомендую отличную финскую утилиту: можно менять расстояние до пешехода, снимать-надевать фликеры и жилет и оценивать видимость в каждом случае.
2

2.    Даже если дорога освещена, это не всегда помогает увидеть пешехода. Потому что фонари и фары бликуют. Попробуйте сами разглядеть пешеходов на переходе в этом видео, где фонарей в избытке:


Ну а если дорога мокрая, в глазах от бликов и фонарей просто фейерверк. На видео ниже беспредельщиков-пешеходов спасла только отличная реакция водителя.


Светоотражатели же отражают не только свет фар, но и собирают отраженный свет из всех соседних источников, включая блики! Что делает фликеры яркими, а пешехода заметным.

3.    Тормозной путь машины в городе все равно больше, чем зона видимости пешехода без фликера. Законы оптики и механики неумолимы: в темноте пешехода видно лишь за 30-40 метров, а тормозной путь на скользкой и заснеженной дороге с «нештрафуемых» 80 км/ч - целых 150-250 метров! Вы скажете, «пусть водитель в городе едет 60 км/ч»? Хорошо, но это не спасет: тормозной путь на скользкой и заснеженной дороге все равно 70-150 метров.


А вот пешехода с фликером гарантированно видно за 150 метров даже при ближнем свете фар, за 400 метров - при дальнем. Светоотражатели дадут лишние секунды и пешеходу, и водителю. Эти самые секунды позволяют одному отбежать, другому затормозить. Одному спасут жизнь, другому - судьбу.

Весомость всем трем аргументам придает статистика: более 60% пешеходов в России гибнут именно в населенных пунктах. Так с какого перепугу в Правительстве решили, что шанс на выживание должны получить только «загородные» пешеходы?

Некоторые любят порассуждать о свободе и правах пешехода. Мол, пешеход самый главный участник движения и имеет право быть невидимым и неброским. Но право пешехода быть невидимкой заканчивается на границе проезжей части. Потому что противоречит праву водителя увидеть пешехода и избежать столкновения с ним. А значит, противоречит и главному праву самого пешехода - праву на жизнь.

Что надо делать?

Для начала надо скорректировать постановление Правительства, сформулировав пункт 4.1 в изначальной редакции поправок МВД. Потому что в темное время суток светоотражатели должны быть на всех пешеходах, идущих по дороге или переходящих ее! И не важно, в городе эта дорога или за городом.

Далее. Надо обязать всех производителей нашивать фликеры на всю детскую и подростковую верхнюю и спортивную одежду. Ввести в ПДД обязанность возить в машине светоотражающий зеленый жилет – он спасет вышедшего из машины водителя при ДТП в темное время суток. Убедить крупные сетевые магазины и автозаправки продавать и рекламировать светоотражатели – сейчас их не найти в свободной продаже.

Но и этого недостаточно. Кроме «обязаловки», властям пора начинать объяснять людям, зачем светоотражатели нужны и почему они спасают жизни. Нужна общероссийская информационная кампания, сравнимая по масштабам с кампанией против пьянства за рулем. На телевидении, радио, в газетах, на билбордах. Слоган «Стань заметнее на дороге» должен звучать так же часто, как «Не пей за рулем»: из-за пешеходов-невидимок страна теряет в ДТП больше людей, чем из-за пьяниц-водителей! Нужна адресная работа на уроках безопасности в школах и детских садах. Надо прививать всем привычку к фликерам, делать их модными и стильными.



Буду предлагать все вышеперечисленное везде, где придется выступать по теме дорожной безопасности. Ближайший случай представится на круглом стол в Госдуме в декабре. Нравится это кому-то или нет, без светоотражателей ситуацию с запредельной высокой смертностью пешеходов в стране нам не переломить.

ЗЫ. Ясное дело, одних лишь фликеров и видимости недостаточно. Надо увеличивать, а не сокращать расходы на безопасность самих дорог – оборудовать их светофорами, освещением, безопасными переходами, ограждениями. Но фликеры дадут эффект в 10 раз быстрее и в 100 раз дешевле.

ЗЗЫ. В прошлый раз меня в личке и комментах спрашивали, где купить светоотражатели. Можно здесь или здесь.

Tags: безопасность дорожного движения, световозвращатели, светоотражатели, фликеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 212 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →