Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Categories:

Способы лечения пробок: методика Probok.net. Часть III

В части I на примере перекрестка Каширского шоссе и Володарского шоссе я описал 3 простых, быстрых и недорогих "светофорно-разметочных" способа повышения пропускной способности Т-образных перекрестков. В части II приведены типовые локальные уширения для расшивки узких мест на загородных дорогах. А теперь давайте разберем недорогие и быстрые варианты оптимизации движения на регулируемых Х-образных перекрестках. Это очень актуально в связи с введением в ГОСТ Р 52289-2004 формулировки «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». Подробнее в статье "Светофорный ГОСТ: тихая революция и ее последствия".

Почти из любого перекрестка можно выжать очень многое самыми скромными и простыми способами - светофорами, знаками, разметкой. Для этого нужно немногое: адресная работа с перекрестком и применение комбинации типовых решений. Каких и где, зависит от транспортного спроса с разных направлений, ширины дороги и так далее. К сожалению, ни проектировщиков, ни "организаторов движения" толком не учат все эти способы видеть и применять! Потому минимальный "масштаб" решений властей, как правило - уширения проезжей части (за несколько миллионов), подземные переходы (десятки миллионов) или развязка (1-2 миллиарда). А небольшими, но эффективными мерами за несколько тысяч или десятков тысяч рублей почти всегда брезгуют.

Попробуем восполнить этот "методический пробел" на примере Х-образного перекрестка двух московских улиц - Одесской и Болотниковской. Обе имеют по 1 полосе движения в каждую сторону, со всех четырех сторон перекрестка есть пешеходные переходы.

1

До недавнего времени ГОСТ на таких перекрестках допускал две фазы светофорного регулирования.

Фаза 1 – 30 секунд Фаза 2 – 30 секунд
2-1 2-2

А теперь так нельзя, пересечение пешеходных и транспортных потоков в одной фазе больше не допускается. Чтобы их разделить, придется или обособить пешеходные направления в разных фазах, или отдать пешеходам одну фазу целиком. На перекрестке узеньких улиц с левыми поворотами при 1 полосе в каждом направлении возможно только второе решение - добавить в цикл «полнопешеходную» фазу. Именно это и было сделано несколько лет назад на перекрестке Болотниковской и Одесской улиц.

Вариант 1.1
Фаза 1 – 30 секунд Фаза 2 – 30 секунд Фаза 3 – 20 секунд
3-1 3-2 3-3

Побочных эффектов два. Во-первых, при такой схеме «зеленый» каждому транспортному направлению будет гореть не 50% времени, а 37,5% (эта доля времени называется «фазовый коэффициент»). Во-вторых, для пешеходов вырастет время ожидания зеленого с 30 секунд до 60.

Многие проектировщики сразу скажут, что увеличение количества фаз и снижение фазового коэффициента всегда плохо для движения, а пешеходы – дебилы, у которых поголовная нетерпячка и которые не будут ждать светофора лишние 10-20 секунд. Не верьте! На практике снижение фазового коэффициента будет частично или полностью компенсировано тем, что не придется больше уступать пешеходам; если этого будет недостаточно, время первых двух фаз можно увеличить, например с 30 до 40 секунд. Ну а нормальные пешеходы при горящем красном сигнале и плотном потоке машин не полезут на переход, предпочтя дождаться пешеходного зеленого – который станет безопасным.

Вариант 1.2
Пересечение транспортных потоков между собой (а значит, и левые повороты "на просачивание") ГОСТ не запрещает. Но если все-таки нужно убрать конфликт транспортных потоков не только с пешеходами, но и между собой, понадобится 5 фаз: одна полностью пешеходная и по одной с каждого из 4-х направлений во все стороны. Такие фазы называются «веерными».

Фаза 1 – 20 секунд Фаза 2 – 20 секунд Фаза 3 – 20 секунд
4-1 4-2 4-3
Фаза 4 – 20 секунд Фаза 5 – 20 секунд
4-4 4-5

При таком пофазнике фазовый коэффициент снизится с 50% до 20%, и, казалось бы, катастрофически упадет пропускная способность каждого направления. Но так получается далеко не всегда: ведь при такой схеме водителям не придется уступать дорогу ни пешеходам, ни встречному транспорту. И в отведенные 20% направление будет свободно, быстро и предсказуемо ехать сразу во все стороны. Кое-где это позволит не просто компенсировать снижение фазового коэффициента, но даже увеличить пропускную способность по сравнению с 50% зеленого с поворотами "на просачивание"! Это не говоря уже про отличный эффект "веерной" схемы для безопасности движения.

Вариант 1.3
Еще одно преимущество «веерной» схемы – возможность гибко регулировать длину каждого из направлений в зависимости от спроса по времени суток. Например, если утром спрос выше с направлений, едущих в фазах 1 и 2 (а фазы 3 и 4 пустуют), если вечером, наоборот, загружены направления в фазах 3 и 4, а днем и ночью спрос равномерный, логично сделать многопрограммную схему повременного разъезда. Ее тоже редко применяют: лениво считать...

Табл1

Вариант 1.4
1 Если пешеходы на перекрестке есть не в каждом цикле (в данном случае - не каждые 1,5 минуты), пешеходную фазу можно и нужно делать вызывной. Для этого у каждого пешеходного светофора нужно установить ТВП (табло вызывное пешеходное), в народе "кнопка". При ее нажатии пешеходом с любой стороны зеленый "полнопешеходный" включится в свой черед цикла. Если же пешеходов нет, едет только транспорт.

Вызывной может быть не только полнопешеходная фаза, но и любая фаза с пешеходным переходом. Мы такое трижды применили в Московской области - на перекрестках Каширского шоссе с Белокаменным и Володарским, на перекрестке Старошереметьевского шоссе с дорогой на Клязьму; и все 3 раза эффект оказался потрясающим.
2

Вариант 1.5
Часто бывает так, что не все левые повороты востребованы (скажем, у них есть удобные альтернативы на соседних перекрестках), а прямоходные и правоповоротные направления, напротив, очень востребованы и даже перегружены. Тогда маловостребованные левые повороты не грех и отменить. Это даст возможность, избежав пересечений потоков и объединив время двух востребованных фаз, увеличить в 2 раза их фазовый коэффициент. И пропускную способность в востребованных направлениях.

Фаза 1 – 40 секунд Фаза 2 – 20 секунд
5-1 4-2
Фаза 3 – 20 секунд Фаза 4 – 20 секунд
4-4 4-5

Думаете, это все? Как бы не так: мы еще не затронули возможности, которые дает разметка и дополнительные светофорные секции.

Измерим лазерным дальномером или "колесом" ширину проезжей части наших улиц. Одесская улица шириной лишь 7,5-8 метров, из нее разметкой ничего не вытянуть. А вот Болотниковская имеет ширину 10,2 метров с одной стороны и 11,3 м с другой. Нормативная ширина полос 3,5 метра, допустимая по ГОСТам – 3-3,25 м. Значит, проезжую часть можно переразметить с 2-х широченных полос на 3 полосы нормальной ширины, причем сделать 2 полосы к перекрестку с двух сторон.

Самый очевидный способ разметки «левый ряд налево, правый – прямо и направо».
6

Такая схема сразу дает нам целый спектр новых вариантов организации движения и светофорного регулирования. Кстати, многое можно комбинировать. Например, «веерный» пофазник + многопрограммный режим по времени суток + вызывная пешеходная фаза. А если к тому же установить 2 правоповоротные секции, можно будет разрешить правый поворот в фазах 2 и 4.

Вариант 1.6
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3
6-1 6-2 6-3
Фаза 4 Фаза 5 (вызывная по кнопке)
6-4 6-5 Табл2

Такая схема оправдана, если спрос на левые повороты больше 5-6 машин за цикл. Вышло похоже на вариант 1.3, вот только движение на перекрестке в фазах 1 и 2 пойдет в две полосы вместо одной, есть 2 правоповоротные секции, а пешеходная фаза вызывная. Все вместе это даст прирост пропускной способности перекрестка от 50 до 100% в сравнении с вариантом 1.3 в зависимости от интенсивности движения по направлениям.

Вариант 1.7
Одну фазу оставляем совмещенной, две веерными. Левые повороты на просачивание, но с собственных полос.

Фаза 1 - 40 секунд Фаза 2 - 20 секунд
7-1 6-2
Фаза 3 - 20 секунд Фаза 4 - 20 секунд
6-4 6-5

Это актуально для направлений, где прямоходные потоки преобладают, а левые повороты хоть и маловостребованы (2-4 машины в цикл с каждой стороны), но отменять их все-таки нецелесообразно. Таким способом мы добиваемся 40% фазового коэффициента вместо 20% для прямого хода. К тому же ожидающие левого поворота стоят и ждут "окна" в своих полосах, не мешая едущим прямо.

Вариант 1.8
Делим направления движения по-иному: 27 секунд на прямой ход и правые повороты, а 13 секунд на левые повороты.

Фаза 1 - 27 секунд Фаза 2 - 13 секунд Фаза 3 - 20 секунд
8-1 8-2 6-2
Фаза 4 - 20 секунд Фаза 5 - 20 секунд
6-4 6-5

Это оправдано, если левоповоротные потоки до 5-6 машин в цикл с каждой стороны. Тогда мы добиваемся 27% фазового коэффициента вместо 20% для прямого хода, а левым поворотам обеспечиваем 13 секунд, достаточные для поворота 5-6 машин.

Может оказаться так, что выгодней движение по полосам организовать по-иному: левый ряд прямо и налево, правый – только направо. Обратите внимание: тут тоже очень важна направляющая разметка 1.7, которая позволяет избежать выезда на встречную полосу и направляет водителя куда положено.

9

Это дает нам еще 2 варианта организации движения при веерном светофорном регулировании.

Вариант 1.9
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3
10-1 10-2 10-3
Фаза 4 Фаза 5
10-4 10-5 Табл3

Полезно, если доминирующие направления - правоповоротные. В этом случае правый поворот с обеих сторон Болотниковской можно не только включать в 2-х фазах, но и обеспечить его движение без помех от ожидающих проезда прямо.

Если правоповорачивающих мало, а пешеходов много, можно в фазах 1 и 3 выключать правую стрелку и разрешать переход пешеходов через Одесскую. Это сократит время ожидания перехода с 80-100 до 30-50 секунд.

Вариант 1.10
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 3
10-1
10-2 10-3
Фаза 4 Фаза 5
10-4 10-5 Табл3


А что же с перекрестками широких улиц? Там возможностей для регулирования гораздо больше. Упомяну лишь о двух.

Во-первых, можно обособить пешеходов можно не только полнопешеходной фазой, но и разнести обособленные пешеходные направления по разным фазам. Для этого потребуется установить на светофор правоповоротные секции.

Вариант 2.1

Фаза 1 - 40 секунд Фаза 2 - 25 секунд Фаза 3 - 35 секунд Фаза 4 - 35 секунд
97903_original 98469_original 98834_original 99574_original

Во-вторых, если противоположные направления разделяет бульвар или трамвайные пути, можно не просто отменить пару левых поворотов, а заменить их разворотами.

Вариант 2.2

Фаза 1 - 40 секунд Фаза 2 - 20 секунд Фаза 3 - 20 секунд
01 02 03
Фаза 4 - 20 секунд Фаза 5 - 20 секунд
04 05

Само собой, тут возможны и веерные, и многопрограммные схемы движения. А вот все варианты с левыми поворотами на просачивание на перекрестках широких дорог следует отмести как опасные: такой «организованный хаос» – верный путь к ДТП, даже если пешеходы исключены из лотереи. Еще важно не забывать о формуле расчета минимального времени пешеходной фазы. Для этого перекрестка время составит 30 и 35 секунд соответственно.

Надеюсь, предлагаемая методичка будет полезна организаторам движения и проектировщикам ОДД по всей стране, позволит им ознакомиться с московским опытом разделения пешеходных и транспортных потоков и избавит от панических оценок нововведений в ГОСТ.

ЗЫ. Спасибо аналитикам Илье mousemaster2012 (за помощь в подборе материала) и Григорию Пескову (за иллюстрации).


Tags: оптимизация дорожного движения, светофорное регулирование, светофоры, способы борьбы с пробками
Subscribe

  • Светофорные будни ЦОДД (4)

    После статьи Светофорные будни ЦОДД (3) в ЖЖ, Фейсбук и на форум Роадс.ру поступили несколько десятков предложений по регулировке светофоров. Чтобы…

  • Светофорные будни ЦОДД (3)

    Всем привет, я вернулся! Начнем год не с привычной переразметки, а со светофоров. Именно регулировка светофора - самый быстрый и недорогой способ и…

  • ЦОДД: 7 методов переразметки

    Повысить пропускную способность, безопасность, удобство дорог можно многими способами: настроить светофоры, расширить дорогу или построить развязку.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Светофорные будни ЦОДД (4)

    После статьи Светофорные будни ЦОДД (3) в ЖЖ, Фейсбук и на форум Роадс.ру поступили несколько десятков предложений по регулировке светофоров. Чтобы…

  • Светофорные будни ЦОДД (3)

    Всем привет, я вернулся! Начнем год не с привычной переразметки, а со светофоров. Именно регулировка светофора - самый быстрый и недорогой способ и…

  • ЦОДД: 7 методов переразметки

    Повысить пропускную способность, безопасность, удобство дорог можно многими способами: настроить светофоры, расширить дорогу или построить развязку.…