Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Category:

Градостроительные ошибки Москвы: узел у метро Юго-западная

Последнее время часто встает вопрос: как получилось, что наш мегаполис, которому ещё относительно недавно завидовали многие столицы мира, превратился в перенаселенный муравейник, плохо пригодный для жизни? И что теперь с этим делать? Думаю, проблема заслуживает цикла постов под общим названием «Градостроительные ошибки Москвы». Первым пойдет узел у метро «Юго-западная» на проспекте Вернадского.

Общеизвестно, что транспортный узел на Юго-западе - один из самых проблемных в городе. Но ведь он был таким не всегда! Его таким сделали. И случилось это за последние 20 лет.

Как было давно

Первая половина 60-х. Станция метро Юго-западная и проспект Вернадского строятся в чистом поле.
1


Ни одного дома поблизости нет, кроме избушек села Тропарева. А метро уже есть! Это потом стали делать наоборот.
2

Жилая застройка района была в основном возведена в 1968-1974 гг. В конце 70-х и 80-е на четной стороне проспекта строятся несколько зданий ВУЗов. Все они находятся в нескольких сотнях метров от метро.

Слева за деревьями ступенчатое здание – институт МИТХТ.
3

По нечетную сторону проспекта единственным крупным учреждением торговли был вот этот универмаг.
4

Возле него находился огромный пустырь. Деревянные «теремки» – магазин «Овощи-фрукты». По обе стороны пустыря имелись два широченных прохода к жилым домам.
5

А здесь на заднем плане четная сторона проспекта.
6

Вид из ВУЗа на метро.
7

Отдельно отметим две местные недостроенные достопримечательности родом из 80-х: бизнес-центр «синий зуб» и корпус института МИРЭА.
8

Как стало недавно

Как ни странно, «лихие 90-е» и начало 2000-х не оказали на узел пагубного влияния. Конечно, тут выросли всевозможные сомнительные ларьки, палатки и прочая стихийная торговля. Но с транспортной точки зрения это были еще мелочи, простое зарабатывание денег на пассажиропотоке. Разительные перемены здесь начались лет 7 назад. Все свободное пространство начали прямо-таки лихорадочно застраивать жилой и торговой недвижимостью.

Жилая застройка узла

Первым делом взялись за восточную (нечетную) сторону проспекта Вернадского. Здесь под предлогом постройки музыкальной школы был возведен вот такой многоэтажный монстр – жилой комплекс «Елена». Совершенно случайно так же зовут супругу бывшего мэра.
9

Чтобы четной стороне проспекта было не обидно, здесь также воткнули высотный жилой дом.
10

11

Еще один «общественно-жилой корпус» строится чуть ближе к центру, где проспект Вернадского пересекается с ул. Коштоянца.
И строится не абы где, а на месте недостроенного и разобранного корпуса МИРЭА. Проще говоря, территорию вуза отдали под застройку!
12

Сейчас это выглядит так.
13

На стройке ни души – она приостановлена по причине отсутствия разрешительных документов. Если достроят, выглядеть это будет вот так.
14

Сколько добавится автомобилей и как все они поместятся на и без того предельно перегруженных улицах – никого не волнует.

Интересно, что, по сообщению «Известий», МИРЭА, оказывается, страдает от нехватки земли, и посему решено выделить ему 5 гектаров на вновь присоединенных к Москве территориях! Делается это, разумеется, исключительно в целях борьбы с пробками (!). Ректор ВУЗа г-н Сигов сетует, что у МИРЭА нет общежитий. И это чистая правда. Но не вся: уважаемый ректор почему-то забыл упомянуть, что имевшаяся на «старой» территории свободная земля была роздана под застройку.

Помимо строящихся небоскребов, на территории МИРЭА несколько лет назад уже были возведены два 16-тиэтажных жилых дома (один из них в центре фото), плюс паркинг. А для новых корпусов института места «не нашлось».
15

Напротив этой стройки (на фото - справа) видим участок пока еще зеленый, но уже огороженный.
16

Он отдан под возведение гостиницы. При том, что несколько больших и малых гостиниц еще с советских времен имеются неподалеку, и они совсем не переполнены…

Торговая недвижимость

По обе стороны проспекта за эти годы выросли большие и малые торговые комплексы.

Один из них перед ЖК «Елена». Для стоянки маршруток места не нашлось, они стоят на проезжей части.
17

Рядом с универмагом в советское время было кафе. Теперь здесь несколько ресторанов, причем большая территория отгорожена под пустующую обычно огороженную парковку «для клиентов».
18

С четной стороны самый большой комплекс – «Альмирал». Выглядеть он должен был так:
19

Вот его правый корпус (полукруглый).
20

А вот левый (прямоугольный).
2122

Средний (самый большой) корпус так и не построили. Вместо него сохранился с 90-х дикий рынок из ларьков и палаток:
2324

25

Вдоль проспекта ларьки тоже никуда не делись. Дополняет картину торговля со столиков, с тележек, с ящиков, с рук. А также раздатчики листовок, туалетные кабины, реклама и бомжи. Шанхай, одним словом…
2627

Еще здесь построен «Макдональдс»
28

И ТЦ «Звездочка».
2930

Рядом с «Альмиралом» был сравнительно небольшой ТЦ «Тук-Тук».
31

Ныне Тук-тук снесен. Но свято место пусто ведь не бывает: на месте снесенного небольшого торгового центра строится новый - большой!
32

Основание - постановление 2004 г. Любопытно, что за это время площадь ТЦ чудесным образом возросла более чем вдвое - с 34 тыс. кв. м до 82 тыс. кв.м. Интересно, что этот ТЦ поглотит то ли часть, то ли даже всю автобусную площадку.
33

Новую площадку инвестор построит ближе к МКАД, где будет станция метро «Тропарево». Но по каким-то причинам там не смогли (или не захотели) организовать разворот троллейбусов. И посему было решено пустить троллейбусы до разворотной площадки на Озерной ул., по улицам Покрышкина и Никулинской, без того узким и забитым массой транспорта.

Наконец, по обе стороны ул. 26 Бакинских комиссаров и над ней строится некий «торгово-пешеходный мост». Вот так видят мост его авторы.
34

«Мост» этот превратился в очередной долгострой.
3536

Естественно, пешеходы не будут карабкаться по ступенькам, а будут, как привыкли за многие годы, ходить напрямик через улицу. Зато под видом строительства перехода будет построен очередной большой торговый центр.

Еще штрих. Раньше каждый выход из метро имел посередине «углубление» (с крышей и скамейками), где пассажиры, ждущие автобуса, могли укрыться от непогоды.
37

Но приоритеты изменились: обменник и салон связи здесь нужнее (на фото видны слева). Они аренду платят, а с пассажиров что возьмешь?
38

А если ливень? Правильно, ждущие автобусов забивают входы в метро, стоя там на узких ступеньках и сильно мешая проходу пассажиров. В Минске однажды такая ситуация привела к давке, в которой погибли люди.

Все вместе выглядит так:
39

На схеме:
40

Красные контуры на схеме – торговля и общепит (в частности, Макдональдс), синие – жилье и гостиница, желтые – автобусная станция и парковки. Зеленый – «синий зуб».

Рядом для сравнения - тот же участок, снятый со спутника в 1996 г. Почувствуйте разницу, как говорится.
41

И какие проблемы?

Проблем такая дикая застройка создала всем – пешеходам, пассажирам, автомобилистам. Поскольку для их удобства за все эти годы не было сделано ничего. Ни парковок, ни ТПУ (транспортно-пересадочный узел), ни дорожек, ни реконструкции проспекта. Вся застройка была «посажена» на старую улично-дорожную сеть!

Проходы к жилым домам местами превратились в узкие дорожки между заборами. Ближе к метро пешеходы лавируют между автомобилями, припаркованными где только можно.
42

Автобусная станция построена десятилетия назад и с тех пор не стала шире. Она давно не вмещает всех автобусов. Не поместившиеся стоят на проезжей части вместе с маршрутками. Вокруг нее все застроено – расширять особо некуда. Маршрутки вообще стоят как хотят и где хотят. Схема размещения есть, но на нее всем наплевать…
Вдобавок у метро вечно кучкуются «бомбилы».
43

Автобусы вынуждены объезжать их, а то и останавливаться во втором ряду. Не удивительно, что у метро всегда пробки!
44

Под парковки отведена мизерная часть территории. У «Макдональдса», например, парковка машин на 20. Часть парковок огорожена. Часть (у торговых центров) периодически норовят сделать платными. Естественно, сейчас все улицы, проезды, дворы и тротуары в радиусе полукилометра всегда плотно забиты припаркованными машинами, чьи водители пересели в метро.
45

Даже территория АЗС.
46

Апофеоз: организация движения на проспекте. Мало того, что 2 правых ряда – мешанина из высаживающих, припаркованных, автобусов, бомбил, маршруток, так еще и движение по проспекту здесь «закольцовано»: масса автобусов разворачивается южнее и севернее метро. 2-3 автобуса, стоящих в очереди на разворот, вполне достаточно, чтобы поставить в пробке весь проспект в обе стороны.
47

На спутниковом снимке ниже проблем нет – это снято в выходной день. Но достаточно возникнуть пробке в одном направлении – второе гарантированно запирается.
49

48

Что будут делать?

Очевидно, что узел всей этой безумной, непродуманной застройкой нагрузили настолько, что косметическими мерами тут не обойтись. Неудивительно, что масштаб решений соизмерим с масштабом прошлых ошибок. Главных направлений два: метро и дороги.

Дороги

Как уже сказано выше, одна из проблем узла – несколько самозапирающихся мест, прежде всего в местах разворотов. Поэтому очевидное решение – отделить транзитный трафик от местного и поворотно-разворотного. Это планируется сделать в рамках проекта реконструкции проспекта Вернадского строительством двух направленных эстакад. Выглядеть это будет так (схема и 3D):
50

51

Почему эстакад две? Судя по всему, строить одну большую эстакаду прямо над станцией метро небезопасно. Потому ее решили разделить на две, максимально отодвинув их к краям проспекта. Это влечет ряд проблем и неудобств, но, видимо, это единственный вариант.

Проект планировки всего проспекта Вернадского.

52sm


Увы, сроки реконструкции проспекта Вернадского пока неизвестны. Изначально предполагалось провести ее до 2015 года, но решили сначала закончить с Ленинским проспектом.

Метро

Поскольку с дорогами пока определенности нет, основные надежды связаны с метро. Прежде всего, станция метро Юго-западная вскоре, наконец, лишится своего статуса конечной. А значит, и автобусов, и личного транспорта здесь станет меньше. Уже в 2014 году планируется ввести три новые станции Сокольнической линии: Тропарёво, Румянцево и Саларьево. В районе Саларьево планируется большой транспортно-пересадочный узел с вместительной перехватывающей парковкой. Благо, место позволяет развернуться.
53

Такое решение, конечно, не решит всех проблем. Снизив нагрузку с Юго-западной, оно не только не снизит, но даже повысит загрузку Сокольнической линии. Именно поэтому в 2017-м году должна быть решена проблема издавна обделенных метро районов: главным событием этого года станет запуск Калининско-Солнцевской линии в районы Солнцево и Новопеределкино.
54

Раньше при всём желании этот участок пустить не получится: к этому времени надо успеть построить участок до Раменок и центральный участок Калининско-Солнцевской линии. Эта линия снимет часть нагрузки с Сокольнической и позволит создать еще один ТПУ (Ново-Переделкино) почти на границе жилой зоны.

А какие подобные места в Москве известны вам? Что и как там можно исправить сейчас? Расскажите об этом!

ЗЫ. Пост подготовлен совместно с glavsnab
За фото спасибо сайту oldmos.ru. За карты – Яндексу.
Схемы метро взяты из поста Probok.net Московское метро. Хорды против колец

Tags: Юго-западная, градостроительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments