Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею
crusandr
В марте я порадовался, что пешеходы на дорогах скоро станут заметнее и гибнуть будут меньше. К этому должны были привести поправки в п. 4.1. Правил дорожного движения, предложенные МВД: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходы должны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств». так вот оказалось, что радовался я рано. Но обо всем по порядку.

123437.21647

О том, почему светоотражатели в России могут спасти тысячи жизней в год, подробно писал тут и тут. Суть проста: каким бы внимательным и аккуратным ни был водитель, тормозной путь машины обычно длиннее, чем зона видимости пешехода в темноте! Именно в темное время суток гибнет 70% пешеходов. Единственный способ это исправить - светоотражатели на одежде. Они делают видимость пешехода выше длины тормозного пути.
светоотражатели-картинка

Колоссальный эффект светоотражателей подтвержден практикой многих стран, сделавших фликеры обязательными. Например, в Литве уже через 2 года количество погибших пешеходов снизилось в 2,5 раза! Если такое случится у нас, будут спасены 4000-4500 жизней в год. Никакая другая мера не может дать такого эффекта за такой короткий срок и при столь копеечных затратах.



Итак, светоотражатели – последний оставшийся в распоряжении государства способ быстро, сильно и недорого снизить смертность пешеходов. Как же им распорядились? 21 ноября было опубликовано Постановление Правительства №1197, вступающее в силу с 1 июля 2015 года. Вот только текст там изложен в совсем другой редакции: При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».

Обязательное ношение светоотражателей ввели только вне населенных пунктов! Такой формальный подход выхолащивает, кастрирует весь смысл поправок.  Можно подумать, юридическое причисление территории к городу отменяет законы физики и автоматом повышает безопасность!

3 причины носить светоотражатели в населенных пунктах в темное время суток

1.    Видимость пешехода в городе ничуть не лучше, чем за городом. Опасных неосвещенных дорог без тротуаров в населенных пунктах полным-полно. Они есть даже в богатой Москве, что говорить про другие регионы. А если дорога темная и необорудована тротуаром – какая разница для безопасности, есть ли табличка с названием населенного пункта или нет?

Эффект светоотражателей на темной дороге я уже описывал. Скептикам рекомендую отличную финскую утилиту: можно менять расстояние до пешехода, снимать-надевать фликеры и жилет и оценивать видимость в каждом случае.
2

2.    Даже если дорога освещена, это не всегда помогает увидеть пешехода. Потому что фонари и фары бликуют. Попробуйте сами разглядеть пешеходов на переходе в этом видео, где фонарей в избытке:


Ну а если дорога мокрая, в глазах от бликов и фонарей просто фейерверк. На видео ниже беспредельщиков-пешеходов спасла только отличная реакция водителя.


Светоотражатели же отражают не только свет фар, но и собирают отраженный свет из всех соседних источников, включая блики! Что делает фликеры яркими, а пешехода заметным.

3.    Тормозной путь машины в городе все равно больше, чем зона видимости пешехода без фликера. Законы оптики и механики неумолимы: в темноте пешехода видно лишь за 30-40 метров, а тормозной путь на скользкой и заснеженной дороге с «нештрафуемых» 80 км/ч - целых 150-250 метров! Вы скажете, «пусть водитель в городе едет 60 км/ч»? Хорошо, но это не спасет: тормозной путь на скользкой и заснеженной дороге все равно 70-150 метров.


А вот пешехода с фликером гарантированно видно за 150 метров даже при ближнем свете фар, за 400 метров - при дальнем. Светоотражатели дадут лишние секунды и пешеходу, и водителю. Эти самые секунды позволяют одному отбежать, другому затормозить. Одному спасут жизнь, другому - судьбу.

Весомость всем трем аргументам придает статистика: более 60% пешеходов в России гибнут именно в населенных пунктах. Так с какого перепугу в Правительстве решили, что шанс на выживание должны получить только «загородные» пешеходы?

Некоторые любят порассуждать о свободе и правах пешехода. Мол, пешеход самый главный участник движения и имеет право быть невидимым и неброским. Но право пешехода быть невидимкой заканчивается на границе проезжей части. Потому что противоречит праву водителя увидеть пешехода и избежать столкновения с ним. А значит, противоречит и главному праву самого пешехода - праву на жизнь.

Что надо делать?

Для начала надо скорректировать постановление Правительства, сформулировав пункт 4.1 в изначальной редакции поправок МВД. Потому что в темное время суток светоотражатели должны быть на всех пешеходах, идущих по дороге или переходящих ее! И не важно, в городе эта дорога или за городом.

Далее. Надо обязать всех производителей нашивать фликеры на всю детскую и подростковую верхнюю и спортивную одежду. Ввести в ПДД обязанность возить в машине светоотражающий зеленый жилет – он спасет вышедшего из машины водителя при ДТП в темное время суток. Убедить крупные сетевые магазины и автозаправки продавать и рекламировать светоотражатели – сейчас их не найти в свободной продаже.

Но и этого недостаточно. Кроме «обязаловки», властям пора начинать объяснять людям, зачем светоотражатели нужны и почему они спасают жизни. Нужна общероссийская информационная кампания, сравнимая по масштабам с кампанией против пьянства за рулем. На телевидении, радио, в газетах, на билбордах. Слоган «Стань заметнее на дороге» должен звучать так же часто, как «Не пей за рулем»: из-за пешеходов-невидимок страна теряет в ДТП больше людей, чем из-за пьяниц-водителей! Нужна адресная работа на уроках безопасности в школах и детских садах. Надо прививать всем привычку к фликерам, делать их модными и стильными.



Буду предлагать все вышеперечисленное везде, где придется выступать по теме дорожной безопасности. Ближайший случай представится на круглом стол в Госдуме в декабре. Нравится это кому-то или нет, без светоотражателей ситуацию с запредельной высокой смертностью пешеходов в стране нам не переломить.

ЗЫ. Ясное дело, одних лишь фликеров и видимости недостаточно. Надо увеличивать, а не сокращать расходы на безопасность самих дорог – оборудовать их светофорами, освещением, безопасными переходами, ограждениями. Но фликеры дадут эффект в 10 раз быстрее и в 100 раз дешевле.

ЗЗЫ. В прошлый раз меня в личке и комментах спрашивали, где купить светоотражатели. Можно здесь или здесь.


Даже на трассе в а/п Домодедово, более-менее освещенной, пешеходов в темной одежде замечал только уже на ближней дистанции.
Фары нормальные - заводской ксенон. Но человека на обочине в малоконтрастной одежде без отражателей - не видно.

Целиком поддерживаю вашу инициативу

Спасибо! Скажу больше: на Пролетарском, уставленном фонарями, я женщину в светлой одежде метров на 50 заметил. Потому что после дождя и асфальт очень бликовал.

Edited at 2014-11-26 08:50 am (UTC)

В обкорнании идеи вижу заметный резон: вводить в обязательном порядке для всего населения что-то что еще пока не производится в должном объеме и что непонятно где купить это как-то сильно по советски. Поэтому хорошо, что начали только с наиболее проблемных участков: неосвещенных трасс. Пусть все привыкнут...
Иначе бы это привело к тому, что можно было бы ставить по милиционеру к выходу у метро и штрафовать каждого выходящего за отсутствие фликера. И следующий домашний арест Навального был бы именно за то что он вышел из подъезда без светоотражайки...

эээ, у меня фликеров штук 10.
пяток в авто, там же две жилетки, ещё пяток дома.
есть фликеры ещё с первой поездкив БЕларусь лет с десять назад.

Элементарно, Ватсон.

В детских садах, заведениях дошкольного образования, школах, прочих учебных заведениях, детских спортивных секциях РАЗДАВАТЬ фликеры БЕСПЛАТНО! Дизайн разрабатывать с привлечением детских психологов! Разрабатывать для разных возрастных групп.

Re: Элементарно, Ватсон.

Именно.

Замечу одну маленькую вещь. Есть светоотражающие фигни, а есть световозвращающие. Далеко видны именно последние. Отличить одно от другого очень просто: надо посветить на интересующий объект мощным фонариком на уровне глаз. Если отражающие элементы объекта осветятся ярко и равномерно - надо брать. Вот для примера на фото с мёртвой собакой, видна позади моя машина, нижние красные полоски - это световозвращающая плёнка, освещённая вспышкой.


А вот что-то такое:

это, конечно, лучше, чем ничего, но далеко не так эффективно, как световозвращайка. У меня два таких в машине лежат, так ни разу и не воспользовался, на зимнюю одежду крепить неудобно, а на запястье одеждой же закрывается. Хорошо у меня на рюкзаке полоска световозвращяющая есть.
Касательно жилетов: брал в техноавиа, это сетевой магазин спецодежды, кто не знает.

Желтая полоска - браслет удобно крепится на запястьях мото-мопедо-велопедиста без повоторотников и помогает окружающим увидеть показываемый маневр.

Имхо, другим участникам движения не особо полезна - банальная ядовитого цвета жилетка с полосами отражайки выигрывает и по цене и по заметности.

А, может быть, эффективнее будет уменьшить максимальную скорость в черте города до 40 км/ч? судя по графикам в посте - этого будет достаточно.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
поправки в п. 4.1. Правил дорожного движения, предложенные МВД...

---------------

...нашли свое отражение в КоАПе? Каков размер штрафа прописан для идущего без отражателя?
Если драконовского штрафа нет, то авторы поправок - дебилы, и работать оно не будет так же как и закон о борьбе с курильщиками от 2001 года.




500 рублей будет штраф.

Чего фундаментально не хватает посту: разницы между регулируемым переходом, нерегулируемым переходом и пересечение проезжей части вне пешеходного перехода (в городе отражатели нужны в третьем случае, второй - надо смотреть статистику и какие ещё можно принимать меры).

Мелкая подробность по скоростному режиму: если водитель не снижает скорость ниже обычного, когда едет по скользкой и заснеженной дороге - это псих или дурак. Именно из-за таких психов возникают знаки "40" посреди загородного шоссе, когда они на 100 в гололёд влетают в аварию и ставят ограничение, которого бы хватало и даже в гололёд (и хорошо бы с учётом запаса на превышение).


Очень верно сказано!

в латвии давно такая херня... не носишь - штраф....

"ЗЗЫ. В прошлый раз меня в личке и комментах спрашивали, где купить светоотражатели. Можно здесь или здесь."
Уже подсуетился кто то? Или они заранее....

Спрос есть и сейчас, просто пока он мал. Как на детские кресла до введения обязаловки.

У меня где то валяется парочка катофотов от велика, который был в детстве. Если закон примут, надо подумать, куда их присобачить на одежду)

Дорогой ТС!
Обязаловка, принуждение, штрафы - здравствуй Совдепия!
На самом деле лучший путь - это массированная талантливая социальная реклама и раздача в школах и детских садах.

Лучший способ - сочетание "массированной талантливой социальной рекламы" и мер обеспечения. Так во всем мире. Это только у нас любят крайности - или жестко запрещаем, не объясняя, или сплошная пропаганда и уговоры, без мер по принуждению.

Понятно, что для детей и подростков обязательная превентивная мера была бы весьма полезной. Детей ещё можно воспитать, скажем так, компенсировать их невнимательность и неопытность. А вот убедить взрослого человека, который "всю жизнь тут ходил и ничего", что ему надо на свою (возможно дорогую и красивую) одежду клеить детские наклейки или ходить по городу в жилетке дворника - это будет очень трудно, и не в штрафах дело. А если учесть, что после перевода часов практически всё нерабочее время - темное почти пол года... при этом правило (в первоначальном варианте) не позволяет перейти дорогу в освещенном месте даже на регулируемом переходе без световозвращателя - в общем если взрослый человек хочет дополнительно себя обезопасить, он это и без принудительны мер сделает.

Edited at 2014-11-26 12:22 pm (UTC)

То же говорили и про ремни безопасности в машинах.
Да, 100% результата сходу не будет, но ведь с чего-то надо начинать.

Вот кстати видео в тему от самого Петра Шкуматова! Хорошо, что у Пети зрение хорошее, ибо на видео даже сначала непонятно почему он начал оттормаживаться... Там все в одном - переход в неположенном месте через скоростное шоссе, да еще без всяких светоотражателей...



Edited at 2014-11-26 12:24 pm (UTC)

я когда остановилость только разглядел.
писец.
обычный наш писец.

Для начала нужно снизить максимальную скорость на городских улица до 50 км/ч - это улучшит и видимость, и смертность. Сейчас на многих московских улицах она 80+20.

Не снизив скорость до европейской, нельзя называть фликеры "последним оставшимся в распоряжении государства способом".

Edited at 2014-11-26 12:27 pm (UTC)

Я лично не против снижения скорости до 50 км/ч. При условии, что на магистралях оставят 80, безопасно их дооборудовав.

?

Log in

No account? Create an account