Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr

Category:

Варшавское шоссе: новости и перспективы

После перенастройки в январе 2015 г. двух светофоров на перекрестке с Нагатинской накопилось довольно много новостей по главной магистрали юга Москвы. Поговорим о Нагатинской, о «гениальной» реконструкции путепровода МКЖД, оптимизации светофоров юга Варшавского шоссе от Сумской до Чонгарского, а также о том, где и что раскопают на многострадальной магистрали в ближайшее время.

1. Узел с Нагатинской
Обещанную синхронизацию светофоров ЦОДД сделал еще в марте, подключив оба светофора к координированной системе управления. К сожалению, пока координация работает нестабильно: время от времени один из светофоров теряет связь с системой и синхронизация рушится. Да и южный светофор настроен не совсем так, как задумано: прямой ход на южном и северном светофорах даже при синхроне включается и выключается не одновременно. Поэтому пропускная способность узла пока «гуляет»: зеленый Варшавскому шоссе вместо стабильных 77-83% в центр и в область, горит от 65 до 83% в зависимости направления и от того, как программы двух светофоров «ложатся» друг на друга. И хотя узел с Нагатинской перестал быть главной проблемой Варшавки, все эти недоделки еще предстоит исправить.

Примерно таким пофазник на Нагатинской должен стать в итоге


2. Реконструкция путепровода МКЖД
Главной проблемой Варшавского шоссе в последние недели стал перекресток с Нагорным проездом из-за реконструкции путепровода МКЖД. Того самого, под которым дорога сужается с 10 полос до 8, образуя «бутылочное горлышко». При реконструкции старый путепровод разберут, а вместо него к лету 2016-го построят новый. Это нужно для планируемого запуска в 2016 г. пассажирского движения на МКЖД. Нынешний путепровод выглядит удручающе и вряд ли выдержит нагрузки от интенсивного движения.

К сожалению, все эти работы ведет ОАО «РЖД» и делает это бездарно: на прошлой неделе проезжую часть в сторону центра под путепроводом сузили с 4-х до 2-х полос!


Результат: 26-28 апреля суммарная длина пробки на Варшавском и Каширском шоссе достигла 15 километров, скорость упала с «красно-желтых» 10-20 км/ч до «бордовых» 3-5 км/ч, а время проезда выросло на 40-60 минут. Заканчивается затор в центр теперь не в 11-12 часов, а в 17-18. Само собой, намертво встали и оба альтернативных маршрута – по проспекту Андропова и по набережной.



Причина коллапса - сразу в трех косяках железнодорожников. Косяк первый: водителей заранее никто не предупредил о начале работ. Ни сообщений в СМИ, ни желтых щитов на Варшавке нет и не было, потому никто и не подумал пересесть на метро или трамвай. Косяк второй: временной дорожной разметкой РЖД тоже не озаботилось, движение организовано по принципу «перестраивайтесь из 4-х полос в 2 как знаете», хотя за счет грамотной разметки движение можно организовать в 3 узкие полосы! Косяк третий: дорогу сузили аккурат под майские праздники, когда загруженность дорог повышена.

Сколько продлится сужение, точно неизвестно. Есть надежда, что несколько недель: первый пролет уже сняли.

Однако главный идиотизм проекта в том, что никакого расширения проезжей части не будет, здесь так и останется по 4 полосы в каждую сторону! Железнодорожники бережно сохранят не только бутылочное горлышко, но и очень опасное место: сужение провоцирует хаотичные перестроения, которые приводят к ДТП. В одной из аварий 2 мая 2013 года здесь погибла целая семья - двое взрослых и ребенок. Водитель врезался в мачту освещения и автомобиль буквально разорвало на части, шансов у людей не было.

Конечно, можно все свалить на водителя (и он действительно виноват), но к трагедии привел не только человеческий фактор, а еще и нелогичное, необоснованное сужение дороги! Которое РЖД отказалось устранять: ведь проблемы индейцев шерифа не волнуют...

Пока непонятно, позволит ли конструкция путепровода расширить проезжую часть в будущем за счет города: судя по ситуационному плану, прямоугольные опоры поставят прямо рядом с дорогой. Остается лишь надеяться, что эти опоры временные (если у вас есть более точная информация и схемы, присылайте, сделаю апдейт).



На этом примере видна вся глубина презрения ОАО «РЖД» к правам и интересам граждан. Увы, не первый случай в нашей практике: вот уже несколько лет «Российские Железные Дороги» торпедируют десяток проектов по повышению дорожной связности в Москве. Там, где город готов построить наземную дорожку за 10-50 млн. рублей через малоиспользуемые подъездные ж/д пути, оборудовав ее переездом и шлагбаумом, железнодорожники надувают щеки, предлагая строить эстакады за миллиарды рублей. Отчаявшись решить проблему на низовом уровне, мы даже написали открытое письму Президенту РЖД Якунину, пока ответа нет.

Ситуацию в районе МКЖД можно чуть-чуть улучшить регулировкой светофора. Дело в том, что Варшавское шоссе на перекрестке с Нагорным проездом еще и «зажато» светофором. Если на перекрестке с Нагатинской улицей и Новоданиловским проездом Варшавское едет 80-85% времени, то здесь фазовый коэффициент магистрали всего 76% (в непиковое время даже 68%). Неудивительно, что перекресток «придерживал» магистраль даже до сужения дороги. Обеспечив фазовый коэффициент 80-83%, можно добиться небольшого улучшения на Варшавском шоссе и в центр, и в область. Чудес ждать не стоит - слишком уж сужение резкое. Однако других вариантов нет, так что это предложение я отправил в ЦОДД.

Говоря в скобках, Варшавскому шоссе нужна еще и тонкая синхронная настройка светофоров с Нагатинской, Нагорным и Новоданиловским, которая позволит выровнять пропускную способность всех трех узлов. Кое-что мы уже предложили ЦОДД: например, сделать цикл не меньше 180 секунд даже в ночное и вечернее время (сейчас 90-120-180 секунд). Но все это станет актуально не раньше, чем строители вернут под МКЖД хотя бы по 4 полосы в обе стороны.

3. Протяжка Варшавского шоссе в область от Чонгарского до Сумской
Новые узкие места на Варшавском обнаружились сразу после январской протяжки узла с Нагатинской. Вопреки ожиданиям, проблемы возникли не у Балаклавского проспекта (2 светофора там уже синхронизированы примерно как предложено нами), а на трех других светофорах: с Чонгарским бульваром, Сумским проездом и Сумской улицей.

В чем причина? В том, что на этих светофорах были очень короткими как длины цикла, так и фазовый коэффициент прямого направления Варшавского шоссе в область!

Данные таблицы по пропускной способности расчетные, не учитывают «поворотные» потоки и загруженность дублеров у перекрестков парковкой и нарушителями. Но в данном случае математика подтверждена практикой: видно, что наименьная пропускная способность Варшавского именно на перекрестке с Чонгарским бульваром, второе место держит Сумская улица, третье – Сумской проезд. Перекрестки с Черноморским бульваром и Балаклавским проспектом «вытягивают» Варшавку за счет широких дублеров (прямой ход по 2 полосы), а пешеходный светофор у дома 110 вообще имеет солидный запас пропускной способности.

Мы предложили ЦОДД выровнять длину циклов на всех перекрестках в течение дня и по возможности протянуть Варшавское шоссе в самых проблемных местах. Технические задания по трем перекресткам (с Чонгарским, Черноморским бульварами и Сумским проездом) ЦОДД разработал в феврале и выполнил в марте 2015 года. Результат: «красной» пробки до перекрестка с Чонгарским бульваром больше нет,  узел с Балаклавским проспектом по-прежнему неплохо справляется.


А вот узел с Сумской улицей, который переделать не успели, ожидаемо «не тянет». Мне пишут, что вечером предыдущие перекрестки проезжаемы за 3-4 минуты, а перед Сумской пробка минут на 15. Как видите, это хорошо объясняется математически. Интересно будет проверить еще один «математический» вывод: судя по таблице, дублер Варшавского в область перед Сумской имеет запас пропускной способности (1224 против 684 на перекрестке с Сумским проездом) и должен ехать довольно неплохо. Напишите, так ли это и пробовал ли кто-нибудь объезжать по нему основной ход?



Проблему перекрестка Сумской улицы скоро решат: техническое задание готово, в мае служба эксплуатации его должна выполнить. После этого пропускная способность Варшавского шоссе тут вырастет на 600 машин на основном ходу и перекресток перестанет быть самым узким местом Варшавского шоссе:


После этого задачу протяжки Варшавского шоссе в область можно будет считать в целом решенной. Ложку дегтя могут подкинуть разве что узлы с Сумским проездом и Балаклавским проспектом. Судя по таблице, пропускная способность Варшавского шоссе там в область вечером по-прежнему ниже, чем на соседних. Очевидные ходы по протяжке Варшавского шоссе на этот случай:
-          Перед Сумским проездом «протянуть» прямоход на боковом проезде (удлинив секунд на 30 фазу 1, где дублер едет, и сократив фазу 2, где он стоит) и тем самым увеличить пропускную способность дублера на 400-500 машин в час. Такой ход подсказывает и явная диспропорция в пропускной способности дублера и основного хода Варшавского шоссе перед Сумским проездом: здесь дублер пропускает прямо лишь 684 авто в час против 1800-1900 на перекрестках до и после.
-          Перед Балаклавским проспектом можно сократить вечером секунд на 5-7 левый поворот из области на Балаклавский проспект, отдав их «прямоходу» и тем самым добавив плюс 220 машин в час в область. Впрочем, дублер здесь все равно будет играть крайне важную роль, обеспечивая до 40% пропускной способности в область.

Остается узким местом и перекресток с Чонгарским бульваром - и это после регулировки светофора, которая добавила Варшавскому шоссе здесь 700 машин в час! Одна из причин - проблемный правый поворот с Варшавки на Чонгарский. Особенно с дублера, которому в цикле выделено всего 13-15 секунд! Из-за этого дублер не только не разгружает основной ход Варшавского от поворачивающих направо, а наоборот, стимулирует людей выезжать с дублера с нарушением правил на основной ход и поворачивать направо оттуда!
[Смотреть пофазник]

Мало того, выехавшие из ТЦ Варшавский в фазе 4, которым надо на Чонгарский, перестраиваются сразу в правый ряд и тем самым блокируют Варшавское шоссе: в фазе 1 с основного хода направо поворота нет, и вся Варшавка ждет, пока включится фаза 2 и «хвост» из ТЦ повернет направо.


Обе проблемы Варшавского шоссе перед Чонгарским бульваром на видео:


Разрулить все это можно 3-мя способами, мысли на эту тему под спойлером. Вопрос к знающим это место: какой вариант лучше и почему?

[Способы]



4. Перспектива 2016-2017: эстакада Юрокады
Есть вероятность, что в конце 2015-го наконец начнут строить многострадальный участок Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта. Во всяком случае, в графике стройкомплекса конкурс на его строительство предусмотрен. Впрочем, не будем забывать «проклятие несвязности дорог» Южного округа. Уже готовый проект эстакады Подольских Курсантов – Элеваторная улица недавно отменили, а нынешний проект Южной рокады - кстати, уже третий! – пока так и не прошел Мосгосэкспертизу.

Если работы все-таки начнут, на Варшавском шоссе над Балаклавским проспектом построят эстакаду прямого хода с 2-мя разворотными проездами под ней, а Южная рокада под этой эстакадой образует светофорный перекресток в одном уровне с дублерами Варшавского шоссе.

Учитывая дефицит пространства с обеих сторон перекрестка (все что можно, уже закатано в дублеры), во время строительства ездить здесь будет сложновато. Но дело того стоит: Южная рокада сократит маршрут с Пролетарского проспекта на Балаклавский на 4,5 километра, разгрузит перегруженные участки Каширского и Варшавского шоссе, Коломенского проезда, Пролетарского проспекта.

Какие проблемы и новости по Варшавскому шоссе известны вам? Что думаете о проделанной ЦОДД и нами работе и ее результатах? Все ли понятно в терминологии и интересна ли аналитическая «кухня» с таблицами и пофазниками?

ЗЫ. за фотографии спасибо коллегам с Roads.ru




Если вам понравилась статья, добавляйтесь в друзья или подпишитесь на мой блог в Facebook и Twitter.
Tags: Варшавское шоссе, МКЖД, РЖД, оптимизация дорожного движения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →