Борьба с заторами в Москве и области

Previous Entry Share Next Entry
Дорожная разметка: 3 метода оптимизации движения
crusandr
В арсенале отдела оптимизации дорожного движения СЦ ЦОДД есть много приемов по борьбе с пробками и очагами аварийности. О некоторых из них я рассказал сетевому изданию М24.ру, статья на портале вышла в понедельник, после чего интервью на ту же тему взяли телеканалы М24 и Вести-Москва. Судя по комментариям, суть методов поняли не все, поэтому выкладываю авторскую версию статьи с авторской же инфографикой.

Дорожное движение - по определению область повышенного риска. Автомобилисты и пешеходы зависят от других участников движения, погодных условий и особенностей организации дорожного движения. И если на первые два фактора повлиять не в нашей власти, то дороги мы можем и должны сделать максимально безопасными и удобными, сведя к минимуму риск как для водителей, так и для пешеходов. В Москве есть участки дорог, где конфликтные ситуации легко исправить с помощью локальных мер. Рассмотрим подробнее три из них.

1. Едущие прямо не должны перестраиваться
Очень перспективный, но пока малоиспользуемый способ оптимизации движения - изменение траектории полос, так называемое канализирование направлений.



К примеру, есть две полосы движения, перед перекрестком они превращаются в четыре. Часто в таких случаях просто добавляют 2 полосы справа. Едущий в левой полосе внезапно узнает, что она ведет только налево, и если он хочет ехать прямо, вынужден перестраиваться! Это неправильно: у движения прямо должен быть приоритет, а лишних перестроений быть вообще не должно, они создают пробки и аварийные ситуации. Исправить ситуацию можно, изменив траекторию полос и «изогнув» их так, чтобы те, кто едет прямо, оставались в своих полосах и не перестраивались. А поскольку это делается достаточно плавно на длинном участке, водители этого изгиба даже не почувствуют.

До конца года это будет сделано на проспекте Андропова  у метро "Коломенская", на Земляном валу перед Таганской площадью и на площади Красные ворота на Садовом кольце. Повысим и пропускную способность, и безопасность, причем без расширения проезжей части, только изменением разметки. Таким образом, мы еще и деньги городу сэкономим: на расширение проезжей части нужны миллионы, а то и десятки миллионов рублей, а изменение разметки обходится в сотни тысяч, разница от 10 до 100 раз при том же эффекте.

2. Прикрытые островками съезды
Возьмем съезды с Садового кольца на набережные Яузы. Три из четырех съездов не прикрыты островками безопасности, поток с Земляного вала выезжает в уже занятый ряд. Такая схема движения приводит к конфликту транспортных потоков, из-за нее съезд с Садового кольца на Николоямскую набережную – место постоянных аварий, нередко с тяжкими последствиями. Чтобы это исправить, нужно увеличить островки безопасности, из трех полос набережной отдав по одной для потока с Садового.


Таким образом мы "прикроем" съезды с Садового кольца на Берниковскую, Николоямскую и Полуярославскую набережные, тем самым повысив и безопасность, и пропускную способность. В будущем то же планируем сделать на съездах с Третьего кольца на Большую Тульскую, с МКАД на Алтуфьевское шоссе и в других местах.

Заодно на съездах с Земляного вала на набережные Яузы мы упорядочим парковочное пространство - там появится зона парковки без разбивки на отдельные места. Это будет выглядеть как прерывистая белая линия длиной около 100 метров, на каждом съезде «отбивающая» парковочную полосу шириной 2,5 метра.

3. Сужение полос
Полосы уменьшенной ширины ЦОДД применяет не первый год, но до сих пор многие автомобилисты задаются вопросом: зачем это нужно?

Причина первая: безопасность дорожного движения. В мировой практике ширина полосы зависит от скоростного режима. Самая широкая полоса при скоростном режиме 90-130 км в час - от 3,5 до 3,75 метров. При скорости 50-80 км в час обычно используют полосы 3,25 м. А на маленьких улочках в центре города, где разрешено двигаться со скоростью 30-50 км/час обычно применяют полосы шириной от 3 до 3,25 м. Во многом именно в ширине полос ответ на вопрос, почему в Европе автомобилисты редко превышают скорость: узкие ряды сужают динамический габарит, и "притапливать педальку" становится психологически некомфортно. Не зря сужение полос - один из главных инструментов успокоения трафика.

Причина вторая: расшивка узких мест. Часто разные направления на перекрестке едут в разных фазах, и добавление одной полосы перед перекрестком за счет сужения их ширины позволяет повысить пропускную способность перекрестка, убрав или значительно сократив затор на нем. А иногда таким способом можно повысить связность дорожной сети, открыв на перекрестке новое направление движения (например, разворот) без ущерба для уже имеющихся.



К сожалению, в России полосы везде одной ширины,  3,5 – 3,75 м, несмотря на скоростной режим и другие условия движения. Тем не менее, сужение полос допускается в ГОСТ Р 52289-2004, чем столичные власти и воспользовались еще в 90-е, когда в Москве впервые и применили сужение полос. Сейчас полосы от 3 до 3,25 метров есть на магистралях – Алтуфьевском и Ленинградском шоссе (на мосту Победы), на проспекте Вернадского и Пролетарском проспекте, на участках Варшавского шоссе, на Енисейской и Кантемировской улицах, улице Бехтерева, на Новом Арбате и Тверской. Полосы шириной около 3,3 м есть даже на Третьем кольце на Русаковской эстакаде.

Суженные полосы сейчас используются в рамках программы "Моя улица". За исключением правой полосы для общественного транспорта, все полосы на дорогах, попавших в программу, обычно делают шириной 3,25 м.

В этом году также планируется увеличить количество полос, сузив их ширину, на проспекте Андропова в районе метро "Коломенское", на Садовом кольце в районе площади "Красные ворота", на 2-м Кабельном проезде. Уже сделано это на улице Верхние поля в районе МКАД для улучшения выезда из Москвы: теперь  выезжающие с рынка «Садовод» не блокируют движение в область. Сужение полос на перекрестке Главной аллеи и Проектируемого проезда № 1217 позволило выгадать новый ряд для левого поворота и снизить пробку на Главной аллее и шоссе Энтузиастов. А на улице Сергия Радонежского за счет сужения полос был создан новый разворот.

Такие локальные меры позволяют существенно менять дорожную ситуацию на конкретных участках, повышая безопасность движения и убирая узкие места. Их подготовка требует глубокого анализа каждого сложного места, учета всех нюансов движения в нем. И эта большая и кропотливая работа - лучший способ и ускорить, и удешевить реализацию предложений.

Разумеется, отдел работает в связке со всеми управлениями ЦОДД. В конце концов, спецназ сам не выигрывает войну - он лишь ускоряет победу.

По теме:
Практика добрых дел: переразметка (1)
Практика добрых дел: переразметка (2)
Новый разворот на Сергия Радонежского!


Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

на Вернадке от Ю-Западной в сторону лобачевского, поверх нового асфальта опять нарисовали три 5-метровых полосы!
спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство, блинна.

Edited at 2015-09-16 11:21 am (UTC)

Знаю, сейчас добиваюсь переделки. Правильный проект был отдан.

прекрасный и понятный пост, спасибо!

#2 прикрытие островками съездов остро необходимо делать по всему МКАДу, где ещё нет (например, выезд с Варшавки из области или по Поляне из Бутово).

На МКАД это можно сделать только в местах, где сохраняется 5 полос прямого хода...

Кстати, замечу что в России тоже порой массово применяют сужение полос - например, в Казани даже на 4-5 полосных (в одну сторону) дорогах (например, БКК) полосы, по ощущениям, не больше 3,25.
И действительно, там крайне редко едут даже 80, фактически разрешенные, а чаще 60-70. И хватает полос на все повороты.
При этом на загородных и вылетных магистралях полосы нормальные - 3,5-3,75.

Так что это то, что надо развивать, полностью согласен!!

А можно вопрос не по теме и на засыпку, как представитель ГУЦОДДА?
Сначала в сеть просочилась инфа о скором запрете остановки на сотнях улиц - ЦОДД всячески отрицал.
Потом ВНЕЗАПНО знаки запрета появились-таки, по ЦОДДНЫМ распоряжениям.
Заходим на сайт - видим прекрасное:
""
Ограничение на остановку и стоянку вводится в связи с недостаточной шириной проезжей части для беспрепятственного проезда транспортных средств, в связи с наличием на улице маршрутов общественного транспорта при недостаточной ширине проезжей части, в связи с близостью к въездам и выездам, перекрёсткам, пешеходным переходам, согласно ПДД РФ, а так же для сохранения пропускной способности участка улично-дорожной сети.

Ок, знаки поставили - ездить стало проще, но потом ВНЕЗАПНО была переразмечена дорожная разметка улицы и нарисованы парковочные места. Уширений ПЧ никто не делал. Знаки пока стоят. Их уберут сразу после установки паркоматов?

Тут я воздержусь от комментария. Те проекты делал не я, и не мой отдел. :(

Вы случайно не в курсе, какой "умный человек" переразметил Кантиму так, что в центр теперь 2,5 полосы и с разметкой никакому не нужной парковки, а в область 1,3 полоса. Итогом этого "гениального решения" стало то, что хвост пробки пытающихся съехать на Каширку вечером теперь начинается от Кошкина. Каждый въезд во двор стопорит весь поток. Машины останавливаются около желтой линии напротив Биллы (единственное место где реально нужна была парковка) и всем приходится объезжать их по встречке через сплошную. Такая же фигня с автобусом. Очень интересно, как такие проекты переразметки доверяют людям, которые похоже в этом районе даже ниразу не были.

В курсе. У меня вопросов по нему еще больше. Поэтому он сейчас переделывается с учетом моих замечаний, разметку тоже перенанесут.
ЗЫ. Сразу скажу - это единственный проект, по которому оперативно подключился, к другим не получится.

Edited at 2015-09-16 12:04 pm (UTC)

(Deleted comment)
По п. 2 желательно, чтобы островок при этом возвышался минимум сантиметров на 20 над уровнем проезжей части либо был оборудован круглосуточно дежурящим на нём сотрудником ГИБДД :)

Желательно, но это следующий уровень и быстро не сделать.

по п. 2: надо ставить столбики, делать островок приподнятым с бордюром и вешать плакат "уступать дорогу не нужно, у вас отдельная полоса бла-бла"

ибо в таких местах люди все равно инстиктивно притормаживают, а многие -- останавливаются полностью, чтобы посмотреть налево и уступить дорогу.

Примеры: съезд с кутузы в центр на внутреннюю трешку, и самый очевидный: нахимовский туннель, съезд на него с Варшавки давно прикрыт островком, так все равно народ тормозит и тупит на съезде.

В идеале - да. Разметка - первый, быстрый этап. Если хорошо себя показало, можно и в борту.

Эх, понять бы еще, в чьем сознании родилась идея сместить на Петровско-Разумовском проезде от центра осевую разметку 1.1, уменьшив ее со стороны подъезда к светофору (пример - https://maps.yandex.ru/-/CVsEFJIO). В результате все, кому ехать прямо и кому направо, стоят в один ряд. И теперь в два ряда перед светофором не проехать, а направо регулярно бывает приличное затруднение, хотя прямо дорога свободна.
И таких мест там не одно, к сожалению.

Вредительство ЦОДД

Да практически везде, где в сентябре ЦОДД переделывал разметку со смещением осевой сделали не так как надо, а ровно наоборот.
2-я Хуторская при пересечении с Башиловской - вместо двух полос перед светофором одна (в итоге пробень от церкви).
ул. академика Ильюшина при пересечении с Планетной - вместо двух полос перед светофором одна (в итоге хвост пробки от 8 Марта).
Старозыковский проезд при пересечении с ул. Красноармейская - та же ситуация. Причем на светофоре правоповоротная стрелка, но из-за того, что один ряд пользоваться ей затруднительно.
ул. Усиевича при пересечении с ул. Черняховского. Слева нарисовали места для парковки в итоге вместо двух рядов - один ряд и пробка аж от ул. Лизы Чайкиной. И этот список можно продолжать...

Кстати, по теме ширины полос вспомнил два любопытный случай.
Серебряническая наб. перед светофором на перекрёстке с Яузской ул. Размечено два ряда, один прямо, другой направо (раньше второй был прямо или направо). На светофоре стрелка для правого поворота. По факту НИКОГДА там не едет два ряда, всегда влезает три. Два ждут зелёного прямо, один просачивается направо. Вот даже на панорамах Яндекса такая картинка: https://maps.yandex.ru/-/CVsEFP8I , хотя и затора нет.
Вопрос - почему не сделать кол-во рядов, соответствующее фактическому?
И таких примеров довольно много можно найти.

Edited at 2015-09-16 02:04 pm (UTC)

Там мерить надо ширину проезжей части. Если есть 9 м, можно сделать 3 полосы по 3 метра. Если меньше 9 м - сложно. Если 8,75, гипотетически левый можно сделать 2,75 м с табличкой "только для легковых", но это уже тяжко.

Если ширина меньше 8,75 - увы...

Все правильно.

Сейчас без разметки дублеры пр.Мира под эстакадой ВДНХ в область.
Переразметка и сужение полос нужны, ведь многим надо на ул.Косманавтов, а полос не хватает.
Может успеете что то сделать?
Также очень нужно переразметить Останкинский проезд до 4-х полос движения от пр.Мира до левого поворота на Ак.Королева, чтобы эффективно использовать существующие фазы светофора на пересечении Останкинского пр. и Ак.Королева. Очень сложный узел. Показателен пример прошлой пятницы. Светофор вырубился в р-не 17-00 и пятничная пробка в вечернии час пик полностью исчезла. Т.е. точка скопления траффика Ак.Королева-Останкинский пр.рукотворна, а значит хорошо лечится.

Re: Узел ВДНХ

Нарисовать сможете?

Странно, что в ЦОДД этим особо не занимаются, ведь это еще с институтов известно

Нельзя ли поменять разметку (хотя бы в планы поставить на весну - все равно будут перерисовывать) на ул. Беломорская в месте пересечения со Смольной. Там типичный пример варианта №1 (при движении от Ленинградки) усугубленный левой стрелкой светофора.

Как-то так?
https://old.maps.yandex.ru/-/CVsIq21R

Предложить можем, но т.к. зона уширения короткая, перестроение будет достаточно резким, а карман налево - коротким (влезет 7 лекговушек, 8-я уже будет тормозить левый ряд.

Если овчинка стоит выделки, могу включить в план.

Отличный пост, просто и содержательно:)

А Лихачевским шоссе Вы все еще занимаетесь? Мы опять по часу стоим в часы пик в обе стороны (((. Нарисовали разметку 1 полоса в каждую сторону + широченная обочина. Правда через неделю в сторону Москвы закрасили это безобразие. Ходят слухи, что в ноябре дорогу не откроют. Мы все умрем в этой пробке, сил уже нет никаких. Не долго счастье длилось (((. Есть какая то достоверная информация когда же ремонт там закончится? Извините, что не по теме поста.

Если подходить формально строители имеют на это право - они придерживаются проекта организации строительства, который предусматривал именно схему 1+1 полоса.

А если подходить по-людски, следовало бы сначала закончить новую строящуюся проезжую часть в сторону М-11, перепустить на нее движение, а уже потом что-то менять на существующей.

Все это я высказал Мосавтодору и ГУДХ.

?

Log in

No account? Create an account