Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Градостроительные ошибки Москвы: узел у метро Юго-западная
crusandr
Последнее время часто встает вопрос: как получилось, что наш мегаполис, которому ещё относительно недавно завидовали многие столицы мира, превратился в перенаселенный муравейник, плохо пригодный для жизни? И что теперь с этим делать? Думаю, проблема заслуживает цикла постов под общим названием «Градостроительные ошибки Москвы». Первым пойдет узел у метро «Юго-западная» на проспекте Вернадского.

Общеизвестно, что транспортный узел на Юго-западе - один из самых проблемных в городе. Но ведь он был таким не всегда! Его таким сделали. И случилось это за последние 20 лет.

Как было давно

Первая половина 60-х. Станция метро Юго-западная и проспект Вернадского строятся в чистом поле.
1


Ни одного дома поблизости нет, кроме избушек села Тропарева. А метро уже есть! Это потом стали делать наоборот.
2

Жилая застройка района была в основном возведена в 1968-1974 гг. В конце 70-х и 80-е на четной стороне проспекта строятся несколько зданий ВУЗов. Все они находятся в нескольких сотнях метров от метро.

Слева за деревьями ступенчатое здание – институт МИТХТ.
3

По нечетную сторону проспекта единственным крупным учреждением торговли был вот этот универмаг.
4

Возле него находился огромный пустырь. Деревянные «теремки» – магазин «Овощи-фрукты». По обе стороны пустыря имелись два широченных прохода к жилым домам.
5

А здесь на заднем плане четная сторона проспекта.
6

Вид из ВУЗа на метро.
7

Отдельно отметим две местные недостроенные достопримечательности родом из 80-х: бизнес-центр «синий зуб» и корпус института МИРЭА.
8

Как стало недавно

Как ни странно, «лихие 90-е» и начало 2000-х не оказали на узел пагубного влияния. Конечно, тут выросли всевозможные сомнительные ларьки, палатки и прочая стихийная торговля. Но с транспортной точки зрения это были еще мелочи, простое зарабатывание денег на пассажиропотоке. Разительные перемены здесь начались лет 7 назад. Все свободное пространство начали прямо-таки лихорадочно застраивать жилой и торговой недвижимостью.

Жилая застройка узла

Первым делом взялись за восточную (нечетную) сторону проспекта Вернадского. Здесь под предлогом постройки музыкальной школы был возведен вот такой многоэтажный монстр – жилой комплекс «Елена». Совершенно случайно так же зовут супругу бывшего мэра.
9

Чтобы четной стороне проспекта было не обидно, здесь также воткнули высотный жилой дом.
10

11

Еще один «общественно-жилой корпус» строится чуть ближе к центру, где проспект Вернадского пересекается с ул. Коштоянца.
И строится не абы где, а на месте недостроенного и разобранного корпуса МИРЭА. Проще говоря, территорию вуза отдали под застройку!
12

Сейчас это выглядит так.
13

На стройке ни души – она приостановлена по причине отсутствия разрешительных документов. Если достроят, выглядеть это будет вот так.
14

Сколько добавится автомобилей и как все они поместятся на и без того предельно перегруженных улицах – никого не волнует.

Интересно, что, по сообщению «Известий», МИРЭА, оказывается, страдает от нехватки земли, и посему решено выделить ему 5 гектаров на вновь присоединенных к Москве территориях! Делается это, разумеется, исключительно в целях борьбы с пробками (!). Ректор ВУЗа г-н Сигов сетует, что у МИРЭА нет общежитий. И это чистая правда. Но не вся: уважаемый ректор почему-то забыл упомянуть, что имевшаяся на «старой» территории свободная земля была роздана под застройку.

Помимо строящихся небоскребов, на территории МИРЭА несколько лет назад уже были возведены два 16-тиэтажных жилых дома (один из них в центре фото), плюс паркинг. А для новых корпусов института места «не нашлось».
15

Напротив этой стройки (на фото - справа) видим участок пока еще зеленый, но уже огороженный.
16

Он отдан под возведение гостиницы. При том, что несколько больших и малых гостиниц еще с советских времен имеются неподалеку, и они совсем не переполнены…

Торговая недвижимость

По обе стороны проспекта за эти годы выросли большие и малые торговые комплексы.

Один из них перед ЖК «Елена». Для стоянки маршруток места не нашлось, они стоят на проезжей части.
17

Рядом с универмагом в советское время было кафе. Теперь здесь несколько ресторанов, причем большая территория отгорожена под пустующую обычно огороженную парковку «для клиентов».
18

С четной стороны самый большой комплекс – «Альмирал». Выглядеть он должен был так:
19

Вот его правый корпус (полукруглый).
20

А вот левый (прямоугольный).
2122

Средний (самый большой) корпус так и не построили. Вместо него сохранился с 90-х дикий рынок из ларьков и палаток:
2324

25

Вдоль проспекта ларьки тоже никуда не делись. Дополняет картину торговля со столиков, с тележек, с ящиков, с рук. А также раздатчики листовок, туалетные кабины, реклама и бомжи. Шанхай, одним словом…
2627

Еще здесь построен «Макдональдс»
28

И ТЦ «Звездочка».
2930

Рядом с «Альмиралом» был сравнительно небольшой ТЦ «Тук-Тук».
31

Ныне Тук-тук снесен. Но свято место пусто ведь не бывает: на месте снесенного небольшого торгового центра строится новый - большой!
32

Основание - постановление 2004 г. Любопытно, что за это время площадь ТЦ чудесным образом возросла более чем вдвое - с 34 тыс. кв. м до 82 тыс. кв.м. Интересно, что этот ТЦ поглотит то ли часть, то ли даже всю автобусную площадку.
33

Новую площадку инвестор построит ближе к МКАД, где будет станция метро «Тропарево». Но по каким-то причинам там не смогли (или не захотели) организовать разворот троллейбусов. И посему было решено пустить троллейбусы до разворотной площадки на Озерной ул., по улицам Покрышкина и Никулинской, без того узким и забитым массой транспорта.

Наконец, по обе стороны ул. 26 Бакинских комиссаров и над ней строится некий «торгово-пешеходный мост». Вот так видят мост его авторы.
34

«Мост» этот превратился в очередной долгострой.
3536

Естественно, пешеходы не будут карабкаться по ступенькам, а будут, как привыкли за многие годы, ходить напрямик через улицу. Зато под видом строительства перехода будет построен очередной большой торговый центр.

Еще штрих. Раньше каждый выход из метро имел посередине «углубление» (с крышей и скамейками), где пассажиры, ждущие автобуса, могли укрыться от непогоды.
37

Но приоритеты изменились: обменник и салон связи здесь нужнее (на фото видны слева). Они аренду платят, а с пассажиров что возьмешь?
38

А если ливень? Правильно, ждущие автобусов забивают входы в метро, стоя там на узких ступеньках и сильно мешая проходу пассажиров. В Минске однажды такая ситуация привела к давке, в которой погибли люди.

Все вместе выглядит так:
39

На схеме:
40

Красные контуры на схеме – торговля и общепит (в частности, Макдональдс), синие – жилье и гостиница, желтые – автобусная станция и парковки. Зеленый – «синий зуб».

Рядом для сравнения - тот же участок, снятый со спутника в 1996 г. Почувствуйте разницу, как говорится.
41

И какие проблемы?

Проблем такая дикая застройка создала всем – пешеходам, пассажирам, автомобилистам. Поскольку для их удобства за все эти годы не было сделано ничего. Ни парковок, ни ТПУ (транспортно-пересадочный узел), ни дорожек, ни реконструкции проспекта. Вся застройка была «посажена» на старую улично-дорожную сеть!

Проходы к жилым домам местами превратились в узкие дорожки между заборами. Ближе к метро пешеходы лавируют между автомобилями, припаркованными где только можно.
42

Автобусная станция построена десятилетия назад и с тех пор не стала шире. Она давно не вмещает всех автобусов. Не поместившиеся стоят на проезжей части вместе с маршрутками. Вокруг нее все застроено – расширять особо некуда. Маршрутки вообще стоят как хотят и где хотят. Схема размещения есть, но на нее всем наплевать…
Вдобавок у метро вечно кучкуются «бомбилы».
43

Автобусы вынуждены объезжать их, а то и останавливаться во втором ряду. Не удивительно, что у метро всегда пробки!
44

Под парковки отведена мизерная часть территории. У «Макдональдса», например, парковка машин на 20. Часть парковок огорожена. Часть (у торговых центров) периодически норовят сделать платными. Естественно, сейчас все улицы, проезды, дворы и тротуары в радиусе полукилометра всегда плотно забиты припаркованными машинами, чьи водители пересели в метро.
45

Даже территория АЗС.
46

Апофеоз: организация движения на проспекте. Мало того, что 2 правых ряда – мешанина из высаживающих, припаркованных, автобусов, бомбил, маршруток, так еще и движение по проспекту здесь «закольцовано»: масса автобусов разворачивается южнее и севернее метро. 2-3 автобуса, стоящих в очереди на разворот, вполне достаточно, чтобы поставить в пробке весь проспект в обе стороны.
47

На спутниковом снимке ниже проблем нет – это снято в выходной день. Но достаточно возникнуть пробке в одном направлении – второе гарантированно запирается.
49

48

Что будут делать?

Очевидно, что узел всей этой безумной, непродуманной застройкой нагрузили настолько, что косметическими мерами тут не обойтись. Неудивительно, что масштаб решений соизмерим с масштабом прошлых ошибок. Главных направлений два: метро и дороги.

Дороги

Как уже сказано выше, одна из проблем узла – несколько самозапирающихся мест, прежде всего в местах разворотов. Поэтому очевидное решение – отделить транзитный трафик от местного и поворотно-разворотного. Это планируется сделать в рамках проекта реконструкции проспекта Вернадского строительством двух направленных эстакад. Выглядеть это будет так (схема и 3D):
50

51

Почему эстакад две? Судя по всему, строить одну большую эстакаду прямо над станцией метро небезопасно. Потому ее решили разделить на две, максимально отодвинув их к краям проспекта. Это влечет ряд проблем и неудобств, но, видимо, это единственный вариант.

Проект планировки всего проспекта Вернадского.

52sm


Увы, сроки реконструкции проспекта Вернадского пока неизвестны. Изначально предполагалось провести ее до 2015 года, но решили сначала закончить с Ленинским проспектом.

Метро

Поскольку с дорогами пока определенности нет, основные надежды связаны с метро. Прежде всего, станция метро Юго-западная вскоре, наконец, лишится своего статуса конечной. А значит, и автобусов, и личного транспорта здесь станет меньше. Уже в 2014 году планируется ввести три новые станции Сокольнической линии: Тропарёво, Румянцево и Саларьево. В районе Саларьево планируется большой транспортно-пересадочный узел с вместительной перехватывающей парковкой. Благо, место позволяет развернуться.
53

Такое решение, конечно, не решит всех проблем. Снизив нагрузку с Юго-западной, оно не только не снизит, но даже повысит загрузку Сокольнической линии. Именно поэтому в 2017-м году должна быть решена проблема издавна обделенных метро районов: главным событием этого года станет запуск Калининско-Солнцевской линии в районы Солнцево и Новопеределкино.
54

Раньше при всём желании этот участок пустить не получится: к этому времени надо успеть построить участок до Раменок и центральный участок Калининско-Солнцевской линии. Эта линия снимет часть нагрузки с Сокольнической и позволит создать еще один ТПУ (Ново-Переделкино) почти на границе жилой зоны.

А какие подобные места в Москве известны вам? Что и как там можно исправить сейчас? Расскажите об этом!

ЗЫ. Пост подготовлен совместно с glavsnab
За фото спасибо сайту oldmos.ru. За карты – Яндексу.
Схемы метро взяты из поста Probok.net Московское метро. Хорды против колец


  • 1
Один из гнойников города. Яркий образчик жадности власть имущих. Никакой градостроительной концепции. Дикий Восток.

Еще на Речном Вокзале подобный гнойник. Причем ради его разгрузки даже перенесли срок строительства двух новых станций Замоскворецкой линии - "Беломорской" и "Улицы Дыбенко" - на более ранний!

НА когда? Завтра откроют?)

Пора вводить мораторий на строительство высотных домов и ТЦ. Причем по всей Москве. Еще очень желательно лимитировать количество приезжих/перебирающихся в Москву. Фантастика, понимаю...

По высоткам и ТЦ - очевидно, надо жестко привязывать к развитию УДС, вводить и применять нормирование и обременения. А вот по приезжающим - это мало того что фантастика, это неконституционно. Регионы надо развивать, и поток сам пойдет из Москвы, а не в Москву )

Пока у чиновников нет ответственность за "градостроительные ошибки", ничего не улучшится.

Ваши меры тоже косметические. Признав, что виновата застройка ТЦ, Вы не собираетесь эту причину убирать.

Это очень плохо, что у чиновников нет ответственности за градостроительные ошибки.
Но мне что-то не приходит в голову, как взять и ввести ее. Если кто-нибудь придумает и сделает - низкий поклон ему будет и большой респект :)
Что касается "косметических" мер: вы так называете строительство двух веток метро с ТПУ и реконструкцию Вернадского (2 эстакады)? Ну-ну ) Кстати, меры это не наши, а Правительства Москвы. Probok.net более локально работает )

Насчет "убрать причину", то есть снести массу жилой и ТЦ-шной застройки - это даже как-то не смешно. Попробуйте этого добиться, если желаете. Мне неизвестны примеры успешной борьбы такого рода в России. И еще: что-то мне подсказывает, что объем компенсаций по судам тысячам (!) собственников квартир и прочих добросовестных приобретателей будет таким, что никакой бюджет не понятен. Или вы предлагаете незаконный снос?

А что за кружок на пересечении Лобачевского и Вернандсокого? (перед 3д иллюстрация)
А есть схема реконструкции в высоком разрешении?

Круговое движение над тоннелем.
Схема есть: http://ic.pics.livejournal.com/crusandr/61156400/67141/67141_900.jpg

такого хватает с лихвой

молодёжная, войковская, новогиреево....

Что касается Юго-Западной, то там надо Рузкую и Коштоянца модернизировать, остров из ТЦ и шанхайчиков убрать под землю (метро не помешает, оно под дорогой), а на его месте сделать паркинг. Ну и м-цкий бульвар сести, как без этого... А уж вторым слоем - эстакаду. Ну и предусмотреть эстакадный выезд с Островитянова на Лениниский в сторону области. Вот тогда будет неплохо и жилые дома сносить не нужно будет...

Да, ул. Анохина тоже сильно модернизировать нужно. Расширить, разблокировать итд. Ну и Никулинскую эстакадой продлить до Рябиновой, а Востряковское/Боровское расширить, привести в нормальный вид и вывести разоротной эстакадой в сторону Солнцева.

Вот тогда толк будет. А так - толкания...


Re: такого хватает с лихвой

Эстакада Никулинская - Рябиновая есть в АИП 2013-2015.
Называется "Реконструкция ул. Рябиновой со строительством автодорожного путепровода через ж/д пути Киевского направления МЖД", сроки 2014-2016, сумма 4,26 млрд руб.

Надо же и здесь не слава богу

Года два тому назад мне активно доказывали, что станция метро Юго-Западная уникальна именно тем, что построили её в чистом поле, а следовательно, метро приходило раньше жилых домов. И это было здорово.
Тему обсуждали на ныне закрытом форуме правительства Москвы.
Теперь нет того форума, где давались советы, как быстро очистить свой двор от потока транзитных машин и обеспечить порядок под своими окнами. Пришли оленеводы .... и зима стала длинней ещё на 30 дней)

о мне что-то не приходит в голову, как взять и ввести ее

Тут Андрей писал, что здорово бы ввести ответственность да как? Наверно можно так - смотрим на Кашширское шоссе в районе пересечения с МКАД. Даже на карте "слышен гул сотен машин") Смотрим правее. Видим улицу Елецкую и посёлок Развилка в Московской области. Отличная тема предложить чиновникам зарезервировать земельные участки под строительство нового ввода местного движения от Елецкой до развилки Каширки на старую и новую. Коды земельных участков берём в Росреестре.
Нужно помочь составить запрос - пишите, сделаю)

Дело было вечером, делать было нечего, решил я что-нибудь посчитать. И вот нашел, что в Москве площадь проезжих частей составляет 68,1 млн.кв.м., автомобилей в Москве зарегистрировано 4,5 млн. В среднем один легковой автомобиль занимает 7 кв.м., получается только под сами авто, чтобы им было на чем стоять нужно 31,5 млн.кв.м. дорожного полотна. Так же оказывается в Москве одновременно движется от 350 тыс. до 400 тыс. авто, т.е. получается что если остаток свободного асфальта предназначенного для движения (36,6 млн.кв.м.) разделить на количество одновременных участников движения (350 тыс.), а остаток поделить 2 метра(условная ширина одной полосы), то получается на каждого участника дороги отведено всего 52 метра дороги.
Даже если заставить все обочины и тротуары (а это примерно 20 млн.кв.м.) автомобилями не участвующими в движении, то останется по 80 метров на каждого водителя за рулем, ну это естественно при равномерном распределении участников движения по всему городу.
А вот если бы все одновременно захотели поехать на своих авто, то каждому бы досталось по 8 метров дороги.
А вот когда в Москве будет 9 млн. машин, то вся площадь проезжих частей уйдет только под сами автомобили.*
* - Все расчеты условны и любые совпадения с реальностью случайны!!! :)))

Проспект Андропова в 90-х летел по всей длине в обе стороны. Потом началось:
Машин прибавилось.
Около Коломенской построили ТЦ "Гвоздь" => разгон со светофора в область стал в 2 полосы из-за стоянок около ТЦ => мост вечером в область остановился.
Около метро со стороны Нагатинского Затона появилась куча более мелких ТЦ, салонов связи и др. => утром появились затруднения в центр из-за припаркованных машин.
Появился ТЦ Мегаполис, и вскоре пешеходный светофор около него. В центр стало еще более напряжно.
Нагатинский мост разломали, а потом, не отремонтировав, собрали, оставив горбатый асфальт на нем. Скорости тож не способствует.
Начали ремонт Варшавки. Из-за хронических пробок около Нагатинской часть потока уходит на Андропова - как по Коломенскому проезду, так и по Миллионщикова.
Выделенки!!! Особенно мило в 3 местах - в центр для разгона с пешеходного светофора у "Мегаполиса" оставлено 2 полосы (и камера!!!), из центра на мосту 2 полосы (и камера!!!), из центра от Коломенской после светофора в горку 2 полосы (и камеры!!!).
И проспекту Андропова наступил полный кирдык. Учитывая, что езжу я по нему каждый день, угадайте - проголосую я когда-нить за нынешнего мэра?

Подпишусь под каждым словом, кроме последнего предложения. Ну сделали глупость, будем добиваться чтобы исправляли. Это не отменяет сотен полезных проектов, которые сейчас в работе. Любой имеет право на ошибку.

Мы сейчас готовим проект реконструкции всей этой магистрали от Таганки до МКАД. Принцип: для прямого хода 3 полосы ВЕЗДЕ, выделенка - на земле (где под нее можно расширить), где нельзя - в общую полосу, повороты - карманами.

Андрей, я закончил РУДН, и все пять лет учебы любовался на эту красоту около Юго-Западной. Пешком по утрам от метро ходить быстрее, чем ехать на автобусах.

Там проблема глобальнее - есть дорога, которая состоит из нескольких улиц (Никулинская - Покрышкина - 26 Бакинских комиссаров - Миклухо-Маклая). Сейчас в час пик эта дорога представляет собой сплошную шестикилометровую пробку от Мичуринского проспекта до Профсоюзной, которая на коротких (не более 400 метров) участках делает вид, что едет, но опять же не быстрее 25 км\ч.

Я попросил Яндекс проложить мне маршрут с учетом пробок. Он мне предложил выписывать вот такие кренделя: i48.fastpic.ru/big/2013/0625/c4/9c18c7c7eb27c64a0a41f1f5f1cca8c4.jpg

Если просто решить проблему на Юго-Западной, то пробка одним концом упрется в адовую кучу светофоров на Покрышкина и дичайший затык на перекрестке с Мичуринским, а с другой стороны ее заткнет светофор на Ленинском. Нужно придумывать что-то комплексное со всей этой дорогой, а от одного приведения в порядок перекрестка с пр. Вернадского толку будет мало.

Edited at 2013-06-25 10:10 am (UTC)

Да, с этим направлением (Никулинская - Покрышкина и т.д.) надо что-то делать. Тем более в АИПе ведь есть тоннель Никулинская - Рябиновая. Как построят - нагрузка еще увеличится.

"Перенаселённый муравейник"

Люди, которые вешают на Москву такого рода ярлыки, априори либо провокаторы, либо граждане не сведущие. Вы кем у нас будете ?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account